Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли

На протяжении всей истории понятие и природа «власти» занимали многих мыслителей. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену средневековому религиозному мировоззрению, внесла глубокие изменения в идеологию западноевропейского общества. Общей идеей новой эпохи был гуманизм — где личность занимала центральное место, в отличие от средневековых догм христианства. Шестнадцатый век был веком больших интеллектуальных, культурных, политических и религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. Феодальные и раздробленные государства были объединены по всей Европе. Воссоединение не обошло стороной и Восточную Европу. Но две крупнейшие европейские страны, Германия и Италия, отстали от этого развития. В девятнадцатом веке Италия была процветающей наследницей Римской империи, но в то же время она была самым раздробленным государством. Политическая система Италии напоминала полисы — города. Милан, Венеция, Неаполь, Флоренция и Ватикан вступили в заговор друг против друга и против других государств. Как и в другие исторические периоды, главной причиной раздоров была власть. Если заглянуть в историю и вникнуть в причины войн, то главной причиной, несомненно, является жажда неограниченной власти. Теория власти, основанная итальянским мыслителем Никколо Макиавелли, имела большой резонанс в обществе эпохи Возрождения. Место рождения Н. Макиавелли Флоренция была одним из самых богатых и культурных городов Италии, центром банковского дела и ремесел. В конце XIV начале XV века возникла олигархическая власть банкиров и крупных купцов. Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианской доктрине закона и государства. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте. При этом флорентийский философ опирался на исторические закономерности общественного развития. Он является первым и единственным мыслителем эпохи, который смог достаточно четко уловить потребности своего времени. Главная идея учения Макиавелли — безраздельная и неограниченная власть самодержца, то есть государя. Произведением, сделавшим Макиавелли знаменитым, является книга «Государь». В «Государе» содержатся не только нормы и правила получения власти, сохранения власти и контроля над ней для любого правителя, но и правила этики и основные законы психологического воздействия. Уникальность теории заключается в том, что ее принципы актуальны как для 16, так и для 21 века. Конечно, современные представители власти уже не используют те же высказывания, но многие из них, несомненно, добились бы успеха, если бы сделали суть концепции Макиавелли основой своих действий.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть неотделима от управления как выражения власти. Цель власти — господство над обществом и государством. Власть как многогранное явление имеет свои стороны. Основными компонентами власти являются: ее субъект и объект.

Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Это может быть один человек, организация или сообщество людей. Субъектом власти может быть, например, народ или даже мировое сообщество, то есть тот, кто обладает властью. В контексте теории власти Макиавелли, государь был бы субъектом власти. Субъекты политической власти сложны по своей природе. Субъект определяется содержанием властных отношений через команду (указание, приказ). Приказ предписывает поведение объекта власти, устанавливает (или подразумевает) санкции, вступающие в силу в случае выполнения или невыполнения приказа. Власть — это всегда двустороннее явление, она невозможна без подчинения. Если нет подчинения, то нет и власти. Объектом власти является общество, индивиды, группы, классы, все те, на кого направлена власть.

Субъективно власть — это способность подчинять своей воле. Объективно, это подчинение воле человека, находящегося у власти.

Тема политической власти является противоречивой. Некоторые ученые считают, что это рычаги, на которых происходит взаимодействие по поводу власти, но большинство определяет объект власти как отношения людей по поводу власти.

Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли - Биография Макиавелли

Биография Макиавелли

Родился во Флоренции 3 мая 1469 года, второй сын в семье нотариусов. Родители Макиавелли, хотя и происходили из старинной тосканской семьи, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. О детстве Макиавелли известно немного. Его труды показывают, что он был внимательным наблюдателем политических событий своего времени, наиболее значительными из которых были вторжение в Италию в 1494 году Карла VIII Французского, изгнание семьи Медичи из Флоренции и основание Республики, первоначально под руководством Джироламо Савонаролы.

В 1498 году Макиавелли был принят на должность секретаря Второй канцелярии, Коллегии десяти и Магистрата Синьории, которую он с большим успехом занимал до 1512 года. Макиавелли посвятил себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 году он добавил к своим многочисленным обязанностям организацию флорентийского ополчения и контроль над Советом Девяти, созданным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что необходимо создать гражданскую армию, чтобы заменить наемников, которые были одной из причин военной слабости итальянских государств. Во время службы Макиавелли выполнял дипломатические и военные поручения во флорентийских странах и собирал информацию во время путешествий за границу. Это было время постоянного кризиса для Флоренции, которая продолжала профранцузскую политику Савонаролы: Италия была раздираема внутренними противоречиями и подвергалась иностранным вторжениям.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя он не имел права вести переговоры или принимать решения, порученные ему миссии часто были деликатными и очень важными. Среди них были посольства к нескольким королевским дворам. В 1500 году Макиавелли посетил двор короля Франции Людовика XII, чтобы договориться об условиях его поддержки в продолжении войны против мятежной Пизанской Флоренции. Дважды он был при дворе Чезаре Борджиа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы присматривать за герцогом Романьи, растущее могущество которого беспокоило флорентийцев. В Риме он руководил выборами нового папы (Юлия II) в 1503 году, а при дворе римского императора Максимилиана I в 1507 году обсуждал размер флорентийской дани. Он также принимал активное участие во многих других мероприятиях.

В этот «дипломатический» период своей жизни Макиавелли приобрел опыт и знания о политических институтах и человеческой психологии, на которых — помимо изучения истории Флоренции и Древнего Рима — основаны его труды. В его речах и письмах этого периода можно найти большинство идей, которые он позже развил и которым придал более утонченную форму. Макиавелли часто бывал озлоблен не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и нерешительной политики в отношении могущественных сил.

Его карьера пошатнулась в 1512 году, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, созданной Юлием II в союзе с Испанией против французов. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден оставить государственную службу. Он подвергался преследованиям, в 1513 году был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи и подвергся пытке веревкой. В конце концов Макиавелли удалился в скромное поместье, унаследованное им от отца, Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашиано, по дороге в Рим. Некоторое время спустя, когда умер Юлий II и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал навещать друзей в городе, активно участвовал в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 году он получил должность государственного историографа, на которую его назначил Флорентийский университет).

Шок от увольнения Макиавелли и крах республики, которой он так верно и ревностно служил, заставили его взяться за перо.

«Государь» Никколо Макиавелли.

«Государь» должен быть интерпретирован на основе исторических событий, во время которых он был написан, и тех, которые предшествовали времени Макиавелли. Тогда работа будет не только оправдана, но и…

Его назовут поистине великим творением подлинного политического ума высокой и благородной ориентации».

Г. Гегель

«Государь» — это шедевр политической мысли эпохи Возрождения. Это блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 году, но при жизни Макиавелли не публиковавшийся. Она была опубликована только через пять лет после смерти писателя, в 1532 году. Первоначальное название книги — «О княжествах». Никколо Макиавелли писал своего Государя не для масс. В одном из своих писем другу он говорит, что хотел поступить на службу к новым правителям Флоренции с этой книгой, свидетельствующей о его политическом опыте, и поэтому подарить ее дому Медичи. Конечно, Макиавелли мечтал, чтобы Италия была единым и сильным государством. Он надеялся, что эта книга послужит своего рода руководством к действию для их объединения. Работа была посвящена Джулиано де Медичи, брату Льва X, но Джулиано умер в 1516 году, и посвящение было сделано Лоренцо де Медичи (1492-1519). На первый взгляд, «Государь» — это своеобразное руководство по управлению государством — «если хочешь достичь результата А — сделай действие Б». Автор приводит примеры распространенных ошибок и их последствий, рассматривает лучшие способы достижения поставленной цели. Но дальнейший анализ книги показывает ее неоднозначность. Эта работа могла бы составить объемный том, а не короткое эссе, в которое Макиавелли уместил всю свою теорию.

Макиавелли закончил свой труд словами поэта Франческо Петрарки:

«Доблесть превратится в безумие,

И борьба будет короткой.

Ведь храбрость еще не умерла

В итальянском сердце».

Сила суверена и государства измеряется его способностью или неспособностью защитить себя от внешних и внутренних врагов. Макиавелли предлагал только два оружия против первых: успешные политические союзы и сильную армию. Во внешней политике Макиавелли советует государю полагаться не только на свой ум и силу, но и на хитрость животных. Особенно в области внешней политики, умение быть не только «львом», но и «лисой» должно быть преимуществом. Лев боится капканов, а лиса — волков. Поэтому он должен быть лисой, чтобы избегать ловушек, и львом, чтобы пугать волков. Неразумный политик, — предупреждает Никколо Макиавелли, — находится в смертельной опасности. Опасно слишком доверять союзникам, поскольку никто не будет представлять ваши интересы так же ревностно, как он представляет свои собственные. Таким образом, чтобы преуспеть во внешней политике, государь должен быть умным, проницательным и хитрым. Государь может или должен иметь лисью натуру, но он должен уметь ее скрывать. Лицемерие не является пороком для государя. В глазах людей человек должен быть сострадательным, буквальным, милосердным, искренним, благочестивым и так далее, но внутренне он должен быть готов проявить противоположные качества, когда это окажется необходимым. Как политик, идеальный государь должен сочетать смелость и решительность с осторожностью и благоразумием. Для Макиавелли одним из таких примеров политического и государственного деятеля является Цезарь.

Макиавелли рекомендует правителю, когда ему нужны средства, всегда иметь возможность защитить население за высокими стенами, осада которых покажется завоевателю изнурительным делом, и обеспечить народ продовольствием, чтобы избежать недовольства в армии. Поскольку враг безуспешно атакует город и люди не нуждаются в пище, они даже соглашаются на разрушение домов за пределами крепостных стен. После успешной обороны государь прославляется и обретает уважение к себе как к полководцу.

Концепция власти Никколо Макиавелли

Макиавелли основывает свою теорию власти на принципе оправдания средств, используемых политиком.

Политическая доктрина Макиавелли — это учение, которое впервые

Политических проблем и впервые отделил рассмотрение политических проблем от религии и морали.

В целях продвижения абсолютистских национальных государств.

Это было использовано идеологами абсолютизма и вызвало лютую ненависть защитников феодализма и феодального строя.

Главным объектом изучения Макиавелли является государство. Главная цель — сильное государство с идеальным государем во главе. Единственная цель, которая оправдывает аморальные средства, — это создание и сохранение государства. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как определенные отношения между правительством и подданными, основанные на страхе или любви народа. Государство в произведениях великого флорентийского мыслителя имеет форму единоначалия, но не в пользу монархии и не в ущерб республике (он обосновывал превосходство республиканской формы правления в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия»). Современная действительность, не давала никаких перспектив создания государства в республиканской форме. Он рассматривал республику как продукт «честности» и «храбрости» римского народа, в то время как ничего хорошего нельзя было ожидать от нее в такой коррумпированной стране, как Италия. В своей работе я расскажу о государствах, где правит один человек. Государства с индивидуальным правлением Макиавелли делит на унаследованные и новые.

Как пишет Макиавелли в «Государе», наследственному государю гораздо легче удержать власть, чем новому государю, потому что ему достаточно не преступать обычаи своих предков и без спешки приспосабливаться к новым обстоятельствам. Новому суверену трудно удержать власть. Макиавелли сравнивает болезнь в государстве с чахоткой: «Если вовремя обнаружить зарождающуюся болезнь, что дано лишь мудрым государям, избавиться от нее нетрудно, но если она запущена так, что все ее видят, никакое средство не поможет». Государство, по мнению Макиавелли, можно получить собственным оружием или умением. В новых государствах удержать власть может быть легче или труднее, в зависимости от мастерства правителя. Может показаться, что если частное лицо обладает силой или храбростью, или милостью судьбы (Фортуна), то они же помогут ему впоследствии преодолеть многие трудности. Однако сам автор утверждает, что тот, кто меньше полагается на милость фортуны, дольше останется у власти. Для тех, кто следует стойкости, трудно получить власть, но легко ее сохранить. Главная трудность заключается в том, что они должны вводить новые порядки, без которых невозможно создать государство и обеспечить его безопасность. А замена старого порядка не является желаемой целью. «Те, кто берется за такое предприятие, подвергаются враждебности тех, кто наживается на старом порядке, и холодности тех, кто наживается на новом. Новое состояние можно также получить через руки другого человека или просто по «милости судьбы». Власть может быть приобретена за деньги или дарована в знак благодати. В этих случаях его легко приобрести, но трудно удержать, так как правитель «полностью зависит от воли и удачи тех, кто должен принять власть, то есть от двух сил, которые очень непостоянны и капризны». Он не может оставаться у власти, ибо человеку без особых талантов и достоинств, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде учиться править, да и не может он этого делать, потому что у него нет союзников и надежной другой поддержки. Есть еще два способа стать сувереном. Это случаи, когда частное лицо получает верховную власть «преступным путем или в силу благосклонности своих сограждан». Макиавелли утверждает, что жестокость в политике — вещь неоднозначная. «Жестокость — это не то же самое, что жестокость. Жестокость хороша, когда она применяется немедленно и по соображениям безопасности, и плоха, когда она редка вначале, но со временем становится все более частой. Если действовать первым способом, то можно сохранить власть; если действовать вторым способом, то это невозможно». «Оскорбления должны наноситься все сразу. Чем меньше они съедаются, тем меньше вреда причиняется; благосклонность должна быть постепенной.

Оценка обществом теории Макиавелли. «Макиавеллизм».

16 век — это время перехода от средневековья к современности. Средневековые установки с характерным религиозным образом жизни сохранились, но церковные догмы больше не являются основным законом социальной жизни. Церковь потеряла свою безграничную власть не только над умами людей, но и над государством. В это время идеи гуманизма, с их светской тенденцией в отличие от средневековой мысли, еще не были достаточно развиты. Именно в это время появляется теория власти Макиавелли, которую уже не может принять философия прошлой эпохи, но еще не поддерживает новая. По этой причине его теория была принята обществом как аморальная. Из его идей возникло такое направление, как макиавеллизм. Политический лексикон определяет макиавеллизм как тип политического поведения, при котором для достижения целей оправданы любые средства вплоть до самых коварных и вероломных. Теория Макиавелли была развита более поздними теоретиками — Спинозой, Руссо и др. — получили дальнейшее развитие, но предметом споров для этих теоретиков стала оценка «макиавеллизма». Однако, оценивая эту теорию, необходимо учитывать время, в которое она была создана. Феодальные условия во всех странах вели к непрекращающимся конфликтам, постоянной борьбе между королями и вассалами, предательству и коварным интригам. Именно эту практику Макиавелли подхватил в своих идеях и попытался обосновать. Макиавеллизм стал символом политического вероломства, лицемерия и предательства. Исходя из слов самого Макиавелли, основная идея его теории заключается в следующем: «Всякий раз, когда необходимо обсудить вопрос, от которого зависит спасение государства, не следует останавливаться на соображениях добра или зла, гуманности или жестокости, славы или бесчестия, отбросить все соображения и выбрать то, что спасет и сохранит свободу».

На первый взгляд, многое в его теории кажется беспринципным, но, с другой стороны, в условиях полного хаоса единственным надежным способом удержать непокорные города-государства от дальнейшего разделения было применение жестких политических мер. Макиавелли основывал свои идеи на многолетних наблюдениях за политиками разных стран и на глубоком изучении политической истории. Не следует забывать, что теория Макиавелли родилась из глубокого анализа исторических фактов, ошибок и решений проблем, как некий свод, выведенных из многовекового опыта, единственно верных государственных решений.

После анализа теории власти Макиавелли и ее критики стали четко вырисовываться причины такого восприятия общества. На мой взгляд, теория итальянского мыслителя была лишь отражением политической реальности, а она по своей сути жестока и коварна. В произведениях Макиавелли мы встречаем реальные действия конкретных исторических личностей, его произведения — это лишь описания, своего рода зеркало, в котором отражаются реальные действия высокопоставленных государственных деятелей, и стоит отметить, что зачастую они не самые нравственные. Возможно, именно в этом кроется источник столь рьяной критики Макиавелли? Возможно, многие люди просто видели себя в фигурах из произведений итальянского мыслителя или боялись увидеть отражение того, кем они сами являются? Человеку по своей природе трудно признать свои недостатки, поэтому легче критиковать то, что не отражает наиболее правдоподобную сторону человеческой натуры, чем признать ее. Как известно, отличительной чертой идей Макиавелли был реализм, он показал, что на протяжении многих веков было принято скрывать, а не выставлять напоказ и приукрашивать несуществующими красками. Ведь так легче скрывать свои действия и интересы, особенно находясь у власти и прикрываясь благородной маской своих целей, которые зачастую далеки от интересов общества. Макиавелли не только отражает стремления и природу человеческих действий, но и раскрывает, так сказать, изнанку политических процессов, показывая, как на самом деле ведется борьба за власть (интриги, предательство). Если мы посмотрим на историю, то увидим, что из века в век происходило обожествление правителя, и Средние века не были исключением, где правление правителя приписывалось божественному провидению.

Теория власти Макиавелли в контексте современной политики.

Как уже говорилось выше, власть и государство имеют тесную взаимосвязь. Борьба за политическую власть всегда была актуальной проблемой и всегда останется таковой. Россия в этом отношении не является исключением. За свою многовековую историю наша страна прошла сложный путь. Было много войн и смутных времен, смена существующей формы правления и полная смена ценностей и жизненных ориентиров. Поэтому было бы неправильно опустить в данной работе тему политической ситуации в нашей стране. В качестве верховной власти выдвигаются монархия, затем коммунизм, который, к сожалению, воплотился в тирании и деспотизме, и, наконец, демократия. Это обусловлено определенным психологическим состоянием нации, к которому наиболее подходит тот или иной принцип власти.

Политика в установке верховной власти сливается с национальной психологией. В той или иной форме верховной власти выражается дух народа, его убеждения и идеалы, то, что он внутренне ощущает как высший принцип, которому он достоин подчинить всю национальную жизнь. Современная политика еще не вполне стабильна в своих ориентирах, целях и задачах. Ситуация в стране до недавнего времени была крайне нестабильной в политическом, экономическом и духовном плане. Она напоминала Италию шестнадцатого века: стране не хватало единства. В начале 1990-х годов, после распада СССР, существовала реальная опасность того, что Россия также распадется. Парад суверенитетов, охвативший российские автономии, поставил Татарстан, Чечню и ряд других республик на грань отделения от России. В таких условиях актуальной становится концепция Макиавелли «О гражданском суверенитете», которая, по сути, обосновывает идею идеи «гражданского суверенитета» в Российской Федерации. Она фактически обосновывает идеи демократии. Он пишет, что есть еще один способ стать правителем, который основан на силе доброй воли граждан.

Суверенитет устанавливается как бы гражданским, он устанавливается по воле народа. Собственно, именно такая ситуация сложилась в нашей стране в 90-е годы. Старая идеология исчерпала себя, общество почувствовало необходимость перестроить существующий порядок, то есть происходит то, о чем предупреждал правителя Макиавелли — власть превратилась в тиранию и неизбежно потеряла свою силу. «Государство неприкосновенно, когда правительство не вызывает недовольства, когда страх подданных не перерастает в ненависть. Целью государства и основой его постоянства Макиавелли считал безопасность личности и неприкосновенность собственности. В условиях Советского Союза страх был основой власти. В какой-то момент она переросла в ненависть, что, конечно же, привело к краху существующего порядка. Если бы руководство страны помнило наследие Макиавелли, многих ошибок можно было бы избежать. В результате этих ошибок произошла не только смена идеологии, формы правления, власти, но и изменение всех ценностей общества. Народ выдвинул, поддержал новую власть, то есть власть была установлена за счет поддержки народа, который и привел новое правительство к власти.

В нашей стране нашла актуальное выражение другая концепция Макиавелли: «Как государь должен действовать в военных делах». В политическом плане и СССР, и современная Россия проводят активную военную политику. Ни для кого не секрет, что Россия обладает огромной военной мощью, и это признают все страны мира. Как говорил Макиавелли, без хорошей армии и военной политики государство слабо и находится в большой опасности.

В нашей стране оружейная промышленность всегда находилась на высоком уровне и финансировалась в первую очередь. Политика нашей страны направлена на укрепление нашей военной мощи. В настоящее время армия реформируется, чтобы сделать нашу собственную армию боеспособной, современной и сильной. Это еще одно отражение концепции Макиавелли в современном государстве.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Рене Декарт
  2. Софисты и сократ
  3. Спор эмпириков и рационалистов по проблеме истины — Формирование и истоки эмпиризма и рационализма современной философии
  4. Мировоззрение, его структура и значение для общества и человека
  5. Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени
  6. Современные методологические программы
  7. Природное основание общества
  8. Эстетика в экзистенциализме
  9. Псевдо-Дионисий Ареопагит
  10. Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики