Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы воспитания в этике Просвещения — Главные фигуры педагогики Просвещения

Для того чтобы определить педагогику как науку, важно определить границы ее предмета или ответить на вопрос: Что она изучает? Ответ на этот вопрос, в свою очередь, требует размышлений о его объекте и предмете.

В представлениях ученых о педагогике, как в прошлом, так и в настоящем, есть три концепции. Представители первой считают, что педагогика — это междисциплинарная область человеческого знания. Но такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, то есть как область отражения педагогических явлений. В этом случае педагогика представляет собой множество сложных объектов реальности (пространство, культура, политика и т.д.).

Другие ученые рассматривают педагогику как прикладную дисциплину, задача которой — обеспечить применение знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и т.д.) и адаптированных для решения проблем, возникающих в образовании или воспитании.

Такой подход не может создать целостную, фундаментальную основу для функционирования и преобразования образовательной практики. Содержание такой педагогики представляет собой набор фрагментарных идей об отдельных аспектах педагогических явлений.

По мнению В.В. Краевского, это только третья концепция, согласно которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, имеющей свой объект и предмет изучения.

А.С. Макаренко, ученый и практик, которого нельзя обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 году сформулировал идею о специфике предмета педагогической науки. Он писал, что многие люди рассматривают ребенка как объект исследования в области образования, но это неправильно. Объектом исследования педагогической науки является «педагогический факт (явление)». В этом случае ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. Напротив, педагогика, как одна из наук о человеке, изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, педагогика имеет своим объектом не человека или его психику (что является объектом психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Таким образом, объектом педагогики являются те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческой личности в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Образование изучает не только педагогика. Ее изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Например, экономист, изучающий уровень реальных навыков «рабочей силы», производимой системой образования, стремится определить стоимость ее обучения. Социолог хочет знать, готовит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде и обеспечивать научно-технический прогресс и социальные изменения. С другой стороны, философ, используя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем назначении образования — каковы они сегодня и какими они должны быть в современном мире? Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса и т.д.

Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального явления, несомненно, ценен и необходим, но эти науки не затрагивают существенные аспекты образования в контексте повседневных процессов роста и развития человека, взаимодействия преподавателей и студентов в процессе этого развития и соответствующей институциональной структуры. И это вполне справедливо, поскольку изучение этих аспектов определяет ту часть объекта (воспитания), которую должна изучать специальная наука — педагогика.

Проблемы воспитания в этике Просвещения - Главные фигуры педагогики Просвещения

Главные фигуры педагогики Просвещения

Отправной точкой для педагогики эпохи Просвещения, особенно английской педагогики, можно считать учение Джона Локка. Джон Локк (1632-1704). Один из основателей эпохи Просвещения, ее идеологии и философии, автор всемирно известного педагогического трактата «Мысли о воспитании», в котором заложил основы принципиально новой формы теоретического педагогического сознания — антропологической, в объяснении проблем воспитания исходя из природы человека, понимаемой как природа.

Его работа состоит из трех частей, в которых он излагает систему физического, морального и духовного воспитания. Он уделяет большое внимание физическому и нравственному воспитанию, меньше — умственному. Он выступал против классического образования и предлагал заменить его практическим, реальным образованием.

В целом, английское Просвещение, самым ярким представителем которого в педагогике был Джон Локк, ознаменовало начало нового этапа педагогической мысли, которая понимала образование преимущественно в рамках научных представлений о человеке и человеческой природе. Соответственно, английское Просвещение серьезно пересмотрело прежнюю педагогическую мысль и образование, особенно его содержание, поставив под сомнение целесообразность классической культуры и сделав акцент на практических знаниях. Он также поставил под сомнение абсолютную ценность образования, считая образование самым важным в человеческом воспитании и утверждая, что на нем следует сосредоточить основное внимание.

XVIII век — расцвет французского Просвещения. В это время во Франции появились десятки великих деятелей в различных областях культуры, от философии до естественных наук. Многие из этих деятелей оказали значительное влияние на педагогику, образование и воспитание; их труды принадлежат не только истории французской педагогики, но и стали достоянием всего мира.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755). Один из основателей французского Просвещения. Он вошел в историю мировой мысли как величайший теоретик права, установивший принцип разделения властей. Особую часть своей главной книги «Дух законов» он посвятил образованию. Основная идея книги заключается в том, что государственное устройство общества определяет основные черты образования.

Франсуа Мари Вольтер (1694-1778). Он известен как поэт, драматург, писатель, историк и философ. Вольтер не оставил конкретных педагогических работ, и идеи об образовании встречаются в его произведениях достаточно редко, но вся его философия и идеология стала фактической основой для многих педагогических концепций, идей и взглядов в области образования.

Поль Анри Гольбах (1723-1789). Он вошел в историю человеческой мысли как автор знаменитой книги «Естественная система, или О законах физического и духовного мира», в которой изложены основные принципы атеистического мировоззрения, и в этом контексте — взгляды на роль и значение образования.

Клод Андриан Гельвеций (1715-1771). Автор двух крупных и широко известных книг — «Об уме» и «О человеке, его умственных способностях и образовании», в которых он представил свою концепцию образования. Она сводится к тому, что все или почти все развитие человека определяется образованием, и поэтому человек является тем, что он делает из образования. Правильное воспитание, по мнению Гельвеция, должно включать физическое, умственное и нравственное воспитание.

Дени Дидро (1713-1784). Стал олицетворением французского Просвещения. В своих сочинениях он часто обращался к вопросам образования. Наиболее известной педагогической работой Дидро является его книга «Систематическое опровержение Гельвеция», в которой он показал важность наследственности в воспитании человека. Он также подготовил для Екатерины II «План университета или школы для публичного преподавания всех наук для российского правительства».

Жан-Жак Руссо (1712-1778). Наряду с Дидро и Вольтером, Руссо является одним из великих деятелей Просвещения, определившим его основные идеи и темы. Он известен не только как философ, социолог, психолог, писатель, но и как выдающийся педагог. Во многом именно благодаря Руссо проблемы образования стали общественно значимой проблемой. Роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» — это новая идеология и теория воспитания.

Школа и педагогика в Западной Европе в XVII-XIX веках

Развитие школьного образования в Западной Европе в XVII веке было тесно связано с социально-экономическими процессами в обществе. Возникновение индустриального общества потребовало создания новых типов школ и поиска новых подходов к образованию.

В начале XVII века в Европе различали три типа школ: начальные школы (primary schools), средние школы (secondary schools) и высшие школы (higher schools).

В начальных школах преподавались следующие предметы: Писать, читать катехизис, петь в церкви. С середины XVII века место учителя-священника в начальной школе занял светский учитель, труд которого оплачивался приходом. Его назначение по-прежнему согласовывалось с церковью, но школа уже не была так зависима от нее. Учителя начальных школ были плохо подготовлены. Случайные работники, такие как солдаты, школьные учителя и т.д., как правило, становились учителями. По общему мнению, начальные школы в Европе находились в плачевном состоянии.

Высшие школы были представлены гимназиями, замковыми школами, гимназиями и латинскими школами. Программы средних школ постепенно усложнялись и становились более насыщенными. В школе он изучал древние языки, произведения классических и отечественных авторов, математику, церковное пение, диалектику, риторику. Классы формировались в зависимости от уровня образования. Обучение для старших учеников проходило в форме лекций, диспутов на латыни.

Церковь, которая фактически являлась духовным и организационным центром школьного образования, оказала большое влияние на развитие начальной и средней школы. Протестанты были особенно активны в создании школ.

Основным центром педагогической деятельности протестантов была Германия. Главный деятель Реформации Мартин Лютер (1483-1546), основатель лютеранства (протестантизма), сформулировал новую концепцию школы, которая включала следующие требования: демократизация школы, всеобщее начальное образование, обучение на родном языке, совместное обучение мальчиков и девочек, религиозное образование. Идеи протестантской педагогики развивались в Германии, Англии и Швейцарии.

В XV-XVI веках в Западной Европе расширяется сеть латинских школ, готовящих к поступлению в университет. Помимо начального образования и религиозного воспитания, в этих школах свободно преподавалась латынь. Активисты Реформации выступали за сохранение и развитие латинских школ. Тек, особенно последователь Лютера, известный немецкий педагог и гуманист Ф. Меланхтон (1497-1560), предложил латинскую школу как единственный тип общеобразовательного учреждения в немецких землях. В то же время он планировал создать грамматические школы по образцу знаменитой Нюрнбергской школы (1526), которые, по его мнению, должны были объединить протестантские и классические идеалы.

С XVI века в Германии на базе латинских школ открывались гимназии, которые длились 8-10 лет и функционировали на основе классно-урочной системы заданий. В Западной Европе приоритет классического образования, находившегося под влиянием католической церкви, был размыт, но древние языки и литература сохранили свой статус ведущей части курса средней школы. Выдающимся теоретиком гимназического образования был И. Штурм (1507-1589), который вошел в историю образования как педагог-гуманист и осуществил первый опыт массового обучения в гимназии. Основанная им страсбургская школа была первой классической гимназией с продуманной учебной программой и функционировала на основе классно-урочной системы. Он описал процесс обучения в гимназии, разработал методы преподавания древних языков, составил учебники и книги для чтения.

Просвещение и школа в России в XVIII и XIX веках

XVIII век, вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. В это время была предпринята попытка создания государственной системы образования, были открыты светские учебные заведения.

В эпоху Петра I упор делался на создание профессиональных школ, в которых готовили к определенному виду деятельности. В начале 18 века были созданы первые государственные школы с практической направленностью: математические и морские науки (1701); пушечная школа (1701); хирургическая (1707) и другие.

Помимо общего образования, их обучали конкретным профессиям — матрос, клерк, инженер. В это же время были созданы первые государственные средние школы.

В 1714 году был принят указ об открытии цифирных школ для обучения чтению, письму, арифметике, элементарным знаниям алгебры, геометрии и тригонометрии. Указы 1714-1715 годов требовали, чтобы в каждой провинции были школы, в которые зачислялись дети в возрасте 10-15 лет. К 1718 году уже существовало 42 школы, в которые принимались дети всех сословий, за исключением детей крепостных крестьян.

В 1725 году в Санкт-Петербурге была основана Академия наук. При Академии были созданы два учебных заведения: университет и гимназия.

В 1750 году М.В. Ломоносов (1711-1765) руководил работой университета и созданной при нем гимназии. Он подготовил устав гимназии, который регламентировал внутренний распорядок и правила поведения гимназистов, разработал учебную программу и издал серию учебников по гуманитарным и естественным наукам: «Риторика» (1748) — первый научный труд по грамматике русского языка, «Российская грамматика» (1755) — первая русская хрестоматия по мировой литературе,

«Древняя Российская история» (1755) и др. Однако работа Ломоносова встретила сильное противодействие со стороны иностранных профессоров, обосновавшихся в Академии. Преобладало мнение, что университет в Петербурге «не нужен», лучше готовить студентов и профессоров за границей или приглашать их за рубеж. Ни университет, ни гимназия не стали учебными центрами. Они не были популярны в обществе и пережили упадок в середине 18-го века.

Несмотря на неудачу, Ломоносов не отказался от идеи создания российского университета. После того, как он заручился поддержкой графа I. И. Шувалов, Ломоносов составил план основания университета и программу преподавания. Шувалову не только удалось провести через Сенат указ об открытии университета, но и в течение 42 лет работы попечителем он отстаивал его бесклассовый, демократический характер и академическую свободу.

Университет открылся в Москве в 1755 году с тремя факультетами (философским, юридическим и медицинским) и 10 отделениями; в нем обучалось 100 студентов. Московский университет отошел от западноевропейской традиции: В его структуре отсутствовал теологический факультет. Согласно программе, разработанной Ломоносовым, общее образование давалось в первые 3 года обучения, этап специализации длился 4 года. При университете было две гимназии — для дворян и простолюдинов, где Ломоносов ввел общеклассную систему обучения, установил принципы и методы преподавания, упорядочившие учебный процесс.

Во второй четверти XVIII. веке процесс реформирования образования был крайне противоречивым. Учебные заведения, основанные во времена Петра I (цифирные, инженерные и артиллерийские школы), находились в упадке. Были открыты новые учебные заведения. Поскольку Россия постоянно находилась в состоянии войны, потребность в подготовке офицеров для армии и флота была велика. Первые военные учебные заведения появились в стране в первой половине XVIII века.

Филантропизм, гуманизм и неогуманизм

Основные достоинства филантропизма в образовании и педагогике можно резюмировать следующим образом. Филантропы были основателями педагогики на строго научной основе. При этом они не только заимствовали идеи своих предшественников, но и практически пересмотрели их и ввели в педагогику ряд новых идей — особенно важна идея радикального обновления образования. Они считали необходимым заменить классическое содержание образования реальным, разрабатывали методы обучения математике, языку, инициировали ряд новых методов: физическое воспитание (пытались включить спортивные упражнения и закаливание), ручной труд и т.д. Они активно использовали наглядность и новые методы обучения, особенно игровые методы; много сделали для ликвидации наказаний, которые в то время были распространены во всех начальных и средних школах Германии.

Наибольшую роль деятели этого направления сыграли в конце XVIII — начале XX века. Во втором десятилетии девятнадцатого века их деятельность постепенно сошла на нет.

Одновременно с филантропией в Германии развивалось другое крупное образовательное движение — неогуманизм. Она началась с работ университетских профессоров И.А. Эрнести и М. Геснера, а также И.И. Винкельмана и Г.Э. Лессинга. В определенной степени это направление можно отнести и к И. Канту. А соответствующее педагогическое содержание было найдено в работах Г.Р. Гейне, Ф.А. Вольфа, И.Г. Гердера, И.В. Гете, В. фон Гумбольдта, Г.В.Ф. Гегеля и др.

Продолжателями этого направления в педагогике были самые известные немецкие педагоги: И. Хербарт, А. Дистервег, Ф. Фребель. Гербарт получил образование в Йенском университете в 1890-х годах, в период, когда Гете возглавлял университет, и тогда он считался самым прогрессивным университетом Германии; Фребель был шеллингианцем, а Дистервег считал Гете и Гегеля самыми важными авторитетами в области культуры и философии.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781). Он сыграл выдающуюся роль в создании и укреплении классической немецкой культуры, литературы и драматургии, в превращении литературы и театра в важное средство воспитания и образования немецкого народа. Он написал книгу «Образование человеческой расы», которая способствовала новому пониманию человеческой истории; он считал, что образование играет огромную роль в развитии человечества.

Иммануил Кант (1724-1804). Кант посвятил всю свою жизнь воспитанию молодежи, сначала как воспитатель, затем как профессор Кенигсбергского университета. Его работы «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» стали основой классической немецкой философии, они также содержат важные просветительские идеи. С 1776 года Кант начал читать цикл лекций по педагогике, позже изданный отдельной книгой, в которых он рассматривал вопросы духовного, нравственного, религиозного и физического воспитания. Философия и педагогика Канта оказали большое влияние на развитие немецкого образования и педагогики.

Христиан Гейне (1729-1812). Один из величайших исследователей античной культуры. Оказал большое влияние на развитие университетской педагогики и гимназического образования в Германии.

Фридрих Август Вольф (1759-1824). Не менее известный знаток античной культуры, основатель современной филологической науки. Он много сделал для развития гуманитарных наук, реформировал высшее и гимназическое образование.

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1824). Он занимался вопросами образования в округе Веймар, особое внимание уделял развитию народного и гимназического образования. Он был автором философских и публицистических работ. Среди наиболее известных его работ — «Идеи по философии истории человечества» и «Письма для поощрения человечества». В них он заложил представление о решающей роли образования в развитии человечества. Благодаря Гердеру в общественное сознание вошло новое понимание гуманизма как человечности в самом широком смысле. Сегодня это значение гуманизма широко распространено во многих частях мира.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Часть и целое в философии
  2. Философия Кирилла Туровского
  3. Движение как атрибут бытия
  4. Методологическое сомнение в философии р. Декарта
  5. Культурно-философская антропология
  6. Общество и человечество, нация и семья
  7. Философия как форма духовного освоения мира
  8. Виды современной идеологии
  9. Становление логического позитивизма
  10. Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии