Для связи в whatsapp +905441085890

Программа духовно-нравственного воспитания в школе — Характеристика процесса духовно-нравственного воспитания учащихся школы

Проект Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарт) определяет духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию учащихся как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Статья 9, пункт 6 данного закона гласит, что «программы основного общего образования начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного стандарта образования с учетом характера и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество образования».

В соответствии с требованиями стандарта структура основной образовательной программы помимо основного базового содержания образования, базисного учебного плана, примерных программ по отдельным предметам и других разделов включает концепцию духовно-нравственного воспитания обучающихся и примерную программу воспитания и социализации обучающихся.

В концепции и примерной программе изложены основные особенности образовательного процесса в современной школе. Концепция духовно-нравственного воспитания формулирует цели и задачи воспитания и социализации учащихся, раскрывает систему базовых национальных ценностей, лежащих в основе воспитательного процесса, определяет основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе школьной, внеклассной и внешкольной деятельности, во взаимодействии с семьей, институтами гражданского общества и религиями.

Примерная программа воспитания и социализации учащихся разработана на основе концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Это концептуальная и методологическая основа для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и социализации учащихся с учетом культурных, исторических, этнических, социально-экономических, демографических и других особенностей региона, потребностей учащихся и их родителей и регионального сообщества.

Стандарт предусматривает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе приобщения их к российским национальным ценностям, ценностям своей этнической, религиозной и (или) культурной группы, общечеловеческим ценностям в рамках формирования их идентичности как граждан России.

Воспитание и социализация, согласно стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды школьной деятельности: учебную, внеклассную, семейную, общественно полезную, они в первую очередь формируют траекторию школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося должны быть вовлечены все субъекты воспитания и социализации детей и подростков: Семья, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

В основе организации воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель воспитания, высокое нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитании, образовании и развитии которого сосредоточены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Программа духовно-нравственного воспитания в школе - Характеристика процесса духовно-нравственного воспитания учащихся школы

Характеристика процесса духовно-нравственного воспитания учащихся школы

Прежде чем охарактеризовать процесс духовно-нравственного воспитания, необходимо дать определение термину «процесс». В философии он рассматривается как «последовательная смена явлений, состояний и их развитие», как «ряд последовательностей действий для достижения результата»; «регулярная, последовательная, непрерывная смена последовательных моментов развития». Психологи описывают понятие «процесс» как динамику психических явлений. С.Л. Рубинштейн считал процессуальность важнейшим свойством психики (т.е. психическое как процесс).

Л. С. Выготский, однако, отмечал, что, несмотря на непрерывность психического как процесса, в нем всегда есть «нечто прерывистое». Можно сказать, что духовно-нравственное воспитание является прерывным компонентом в едином непрерывном процессе развития личности. После своего формирования духовно-нравственное воспитание «продолжает жить» в психическом процессе и существенно влияет на него.

Процесс обучения в общеобразовательной школе определяет взаимодействие учителя и учащихся, опосредованное содержанием и методами его усвоения, для достижения поставленных целей.

Одним из условий успешности образовательного процесса в психолого-педагогической литературе и практике считается учет возрастных особенностей учащихся и индивидуальный подход.

Охарактеризуем возраст детей с 12-14 лет. Этот возраст указывает на требования, которые следует учитывать при разработке педагогического стиля.

А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом возрасте. Переход от детства к взрослой жизни длится с 11 до 21 года, и особенно важны первые 5 лет — с 11 до 16 лет,

10 лет — ребенок. Уравновешенный, доверчивый, ровный с родителями, мало заботится о внешности, легко относится к жизни.

Возраст 11 лет — детский. Импульсивность, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12 лет — ребенок, характер частично угасает, отношение к миру более позитивное, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13 лет — подросток. Обращен внутрь себя (интроверсия), самокритичен, чувствителен к критике, критичен к родителям, избирателен в дружбе. Экстравертирован, энергичен, общителен, уверен в себе, интересуется другими людьми, обсуждает себя и сравнивает себя с героями. Возрастные рамки стали более подвижными. Так, в философии появляется теория фрактальной эпохи (М. Эпштейн). Фрактал (от лат. frangere — разбивать, делить на части) — это неправильная, ломаная геометрическая форма, состоящая из подобных, более мелких форм, которые в свою очередь состоят из своих более мелких иллюзорных форм. Наиболее важным свойством фронтальности является самоподобие. Как бы мы ни подразделяли фрактал, в результате всех подразделений мы обнаружим ту же исходную форму, только в уменьшенном виде.

Известно, что человеческая жизнь делится на эпохи. Обычно их выделяют пять: младенчество, подростковый возраст, юность, зрелость и старость. Иногда младенчество выделяют перед детством, юность — перед отрочеством, а старость — после старости. Мы предполагаем простую пятичленную схему, поскольку она также позволяет нам увеличить число возрастов до 25 и в будущем расширить наше представление о возрасте, включив в него непрерывное, циклическое увеличение жизни.

Дело в том, что категорию возраста можно трактовать широко. Это не только определенный период жизни человека, но и определенная фаза в становлении каждого периода. Период младенчества включает в себя детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость. Каждому возрасту соответствует свой возраст. Возраст каждого возрастного периода сменяется детством следующего периода. Таким образом, жизнь человека проходит от детства до старости. В то же время он проходит через пять детских лет, пять подростковых и так далее, поскольку каждый из его пяти основных периодов в свою очередь делится на те же пять периодов.

Задачи духовно-нравственного воспитания

В сфере развития личности должно быть обеспечено духовно-нравственное воспитание:

Готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в профессионально-производственной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самообразования и универсальной духовно-нравственной компетентности — «становиться лучше»;

Укрепление нравственности — на основе свободной воли и родных духовных традиций, внутренней установки учащихся поступать по совести.

Нравственное воспитание — осознание обучающимся необходимости определенного поведения на основе социально принятых представлений о добре и зле, правильном и неправильном

Развитие личного морального сознания (совести), т.е. способности учащихся формулировать собственные моральные обязательства, осуществлять моральный самоконтроль, брать на себя обязательства по соблюдению моральных норм, нравственно оценивать свои и чужие поступки

Принятие основных национальных ценностей и национальных духовных традиций.

Положительная моральная самооценка и самоуважение

Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою собственную позицию, основанную на морали, критически оценивать свои намерения, мысли и действия

Способность действовать самостоятельно и руководствоваться моральным выбором, брать на себя ответственность за результаты, быть решительным и настойчивым в достижении результатов

Трудолюбие, жизненный оптимизм, способность преодолевать трудности; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, угрожающим жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, способность противостоять им в пределах своих возможностей

Свобода как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в связи с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

В сфере общественных отношений должно обеспечиваться духовно-нравственное развитие:

формирование личности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

готовность граждан к совместному противостоянию глобальным вызовам современности; развитие патриотизма и гражданской солидарности;

укрепление целостности российского народа, поддержание межнационального мира и согласия;

Усиление роли институтов гражданского общества и традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи.

Укрепление доверия к другим людям и институтам гражданского общества;

Развитие отношения к семье как основе российского общества;

Приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

забота о человеческой жизни и непрерывности семьи

Законопослушное поведение и сознательное поддержание гражданами правопорядка;

преемственность (духовная, культурная, социальная) поколений.

В сфере государственных отношений должно обеспечиваться духовно-нравственное воспитание:

Укрепление и совершенствование верховенства закона;

Повышение доверия граждан и общественных организаций к государственным институтам.

Повышение эффективности работы органов государственной власти в процессах модернизации страны;

Укрепление национальной безопасности.

В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны участвовать все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Это ключевой элемент инклюзивного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного (на протяжении всей жизни) духовно-нравственного развития гражданина России. Это пространство еще предстоит создать.

Традиционные источники нравственности

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников представляет собой систему базовых национальных ценностей. В качестве критериев для их систематизации и разделения на определенные группы были выбраны истоки нравственности и гуманности, то есть те сферы общественных отношений, деятельности, сознания, уверенность в которых позволяет человеку противостоять деструктивным влияниям. Традиционными источниками морали являются:

  1. патриотизм, который включает в себя следующие ценности: Любовь к России; любовь к своему народу; любовь к «малой родине»; служение Отечеству (военное, духовное, трудовое).
  2. социальная солидарность — личная и национальная свобода; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость; милосердие; доброта; честь; достоинство.
  3. гражданственность — верховенство закона; гражданское общество; долг перед отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и порядок; межнациональный мир; свобода совести и вероисповедания.
  4. семья — любовь и верность; здоровье; процветание; почитание родителей; забота о старших и младших; преемственность семьи.
  5. работа и творчество — творчество и созидание; решительность и настойчивость; трудолюбие; бережливость.
  6. наука — знание; истина; научное мировоззрение; экологическое сознание.
  7. традиционные российские религии* включает представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозном мировоззрении.
  8. искусство и литература включают ценности: красота; гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие.
  9. природа — жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
  10. человечество — мир во всем мире; разнообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество.

Образцовым является перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Образовательные учреждения, разрабатывая собственные программы воспитания и социализации учащихся, могут вводить дополнительные ценности, не противоречащие изложенным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в образовательном процессе. Также учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их потребности и пожелания родителей, региональные условия и другие особенности образовательного процесса, учебное заведение может сделать акцент в воспитании особых групп на базовых национальных ценностях. В то же время важно, чтобы учащиеся получили представление о целостной системе национальных ценностей, увидели, поняли и приняли духовно-нравственную культуру российского общества во всем его социокультурном многообразии и национальном единстве.

Систематизация ценностей указывает на источники нравственности и гуманности, содержащиеся в национальной культуре, но имеет особое педагогическое значение. Каждая из перечисленных групп базовых ценностей педагогически оформлена в целевой программе воспитания и социализации школьников (далее — целевая программа).

Целевые программы имеют комплексный характер. Каждая из них может быть разделена на ряд подпрограмм в соответствии с конкретной системой ценностей. Подпрограмма получила свое название от основной ценности, которую она должна обеспечить для усвоения студентами. Например, целевая программа «Гражданственность» включает подпрограммы: «Верховенство закона», «Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей», «Закон и порядок», «Межнациональный мир» и «Свобода совести и вероисповедания». Другие целевые программы построены аналогичным образом.

Содержание школьного образования группируется вокруг основных национальных ценностей. Педагогически каждый из них формулируется как вопрос, который человек ставит перед собой, учитель — перед учеником, как педагогическая задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Что такое верховенство закона? Что такое долг перед родиной, старшими поколениями и семьей? Зачем нужен закон и порядок? Каждая из базовых ценностей, педагогически определенная как вопрос, становится центральной образовательной задачей.

Традиции казачества Южного Урала как средство духовно-нравственного воспитания учащихся

Следуя позициям, разработанным Ж.Н. Абакумовым, я считаю, что.

  • Одним из главных условий развития образовательных концепций в педагогике и психологии является учет исторических и культурных традиций народа, национальной педагогики;
  • Эффективным средством воспитания учащихся являются казачьи образовательные традиции Южного Урала;
  • Обращение к воспитательным традициям южноуральского казачества может способствовать развитию мотивационно-потребностной сферы, эмоциональной направленности, системы духовно-нравственных отношений, ценностей и установок.

Выбор традиций как педагогического средства обусловлен возрастными требованиями к развитию учащихся (подростков), необходимостью закрепления знаний о традициях и переходом их в стереотип поведения:

  • при организации обучения учащихся традициям казачества Южного Урала необходимо выйти на уровень развития воспитательной системы, способствующей объединению школы, семьи, общины;
  • Раскрыть общие и специфические функции традиций, мотивировать учащихся к пониманию процессов социогенеза, социализации человека, обеспечить практическое овладение учащимися умением использовать традиции казачества в любых жизненных ситуациях.

Формирование воспитательной системы, включающей целостный образовательный процесс, ориентация воспитательной системы на учет общечеловеческих, национально-культурных и этноценностей делает проблему духовно-нравственного воспитания учащихся с учетом традиций казачества актуальной для педагогической науки и практики.

Традиция (лат. traditio) — передача; то, что передается или передавалось от одного поколения к другому по традиции, устной или литературной передаче (например, знания, взгляды, образ действий, вкусы). В научной литературе традицией обычно называют механизм воспроизводства, при котором данная деятельность повторяет прошлые образцы и признается нормативной в силу своего существования в прошлом. С философской точки зрения, традиция — это «обычаи, обряды, социальная практика, идеи и ценности, нормы поведения и т.д., исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение; элементы социокультурного наследия, существующие в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного периода времени».

Развитие общества всегда основывается на процессах, происходивших в историческом прошлом. Поэтому невозможно понять особенности нации, не изучив ее прошлое. Об этом писал В.Н. Татищев. Каждое новое поколение начинает свою деятельность, осуществляя связь текущей деятельности с предыдущими образцами, традициями. Оценка традиции как ее изначальной, наиболее важной части требует знания существенных черт традиционности.

Современная повседневная жизнь сохраняет свои самородки, связи, фрагменты. Повседневность, как архаическая форма традиционности, сливает «высокие» материи с «принадлежностью» повседневности. Повседневная жизнь сохраняет традиционные способы пения и танца, которые были отвергнуты официальным классическим искусством. В то же время повседневность не отрицает, а мягко впитывает инновации, которые принимает официальная (не повседневная) жизнь. Повседневная жизнь с ее традиционностью — это сама жизнь. Повседневная жизнь насыщена набором мифологических представлений, которые можно определить как народную культуру (они относятся к культуре, но содержат значительную часть традиционализма). Термин «традиция» не используется в народной жизни и остается в сфере «книжного» языка. Напротив, в научной литературе используется много обобщенных терминов крестьянской лексики: «обычай», «хозяйство», «быт», «праздник», «игра». Они вошли в обиход в разное время. «Обычай» в широком смысле означает совокупность воспринятого образа жизни и культурных ценностей, а также способ воспроизводства «с начала времен», путем «забвения отцов». То есть, «обычай» в народной лексике соответствует термину «традиция)», а значение народного термина «обряд» соответствует термину «ритуал», используемому в научной литературе.

«Традиция» как явление определяется «общим» — тем, что, обобщая, связывает людей. В то же время, это нечто «своеобразное», присущее только определенному народу. Эта «особенность» выделяет соответствующее сообщество среди других. В отличие от выражения народной традиции в современном обществе архаичная народная традиция соединяет в себе все общее и все особенное.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Трансакционный анализ в психотерапии
  2. Диагностика и коррекция стрессоустойчивости в управлении педагогическим коллективом
  3. Психологическая характеристика дошкольника
  4. Жесты в психологии общения
  5. Психология бизнеса
  6. Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи
  7. Типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка дошкольного возраста
  8. Влияние познавательного интереса на развитие мышления и воображения в младшем школьном возрасте
  9. Психология эмоциональных отношений
  10. Нейрофизиологические механизмы сна. Виды сна, его биологическое значение