Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы типологии истории — Исторический процесс

Существование определенных этапов в развитии отдельных стран и всей истории человечества давно отмечено мыслителями. Их распределение часто было обусловлено задачами конкретизации проектов «идеального общества», которые должны были преодолеть пороки, недостатки существующего общества. Основы научной типизации исторического процесса были заложены Гегелем. Гегель выделил три таких исторических этапа и, соответственно, три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. 21 цивилизация Тойнби. К. Маркс: метод изучения общества как социального организма, развитие которого происходит в естественном порядке, как и развитие естественных органических систем.

В процессе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими специфическими качественными характеристиками. Точно так же развитие человечества — это естественно-исторический процесс функционирования и изменения качественно определенных типов общества, который происходит в соответствии с объективными законами, специфичными для общества. Примитивная община, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая. К. Маркс, проводя исследование исторического процесса, представил всю историю человечества как естественный процесс развития и изменения социально-экономических образований.

Социально-экономическое образование — это конкретно-исторический тип общества во всей его полноте (разные стороны общественной жизни), который функционирует и развивается в соответствии с присущими ему объективными законами. Освальд Спенглер. У него были предшественники и преемники. Отрицание единой линии развития человеческой цивилизации. Отказ от мировой истории — схема «Античность, средневековье, современность», где все вращается вокруг Европы, последние два, три столетия (евроцентризм). История — космос.

Есть история, есть природа. Европа — это только одна возможная мировая история. Полицентризм. Другая идея заключается в том, что любая история может быть приравнена к какому-то организму. Развитие культурно-исторического типа — это развитие, аналогичное развитию живого организма. Рождение, молодость, зрелость, старость, смерть. Протяженность любой истории около тысячи лет. В основе лежит хаотичное начало жизни, своего рода душа, из которой затем вырастает вся история. Душа включает в себя культуру, религию, язык и так далее. То, что было в силе, становится историческим миром. Источник сам по себе — жизнь, как и происхождение этого мира.

На двух языках: История и природа. Книга природы написана на языке математики (Галилей). Язык математики не подходит для истории; необходимы аналогии, сравнения, образы, некоторые метафорические принципы. Нужно привыкнуть к истории, почувствовать ее. Герменевтика — это сочувствие истории. Предложенная Данилевским циклическая модель исторического процесса предвосхищала в дальнейшем довольно разные эксперименты подобного рода как на Западе (О. Спенглер, А. Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий представитель культурного циклизма — китайский мыслитель Лян Шумин).

Проблемы типологии истории -  Исторический процесс

Исторический процесс

Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению социальной истории с точки зрения науки, их цель — получение достоверных, истинных знаний в отношении конкретных, зафиксированных фактов и событий.

В философии истории история рассматривается как целостный процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее. Но такой исторический процесс можно увидеть только тогда, когда ему дается концептуальная формулировка, когда он нацелен, по крайней мере теоретически, на такое будущее состояние, которое философ признает конечной целью, будь то в абсолютном или относительном смысле. Таким образом, философия истории, вопреки своему названию, в равной степени относится и к настоящему, и к прошлому, и к будущему.

Именно в философии истории, пожалуй, наиболее ярко проявляется сущность социально-философских знаний. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, к которым она стремится придать теоретическую форму, то есть логически последовательное и упорядоченное изложение смысла истории, на которую претендует страна или цивилизация. Но эти теоретические знания нельзя назвать чисто научными.

Признание закономерности процесса развития приводит к атрибуции определенных этапов в истории общества. В христианской философии истории есть три этапа: от сотворения мира до явления Христа, затем от явления Христа до Его второго пришествия, что означает конец истории, и, наконец, установление Царства Божьего на земле, если только истинные верующие будут спасены.

В своем монументальном труде «Философия истории» Гегель пишет о направлении исторического процесса и его законном характере. Целью истории является развитие свободы. Мировая история направлена с Востока на Запад, то есть Европа — это конец мировой истории, а Азия — ее начало. Восток знал и знает только то, что «один свободен», греческий и римский миры знают, что «некоторые свободны», германский мир знает, что «все свободны».

Радикальный подход к анализу исторического процесса как порочной характеристики западной мысли был критически переосмыслен К. Марксом при создании теории становления развития общества. Эта теория впоследствии получила большую известность. Она сыграла важную роль в понимании мировой истории, особенно последних двух столетий.

Концепция цивилизации

Маркиз де Мирабо первым использовал термин «цивилизация» в своем трактате «Друг законов» (1757 г.), который он использовал для описания смягчения нравов, цивилизованности и послушания законам общества. Французские и английские мыслители эпохи Просвещения противопоставляли цивилизацию «непросвещенным народам» и «темным векам» феодализма и средневековья. Очевидно, что ценность и просветительское значение этого слова с тех пор является существенным моментом в концепции цивилизации.

Во второй половине XIX века, во многом благодаря исследованиям известного американского этнографа Льюиса Моргана (1818-1881), фундаментальный труд которого «Древнее общество» был опубликован в 1877 году, понятие цивилизации обретает общий исторический смысл, и, таким образом, ее евроцентрическое содержание преодолевается. Л. Морган понимает цивилизацию как этап мирового исторического процесса, который противопоставляется предыдущим — «дикости» и «варварства», первобытно-общинного периода человеческого развития. Цивилизованное общество — это общество, которое, в отличие от первобытного, преодолело зависимость от природы и характеризуется производительной формой экономики, функциональным разделением различных сфер и уровней жизни, определенной системной организацией. Концепция цивилизации здесь отражает качественно новый этап в истории становления и развития общественной жизни, в котором критерием развития является прежде всего материальная культура.

Цивилизация также представлена как культурно-исторический тип общества, характерный для Н.Ю. Характеристика Данилевского. По его мнению, всемирная история состоит из истории отдельных культурно-исторических типов сообществ народов. «Формы исторической жизни человечества» …. разнообразны по культурно-историческим типам». Культурно-исторические типы, «или, как говорится, цивилизации», самостоятельны и своеобразны по отношению к конкретной национальной форме исторического развития религии, социальной сферы, быта, промышленности, политической организации, науки и художественной культуры[1]. Каждый культурно-исторический тип проявляет результат своего периода цивилизации, прежде всего, в определенной сфере творческой деятельности. Закономерности формирования и развития культурно-исторических типов и их цивилизационные периоды носят общий характер.

Развитие общества

Идеи культурного и цивилизационного развития общества были разработаны в XX веке немецким философом О. Шпенглером и английским историком А. Тойнби.

О. Шпенглер рассматривает социальные системы как живые организмы, которые проходят те же этапы своего развития, что и человеческая жизнь: Рождение — созревание — старение и смерть. Наиболее важными терминами для него являются «культура» и «цивилизация». Все народы в своем культурном развитии проходят этапы становления и развития этих культур, которые затем перерастают в цивилизацию и, таким образом, заканчиваются. В своем знаменитом произведении «Упадок Европы» он отмечает, что упадок той или иной культуры, в том числе западной, означает, что душа конкретного и исторического народа исчерпала возможности своего развития, и тогда рождается новый тип людей, с новой душой, способной к новой культуре.

По мнению А. Тойнби, цивилизация — это общество, которое имеет в качестве составных элементов независимое государство «с большей протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальное государство, город-государство или любое другое политическое объединение… общество, а не государство, является тем социальным «атомом», на который историки должны направить свое внимание». Toynbee применяет различные критерии и выбирает от 10 до 21 общества — цивилизации. Он отстаивает идею равенства цивилизаций и подчеркивает необходимость признания существования равных цивилизаций в мире.

Культура и цивилизация

Ни одно общество не имеет монопольного права представлять весь цивилизованный мир. Но равенство не означает единообразия, общества различаются по религии, культуре, что позволяет проводить сравнительный анализ. «Чтобы построить для сравнения шкалу оценок, которая была бы в некоторой степени абсолютной, — пишет А. Тойнби, — необходимо сравнивать цивилизации не только друг с другом, с точки зрения конечного назначения каждого, но и с первобытными обществами, от которых они отличаются общим свойством вида». Необходимо выяснить, насколько далеко они продвинулись в достижении своей и общей цели и насколько далеки от высшей ступени, достигнутой первобытными обществами. Только с помощью этих измерений можно будет говорить о важности каждой цивилизации и попытаться определить высшую точку ее развития».

А. Тойнби отвергает как ложную концепцию «единства цивилизации», основанную на факте экономического и политического объединения мира по западной модели. Цивилизационная специфика обществ определяется не экономикой или политикой, а культурой и религией, которые не только глубже первых двух сфер общественной жизни, но и более фундаментальны. Противопоставляя концепцию «единства цивилизации», он также отмечает, что нет непреодолимой пропасти между разными цивилизациями, даже между западными и индуистскими или дальневосточными цивилизациями.

Здесь следует отметить единство и различие между понятиями «культура» и «цивилизация». Культура — это творческая, преобразующая деятельность людей и результаты этой деятельности; совокупность разработанных обществом методов и форм хозяйственной деятельности, система знаний, умений, ремесел, а также материальное и духовное богатство, созданное людьми. Цивилизация — это устройство общественной жизни на принципах управления, уважения и соблюдения прав и свобод личности, высокий уровень развития «государственности, экономических и общественно-политических отношений, характера внутренних и внешних связей общественной системы».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Елизавета Петровна Блаватская, русская писательница и теософ
  2. Структурная антропология
  3. Основные черты философии нового времени
  4. Эклектика и диалектика
  5. Трансцендентальная философия И. Канта
  6. Философия в средние века
  7. Чувственное и рациональное познание и их единство
  8. Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме
  9. Стихийное и сознательное в истории
  10. Общая характеристика немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии Канта