Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы интернализма и экстернализма в понимании научной деятельности

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Гипотетико — дедуктивная схема научного знания
  2. Научное объяснение, его общая структура и виды
  3. Субъект научного познания, его социальная природа, виды и функции
  4. Наука и антинаука («псевдонауки», «альтернативные науки», «маргинальные науки», «паранаучные знания» и т.д.)
  5. Понятие истины в современной науке. Основные концепции истины: корреспондентская, когерентная, прагматическая
  6. Организационная структура современной науки
  7. Когнитивное творчество, его сущность, механизмы и основания.
  8. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки
  9. Наука как основа инновационной системы современного общества
  10. Традиции и новации в науке

Введение

Научные идеи, с одной стороны, существуют независимо от каждого человека в отдельности, от того периода, когда они появились, хотя и обладают хронологической последовательностью, вытекая одна из другой и образуя единую систему знания.

С другой стороны, научные идеи возникают в сознании конкретного учёного; что их появлению способствуют или препятствуют различные события и факторы, относящиеся к области социальных, социокультурных, политических отношений, индивидуальных особенностей биографии учёного.

Модели развития науки(экстернализм, интернализм, кумулятивизм, революционизм)

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т. е. его рост, изменение, развитие и т. п..

Развитие знания — сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неклассической и далее к постнеклассической и т. п., от незнания к знанию, от неглубокого неполного к более глубокому и совершенному знанию и т. д.

В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.

Кумулятивизм (от лат. cumula — увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции.

Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию.

Антикумулятивизм полагает, что будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История-науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Анализируя многообразие течений философии науки можно выделить две различные стратегии:

1) интернализм;

2) экстернализм.

Экстернализм

Экстернализм — направление в философии и историографии науки, представители которого исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания. С точки зрения экстерналистов, в научном познании познавательный интерес не имеет самодовлеющего значения (познания ради умножения и совершенствования знания в соответствии с неким универсальным истинным методом). Он, в конечном счете, всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества постоянно возникающих в ходе практической деятельности инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем. Экстерналисты (социологические и культурологические подходы) — утверждают, что развитие науки детерминировано внешними факторами — обществом, культурой, языком, внутренней психической активностью.

Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы в историографии науки была предпринята в 30-е годы 20 в. (Гессен, Бертол), в в 70-е годы в рамках философии и социологии науки (Кун, Фейрабенд, Полани, Косарева, Гачев). Истоки экстернализма уходят в новое время, когда произошло сближение теоретизирования с экспериментом (Галилей, Гилберт), когда научное познание стало ставиться в непосредственную связь с ростом материального могущества. Знание сила — (Ф. Бэкон). Развитие методологии, социологии и истории науки во 2-й половине 20 в. привело к крушению представления о всеобщности и объективности научного метода (Фейрабенд, Кун, Степин). В работах ученых показана парадигмальность, историчность, социологичность, конструктивность, как самого процесса научного познания, так и всех его результатов.

К слабым сторонам экстернализма можно отнести опасность недооценки его представителями относительной самостоятельности и независимости науки по отношению к социальной инфраструктуре, скатывания на позиции абсолютного релятивизма и субъективизма (Фейрабенд). Интернализм (от лат. внутренний) — направление в философии и историографии науки, представители которого считают, что главную движущую силу развития науки составляют имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности, что научное знание может и должно быть рассматриваемо как саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и т.д.) и только от предшествующего состояния научного знания и его интенции к саморазвитию.

Интернализм

Интернализм сформировался в 30-е годы 20 в. в качестве оппозиции экстернализму. Видные интерналисты — это Кейре, Холл, Рассел, а также позитивисты — Лакатос, Поппер. Согласно онтологической доктрине Поппера существуют три не связанных друг с другом типа реальности: физический мир, психический мир и мир знания, который создан человеком, но стал независимой реальностью.

Существуют две версии интернализма: а) эмпирическая — источником роста содержания научного знания является нахождение (открытие) новых фактов, теория — это вторичное образование, обобщение и систематизация фактов; б) рационалистическая (Декарт, Гегель, Поппер) — считает, что основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже существующих идей.

Проблема интернализма и экстернализма в концепциях философии науки и истории науки

Интернализм и экстернализм

Две концепции движущих факторов науки.

Интернализм (А.Койре, Очерки истории философской мысли) — теоретический мир полностью автономен и отделён от реального мира.

Т.к. наука – деятельность духовная, то объяснена она может быть только из самой себя.

— главное значение имеют внутринаучные факторы: объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. — история науки – эволюция идей, понятий, теорий, происходящая по внутренней логике их развития либо скачкообразная смена типов мышления.

Этот процесс связан со сменой философских концепций.

— Койре, анализируя научную революцию 16—17 вв., стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.

— Существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь благоприятствовать или мешать науке.

Недостатки:

а) односторонность

б) в крайних формах интернализма человек, как субъект познания является «духовной субстанцией», природа которой не может быть объяснена исходя из материальных и социальных предпосылок.

в) полностью разделяет интеллектуальные и культурно-исторические социальные аспекты развития науки

Экстернациолизм (Б.М.

Гессен, доклад о экономических корнях механики И. Ньютона)

— противоположная концепция. Ведущую роль в науке играют внешние факторы, в первую очередь социально – экономические

Недостатки:

а) попытка выводить содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин из экономических, игнорируя особенности науки, как специфической духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинного знания

В настоящее время эти две концепции не противопоставляют, признают взаимодействие внешних и внутренних факторов и пытаются объяснить его закономерности.

В чистом виде они почти не встречаются

История науки как система знаний возникла, видимо, с осмысления, что есть сама наука; как научная дисциплина она стала формироваться во второй половине XIX в.

В 1930-х гг. появляются работы, где прослеживаются идеи взаимосвязи науки и социально-исторического развития.

В Лондоне был образован так называемый «невидимый колледж», не имевший организационного оформления. Его лидера Джона Десмонда Бернала, физика, профессора Кембриджа, считают основателем социальной истории науки.

Благодаря усилиям Дж. Бернала (1901-1971) и др. история науки была превращена в дисциплину, подлинно интернациональную и институционально оформленную. В 1929 г. была основана Международная академия истории науки (МАИН). В историографии науки возникли два направления.

Экстерналистское направление ставило своей целью выявление связей социально-экономического развития общества и развития научных знаний.

В 1931 г. на II Международном конгрессе историков науки в Лондоне советский ученый Б.М. Гессен сделал доклад о социально-экономических корнях механики И. Ньютона. Несмотря на ограниченную источниковую базу, Гессену удалось рассмотреть проблему возникновения нового знания в творчестве Ньютона — механики. Эта проблема отражала общие закономерности исторического развития и разделение общественного труда в Англии, разбивая идеал ученого, который должен заниматься только чистой наукой.

Создавая первые программы историко-научных исследований, экстерналисты обращали внимание на хронологическую систематизацию, описание механизма прогрессивных идей, изучение социально-экономического контекста.

Следует отметить, что многие работы, хотя и затрагивали исторический материал, в анализе использовали методы социологии, пытаясь все уложить в единую, универсальную для всех наук схему.

Экстернализм и интернализм в понимании науки

Подходы к объяснению развития научного знания:

Проблема генезиса науки

Мифология – философия – наука

Уровни мировоззрения

Теоретический, рац.

Философия, затем наука
Эмоционально-образный Мифологич., художествен-ное, религ. мировоззрение

Обыденное мировоззрение

Одна из главных проблем, характерных для истории науки, — понять, объяснить, как, каким образом внешние условия — экономические, социокультурные, политические, мировоззренческие, психологические и другие — отражаются на результатах научного творчества: созданных теориях, выдвигаемых гипотезах, применяемых методах научного поиска.

Эмпирической базой истории науки являются научные тексты прошлого: книги, журнальные статьи, переписка ученых, неопубликованные рукописи, дневники и т.д. Но есть ли гарантия, что историк науки имеет достаточно репрезентативный материал для своего исследования? Ведь очень часто ученый, сделавший открытие, пытается забыть те ошибочные пути поиска, которые приводили его к ложным выводам.

Всплеск историографических исследований был зафиксирован в 30-х гг. XX в — доклад о социально-экономических корнях механики Ньютона сделал советский ученый Б. М. Гессен, применивший в своем исследовании диалектический метод. Этот доклад произвел очень большое впечатление на участников конгресса, из числа которых образовался «невидимый колледж», не имеющая организационного оформления группа, объединившая часть английских ученых, занимающихся изучением истории науки.

Работа этой группы дала толчок к возникновению такого направления в западной историографии науки, которое получило название экстреналистского.

Представители данного направления поставили своей задачей выявление связей между социально-экономическими изменениями в жизни общества и развитием науки. Лидером его по праву стал английский физик и науковед Д. Бернал

Интернализм (от лат. internus внутренний), методологическое направление в истории и философии науки, признающее движущей силой развития науки внутренние, интеллектуальные (философские, собственно научные) факторы.

Наука ни от чего не зависит. Возник в кон. 30-х гг. 20 в. как реакция на Экстернализм—(от лат. externus внешний), методологическое направление в истории и философии науки 30-х гг. 20 в., усматривающее источник развития научных идей непосредственно во внешних социальных (экономических и политических) факторах. Идея об интеграции различных областей научного знания («это будет одна наука»).

Со временем (при коммунизме) — наука станет непосредственной производительной силой.

Представители Инт (А. Койре, А.Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.) полагают, что наука развивается благодаря внутринауч фак-рам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций—вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т.д.

Поэтому в работах историков-интерн история науки предстает в виде чисто интеллект, истории — истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Гегеля. Напр., анализируя научную революцию 16—17 вв., Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоч. антич.

Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена филос-религ представл. конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.

Интернализм и экстернализм

Две концепции движущих факторов науки.

Интернализм (А.Койре, Очерки истории философской мысли)

— теоретический мир полностью автономен и отделён от реального мира. Т.к. наука – деятельность духовная, то объяснена она может быть только из самой себя.
—  главное значение имеют внутринаучные факторы: объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы.

—  история науки – эволюция идей, понятий, теорий, происходящая по внутренней логике их развития либо скачкообразная смена типов мышления. Этот процесс связан со сменой философских концепций.
— Койре, анализируя научную революцию 16—17 вв., стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич.

Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.
— Существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь благоприятствовать или мешать науке.

Недостатки:

а) односторонность
б) в крайних формах интернализма человек, как субъект познания является «духовной субстанцией», природа которой не может быть объяснена исходя из материальных и социальных предпосылок.
в) полностью разделяет интеллектуальные и культурно-исторические социальные аспекты развития науки

Экстернациолизм (Б.М. Гессен, доклад о экономических корнях механики И. Ньютона)

— противоположная концепция. Ведущую роль в науке играют внешние факторы, в первую очередь социально – экономические

Недостатки:

а) попытка выводить содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин из экономических, игнорируя особенности науки, как специфической духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинного знания
В настоящее время эти две концепции не противопоставляют, признают взаимодействие внешних и внутренних факторов и пытаются объяснить его закономерности.

В чистом виде они почти не встречаются

Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм, куммулятивная и некоммулятивные модели.

Одной из основных закономерностей развития науки является ее преемственность, базирующаяся на фундаменте знаний, накопленных предыдущими поколениями. Основное средство передачи научных знаний книги, журнальные статьи и другие публикации, в которых излагаются результаты исследований. Таким образом, только письменность может обеспечить возникновение науки, преемственность в ее формировании и подлинно интернациональный характер науки.

Развитие науки подчиняется как общим, характерным для всего общества, так и специфическим внутренним законам.

Общие законы связывают научное знание с другими социальными явлениями, куда можно отнести его эволюцию посредством возникновения и разрешения противоречий, отрицания, опоры на преемственность связи, переход количественных изменений в качественные. Сюда же причисляют социальные законы, определяющие отношения науки и потребностей материального производства, базиса и надстройки (в нее, как известно, входит ряд общественных наук и научно-исследовательских учреждений).

Внутренние законы выражают относительную самостоятельность науки, ее особое качество и раскрываются через исторические обобщения и анализ особенностей поступательного движения научного знания.

Конкретизируя и дополняя общие, они раскрывают глубинные механизмы прогресса, особенности создания и развития научных систем, характер связи общих теорий и отдельных фактов, предмета и метода познания, отношение науки к уже имеющимся данным теории и практики, путь создания достоверных обобщений и построения доказательств, специфику диалектики понятий.

Сформулирован целый ряд других внутренних законов науки:

экспоненциального развития, устанавливающей пропорциональность темпа роста науки ее величине в данный момент времени. Это находит выражение в ускорении роста научной информации, открытий и числа людей, занятых научной деятельностью;

соответствиянеразрывно связанной с кумулятивным характером развития науки, строящей свое здание на базе проверенных практикой знаний.

Это значит, что новая, более широкая теория должна содержать в себе предшествующую как частный или предельный случай;

преемственностикоторая приводит науку к единой линии поступательного развития и необратимому его характеру;

дифференциации, утверждающей, что освоение новых областей реальности и углубление познания приводят к дроблению фундаментальных дисциплин на все более специальные области знания, которые совершенствуют собственные методы исследования, изучают свои макро- и микрообъекты;

интеграциипоказывающей, что потребность в синтезе знания постоянно приводит к укрупнению науки.

Первоначально она формировалась по предметному признаку, но через проблемную ориентацию постепенно переходила ко все более широкой математизации;

кристаллизациидоказывающей, что каждое новое открытие симметрично и пропорционально обрастает новыми знаниями.

Заключение

Сегодня для науки как никогда актуальны аспекты социальной и этической ответственности ученых, связанных с военными разработками. Анализ научной деятельности показал: вредоносной оказалась та научная рациональность, которая ориентировала ученых лишь на осуществление сугубо исследовательских целей и не задавалась целью оценить возможные последствия научных разработок и их технических приложений.

Большинство представителей философии и науки рассматривает науку как эффективный инструмент покорения природы, уделяя мало внимания тому, что она содержит необъятный духовный потенциал, направленный на самосовершенствование человека. XXI век требует не только ознакомления с эволюцией науки, но, что болеё важно, построения сбалансированной картины развития культуры и научного познания в контексте определенного исторического времени.

Итак, представители интерналистской концепции развития науки считают, что наука развивается в силу имманентной, т.е. внутренне присущей ей, логики. Представители экстерналистской концепции полагают, что развитие науки тесно связано с социально-экономическим развитием общества, т.е. делают акцент на внешних факторах. В современных условиях необходимо учитывать основные положения обеих концепций.

Список литературы

  1. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм/Н. Аббаньяно. -СПб.: Издательство «Алетейя», 1998. -С. 348.
  2. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век/В. С. Библер. -М.: Издательство политической литературы, 1991. -С. 235.
  3. Битарова Л. Г. Онтологический статус общекультурных компетенций в аспекте интернационализации профессионального образования/Л. Г. Битарова, А. В. Тонковидова, Э. А. Орлова//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2014. -№ 3. -С. 77-81.
  4. Битарова Л. Г. Антиномичность формирования общекультурных компетенций в процессе профессионального образования/Л. Г. Битарова, А. В. Тонковидова, Э. А. Орлова//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2011. -№ 3. -С. 31-36.
  5. Бич Ю. Г. Страницы развития физкультуры и спорта в сельских районах Кубани в 70-80 годы 20 века/Ю. Г. Бич//Физическая культура, спорт -наука и практика. -Краснодар: КГУФКСТ. -2007. -№ 1-4. -С. 51-54.
  6. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции/Ж. Бодрийяр. -М.: Постум, 2015. -С. 248.
  7. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма/М. Вебер. -М.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. -С. 321.