Для связи в whatsapp +905441085890

Происхождение и становление нравственности — Племенная нравственность

Очевидно, что безнадёжно пытаться определить границу между превращением стада обезьян в общество людей. Появление общества и человека, как и начало нравственности, — это процесс, и он чрезвычайно длительный, несопоставимый с обычными этапами истории человечества. И. И. Семенов в своей книге «Как возникло человечество» подробно исследует этот переход, в котором биологические законы, управляющие жизнью стада, уступают место социальным законам, управляющим жизнью общества. Сложность заключается в попытке определить феномен, который в первую очередь указывает на подчинение биологическое социальному. Семенов считает, что это неоспоримое явление оказалось подавлением половой потребности индивида запретом на время подготовки и ведения охоты (интерес группы в целом, то есть социальный интерес). Однако И. У. Ахильдев не считал, что миллионное существование пратолпы содержит нравственные элементы: По его мнению, они свойственны только неоантропам (кроманьонцам или даже «современному человеку»), чья внешность находится всего в 35-40 тысячах лет от нашего времени.

«Имитативный инстинкт» и «зараза», определяющие роль эмоционального возбуждения, объединяющего пратолпу в единый организм, не исключают объективных отношений — отношений, имеющих нравственное содержание.

Важно также отметить, что Ачилдиев отвергает «рабочую гипотезу о происхождении человека» (как он называет точку зрения Маркса и Энгельса), которая кажется не менее правомерной, чем концепция «пратолпы».

Если принять эту концепцию, которая до сих пор с некоторыми оговорками принимается антропологами и этнографами, то окажется, что и Семенов, и Ачильдиев приписывают начало нравственности довольно позднему периоду первобытного человека, периоду охоты. Первый и чрезвычайно долгий период был собран.

Часто те, кто пишет о эпохе первобытного общества, проводят аналогии между образом жизни современных этнических групп Австралии, Полинезии, Африки, которые находятся на уровне примитивов, и неоантропами, жившими десятки и сотни тысячелетий назад. Конечно, такие аналогии лишь условны. И все же они позволяют представить себе не только повседневную жизнь, но даже социальную психологию первобытных народов, как это пытался сделать Борис Федорович Поржнов (1932-1972) в своей книге «О начале истории человечества».

Среди многочисленных книг, посвященных изучению таких этнических групп, очень интересны работы о жизни бушменов в пустыне Калахари (Виктор Элленберг, Иенс Бьерре и др.).

Происхождение и становление нравственности - Племенная нравственность

Племенная нравственность

Бушмены до сих пор живут в основном сборищами. Они образуют группы по 35-40 человек, каждая из которых занимает определенную территорию.

Утром все члены группы заняты сбором трав, корней, насекомых, мелких животных. Вечером они собираются вместе, все делится поровну между всеми, независимо от того, сколько приносит тот или иной член группы. Они вместе ужинают, потом отдыхают и спят. Утром все повторяется. И так день за днем. Когда Бьерре спросил: «Каждое утро вы все выходите в поисках еды и возвращаетесь поздно вечером». Что ты делаешь с тем, кто не ходит со всеми остальными?» — «Почему он не идет? Он болен? Или больно и не можешь ходить?» — «Нет. Он в порядке. Но все остальные ушли, а он нет». Старик долго думал, а потом ответил: «Мы с ним ничего не делаем». — «Кто-нибудь помнит такой инцидент?» — «Нет. Этого никогда не было.» «Но зачем тогда вы все ищете еду?» Старик подумал дольше и в конце концов ответил: «Так было всегда». Бьерре подчеркивает важность общинной работы, равенства в распределении продовольствия, взаимопомощи, любви и заботы о детях, отсутствия каких-либо ссор и взаимной доброй воли. Но в языке бушменов нет слов для этих морально позитивных действий. «Так было всегда» — это ссылка на то, что следует называть обычаем, традицией. Наглядный пример «нравственности без морали», объективно-моральных отношений, не признаваемых ничем особенным.

Можно предположить, что объективно-моральное поведение («предморальное») возникает до появления рационального человека. Это действия, которые необходимы для выживания и полезны для группы. Поскольку они встроены в групповую память, они не нуждаются в обосновании или объяснении, а просто воспроизводятся в аналогичных ситуациях.

Помимо этих внутригрупповых связей и отношений, существует еще один вид отношений — внешних, ко всему, что находится вне этой группы. В анализе и объяснении их значения я разделяю точку зрения Б.Ф. Поршнева. Я разделяю точку зрения Б.Ф. Поршнева, изложенную в его работах «Социальная психология и история» и «На заре человеческой истории», о том, что старейшим и чрезвычайно долговечным конструированием человеческого сознания является противопоставление «мы — они».

Представляется, что наиболее часто воспроизводимые отношения являются внутригрупповыми, и их понимание и выражение в слове должно было быть первичным. Но именно их постоянство, их постоянное воспроизводство не привлекает к ним внимания, что видно из ответов старого кустарника.

Напротив, все, что появляется вне группы — окружающая природа, явления стихий, дикие животные, наконец, другие человеческие группы — является источником потенциальной опасности, которая легко превращается в реальную опасность. Конечно, безопасность группы напрямую связана со способностью распознавать, а затем различать то, что «они» представляют собой. И здесь даже смутно недифференцированное «они» эмоционально воспринимается как нечто негативное.

С точки зрения морального развития, противостояние «нас и их» приводит к двойным стандартам в оценке действий. Если убийство сверстника считается самым тяжким преступлением, то убийство незнакомца не только не осуждается, но и фактически поощряется…..

Но здесь мы уже приближаемся ко времени развития и укрепления племенной морали.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. И. Кант. Формы и границы познания
  2. Основные идеи философии нового времени
  3. Основные понятия философии марксизма и ее историческое значение
  4. Философский постмодернизм. Дискурс, ризома, симулякры – категории постмодерна
  5. Судьба марксизма в XX в — Рождение марксистской философии
  6. Особенности познания духовного
  7. А.И. Герцен. «Письма об изучении природы» — Биография Герцена
  8. Философия политического сознания
  9. Учение Гераклита
  10. Философия и мифология — Социально-исторические истоки философии