Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы семейного воспитания в истории педагогики

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Возможности использования поощрения и наказания в образовательном процессе
  2. Тестовый контроль знаний
  3. Педагогическая диагностика в системе работы классного руководителя
  4. Основные механизмы познания педагогом личности обучающегося
  5. Роль народных традиций в воспитании
  6. Истоки народной педагогики
  7. Этнопедагогические аспекты воспитательной работы
  8. Воспитательная система сельской школы
  9. Влияние стратегии семейного воспитания на формирование личности
  10. Воспитание в семье как одно из условий формирования личности школьника

Введение

Изменения, произошедшие в Украине в последние десятилетия, привели к переосмыслению характера нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Все чаще общество ощущает «моральный дефицит», одним из проявлений которого является утрата духовных ценностей народа, в частности, отчуждение молодого поколения от популярной культуры, ее ценностей.

Одним из основных принципов государственной национальной программы «Образование» («Украина XXI век») является национальная направленность образования, проявляющаяся в органической связи национальной истории и традиций, сохранении и обогащении украинской культуры. Реализация этого принципа связана с обеспечением приоритетов духовности, нравственности и патриотизма.

Как известно, дошкольный возраст характеризуется повышенной чувствительностью к социальным влияниям. Ребенок, приходящий в этот мир, впитывает в себя все человеческое: Способы общения, поведение, установки, через собственные наблюдения, эмпирические умозаключения и выводы, подражание взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он осваивает нормы жизни в человеческом обществе. Таким образом, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для нравственного воспитания. Вопросы нравственного воспитания дошкольников изучали такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой социальный и общественный опыт, свое духовное богатство младшему поколению как наследие старшего поколения. Народ всегда выступает в роли воспитателя подрастающего поколения, и воспитание в этом случае приобретает народный характер. Только народное образование является живым организмом в историческом процессе развития народа, и это образование оказывает необычайно сильное влияние на формирование национального характера, национальной психологии и нравственное развитие личности.

Вопросами воспитания детей в национальных обрядах и праздниках занимались многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием и традициями находятся народные обычаи и праздники. Знакомство детей с праздниками и церемониями их собственного народа дает им возможность на практике узнать о своем культурном и историческом опыте. Обряды (или ритуалы) — это такие исторически сложившиеся формы поведения, которые характеризуются стереотипностью, неизменным повторением и символизмом.

В настоящее время приобщение детей к народному творчеству и ремеслам, непосредственное участие в народных праздниках способствует развитию их нравственных чувств, формирует художественное мировоззрение, наполняет эмоциональную сферу детей радостью, поднимает настроение, развивает эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания дошкольников».

Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого-педагогической литературе

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и общества. Со временем ребенок постепенно усваивает нормы и правила поведения и отношений, принятые в сообществе людей, присваивает, то есть делает своими собственные способы и формы взаимодействия, выражения отношений с людьми, с природой, с самим собой.

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из основных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственного сознания, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения личности в соответствии с определенной идеологией.

Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка по формированию нравственных чувств и качеств, усвоению моральных норм и правил, развитию нравственных мотивов и навыков поведения.

По мнению В.А. Сластенина, нравственность — это качество личности, сочетающее в себе такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, которые регулируют поведение личности.

С.А. Козлова видит результат нравственного воспитания в возникновении и утверждении в человеке определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее выражены эти качества, чем меньше у человека наблюдается отклонений от принятых в обществе моральных устоев, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В.И. Ядежко включает в понятие нравственного воспитания формирование у детей нравственных чувств, положительных поведенческих навыков и привычек, нравственных представлений и мотивов поведения.

Содержание нравственного воспитания основывается на вечных ценностях и конкретных потребностях общества, которые меняются с течением времени. Она основана на принципах равенства личностей педагога и ребенка, гуманизма содержания и средств обучения, доверия и уважения в процессе обучения, создания положительной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка.

Основы нравственного воспитания личности, сформированные в дошкольном возрасте, во многом определяют ее дальнейшую жизнь, и исправление ошибок в нравственном воспитании детей, допущенных родителями и педагогами, затруднено или невозможно.

По мнению Л.Р. Болотиной, нравственное воспитание — это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к себе, к другим людям и к деятельности. Опыт нравственного поведения дошкольников формируется в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношениях со сверстниками.

И.А. Кайрова подчеркивает, что нравственное воспитание — это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка и включающий в себя формирование его отношений к Родине, обществу, людям, труду, обязанностям и самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокого уважения к людям труда.

В.Г. Нечаева, в свою очередь, определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования нравственного сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Нравственное воспитание — это двусторонний процесс. С одной стороны, она предполагает активное влияние на детей со стороны взрослых: родителей, учителей, а с другой — активность учащихся, проявляющуюся в их поступках, чувствах и установках.

Как известно, дошкольный возраст характеризуется повышенной чувствительностью к социальным влияниям. Ребенок, приходящий в этот мир, впитывает в себя все человеческое: Способы общения, поведение, установки, через собственные наблюдения, эмпирические умозаключения и выводы, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он сможет в конце концов освоить элементарные нормы жизни в человеческом обществе. Однако этот путь очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в развитии нравственности.

Д.И. Латышина отмечала, что мораль рождается как форма общественного сознания в системе конкретно-исторических общественных отношений, является его духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует психическое поощрение, принуждение, стимулирование, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их с точки зрения моральных законов, принятых в обществе.

По мнению О.В. Ковальчук, роль взрослого как «социального лидера» очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к миру людей прошла безболезненно.

Прочность и устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм педагогического воздействия использовался. Рассмотрим механизм нравственного формирования личности.

Особенности организации нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из главных целей общества. Дошкольник попадает в сложный, многогранный мир, где он встречает не только добро и справедливость, героизм и верность, но и предательство, нечестность и эгоизм. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Это требует от него формирования твердых убеждений, высокой морали, культуры работы и поведения. Необходимо воспитывать и формировать мировоззрение ребенка, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. В детстве определяется направленность личности, формируются первые нравственные установки и взгляды.

По мнению Т.И. Понастанской, социальные условия определяют содержание и направление образования. Поэтому так важно выявить потенциал социальной среды в процессе нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания объективно определяется требованиями нашего социального заказа, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, производству, университету. В принципе, содержание образования в нашем обществе остается неизменным, но его конкретное содержание меняется в зависимости от уровня развития общества, возраста учащихся, их психологических способностей к восприятию окружающего мира.

Общественная жизнь, явления, происходящие в ней, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Поэтому его конкретное развитие всегда будет оставаться актуальным вопросом педагогики. Следует также учитывать, что при определении содержания нравственного воспитания молодого поколения необходимо принимать во внимание не только достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть вызовы будущего, экстраполировать содержание на то время, когда сегодняшний маленький человек станет взрослым.

Для того чтобы содержание образования не только было воспринято ребенком, но и было принято, необходимы соответствующие методы, средства, педагогические способы. Характер педагогического влияния определяется исходными позициями общества по отношению к своим членам: Гуманизм, требовательность, создание условий для всестороннего развития и т.д. Эти исходные позиции задают направление как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу.

Для нравственного воспитания важно, чтобы взрослый был и организатором жизни детей, и объектом их познания, самим носителем тех моральных ценностей, к которым у детей вырабатывается определенное отношение. Другими словами, сам взрослый служит моделью поведения и отношения к действительности; чем идеальнее модель, тем выше гарантия успеха в воспитании.

Как утверждала С.А. Козлова, содержанием нравственного воспитания является совокупность этических норм, представляющих собой моральный кодекс и своеобразную энциклопедию педагогических знаний. Люди всегда превозносили такие моральные качества, как: Преданность родине, любовь к народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие и т.д.

Нравственные качества личности формируются и проявляются в близких отношениях. Патриотизм порождает любовь к работе, рабочий процесс порождает коллективизм. Последнее проистекает из чувства любви к собственному народу. Моральное сознание определяется условиями материальной жизни, общественной жизни и отражается в сознании человека в виде моральных идей и суждений, которые регулируют отношения людей друг к другу и к обществу.

Первые нравственные навыки дети приобретают в семье. Игра и честный труд наиболее интенсивно формируют такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.

Моральное сознание человека в единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собой сложное явление. Она состоит из первичных моральных понятий, которые в процессе жизни становятся более сложными и богатыми и интегрируются в моральные понятия. Однако ядром человеческой морали является нравственное чувство, переживание, совесть. Безнравственный человек может иметь вполне четкие представления о нормах морали. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральному опыту и совесть. Моральное чувство неотделимо от морального идеала, идеальной концепции поведения человека и его отношения к жизни. Совершенное, активное, творческое выполнение нравственных требований общества — это нравственный идеал.

По мнению С.А. Козловой нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, организации всей жизни дошкольников: деятельности, отношений, общения, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, способностей, привычек и социально ценного поведения. Фундаментальной базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли. Вне моральной воли и действительного практического отношения к миру нет настоящей нравственности человека. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществлять свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение человека имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порожденный ею нравственно-чувственный опыт — нравственное понимание ситуации и мотивов поведения, выбор и решение — волевой импульс — поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, все вышеперечисленные компоненты всегда реализуются в единстве.

Педагогический потенциал народных обычаев и праздников

По мнению А.М. Богуша, одним из самых важных и эффективных средств нравственного воспитания являются ритуалы и праздники.

Во все времена и у всех народов главной целью воспитания является сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача младшим поколениям светского, производственного, духовного, даже педагогического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в гуманном, добром, человечном подходе к личности воспитуемого и в требовании от него взаимовыгодного гуманного отношения к окружающим его людям. Цель облагораживания человеческой души прочно укоренилась в «Народной педагогике».

Народная педагогика использовала различные средства для решения этой задачи. Таким образом, одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Украинские народные сказки отражают мировоззрение народа, его моральные, этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Идеи нравственного воспитания были лаконично выражены в народных пословицах и поговорках.

Мужчина должен помнить свои корни, чтобы оставаться мужчиной. Не зря в прежние времена каждый ребенок знал свою семью до седьмой степени. Тщательное взаимодействие с родственниками и установление своей генеалогии укрепляло нравственную ориентацию развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к сложным формам влияния на воспитание молодого поколения. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но в художественной и эмоциональной форме. Обряды, которые отражают моральные устои украинского народа, укрепляют чувства верности друзьям, развивают эстетические чувства детей и содержат много других педагогических элементов, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, масленица и другие.

В народной педагогике народные праздники и ритуалы рассматриваются как средство выражения настроения, убеждений и мировоззрения человека. Они не только символически отражают и углубляют чувства человека, но и значительно облагораживают его. Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность выразить свои чувства и мысли, вызвать эмоциональные переживания и чувства, способствовать оптимистическому настроению.

Уже в древнейших славянских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждалась мысль, что человек воспитывается и обучается, что самое ценное человеческое качество — нравственность, и что ее надо культивировать, что ее надо учить, потому что причина многих человеческих пороков — незнание общественных норм, невежество. Поведение зависит от знаний, а связующим звеном между знаниями и поведением является образование.

Основной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение нравственного опыта молодого поколения, наследование духовного богатства украинского народа, достижение культуры межличностных и международных отношений.

Основными задачами нравственного воспитания дошкольников в процессе привыкания к народным праздникам и обычаям являются приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; формирование нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

В содержание нравственного воспитания детей входит привитие им любви к родине, народу, его культуре и языку. Привитие гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям и необходимости бескорыстно помогать им. Формирование духовных потребностей, сознательной дисциплины, ответственного отношения к своим обязанностям, коллективной и общественной работе. Пропаганда скромности, честности и правдивости, чувства чести, стыда и достоинства.

В природе человека заложена потребность в органичном сочетании будней и праздников для подведения итогов трудовой деятельности. В стремлении человека к радости завтрашнего дня заложен стимул для развития социальной активности, на котором можно построить эффективную систему образования.

Разнообразные воспитательные функции народных праздников делают целесообразным широкое использование этой формы нравственного действия в системе образования. Как говорил М.Г. Стельмахович, сегодняшняя система праздников — это своеобразная педагогическая система, органически связанная со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она оказывает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Содержание работы по нравственному воспитанию дошкольников средствами народных обрядов и праздников

Перспективная программа образования в Украине в XXI веке, заставляет педагогов придерживаться принципа вариативности программ воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях. Посмотрим, как принципы национальности, знакомящие детей с историей, ритуалами и праздниками собственного народа, реализуются в существующих программах.

Программа «Малятко» включает раздел «Дитина и наколишний світ», в котором определены вопросы ознакомления детей с окружающим миром. Во второй и третий годы жизни авторы предлагают три темы — Моя семья, детский сад и взрослая работа. Во второй младшей и средней школе добавляются темы «Наша улица», «Родной город». Только для детей старшей и дошкольной групп предлагается тема «Природоведение». В соответствии с программой дети знакомятся с традициями украинского народа.

Раздел «Художественная литература» предлагает обширное знакомство детей с устным украинским народным творчеством в раннем детстве. Разделы «Изобразительное искусство» и «В мире музыки» содержат задания по ознакомлению детей с украинским народным искусством, народными ремеслами, украинскими народными песнями, танцами, хороводами, играми и музыкой.

Региональная программа «Украинское дошкольное учреждение» содержит много фольклорной информации в разделе «Родина». Таким образом, уже на четвертом году жизни дети знакомятся с домами и постройками в национальном стиле, изделиями народных мастеров, народными обычаями, праздниками и национальными символами. Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей Украины и призывают придерживаться древних традиций Украины. Старших дошкольников также знакомят с семейными отношениями, семейными традициями, украинскими обрядами и праздниками.

Программа «Дитина» содержит фольклорные задания в разделе «Каждому маленькому ребенку — о самом интересном». Материал раздела представлен по тематическому принципу. Это такие темы, как «Наш детский сад», «Родина», «Культура семейных отношений», «Наш дом (квартира)», «Предметы быта», «У нашей Оксаны такой красивый наряд», «Хорошее хозяйство», «Золотые руки», «Вы живете с нами», «В свете природы», «Моя родина», «Мы путешествуем рядом», «Народные контролеры», «Святые».

В старшем дошкольном возрасте такие темы добавляются и уточняются: «О стальных конях, килими-литаках и чоботах-бигунцах», «Фольклорные символы».

В разделе «Очаровательные хутора и талановители пальцев» дети знакомятся с картинами украинских художников как классиков, так и современников, народным декоративным искусством, приобщаются к активной продуктивной деятельности. Например, программа требует, чтобы дети умели лепить декоративные тарелки, подносы, миски, кувшины, чашки, подсвечники, амулеты (в виде птиц, животных, лошадей) с последующим раскрашиванием.

В дошкольном учреждении материалы по истории украинского народа используются на занятиях по ознакомлению детей с явлениями окружающего мира, родной природой, художественной литературой, на художественных и музыкальных занятиях. Эти занятия могут быть разных типов. Групповые занятия проводятся со всей группой детей. Групповые занятия (не более 10-15 детей) проводятся отдельно с каждой подгруппой. Это могут быть экскурсии, наблюдения, игры.

Индивидуальные групповые занятия проводятся с пятью-восемью детьми. Это воспроизведение малых жанров фольклора, заучивание детских стишков, считалок, скороговорок, пословиц. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком (или тремя-четырьмя детьми) для закрепления или коррекции полученных знаний, навыков и умений.

Занятия этнологического цикла относятся к комбинированному типу. Во время занятий педагог использует различные методы обучения: Рассматривание статей и беседа о них, загадки, поговорки, стихи, игры, картины, произведения искусства и технические средства (слайд-проекторы, киноленты). Они также могут быть сложными, если в одном уроке решаются программные задачи из разных областей.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие обобщенные выводы:

1. нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и общества. Результатом нравственного воспитания является возникновение и утверждение в человеке определенного набора моральных качеств. Чем более выражены эти качества, чем меньше отклонений от социально принятых моральных принципов наблюдается у человека, тем выше оценка его нравственности окружающими.

Обряды — это набор символических, традиционно определенных условных действий, предназначенных для оформления определенных событий в жизни людей, приуроченных к определенным фазам трудовой деятельности, а также для празднования времен года. Традиции — это исторически сложившийся опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение.

2. Особенностью нравственного воспитания детей дошкольного возраста является то, что с течением времени ребенок постепенно осваивает, присваивает, то есть делает своими, принятые в обществе людей нормы и правила поведения и отношений, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе.

3. главной целью морального воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение морального опыта молодого поколения, наследование духовного богатства украинского народа, достижение культуры межличностных и международных отношений. Основными задачами нравственного воспитания дошкольников являются приобретение знаний о моральных принципах, нормах и правилах социального поведения, формирование нравственных чувств, потребностей и отношений к окружающим, формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.

Разнообразные воспитательные функции народных праздников делают целесообразным широкое использование этой формы нравственного воздействия в системе образования. Современная система праздников — это своеобразная педагогическая система, органически связанная со всей воспитательной работой в социуме. Она оказывает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Список литературы

  1. Азбука нравственного воспитания. Под редакцией академика Академии педагогических наук СССР д-ра И.А. Калашникова. Под ред. Кандидата педагогических наук О.С. Богдановой. 2-е пересмотренное издание. — М.: «Образование», 1975 г. — 320 с.
  2. Артемова Л.В. История педагогики Украины: Пидручник. — К.: Либид, 2006. 424 с.
  3. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению // Дошкольное воспитание. 2007, №3. — С.113-115.
  4. Богуш А.М., Лысенко Н.В. Украинская народная история в дошкольных учреждениях: Справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — К.: Высш. Шк., 2002. — 407 с.
  5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е издание исправленное и дополненное — М.: Академический проект, Культура, 2005 г. — 240 с.
  6. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999 г. — 168 с.
  7. Гончаренко С. Украинская педагогическая лексика. — К.: Либид, 1997 г. — 376 с.
  8. Дошкольная педагогика : учебник для студентов педагогических колледжей / под ред. В.И. Ядежко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1978 г. — 416с.
  9. Запорожец Л.В. Психология восприятия литературного произведения ребенком дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1986. — 357 с.
  10. Ковальчук О.В. Украинское народоведение. — K.: Znannia, 1994 — 378 стр.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних учебных заведений — 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. — 416 с.
  12. Кукушин В.С. Этнопедагогика. Учебник. — М.: Издательство Московского психосоциологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 г. — 304 с.
  13. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): учебник. — М.: Гардарики, 2006 г. — 603 с.
  14. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 2000 г. — 523 с.
  15. Любар О.О., Стельмахлевич М.Г., Федоренко Д.Т. История украинских школ и педагогики: учеб. Пособие. — К.: Знание, 2006 г. — 447 с.
  16. Лавриненко Н. Этнопедагогика // Дошкольное воспитание. 2006. — №12. -С.111-119.