Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы истории педагогики — Возникновение идей о поддерживающем обучении

Идея фасилитативного обучения уходит своими корнями в древнюю педагогику.

В древнем мире идеалом был человек-гражданин, осознающий свои обязанности перед государством. Основной тенденцией педагогической практики того времени была «интеллектуализация» нравственного и гражданского идеала. В то же время древние мыслители (Сократ, Платон, Аристотель) чувствовали и осознавали необходимость педагогической целостности и признавали важность «правильного воспитания» в образовании. Платон, например, считал обязательным для детей правящего класса воспитание и обучение в специальных государственных учреждениях, которые не только обучали, но и воспитывали из каждого ребенка храброго воина, гражданина и философа. Кроме того, считалось, что у человека не может быть иных интересов, кроме интересов государства. Такой утилитарно-социальный взгляд на человека (особенно с точки зрения его полезности как средства для государства) не позволил античным философам уловить «принцип истинного воспитания» и психолого-педагогически обосновать процесс взаимовлияния воспитания и образования в педагогической практике.

В раннем христианстве возник новый взгляд на проблему взаимодействия воспитания и обучения в образовательном процессе. Христианская идеология отвергла утилитарный взгляд на человека и признала ценность личности как образа Божьего. Это послужило основой для переосмысления отношений между воспитанием и образованием. Согласно христианской идеологии, не эксплуатация знаний (личная или в интересах общества), а их возвышение дает широкий «простор» интеллектуальным способностям человека.

Если античность, с ее идеалами человека-гражданина, понимала под духом человека способность мыслить, интеллект, то христианство, видевшее в человеке способность к самоконтролю, к смирению, к взаимопомощи и к «духовной независимости от «властей века сего», понимало под духом все духовные силы и способности: Интеллект, чувства и воля в их единстве и «неразделенности». Равными интеллекту в христианстве являются чувство и воля, тогда как у Платона они были «ниже разума». Воля», однако, предполагает знание того, что можно желать, чего можно хотеть. Следовательно, воля находится «в связи со знанием», а знание зависит от воли.

Христианство признавало право «отдельного человека», то есть право человека быть индивидуальной и независимой личностью; национальность признавалась как особенность человеческой системы, все люди были равны между собой, а «природные различия» не имели никакого влияния на оценку человека как личности. Все дохристианские народы обуславливали свое образование национальностью, в то время как христианское образование стало всеобщим. Целью воспитания для всех сословий и полов в христианстве было религиозное и нравственное совершенствование человеческой личности.

Педагоги раннего христианства не признавали античное образование как идеал жизни, но в то же время они признавали его педагогическое (т.е. воспитательное) значение и считали его подготовительным этапом в развитии человеческой культуры. Василий Великий (330 — 379), Августин Блаженный (354 — 430) и другие христианские богословы понимали, что в воспитании «действуют все силы разума, а не один разум». Христианское воспитание должно было влиять на развитие всей «неразделенной души ребенка», а обучение носило воспитательный характер благодаря подбору литературы, подходящей для того, чтобы «научить добру и облагородить душу».

Проблемы истории педагогики - Возникновение идей о поддерживающем обучении

Возникновение идей о поддерживающем обучении

Образовательной основой христианского учения была религия, а главным предметом — закон Божий. Основными средствами воспитания были пример, увещевание, наставление, поучение и страх (или страх, полный любви к Богу) оскорбить Бога недостойными поступками. Н. Кибардин отметил, что первый опыт педагогического обучения можно найти в трудах Августина Блаженного («Исповедь», «О катехизации необразованных»), подчеркнув важность исторической основы обучения. Августин Блаженный считал повествование и беседу основными методами обучения, и особое внимание он уделял наглядности. Решающее условие формирования религиозных убеждений он видел в систематическом переводе знаний (в данном случае о христианской религии) в человеческие действия. Это же содержание впоследствии развивали И.Ф. Феп-барт, К.Д. Ушинский, В.Я. Ковалев, В.В. Стоюнин, П.Ф. Каптерев и другие ввели в понятие «воспитательное формирование». От учителя Августин требовал умения «принуждать», то есть заставлять делать что-то полезное, и дисциплинировать детей. Послушание в процессе обучения рассматривалось в педагогике раннего христианства как добродетельная способность, помогающая достичь понимания изучаемого материала, что необходимо, прежде всего, для формирования идейной направленности обучения.

Подчеркивая примат воспитания личности в духе христианских идеалов и ценностей над изучением светских наук, ранние христианские идеологи заложили основу для воспитания образования в его «зародыше». Подход, отстаиваемый христианской педагогикой, был не только правильным в психологическом смысле (знаниями овладевает разум, но приобретение знаний требует волевых усилий; чувства пронизывают всю умственную деятельность обучающегося; то, что человек хочет, он приобретает легче и т.д.), но и оказался актуальным в условиях Римской империи того времени.

Характер образования в Средние века определялся церковно-религиозной системой того времени. Обладая богатыми средствами, властью и влиянием, церковь подчинила образование своим интересам и целям. Даже рыцарское воспитание — эта совершенно светская форма духовной культуры, как отмечает П.Соколов, находилась под влиянием «церковной образовательной системы». Идеалом человека как такового в церковной культуре считался аскетизм. Отношение к человеку было чисто утилитарным, а сам он рассматривался как средство достижения теократии. Основой образования в Средние века была схоластика. Преподавание культивировало память, догматическую логику ума, но не характер и самодеятельность ученика. Преподавание было отделено от образования как такового.

В XII — XIII веках появились отдельные высказывания об образовании как способе совершенствования человеческой личности (Гуго Сен-Викторский — «Дидаск-Лион»); о единстве образования и воспитания (Винцетто из Бове — «Об обучении благородных детей»), но они не оказали существенного влияния на педагогическую практику. Идея образования, забытая в Средние века, была реализована в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI века). Ослабление влияния церкви на общество, привело к формированию идеала человека как свободной, самостоятельной личности, независимой от церкви. Возрождаются раннехристианские идеи воспитания (П.П. Вергерио, Э. Роттердамский, В. Фельтре, М. Лютер, М. Монтень и др. Целью образования во многих отношениях становится развитие человека для его блага.

Педагоги-гуманисты обращали внимание на связь между образованием и воспитанием, на возможность влияния предметов не только на разум, но и на чувства и волю человека. Пьер Паоло Вирджирио (1350-1444) в своей книге «О благородных нравах и свободных занятиях» утвердил идею о том, что знания без нравственного развития не представляют ценности и даже опасны. В некоторых работах он развивал идею о том, что воспитание не ограничивается моральными заповедями и нравственными максимами. Оставляя «живым образцам» (отец, учитель, добродетельный человек) и религии главную роль в нравственном воспитании, X. Л. Вивес, В. Фельтре и другие высоко оценивали воспитательное влияние традиционных дисциплин, таких как риторика, поэзия, история. История становления педагогической мысли за рубежом и в России.

В своих сочинениях Монтень (1533-1592) критиковал не только схоластов, но и гуманистические школы своего времени, обвиняя их в отсутствии желания сделать образование полезным. В своих сочинениях Монтень предлагал направить «склонности и мысли» ученика на «праведную жизнь», и что ученик должен быть лучше образован, а не «более образован».

Развитие идеи воспитывающего обучения определялось представлениями об идеале человека, его интеллектуальных, нравственных, физических и других качествах, которые преобладали в определенные исторические периоды у разных народов. Стремление к всестороннему развитию этих качеств создало плодотворные условия для продвижения обучения. В систематизированном виде они были впервые реализованы Я.А. Коменским.

Основы педагогического преподавания

Ян Коменский положил в основу своего педагогического и особенно дидактического учения три важнейших принципа:

  1. воспитывающий характер обучения;
  2. Связь обучения с жизнью, с реальностью;
  3. Соответствие обучения возрасту учащихся.

В процессе воспитывающего обучения формируются моральные качества человека. По словам Коменского, «никто не может быть образован без воспитания и образования, то есть без усердного обучения и наставничества». Таким образом, дидактика Коменского основана на идее воспитывающего обучения.

  • Коменский установил принцип связи образования и воспитания и первым в истории педагогики определил основные положения этого принципа.
  • просветительская мысль Коменского проникнута духом народности и человечности; она выражает потребности не только богатых, но и третьего сословия.
  • Взгляды Коменского на поощрение обучения используются и в современной дидактике.

С идеей содействия обучению тесно связано требование связать обучение с жизнью.

Я. Я.А. Коменский, автор «Великой дидактики», требовал, чтобы образование основывалось на чувственном восприятии, физическом и нравственном воспитании. Я.А. Коменский был убежден в мощной силе образования и считал, что нет такого ребенка, которого нельзя было бы обучить. Он разработал все основные вопросы организации воспитательной работы, был основателем воспитательной системы классно-урочной работы: «Необходимо сочетать слух со зрением и слово с ручным трудом». Необходимо «учить на основе доказательств с помощью внешних органов чувств и разума». Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и практику во всем мире.

Неоценимое значение в формировании идей педагогического воспитания имели работы таких выдающихся деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеций (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Большой вклад в развитие идей воспитывающего обучения внес Дж. Локк.

Самое важное в человеке — это физическое, умственное и нравственное воспитание. Локк видел конечную цель образования в том, чтобы воспитать здоровый дух в здоровом теле. Все компоненты образования должны быть взаимосвязаны. Идеи Локка об образовании были основаны на его собственных наблюдениях в качестве воспитателя детей в благородных семьях. Он разработал методы и способы развития человеческого мышления. Согласно теории Локка, у человека нет врожденных идей и представлений. Он приходит в мир как «чистый лист», готовый воспринимать окружающий мир через свои чувства, через внутренний опыт — рефлексию.

Локк настаивал на практической направленности обучения, которое необходимо «для бизнеса в реальном мире». Обучение, согласно Локку, — это процесс формирования социальных и моральных основ личности.

Ж.-Ж. Руссо был одним из французских мыслителей эпохи Просвещения, который твердо верил в силу образования. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не нарушая его естественного и свободного развития. Он разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при обучении детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он призывал к тесной связи образования с жизнью в природе.

Демократические идеи французского Просвещения оказали решающее влияние на творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 — 1827). Песталоцци в своей педагогической деятельности способствовал развитию начальных школ. Его концепция развития и образования оказала положительное влияние на развитие прогрессивной педагогической теории и практики. Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил и способностей человека, его постоянное совершенствование, а также формирование его морального облика.

А. Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, отстаивал идею всеобщего образования для гармоничного развития физических и умственных сил личности. Основные принципы педагогической системы Дистерга. А. Дистервег природосообразность т.е. обучение с учетом возрастных особенностей ребенка развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами, самодеятельность — свободное самостоятельное познание окружающего мира детьми культурологическая целесообразность — обучение соответствующим условиям места и времени.

Приоритет в научном осмыслении идеи воспитывающего обучения принадлежит немецкому педагогу Й.Ф. Гербарту.

В начале 19 века немецкий педагог Иоганн Ф. Гербарт придал дидактике статус теории формирующего обучения.

Гербарт придавал большое значение определению цели образования, на основе которой должны были определяться средства образования. В соответствии со своей этической теорией, которая, как уже упоминалось выше, основывалась на моральных идеях, Гербарт понимал цель образования как формирование добродетельного человека. Считая эту цель вечной и неизменной, он хотел воспитать людей, способных приспособиться к существующим формам поведения, уважающих и подчиняющихся установленному правовому порядку.

Учитель должен ставить перед учеником те же цели, которые он сможет поставить перед собой, когда вырастет. Будущие цели можно разделить на 1) возможные цели и 2) необходимые цели.

Возможные цели — это цели, которые человек может поставить перед собой в области конкретного предмета.

Необходимые цели — это те, которые нужны ему в каждой сфере его деятельности. педагогическая личность ребенка

С точки зрения возможных целей, образование должно развивать многогранную, многостороннюю чувствительность человека, расширять и дополнять спектр интересов, что соответствовало бы идее внутренней свободы и идее совершенства. Что касается необходимых целей, то образование должно формировать нравственность будущего человека на основе идей доброй воли, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, развивать его целостный, нравственный характер. Суть воспитания состоит в том, чтобы обогатить душу ребенка идеями и мотивами добродетельного поведения и развить в ученике нравственный характер.

Развитие идей поддерживающего обучения

Историко-педагогический анализ показывает, что в нашей стране попытки реализации воспитательного потенциала обучения И.И. Бецкой, Н.И. Новикова, А.А. Прокоповича-Антонского, А.П. Куницына, И.М. Ястребцова, П.Г. Редкого, П.Д. Юркевича, С.С. Гогоцкого и других были сделаны.

Целенаправленная разработка научных основ образования началась в 60-х годах 19 века в старой России. Она была связана с деятельностью Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.Я. Яковлева и др. Стоюнин, Л.Н. Толстой, Н.Ф. Бунаков, СИ. Миропольский, А.Н. Острогорский, П.Ф. Каптерев, М.И. Демков, М. Рубинштейн и другие педагоги. В то же время некоторые элементы педагогической подготовки были внедрены в педагогическую практику.

К.Д. Ушинский внес большой вклад в развитие идей воспитывающего обучения. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования.

К.Д. Ушинский отводит особое место изучению природы, называя ее одним из «великих учителей человечества», не только потому, что логика природы наиболее доступна ребенку, но и в силу ее познавательной и воспитательной ценности.

Прежде всего, школа должна иметь в виду душу ученика в целом и ее органичное, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны складываться в ясный и, по возможности, широкий взгляд на мир и его жизнь.

Мысли К.Д. Ушинского об обучении объединены общей идеей поощрения и развития обучения. Если развитие личности, образование и воспитание осуществляются в своем единстве через обучение, то, по мнению Ушинского, само обучение обязательно должно быть развивающим и воспитывающим. К.Д. Ушинский рассматривал преподавание как мощный орган воспитания. Наука должна действовать не только на разум, но и на душу, на чувства. Он писал: «Что толку учить историю, лексику, целый ряд наук, если такое обучение не заставит нас любить идею и истину больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовное достоинство выше случайных выгод». По мнению Ушинского, обучение может выполнять образовательные и воспитательные задачи только при соблюдении трех основных условий: связь с жизнью, соответствие природе ребенка и особенностям его психофизического развития, обучение на родном языке.

Развитие идеи образования в России во второй половине XIX — начале XX века осуществлялось в связи с социально-экономическими, политическими, культурными и другими преобразованиями пореформенного периода, представляло собой творческое переосмысление западноевропейского опыта, было направлено на решение актуальных для школы и образования задач.

Л. Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению фундаментальных проблем образования и воспитания. Обучение учащихся широкому кругу знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности — вот главная задача школы Толстого. Целью воспитания, по мнению Толстого, должно быть стремление к гармоничному развитию всех сил и способностей детей.

Развитие идеи воспитания заботы определялось теоретическим и практическим «расширением» ее содержательных, организационных и методологических основ. В трудах прогрессивных педагогов страны обосновывалась необходимость комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.), целесообразность признания «живого» знания как средства воспитания человека и гражданина (В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков), разрабатывали принцип «параллелизма» духовно-нравственного воспитания (П.Ф. Каптерев), изучали психологические основы формирования воспитания (М.М. Рубинштейн и др.).

Поддерживаемая официальной педагогикой, в конце XIX века идея образовательного воспитания закрепилась в практике средней и начальной школы. Его реализация происходила через изменения в содержании и организации изучения традиционных предметов за счет введения новых предметов («патриотизм», «краеведение»); в разработке методов, обеспечивающих реализацию воспитательного потенциала изучения учебных дисциплин.

Послереволюционный период

В России после революции 1917 года, после смены общественного строя и общественной идеологии была уточнена концепция воспитания.

Наибольшее распространение в педагогическом сообществе получил опыт А.С. Макаренко. Так, А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям основополагающим для организации и воспитания детского коллектива. И он был глубоко убежден, что для того, чтобы понять ребенка и определить причины его поведения, необходимо не только увидеть очевидное, но и глубже проникнуть в особенности его личности, его мотивы. Он видел необходимость в систематическом ведении дневника, в котором учитель отмечал бы характерные случаи поведения детей, анализировал бы их поступки, отношение к коллективу, к друзьям.

В современной отечественной педагогике проблемы воспитания воспитанности рассматривались в работах Э.И. Моносзона, X.И. Лийметса, Б.Т. Лихачева, В.М. Коротова, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, 3.И. Васильевой, Ю.С. Турбовской, Л.Я. Яковлевой, В.В. Зорина, О.В. Заславская, Л.Н. Худякова и другие, что свидетельствует о жизнеспособности идеи. Анализ качества решения образовательных проблем в современных школах подтверждает актуальность этой идеи в наше время.

В настоящее время совершенно очевидно, что воспитание и обучение, являющиеся сторонами образования, выступают в качестве основных средств развития гуманистической сущности человека. Традиционно культивирование образования рассматривается как обучение, в котором достигается органическая связь между приобретением знаний, умений и навыков, освоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу и к усвоенному учебному материалу.

Фасилитативный характер обучения — это четко распознаваемая закономерность, которая действует в любое время и в любых условиях. Педагогическая функция органически вытекает из содержания, форм и методов обучения, но в то же время она осуществляется через особую организацию общения между учителем и учащимися. Объективно говоря, обучение не может пройти мимо воспитания определенных взглядов, убеждений, установок, личных качеств. Формирование личности невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение всегда приносит результат, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции требует организации воспитательного процесса, отбора содержания, выбора форм и методов, чтобы идти от правильно понятых целей воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом реализации педагогической функции образования является формирование мотивов учебной деятельности, которые изначально определяют ее успешность. Под мотивами обычно понимают такое объективное отношение учащихся к обучению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель. Все мотивы можно разделить на социальные и познавательные. Первые связаны с осознанием ценности истории, желанием добиться положительной оценки и получить определенную профессию, ориентацией на то, как вести себя с людьми. Особую роль во второй группе играют процессуальные мотивы, то есть интерес к процессу обучения.

В определенные периоды истории педагогики преобладала идея воспитывающего обучения.

Идея воспитывающего обучения уходит своими корнями в древнюю педагогику. Развитие этой идеи определялось представлениями разных народов об идеале человека, его интеллектуальных, моральных, физических и других качествах, господствовавших в конкретно-исторические периоды. Стремление к всестороннему развитию этих качеств, видение гармонично развитой личности в идеале создало благодатные условия для педагогического обучения; господство интеллектуальных принципов привело к забвению идеи.

Поддерживающее обучение — это такое обучение, при котором существует органическая связь между приобретением учащимися знаний, навыков и умений и формированием их эмоционального и целостного отношения к миру, друг к другу и к изучаемому предмету.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Независимые выборки в психологии
  2. Взаимосвязь обучения и психических процессов
  3. Медиапсихология
  4. Педагогика дополнительного образования
  5. Аделаида Семеновна Симонович, педагог, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания — Биография и формирование взглядов
  6. Внимание и сознание
  7. Значение целостности и связности текста в психологии
  8. Теории личности в отечественной психологии
  9. Личностные расстройства
  10. Мозг и психика в психологии