Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема субстанции в философии Г.В. Лейбница. Монадология

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Идея мудрости в библейской традиции
  2. Проблема разума и веры в христианской философии: Тертуллиан и Фома Аквинский
  3. Греческое и арабское влияния в XIII веке и основание университетов
  4. Гуманистическая философия Возрождения: Н. Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм
  5. Философия Нового времени: проблема метода научного познания
  6. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
  7. Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
  8. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали
  9. Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе
  10. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»

Введение

Научный характер философии Нового времени определяется как выбором тем исследования — материальное устройство Вселенной, естественное происхождение общества, средства познания природы, так и разработкой основных принципов, лежащих в основе классического научного мировоззрения. Одним из основных принципов является учение о субстанции как стабильном объективном начале мироздания. Цель — истинное знание того, что действительно существует, а не просто результат человеческого восприятия. Философы Нового времени разработали концепции бытия, отличающиеся количеством и природой элементов реальности. Содержательный подход к анализу предпосылок научной мысли также имеет отношение к основанию современных естественных наук. Открытие новых элементов и глубоких свойств материи требует пересмотра представлений о ее стабильных и изменчивых компонентах, поэтому современные представления о веществе будут отличаться от представлений классической эпохи. Тем не менее, способ структурирования мира, разработанный в Новое время, — различие между сущностью и внешними качествами — плодотворен и сегодня.

Субстанция как философская категория

Субстанция (лат. substantia, предмет, основа) — это то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, свойств, существующих только в другом объекте. Субстанция стабильна и постоянна; это сущность, лежащая в основе явлений, постигаемых разумом.

В истории философии существует три основных подхода к трактовке субстанции: монистический (от греческого «один»), дуалистический (от латинского «два») и плюралистический (от латинского «много»). Философы-монисты признают единую субстанцию, которая мыслится как причина самой себя.

Иное понимание субстанции связано с учением о сотворении мира Богом. Дуалисты признают относительный характер независимости сотворенной субстанции. Только высшая, божественная, субстанция обладает абсолютной независимостью. Аристотель был первым философом-дуалистом, который провел различие между двумя началами — божественной формой и материей. Субстанция — это самостоятельное бытие, единичная сущность, которая в языке может быть выражена только субъектом. Например, «этот человек» является субстанцией — конкретным индивидуумом. А «ученый» или «военный» — это случайности, которыми могут обладать или не обладать разные люди. Христианское понимание Бога как личности обусловило развитие доктрины о двух субстанциях — Творце и сотворенной вещи. Эта доктрина позволила разделить науку и религию в наше время: Каждая форма духовной культуры имеет дело только со своей собственной субстанцией.

Плюралистические доктрины также восходят к Аристотелю, который представлял реальность как множественность отдельных вещей, состоящих из формы и материи, которые являются центрами независимого движения. На протяжении всей истории европейской философии идея субстанции-субъекта, личности, индивидуальной души играет роль главного инструмента теоретического познания человека.

Дуализм Декарта

Французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт считается основателем рационализма нового времени. Он рассматривал мыслящий разум как высшую реальность, а его законы — как фундаментальные принципы самого бытия. Декарт выразил сущность бытия с помощью основного понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризовал так: «В каждой вещи, в которой что-то непосредственно содержится как предмет, или если через ее посредничество присутствует нечто, что мы воспринимаем, есть также свойство, качество или атрибут, и сама его идея находится в нас, что и называется субстанцией» .

Субстанция — это то, что существует объективно и для своего существования не требует ничего, кроме самой себя. Только одно вещество удовлетворяет этому условию: Бог, который вечен, бесконечен, всемогущ, всеведущ, творец и причина всего. Бог может существовать в отсутствие всех других объектов, но ни одна вещь во Вселенной не может существовать без первичного агента. В первую очередь, это абсолютная субстанция.

Термин «субстанция» также используется в другом смысле для характеристики того, что создано. Бог создал мир, который также состоит из веществ. Созданные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) обладают главным свойством субстанции — самодостаточностью (они не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя) только по отношению друг к другу. По отношению к высшей субстанции, Богу, они являются производными, вторичными и зависимыми от Него, будучи сотворены Им.

Монизм Б. Спинозы

Голландский философ Б. Спиноза критиковал дуализм Декарта из-за неопределенного статуса

вещество. С одной стороны, только одна бесконечная субстанция, Бог, обладает истинным бытием, а с другой стороны, сотворенные и конечные субстанции зависят от первой. Поэтому существуют вещества высшего и низшего рода. Из этого следует, что помимо божественного в мире существует и низшее начало. Спиноза попытался преодолеть эту дихотомию. Он создал монистическую доктрину о единой субстанции.

Учение Спинозы о единой субстанции содержится в первой части «Этики» под названием «О Боге». По мнению философа, истинной является только одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и существование или природа. Кроме Бога, нет никакой другой субстанции. «Под субстанцией я понимаю то, что существует само по себе и представляется само по себе, то есть, чье представление не требует представления другой вещи, из которой оно должно быть образовано» [2]. Бог и субстанция слиты у него в одно понятие, Бог не выше природы, не является творцом вне природы, он находится непосредственно в природе.

Сама субстанция обладает рядом определенных существенных свойств. Во-первых, она существует полностью, о чем свидетельствует ясность и уникальность идеи. Во-вторых, субстанция обладает свойством самостоятельности и не зависит ни от какого другого бытия. В-третьих, субстанция имеет свою собственную причину, которая состоит из нее самой. Вне субстанции нет ничего. Он содержит в себе все, что существует вокруг. В-четвертых, субстанции также присуще свойство быть бесконечной в пространственном и временном отношениях. Он не находится в потоке времени, а парит над ним. В-пятых, субстанция вечна. Вечность не движется, а находится в неподвижном состоянии, то есть не изменяется во времени. Он вечен в смысле несотворенного и неразрушимого. Спиноза начал с древнего пантеистического отождествления Бога с совокупностью природы; его формула — «Бог или субстанция или природа», которая является причиной самой себя (causa sui).

Таким образом, Спиноза преодолел дуализм Декарта в своем учении о субстанции. Протяженность и мышление, которые у Декарта были субстанциями сами по себе, у Спинозы объединены в единое целое. Согласно пантеистической доктрине Спинозы (по-гречески «все божественное»), существует слияние Бога и материи, наполнение материи божественным смыслом и воплощение Бога в космосе. Субстанция у Спинозы — это не бытие вообще, а объективное бытие, то есть материя.

Субстанция обладает существенными и неотъемлемыми свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Любая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. Но только два из них известны человеку: Расширение и мышление. В отличие от Декарта, который говорил, что протяжение — это одна субстанция, а мысль — другая, Спиноза называл эти два свойства одной субстанцией. Таким образом, Бог — это протяженность, а материя — это мысль.

Плюрализм Г. Лейбница

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц критически проанализировал и развил идеи своих предшественников, включая теории субстанции Декарта и Спинозы. Согласно Лейбницу, число субстанций не ограничивается одним или двумя основаниями, а может быть бесконечным Плюрализм означает множественность отдельных оснований.

Центральное место в метафизике Лейбница занимает понятие субстанции. Субстанция — это нечто отдельное, неделимое. Лейбниц противопоставил учению Спинозы об одной субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Термин «монада» на греческом языке означает «один» или «единство».

Согласно Лейбницу, монада проста и неделима, то есть нематериальна. Сущностью каждой монады является активность, которая выражается в непрерывном чередовании состояний. Самая известная монада, которую мы можем наблюдать, — это жизнь нашей собственной души.

Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. Как таковые, он сравнивает их с человеческой душой. Монады, настаивает Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда у них есть понимание. Монадам чужда пассивность. Некоторые из них потенциально активны, как невидимые частицы; другие реально активны, как живые существа. Монада Лейбница — это, по выражению Л. Фейербаха, «не только многоцветный кристалл, но и многоформенный кристалл, не знающий покоя». Каждая монада — это замкнутый мир, по словам Лейбница, «монады не имеют окон, через которые что-либо может войти или выйти». Благодаря своей неделимости, монада проста, не имеет частей. А это значит, что монада нематериальна, потому что все материальные вещи сложны и делимы на части, всегда делимые в свою очередь. Лейбниц различает духовный мир, мир истинно реального, который является предметом метафизики, и эмпирический, или феноменальный, мир, который изучается естественными науками. Сущность монады — не протяженность, а активность: каждая монада наделена восприятием или познанием и стремлением. Активность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Этот процесс является разворачиванием, реализацией содержания, изначально присущего монадам и потенциально содержащегося в них. Лейбниц подчеркивает самодостаточность каждой монады, в силу которой они являются источником собственных внутренних действий, «нематериальными автоматами». Бесконечное число независимых и самодействующих монадических субстанций, понимаемых Лейбницем как центры целенаправленных движений, составляют физическую субстанцию, подобно солдатам армии. Лейбниц писал: «Я… признаю жизненные начала, распространенные по всей природе, бессмертными, поскольку они являются неделимыми субстанциями….. Эти жизненные начала, или души, обладают восприятием и притяжением» [3]. Лейбниц называет монады душами, когда они обладают чувством, и духами, когда они обладают пониманием. Однако в неорганическом мире они называются субстанциональными формами, как объясняет философ. Все в мире оказывается живым и одушевленным.

Учения о субстанциях — монадах

Литературное наследие Лейбница обширно, но к его фундаментальным философским трудам ученые-философы относят «Изложение метафизики» (1685), «Новые опыты о человеческом разуме» (1705), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). При его жизни была опубликована только «Теодицея». Главный труд Лейбница «Монадология» был опубликован только в XIX веке. Он отказался публиковать «Новые опыты о человеческом разумении», когда узнал о смерти своего оппонента Джона Локка.

В каком из этих произведений изложена его философская система, однозначно ответить невозможно. Философские взгляды Лейбница формировались под влиянием множества различных доктрин. В истории не было ни одного философа, чьи идеи он полностью отвергал: в каждой он находил что-то рациональное. В этом контексте Лейбниц отметил, что «большинство школ правы во многих своих утверждениях, но неправы в том, что они отрицают». Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 томах. — М., 1982. ТОМ 1. 531

При всем своем философском «всеведении» Лейбниц отвергает критицизм как метод философствования. Учитывая это, а также его постоянное стремление к «дополнительности», включая прямое сочетание противоположностей, можно назвать не О. Конта, а Лейбница первым позитивистом в истории европейской философии.

Как и Спиноза, Лейбниц не соглашался с дуализмом Декарта и пытался преодолеть его, но не критикой, как это делал Спиноза, а особой идеей непрерывности, впервые сформулированной им самим. Его смысл в том, что природа не делает скачков. Если отталкиваться от этой идеи непрерывности, то между идеальным и материальным также не существует непреодолимой границы. Поэтому вместо двух субстанций Декарта, протяженной и мыслящей, и вместо одной субстанции Спинозы, которая есть Бог или природа, Лейбниц вводит бесконечное число субстанций, которые, заимствуя это понятие у древних, особенно у пифагорейцев, он называет монадами.

Монады, согласно учению Лейбница, являются чем-то вроде конечных строительных блоков Вселенной. Но в отличие от таких материальных кирпичиков-атомов у Демокрита, монады — это духовные единицы бытия. И как таковые, по Лейбницу, они являются простыми субстанциями, из которых состоят сложные субстанции. «А где нет частей, — пишет Лейбниц в «Монадологии», — там нет ни протяженности, ни формы, и делимость невозможна». Эти монады — истинные атомы природы, одним словом, элементы вещей» Лейбниц Г.В. Собр. соч. S.13.

Монады Лейбница, в отличие от атомов Демокрита и Эпикура, которые также велики в этих учениях, имеют внутренние и внешние различия. В наше время это называется принципом индивидуации. Знакомство Лейбница с Левенгуком, который наблюдал микроорганизмы через микроскоп и называл их «животными», скорее всего, повлияло на формирование такого взгляда на основу мира. Лейбниц действительно был впечатлен тем, что за внешне мертвой природой скрывается жизнь, наполненная движением. Эта идея позже появится у Шеллинга, в учении которого живое является основой природы, а мертвое — «выпавшей в осадок жизнью».

Заключение

Философия Нового времени способствовала формированию и развитию классического научного мировоззрения и открыла новые возможности для рационального познания природы вещей. Концепция субстанции стала инструментом для понимания фундаментальной структуры материи, общих идеальных принципов строения мира и сознания, а также уникальности человеческого разума.

Сложность объекта исследования, наиболее общих основ мироздания, требовала разнообразных подходов к пониманию сущности. Каждая концепция успешно решала свой собственный набор когнитивных проблем.

Дуалистическая доктрина субстанции раскрыла особое место человека в космосе. Особенностью человеческого существования оказалась его двойственность: в каждом из нас есть две группы мотивов, физические и психические.

Монистическая концепция устанавливала не только принцип единства мира как его материальной однородности, но и тесную связь человека с природой, делая человека предметом научного познания.

Идея множественности субстанций стала философской основой для последующих психологических исследований внутреннего мира неповторимой личности. Множественность разумных существ теперь рассматривается не как продукт случайной эволюции неразумной природы, а как императивный атрибут самого бытия.

Таким образом, различные теории субстанции, разработанные в современную эпоху, не только способствовали прогрессу строгой рациональной философии, убежденной в безграничных возможностях нашего разума, но и сыграли эвристическую роль в конкретных науках о природе и человеке.

Список литературы

  1. Декарт Р. Рассуждение о способе правильно направлять свой разум и находить истину в науках и других философских сочинениях. М., 2011.
  2. Спиноза Б. Этика. Серия «Великие мыслители», М., 2010.
  3. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Том I. — М., 1982.
  4. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. — М., 2010.
  5. Рассел Б. История западной философии. Книга 3. М. 2010.
  6. Соколов В.В. Философия разума и материи Р. Декарта. М., 1987.