Для связи в whatsapp +905441085890

Программа «истоки» — Цели развития. Содержание и условия педагогической работы

В раннем возрасте формируются предпосылки эстетического отношения к окружающему миру и элементарные виды художественной деятельности: музыкальная, изобразительная, художественная и языковая.

Богатство и красота мира постепенно раскрываются перед ребенком, когда он вслушивается в звуки природы, всматривается в ее постоянно меняющиеся образы и представления, когда взрослый постоянно обращает его внимание на красоту, которая есть везде: и в многоцветье осенних листьев, и в одежде людей и кукол, и в предметах быта, украшенных народными промыслами.

Приобщение детей к искусству начинается со знакомства с народным творчеством и классикой. Ребенок впитывает мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора; он восхищается формами и цветами орнаментов на игрушках и предметах обстановки.

Особенностью детской художественной деятельности является ее синкретизм и импровизация: дети легко сочетают разные виды искусства — рисуют, импровизируют на музыкальных инструментах и одновременно сочиняют простой сюжет или поют. Художественная деятельность формирует художественные способности детей, особенно сенсорные, связанные с восприятием искусства.

В раннем детстве развитию этих способностей благоприятствует высокая эмоциональная восприимчивость к музыке, художественному слову и ярким произведениям изобразительного и театрального искусства. Чтобы дети не стали равнодушными к миру прекрасного, необходимо как можно раньше знакомить их с этим миром, используя их возрастные особенности.

Программа музыкального воспитания дошкольников основана на логике развития системы музыкальности и содержащихся в ней музыкальных способностей, а также на логике формирования видов музыкальной деятельности. Разумеется, они взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

В программе представлены все пять традиционных видов музыкальной деятельности детей: Слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и музыкальная игра-драматизация.

Музыкальный репертуар программы включает в себя в основном классическую музыку различных периодов и стилей, фольклор и современную музыку.

Для выполнения основных задач музыкальный руководитель может использовать произведения из предложенного списка образцов и свой собственный выбор.

В возрасте от трех до пяти лет для большинства детей характерна высокая степень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий.

Интонационно-слухового опыта уже достаточно для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня и танец — «три кита», по словам Д.Б. Кабалевского). Дети слушают и эмоционально реагируют на яркие контрастные музыкальные произведения (радостная — грустная музыка), а из «трех китов» лучше всего определяют марш. Здесь большинство ориентируется не на весь комплекс музыкальной выразительности, а на одно из средств. Чаще всего это темп, реже — тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка — значит веселая», «медленная — значит грустная».

В дальнейшем, по мере музыкального развития и приобретения музыкального опыта, дети начинают ориентироваться на все более полный набор музыкальных средств выражения. На пятом году жизни наиболее музыкально развитые дети совершают качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают распознавать мелодию и ее частичные интонации в сложной музыкальной ткани и ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит к гораздо большей адекватности восприятия музыки и обогащению их индивидуальной интерпретации. На смену скупым односложным ответам приходят развернутые сюжеты, насыщенные действием, эмоционально окрашенные.

Дошкольники имеют более богатый жизненный и музыкальный опыт, чем младшие дошкольники. Они с интересом слушают музыку и очень живо реагируют на нее эмоционально.

При определении общего характера и настроения музыкального произведения дети в этом возрасте ориентируются не на одно, а на два и более средств музыкальной выразительности (темп и тембр; темп и динамика; темп, тембр и динамика одновременно). У большего количества детей, чем в предыдущей возрастной группе, наблюдается интонационно-мелодическая направленность музыкального восприятия, соответственно, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки, внемузыкальные образы и ассоциации, возникающие в процессе слушания. Восприятие музыкального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкальных способностей, мышления, воображения.

Дети знакомятся с понятием «жанр» — ключевым понятием как музыки, так и любого другого искусства (инструментальная и вокальная музыка; марш, песня, танец; русские танцы, вальс, полька и т.д.). Обобщать представления о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Для детей проще всего определить его по музыкальному движению и игре в оркестре.

Программа «истоки» - Цели развития. Содержание и условия педагогической работы

Цели развития. Содержание и условия педагогической работы

В этом и заключается задача музыкального развития детей:

  • поддерживать эмоциональный отклик на музыку, способствовать формированию потребности слушать музыку, увеличивать запас музыкальных впечатлений;
  • Постепенно развивать способность внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать и определять его общий характер и настроение контрастных частей; определять элементарный жанр произведения;
  • учить детей различать тембр инструментов (контрастные группы — фортепиано, скрипка, флейта, арфа), изменения в звучании симфонического оркестра; различать звучание голосов — сольного и хорового;
  • развивать желание и умение воплощать в творческих свободных движениях общий характер музыки, динамику ее образов; воспроизводить образные движения (пожалей подругу, покачай куклу, погладь котенка);
  • поддерживать стремление детей передать в своих рисунках настроение музыки, ее образы;
  • Формировать умение слышать процесс развития музыкального образа в произведении;
  • разработать идеи для композиционной части произведения. Познакомить детей с понятиями «одночастная», «двухчастная», «трехчастная» форма при слушании музыки и в других видах музыкальной деятельности (музыкальное движение, игра на детских музыкальных инструментах).

Содержание и условия педагогической работы:

  • Использование высокохудожественного и доступного музыкального репертуара для детей;
  • Регулярность специальных занятий по прослушиванию музыки и их методически правильная структура;
  • высокий профессионализм музыкального руководителя: исполнительское мастерство, хорошее теоретическое и методическое музыкальное образование, педагогические знания и такт;
  • Уважение к ребенку, его мнению о музыке, право слышать и ценить ее по-своему. Культура и деликатность в общении с ним или с ней;
  • материально-техническое обеспечение педагогического процесса;
  • использование в классе слушания музыки профессионально подобранных произведений искусства, более доступных для детей, таких как изобразительное искусство и литература.

Старшим дошкольникам предлагаются для прослушивания более сложные произведения, и связанные с ними задания становятся более сложными. Сложность музыкальных произведений следует следующим направлениям:

  1. от произведений, в которых преобладают репрезентативные моменты, к произведениям, в которых преобладает выразительность;
  2. от небольшого объема, простой формы и музыкальных образов к все более развитым и сложным;
  3. от содержания ведущей темы к контрасту и далее к более мягким контрастам и появлению полутонов настроений.

Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. Им нравится угадывать произведения, включенные в музыкальную викторину.

До достижения ребенком пятилетнего возраста:

  • эмоционально реагирует на музыку и испытывает радость от встречи с ней;
  • слушает его достаточно внимательно (короткие фрагменты — от начала до конца);
  • может определить общее настроение и характер музыкального произведения в целом и его частей; выявить отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр, в некоторых случаях — интонационные и мелодические особенности музыкального произведения);
  • слышит образные моменты в музыке, соответствующие названию произведения; узнает его характерные образы;
  • определяет, к какому из трех жанров относится прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно сыграно;
  • может отражать характер музыки в музыкальном движении, рисовании.

До достижения ребенком семилетнего возраста:

  • эмоционально и увлеченно слушает музыку и любит говорить о ней;
  • слышит ряд музыкальных выражений, характеризующих содержание музыки;
  • можно услышать процесс развития музыкального образа;
  • подчеркивает тембры инструментов симфонического оркестра, которые лидируют в характеристике музыкального образа;
  • определяет жанр, к которому принадлежит произведение;
  • определяет форму музыкального произведения.

Характеристика возрастных способностей

Дети четвертого года жизни, если они посещали детский сад, уже имеют некоторый опыт сочетания движения с музыкой. Естественная общая подвижность, двигательная активность ребенка, яркий эмоциональный отклик на музыку и желание двигаться под нее со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых популярных видов музыкальной деятельности.

Дети в этом возрасте различают яркие контрасты в музыке, могут прыгать — «танцевать» под веселую музыку, стоять и слушать грустную музыку. Они воспроизводят образные движения и простое действие под музыку, согласуя движения с характером музыки («игра с песком», «игра в снежки» и т.д.).

В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движения, они стараются держаться вместе, тесной группой, преодолеть эту тенденцию сложно.

Дети пятого года жизни также внешне сильно отличаются от детей четвертого года: у них более пропорциональное телосложение, свод стопы начинает подниматься. Они очень активны и подвижны; они более уверенно чувствуют себя в окружающей среде.

Может воспроизвести в движении характер более сложной и менее контрастной двух- и трехдвигательной музыки; может самостоятельно определить жанры марша и танца и выбрать соответствующие движения.

Дети уже освоили некоторые виды основных движений, могут согласовывать их с яркими музыкальными средствами выразительности (темп, динамика, регистр и т.д.); используют графические и выразительные жесты, мимику при изображении животных и птиц, в сюжетных зарисовках.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкально-выразительного движения. Они слышат музыку и могут передать в своих движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, доступные детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся все более сложными. Они содержат не только изобразительные моменты, но и выразительные начала, отражающие определенное настроение («Обиженный», «цветок растет, распускается и увядает» и т.д.).

На шестом-седьмом году жизни у детей появляются более сложные танцы и достаточно развитые творческие композиции.

Цели развития. Содержание и условия педагогической работы

Ключевые цели развития в данном случае включают:

  • развивать эмоциональную восприимчивость детей к музыке, музыкальное восприятие, мышление и память с помощью музыкального движения;
  • научить их естественной, свободной и выразительной пластике, умению отражать в ней характер музыки; различным видам основных и танцевальных движений, не достигая качественных характеристик их исполнения;
  • Развитие мышечного чувства во время упражнений на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц;
  • Формирование свободы и выразительной пластики рук;
  • Развитие музыкального чувства ритма путем работы над регулярностью движений, соответствующей метрической пульсации музыки, и воспроизведением простых ритмических рисунков;
  • использовать выразительную мимику и пантомиму в музыкальных двигательных этюдах с игривым характером;
  • научиться свободно передвигаться в зале.

Содержание и условие педагогической работы заключается в том, что дети должны быть «погружены» в разнообразную музыку. Произведения, используемые для движения, должны быть художественно яркими, «подвижными» и доступными детям по настроению. Музыкальная образность этих произведений сильно варьируется, и средства музыкальной выразительности должны быть сильно контрастными вначале и менее контрастными впоследствии. Форма произведений вначале одно- и двухчастная, в конце четвертого и пятого года — трехчастная.

На занятиях необходимо как можно чаще использовать образные движения, которые помогают детям развивать эмоциональность и выразительность (ребенок изображает зайчика, котенка и другие фигурки).

При разработке базовых движений особое внимание следует уделить работе над пружинистостью и легкостью в различных движениях ходьбы и бега, свободной руки и всего плечевого пояса.

Очень важно постоянно способствовать индивидуальному творческому самовыражению детей и поощрять их двигаться по-своему; использовать метод со-творчества с учителем. Здесь также помогают игровые ситуации, в которых ребенок выступает в роли персонажа.

На четвертом году жизни необходимо проводить специальную работу по развитию пространственной ориентации. Необходимо помочь ребенку увидеть себя среди детей, в большом зале; помочь ему выйти из «стада», научить его двигаться в разных направлениях: по прямой, по кругу, разбегаясь, и так далее. Если вы не поработаете над этим, то потом будет гораздо сложнее распределить детей по залу и научить их свободно двигаться.

На музыкальных занятиях с детьми четвертого года обучения очень важно, чтобы движения показывали взрослые. Поэтому желательно, чтобы с детьми двигался либо сам музыкальный руководитель (тогда нужен аккомпаниатор), либо с детьми двигался хорошо подготовленный воспитатель.

Основное внимание в работе с детьми пятого года жизни уделяется развитию основных движений. В этом возрасте осваиваются все виды ходьбы, бега и прыжков. Прямая демонстрация со стороны взрослого играет подчиненную роль. Он важен на этапе обучения, основы движения, а затем достаточно назвать его. Дети запоминают названия различных основных и танцевальных движений (высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжок, прямой галоп, взмах руками и т.д.).

Требуются занятия по музыкальному движению:

  • Просторная, светлая комната с нескользящими теплыми полами и минимальным декором;
  • хорошо настроенный музыкальный инструмент (пианино, аккордеон, баян);
  • магнитофон с набором аудиокассет;
  • Музыкальный центр с ассортиментом компакт-дисков с классической, народной и современной музыкой;
  • набор различных атрибутов для раздачи детям: ленточки, кишмиш, игрушки, погремушки, колокольчики и т.д.

Характеристика возрастных способностей

Этот вид музыкальной деятельности приносит детям огромную радость, увлекает их музыкой, способствует общению друг с другом. Когда игра на детских музыкальных инструментах строится на слуховой, т.е. музыкальной основе как деятельность по щипкам на слух, это развивает всю систему музыкальных способностей, особенно слух на тембр и мелодию и чувство музыкального ритма.

У детей дошкольного возраста уже достаточно развит тональный слух, чтобы они могли хорошо ориентироваться в тональном разнообразии инструментов и контрастных регистрах. Высокая степень развития динамического слуха позволяет воспроизводить на детских музыкальных инструментах не только контрастные степени громкости (форте и пиано), но и тонкие переходы между ними.

В системе музыкального чувства ритма у детей больше всего представлено чувство темпа. При этом они наиболее успешно справляются с воспроизведением относительно быстрого темпа, а затем с его средними градациями.

На пятом году жизни характерен единый для детей тип решения ритмических задач. Они могут воспроизводить метрическую пульсацию в оркестре ударных инструментов, которая является «канвой» ритмического рисунка. Последнее становится доступным детям в этом возрасте, но им трудно связать его с мелодической линией песен и произведений. Поэтому деятельности по подбору на слух отводится особая, ритмическая фаза, в которой дети, играя в ударном оркестре, осваивают ритмический рисунок.

В целом, деятельность подбора музыки по слуху в дошкольном возрасте проходит через первые два этапа — ориентировочно-тембровый и ритмический, которые предшествуют формированию мелодического этапа в старшем дошкольном возрасте.

На шестом году жизни формируется мелодическая стадия деятельности по подбору мелодии на слух. На этом этапе для детей характерна достаточно широкая предварительная ориентация на задачу. Они не сразу начинают подбирать, а вслушиваются в извлекаемые ноты, пытаются вокально подстроиться к ним, легко переходят от образов интонации к подбору коротких, а затем все более длинных мелодий, учатся записывать мелодии на фортепиано. Затем происходит перенос модуса операнди с одного на все остальные музыкальные инструменты.

Деятельность по подбору мелодии на слух продолжает формирование инструментального творчества детей. В старшем дошкольном возрасте большинство детей проходят стадию мелодической импровизации, в ходе которой возникает законченная мелодия, облеченная в определенную музыкальную форму. Ритмическая палитра детских композиций становится менее красочной и разнообразной в мелодической фазе, как бы подчиняясь формализованной мелодии.

Проблемы развития

  • Знакомство с тембрами детских музыкальных инструментов и способами звукоизвлечения; поощрение самостоятельного выбора инструментов и работы с ними;
  • Развивать динамический слух при исполнении музыкальных произведений;
  • Учить детей устойчивой метрической пульсации и простейшим ритмическим рисункам с помощью хлопков, ударов и других движений, а также игры на различных детских ударных инструментах;
  • научиться играть на фортепиано вместе со взрослым, выстраивая песенные ритмы на одной ноте;
  • На пятом году жизни учите детей воспринимать на слух опорные мелодические структуры; поощряйте перенос действий, освоенных на фортепиано, на другие детские музыкальные инструменты;
  • Развивать чувство ансамбля, интерес к игре на деревянных духовых, металлическом голосе и других музыкальных инструментах.

До достижения ребенком семилетнего возраста:

  • осваивать приемы игры на различных детских музыкальных инструментах;
  • слышит, как меняется звук при правильной и неправильной игре;
  • самостоятельно выбирает инструменты, соответствующие характеру музыкального произведения и его частей;
  • может выделить и воспроизвести ритмический рисунок произведения;
  • Подбирает простые мелодии на слух на различных детских музыкальных инструментах;
  • Может играть музыкальные произведения в ансамбле и оркестре с чувством и экспрессией;
  • определяет форму музыкального произведения;
  • пытается импровизировать на детских музыкальных инструментах;
  • может самостоятельно дирижировать оркестром или ансамблем детских музыкальных инструментов (в 2/4 и 3/4).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности детско-родительских отношений в период кризиса 7 лет у детей — Феномен концепции детско-родительских отношений
  2. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
  3. Что такое социальные установки
  4. Кататимно-имагинативная психотерапия
  5. Роль речи в развитии личности
  6. Юнг Карл Густав, швейцарский психиатр
  7. Психологические защиты и защитные механизмы в психологии
  8. Нарушение восприятия — Теории восприятия
  9. Взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности
  10. Структура психики