Для связи в whatsapp +905441085890

Проектная деятельность младших школьников в сфере эстетического воспитания — Понятие эстетического воспитания

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования определяет цель и основной результат образования — развитие личности обучающегося на основе овладения универсальными учебными действиями, познания и освоения мира. Предполагается, что в соответствии с нормой «осуществляется формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся, духовно-нравственное развитие учащихся, обеспечивающее принятие моральных норм, нравственных установок и моральных ценностей.» По сути, речь идет о социализации студентов, создании условий для формирования разнообразного социального опыта младших школьников. При проектировании системы социализации необходимо учитывать возможности трех составляющих образовательного процесса: собственно учебного процесса, внеклассной и внешкольной работы, основанной на связи учебного заведения с социальной средой. Преобладающее внимание к эстетическому воспитанию имеет смысл по следующим причинам: во-первых, освоение каждой предметной области зависит от эмоциональной ценности учебной информации, что требует обращения к образному восприятию; во-вторых, именно организация эстетически ориентированной творческой деятельности позволяет комплексно реализовать три компонента образовательного процесса; в-третьих, внеклассная работа представляет собой неисчерпаемый арсенал для эстетического развития личности младших школьников; в-четвертых, предметное обучение является важным компонентом образовательного процесса. Одной из центральных задач средней школы в наше время является развитие у учащихся чувства прекрасного, формирование здорового вкуса к искусству, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы.

Во время исследовательской деятельности и учитель, и ученик находятся в одной и той же ситуации, вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее и делают выводы. Эта деятельность в полном смысле является совместным творчеством учителя и ученика. В такой деятельности — исследовательский продукт, как правило, имеет не только новизну, но и общественно значимую, практическую ценность.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся — это такая форма организации учебной работы, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи учащихся с заранее неизвестным результатом. Он также развивает у студентов навыки работы в группе и чувство товарищества, сопереживания и ответственности за порученное дело.

Трудно переоценить роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии. Еще в древние времена указывалось на важность красоты в жизни и деятельности человека. Влияние искусства как основного элемента красоты и эстетического отношения к действительности чрезвычайно велико и разнообразно. Она способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, играет важную роль в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.

Актуальность работы обусловлена тем, что эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше человек вступает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его эффективность. Особое внимание следует уделять эстетическому воспитанию детей школьного возраста, начиная с начальной школы. В связи с этим особое значение приобретает формирование художественного вкуса младших школьников, становление их творческих способностей, осознание ими чувства прекрасного.

Внедрение инновационных технологий в образование в настоящее время затруднено по многим причинам — от отсутствия материальных ресурсов до простого нежелания что-то менять. Проблема формирования эстетической культуры не является новой в теории и практике отечественной и зарубежной философии, культурологии, педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения.

Понятие эстетического воспитания

Образование — это целенаправленное формирование личности для подготовки ее к участию в социальной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, образование — это механизм, обеспечивающий сохранение исторической памяти населения.

Цели образования — это ожидаемые изменения в человеке, которые происходят в результате специально подготовленных и систематически проводимых образовательных действий и мероприятий.

Воспитание детей — это целенаправленная деятельность, направленная на формирование у детей системы личностных качеств, взглядов и убеждений. Взгляды на то, что следует считать образованием и кто должен играть важную роль в образовании детей, существенно различаются в обществе и в профессиональной среде.

В работах Ю.К. Бабанского, Б.Т. Лихачева, Л.П. Печко, В.И. Толстого эстетическое воспитание рассматривается как естественная, управляемая система педагогической деятельности, включающая учебную и внеучебную работу, преподавание в учреждениях дополнительного образования, воспитание в семье, самовоспитание, направленное на формирование эстетической культуры учащихся.

Однако, по мнению исследователей, процесс эстетического воспитания в современных условиях связан со многими трудностями; эти трудности заключаются в необычайно слабом внедрении в повседневную практику школ научных достижений в области эстетического воспитания.

Такие трудности, как отмечают исследователи, можно объяснить несколькими факторами:

  • Недостаточное внимание к проблемам эстетического воспитания личности учащихся средней школы на уровне государственных учебных заведений;
  • Перегруженные учебные программы в учебных заведениях, в которых основной задачей является передача знаний и информации;
  • Отсутствие учебных программ и методических комплексов по эстетическому воспитанию учащихся, программ, учебных планов и пособий по проблемам эстетического воспитания в школе
  • Отсутствие адекватной подготовки педагогических кадров;
  • недостаточное материальное оснащение школ.

В самом широком смысле эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс творческого формирования личности ребенка, способной воспринимать и ценить прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

В «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспировой термин «эстетическое воспитание» описывается следующим образом: Развитие и совершенствование способности человека воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве и созидании по законам красоты.

Термин «эстетическое воспитание» органически связан с термином «эстетика», который происходит от греческого слова «эстес» — чувственный. Это слово как название конкретной науки впервые ввел немецкий теоретик искусства Баумгартен. Его работа «Эстетика» была опубликована в 1750 году. С тех пор эстетика стала целой отраслью науки. Но сама эстетика зародилась гораздо раньше: Его происхождение уходит корнями в глубокую древность. Способность воспринимать красоту предметов окружающей среды появилась у человека на заре цивилизации.

Задачи эстетического воспитания

Целью эстетического воспитания является развитие эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего в практической жизни — в отношении к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, и, наконец, к искусству.

Целями эстетического воспитания должны быть:

  • формирование эстетического сознания, которое включает совокупность знаний об основах эстетики, мировой и отечественной культуры, умение понимать и отличать истинно прекрасное в искусстве, народном творчестве, природе, человеке от суррогата.
  • формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически грамотное противодействие дезинформирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и навыков художественно-творческой деятельности.
  • развитие возможностей для художественной и творческой деятельности; поощрение одаренных детей: Развитие опыта (навыков и умений) проектирования жилой, рабочей и учебной среды с учетом эстетических норм и потребностей.

И. Ф. Харламов подчеркивает, что поскольку эстетическое воспитание осуществляется прежде всего через искусство, то его содержание должно включать изучение и ознакомление учащихся с различными видами и жанрами искусства — литературой, музыкой, изобразительным искусством. Включение русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки в школьную программу служит именно этой цели. Существенной частью эстетического воспитания является также познание красоты в жизни, природе, морали и поведении.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Прежде всего, необходимо формировать эстетические потребности учащихся в области искусства, в понимании художественных ценностей общества. Ключевым элементом содержания эстетической подготовки должно быть развитие художественного восприятия учащихся. Эти представления должны охватывать широкий спектр эстетических явлений. В частности, студенты должны научиться воспринимать красоту в различных видах искусства, в природе, в окружающей жизни и в поведении человека.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. Сюда входит развитие идей и представлений о специфике отражения действительности в различных видах и жанрах искусства и умение анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Важной частью эстетического воспитания является приобщение учащихся к искусству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой считал, что у каждого ребенка свои художественные потребности, которые необходимо развивать и использовать в воспитании.

Наконец, эстетическое воспитание должно быть направлено на раскрытие и постижение гражданских основ искусства и способствовать формированию у учащихся социальных установок и убеждений, а также морали.

Взаимосвязь эстетического и физического воспитания

Общие педагогические задачи физического воспитания определяются в соответствии со спецификой выбранного направления физического воспитания, возрастом и полом учащихся. Цель физического воспитания может быть достигнута, если будут решены все его задачи. Только в единстве они становятся истинными гарантами полноценного гармоничного развития человека.

В эпоху развития человечества физическое воспитание играет очень важную роль. Оно занимается не только содействием нормальному физическому развитию растущего организма и укреплением его здоровья, но и формированием духовных качеств личности. Все это возможно и реально при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: духовным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Движение создает благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе обучения формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм тела, способствует пониманию красоты и грации движений. Все это способствует развитию эстетических чувств, вкусов и идей, способствует положительным эмоциям, радости жизни, оптимизму.

Эстетическое воспитание развивает человека умственно, а также позволяет ему понимать, ценить и стремиться к красоте. Человек с сильным эстетическим вкусом обычно стремится к созданию эстетических ценностей путем выполнения эстетических действий, которые широко используются в спорте в различных формах.

Взаимосвязь физического воспитания и эстетического воспитания заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, а с другой стороны, эстетическое воспитание повышает эффективность физического воспитания за счет внесения положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к выполнению физических упражнений.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания преследует следующие конкретные цели:

  • Способствовать развитию эстетического чувства и вкуса в области физической культуры;
  • способствовать эстетическому пониманию человеческого тела и его движений
  • Развивать способность находить и ценить красоту в поведении сверстников и окружающей среде.
  • Способствовать развитию способности чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в физической культуре, спорте и других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству
  • формировать эстетику поведения и межличностных отношений в физическом воспитании (особенно в спорте); развивать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Гуманная сущность эстетики наиболее ярко проявляется в красоте человеческих поступков и нравственных отношений, в деятельности, направленной на достижение общественно значимых целей. Являясь одной из широких сфер формирования этических и эстетических отношений, физическая культура и спорт позволяют на конкретной практической основе сочетать нравственные и эстетические нормы в воспитании личности.

Все вышесказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Их реализация требует соответствующей эстетической направленности в применении средств и методов педагогического воздействия.

Внедрение музыкального сопровождения

Целью формирующего этапа экспериментальной работы является подтверждение использования музыкального сопровождения в физическом воспитании на практике.

На формирующем этапе экспериментальной работы был решен ряд приоритетных направлений экспериментальной деятельности:

  • Разработка новых положений, методов и средств эстетического воспитания учащихся младших классов на уроках физической культуры;
  • Создание новой педагогической практики, интегрирующей обучение, эстетическое воспитание и развитие в физическом воспитании посредством музыкального сопровождения.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы в ходе исследовательской работы в экспериментальном классе проводились уроки физкультуры с использованием музыкального сопровождения. Конспект планируемого урока с новой методической разработкой включения музыкального сопровождения представлен в Приложении I. Для чистоты эксперимента параллельно проводились аналогичные уроки в контрольном классе, но без музыкального сопровождения.

Исходя из особенностей форм организации обучения, направленности, целей и задач, контингента учащихся, использование музыки имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе и применении в дальнейшем.

В работе использованы методические рекомендации и педагогико-методическое пособие современных ученых Смирновой Ю.В., Сайкиной Е.Г., Кадырова Р.М. «Музыкальное сопровождение в физическом воспитании в школе».

Подбирать музыкальное сопровождение необходимо с учетом его влияния на организм и психику ученика, но не менее важно учитывать специфику урока физкультуры. Его структура состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной, каждая из которых решает свои задачи. В зависимости от того, в какой части урока используется музыка, следует сделать соответствующий выбор.

Для занятий физкультурой следует подбирать музыку, простую по форме и содержанию, бодрую и жизнерадостную по характеру, чтобы ее набор выразительных средств гармонировал с содержанием упражнения и помогал его выполнять. Лучше использовать танцевальную и песенную музыку.

По описанию Ю. Г. Коджаспиров [9] отмечал, что помимо использования музыки непосредственно на уроке, полезно также ее звучание непосредственно перед и после окончания урока. Автор различает контрмузыку, заводную музыку, ведущую музыку, успокаивающую музыку и сопровождающую музыку, каждая из которых выполняет свои специфические функции, поэтому условно названа «функциональной».

Фоновая музыка звучит перед началом урока и решает задачу создания соответствующего настроения для урока, вызывая эмоции и поднимая настроение.

Подготовительная часть должна сопровождаться музыкой, которую обычно называют разминочной, чтобы организовать учеников, активизировать их внимание и суметь настроить организм на ритм тренировочного процесса. Специально подобранная педагогом музыка, благодаря своим динамичным тонам, регулирует степень напряжения и расслабления работающих мышц, способ ускорения или замедления мышечных усилий, мягкость или стремительность выполняемых двигательных действий. Гармония музыки и телесных движений доставляет эстетическое удовольствие, повышает интерес и удовлетворение от физической работы.

Важность подчеркивания сильных частей, отчетливость их выражения и строгая регулярность темпа имеют большое значение в музыкальном управлении процессом упражнения. Музыкальные темпы выбираются в соответствии с темпом и ритмическим рисунком выполняемых движений.

Содержание и дозировка ведущей музыки зависят от педагогических задач урока, особенностей предмета и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.

Наиболее эффективно использование ведущей музыки во фронтальном методе организации учащихся.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности нравственного воспитания младших школьников
  2. Нормы социальной педагогики
  3. Современные педагоги-новаторы
  4. Чему не учат в школе и вузе?
  5. Образовательная система ДОУ
  6. Методы воспитания
  7. Технология укрупнения дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев)
  8. Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников, на основе идей М. Монтессори
  9. Система высшего образования в Японии
  10. Информационные технологии в обучении