Для связи в whatsapp +905441085890

Просвещение — Основные ценности Просвещения

Весь исторический и культурный процесс Европы в XVIII веке. Весь историко-культурный процесс в Европе XVIII века так или иначе прошел под знаменем идей Просвещения, эпохи, оказавшей огромное влияние на все стороны жизни европейского общества в ранний современный период. В то же время рождение духа самого Просвещения было прямым следствием развития социально-экономической структуры европейской цивилизации, развития буржуазных отношений и формирования новой, постфеодальной, капиталистической социальной структуры. Новые тенденции в общественно-политической жизни Европы требовали глубокого понимания, которое было возможно только на основе принципиально нового мышления. Таким образом, сама необходимость анализа происходящих изменений, логического и последовательного объяснения реалий нового мира, стала основой философских идей Просвещения, идей постулирующего рационализма, правила разума, культа знания и образования, внутренней свободы личности, поразительной безграничности творческого полёта мысли. «Sapere aude» (от латыни — «Отважитесь знать!») — это древнее выражение, взятое из «Письма» Горация, было объявлено великим немецким философом Иммануилом Кантом вдохновляющим девизом Просвещения.

Свободомыслие этого замечательного периода европейской истории придало мощный импульс развитию научно-технического прогресса, определило ход и динамику объективных социально-экономических процессов, постепенно изменивших структуру европейского общества, вдохновило ведущих деятелей своего времени на борьбу за идеалы свободы, равенства и братства, стало важным социальным и идеологическим фактором Великой французской революции, событием огромного значения, изменившим облик европейского континента и оказавшим кардинальное влияние на всю систему международных отношений. Более того, идеалы Просвещения оставили свой отпечаток даже на тех аспектах жизни и политических институтах, внутренняя природа которых, как представляется, совершенно несовместима с принципами либерализма. Идеи Просвещения легли в основу целого ряда важных документов и законодательных актов второй половины XVIII века: «Декларации прав человека и гражданина» французских конституций 1789 г. 1791 г. и 1793 г., недолговечной польской конституции 1791 г. и вне европейского пространства — Декларации о независимости США 1776 г. и, конечно же, американской конституции 1787 г.

Важно отметить, что этические, философские и социально-политические концепции Просвещения — хотя и в меньшей степени, чем идеи Ренессанса несколькими столетиями ранее, — опираются на наследие «золотого века» человечества — древности — в ряде своих фундаментальных идеологем. Не случайно выдающийся британский философ, математик и писатель ХХ века Б. Рассел в характерном парадоксальном сочетании терминологии как точных, так и гуманитарных наук указал: «Доктрина естественных прав человека ХVIII века — это поиск евклидовых аксиом в области политики».

Просвещение

Основные ценности Просвещения

Предлагая идею формирования личности, Просвещение показало, что человек обладает разумом, психическими и физическими силами Люди приходят в мир как равные, со своими потребностями, интересами, их удовлетворением — в становлении разумных и справедливых форм человеческого сообщества. Мыслителей Просвещения волновала идея равенства не только перед Богом, но и перед законом, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством является первой характеристикой Просвещения.

Мыслители эпохи Просвещения видели в распространении знаний спасение от всех социальных неудобств. И не без их участия восторжествовал рационализм в эпоху Просвещения, которая развивалась в западноевропейской мысли в средние века. В «Ответе на вопрос, что такое Просвещение?»… Я. Кант писал:

Просветление — это выход человека из состояния несовершенства, в котором он оказался по собственной вине. Несовершенство — это неспособность использовать свой интеллект без чьего-либо руководства. Самостоятельная неспособность — это не отсутствие причины, а отсутствие решимости и мужества ее использовать.

Неудивительно, что религия, как ее изображает церковь, представала перед просветленными атеистами как враг человека в разгаре битвы крайностей. В глазах просветленных богословов. Бог стал силой, которая просто привнесла в материю определенный порядок, который всегда существовал. Во время Просвещения особенно популярной стала идея о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря развитию естественных наук возникла идея о том, что время чудес и тайн прошло, что все тайны Вселенной разгаданы, что Вселенная и общество подчиняются логическим законам, доступным человеческому разуму. Победа разума — второй характерный признак эпохи.

Третьим характерным признаком эпохи Просвещения является исторический оптимизм.

Век Просвещения по праву можно назвать «золотым веком утопии». Просвещение включало в себя, прежде всего, веру в возможность изменения человека к лучшему, в преобразование политических и социальных устоев «разумно».

Для создателей утопий XVIII века акцент делался на «естественном» состоянии общества, свободном от частной собственности и угнетения, свободном от классового деления, свободном от бедности и порока и живущем по разуму, а не по «искусственным» законам. Это был чисто вымышленный, спекулятивный тип общества, который, как отметил Руссо, возможно, никогда не существовал и, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Ренессансному идеалу свободной личности придается атрибут универсальности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. Мыслители эпохи Просвещения сосредоточились на проблеме лучшего общественного порядка. Просветительские мыслители верили в возможность построения гармоничного общества.

Глубокие изменения в общественно-политической и интеллектуальной жизни Европы в сочетании с возникновением буржуазных экономических отношений определили основные доминанты культуры XVIII века.

Основными центрами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 года. — …года последней революции в Англии, началось Просвещение. Это была славная эпоха, которая началась с одной революции и закончилась тремя: промышленной — в Англии, политической — во Франции, философской и эстетической — в Германии. За сто лет, с 1689 по 1789. — мир изменился. Остатки феодализма становились все более выветривающимися, все громче и громче провозглашали буржуазные условия, которые окончательно закрепились после Великой французской революции.

В восемнадцатом веке также произошел подъем буржуазной культуры. Старая, феодальная идеология сменилась временем философов, социологов, экономистов, писателей новой эпохи просвещения.

Английское и шотландское просветление

Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многом первопроходцем. В Англии, в XVII-XVIII веках, после революции и гражданских войн, острые противоречия в обществе сглаживались. Развитие парламентаризма привело к консолидации правовых форм политической борьбы. Английская церковь не выступала против Просвещения и в некоторой степени даже соответствовала своему идеалу религиозной толерантности. Она способствовала культурному развитию страны, поддерживая баланс между традиционными ценностями Церкви и инновационными ценностями Просвещения. Все это сделало Англию своего рода образцом социального прогресса. Это не совпадение, что в XVIII. Веками все основные течения английской социальной мысли нашли свое продолжение и развитие в других европейских странах.

Основные черты политической программы Английского Просвещения сформулировал философ Джон Лотцк (1632-1704). Его главный труд — «Опыт человеческой мысли» (1690) — содержал позитивную программу, которая была воспринята не только англичанами, но и французскими мыслителями эпохи Просвещения. По словам Локка, неотъемлемые права человека включают в себя три основных права: право на жизнь, свободу и собственность. Право Локка на собственность тесно связано с тем уважением, которое он испытывал, выполняя человеческий труд Он считал, что собственность каждого человека является результатом его труда. Юридическое равенство физических лиц является необходимым следствием принятия трех неотъемлемых прав.

Как и большинство мыслителей эпохи Просвещения, Локк исходил из идеи о неотъемлемых правах отдельных людей и их личных интересах. Верховенство закона должно обеспечивать, чтобы каждый мог извлекать из него пользу, но при этом уважать свободу и личные интересы всех остальных», — подчеркнул Локк:

Мы рождаемся с такими способностями и способностями, в которых заложена возможность овладеть практически любой вещью, и которые в любом случае могут привести нас за пределы того, что мы можем себе представить, но только осуществление этих способностей может наставить нас с мастерством и искусством во всем, и привести нас к совершенству».

Подчеркивая важность личных творческих усилий, знаний и опыта каждого человека, английские мыслители эпохи Просвещения не могли лучше понять потребности общества XVIII века, переживающего беспрецедентный поворот в развитии производительных сил и производственных отношений. Просвещение способствовало развитию таких качеств, как предприимчивость, изобретательность и практичность в английском языке.

На мыслителей английского Просвещения оказали влияние и взгляды Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), философа XVII века, который считал, что люди по своей природе равны. Но в процессе развития возникает неравенство, а из-за него возникает взаимное недоверие. Из-за взаимного недоверия, войны. В отсутствие гражданского государства всегда идет война всех против всех, которая невыгодна для всех. Поэтому люди, объединенные договором, формируют государство, чтобы получить защиту и возможность достойной жизни. По словам Гоббса, только левиафан способен защитить общество от постоянных проявлений эгоистических страстей.

Гоббс использовал этот образ для описания могучего государства, которое могло бы защитить общество от постоянных эгоистических страстей его отдельных членов.

В XVIII веке этика эгоизма, или рационального эгоизма, получила дальнейшее развитие у английского писателя Бернарда Мандевиля (1670-1733) и философа Иеремии Бентама (1748-1832). Мандевиль прославился своей сатирической «Басней о пчелах» (1714), в которой он, не колеблясь, изобразил эгоизм как движущую силу всей моральной и культурной жизни. Бентам считал, что с помощью морали, а также законодательства можно было бы регулировать действия человека, чтобы принести как можно больше счастья. По мнению Бентама, высшей целью человеческой жизни является величайшее счастье наибольшего количества людей.

Французское Просвещение

Она представлена именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля-Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и других. Во Франции среди мыслителей эпохи Просвещения существовала своего рода «отчепненность», которая привела к политическому радикализму и мессианству, противостоянию существующей системе. Иногда их протест принимал форму атеизма, иногда проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканской системы древних государств. Французское Просвещение не является полностью однородным идеологическим течением: между его представителями существуют значительные различия.

Монтескье (1689-1755) в своих философско-политических трудах «Персидские письма» и «О духе законов» резко и глубоко критиковал деспотизм, абсолютистский деспотизм, противопоставлял их идеалам свободы в политической сфере. Недаром Монтескье считался отцом буржуазного либерализма.

Блестящий, насмешливый, одаренный и искрометный шут Вольтер (1694-1778) писал во всех жанрах — трагедии, стихи, исторические произведения, философские романы, сатирические стихи, политические трактаты и статьи. Он был смелым и непримиримым противником Церкви и клерикализма, насмехался над моралью и догмами феодального общества, беззаконием и ошибками абсолютистского режима. Из-за своей острой сатиры социальных и политических недугов он часто вынужден был прятаться от врагов и, тем не менее, дважды был заключен в тюрьму. Его роль в Просвещении была огромной, определяемой не столько его политическими взглядами, сколько духом сомнения, скептицизма, свободного мышления, который прививал молодому поколению вольтарианство и прямо или косвенно толкал их на путь политической борьбы. Один из самых известных афоризмов Вольтера: «Все аргументы мужчин не стоят мнения женщины».

Среди его многочисленных работ — «Философские письма», философская сказка «Кандидат или оптимист» и «Философский словарь», в котором отражен религиозный скептицизм и социально-политические взгляды Просвещения.

Среди других философов-материалистов были Кени Дидро (1713-1784), главный редактор и вдохновитель знаменитой 35-томной энциклопедии (1751-1780); Поль Гольбах (1723-1789), автор «Системы природы» — основного произведения французского материализма и атеизма; Сторонники радикального материализма и механизма, рассматривавшего человека как самоходную машину, — Жюльен Ламетрик (1709-1751), автор книги «Человек-машина» и «Человек- завод»; Клод Адриан Гельветий (1715-1771) — его основное произведение «О разуме» — был сожжен по приказу парламента как опасный для государства и религии.

Целая фаза движения Просвещения во Франции связана с именем Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Учение Руссо было равносильно требованию вывести общество из общей порочности морали. Он видел выход не только в надлежащем образовании, материальном и политическом равенстве, но и в прямой зависимости морали и политики, обычаев и общественного порядка. В отличие от философов, считающих эгоизм и эгоизм совместимыми с общим благом, он призывал к подчинению индивидуального благосостояния обществу.

Руссо писал: «Каждый человек добродетелен, когда его личная воля во всех отношениях согласуется с общей волей».

Руссо является автором выдающегося произведения «На общественном договоре…». (1762), в котором подчеркивается важность прав человека и их связь с правами государства. В работе Эмиля, или «Об образовании» (1762 г.), Руссо подчеркнул новую теорию образования и выразил свои эстетические и педагогические взгляды.

Просвещение в Германии

Руссо был одним из тех, кто интеллектуально готовил Французскую революцию. Он также оказал огромное влияние на современную интеллектуальную историю Европы с точки зрения конституционного права, педагогики и культурной критики. Характерной чертой исторического развития германской нации в этот период была экономическая и политическая раздробленность страны. Руководители Германии, размышляя о судьбе своей страны, увидели, что путь к ее процветанию лежит через ликвидацию феодальных орденов и объединение страны. В творчестве мыслителей Просвещения преобладала идея национального единства, которая, однако, в XVIII веке так и не превратилась в национализм и шовинизм. Философия немецкого Просвещения была сформирована Кристианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница (1646-1716). Вольф впервые в Германии создал систему, охватывающую основные области философских знаний. Он объединил культ разума с благочестием перед христианской верой. Он и его последователи много сделали для распространения научных знаний. Вольфы были убеждены, что распространение «народной философии», образования, приведет непосредственно к решению всех насущных проблем нашего времени.

Немецкие философы, в отличие от французских мыслителей эпохи Просвещения, с осторожностью относились к своей вере в Бога. Церковь старалась не выпускать из своих оков интеллектуальную жизнь страны. В этом она нашла поддержку со стороны государства. Борьба за просвещение проходила, за редким исключением, под лозунгами религиозной терпимости, создания «усовершенствованной» религии.

Один из парадоксов немецкого Просвещения заключается в том, что оно часто получало импульсы «сверху». В Пруссии, например, король Фридрих Великий (1740-1786) инициировал публичное обсуждение новых идей.

К дискуссии в журналах присоединился Иммануил Кант (1724-1804), профессор логики и метафизики Кенигсбергского университета, основоположник критического мышления, который сформулировал концепцию Просвещения как освобождения личности, но только в моральном и интеллектуальном, а не в политическом смысле слова. Наиболее характерной особенностью этого периода являются его трактат «Наблюдения на чувства прекрасного и возвышенного» (1764 г.), который при жизни сохранил восемь изданий. В ней человеческие эмоции рассматриваются сквозь призму двух категорий — прекрасного и возвышенного. Прекрасное и возвышенное — это для Канта точка опоры, на которую он нанизывает свои размышления на человека. Объектом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих вещей — природы, мира, человека, — а изучение деятельности, определение законов человеческого разума и его пределов. Кант добрался до сердца устремлений Просвещения. Его вклад в развитие теории верховенства права особенно значителен.

Отцовское правило, по которому субъекты, будучи несовершеннолетними, не могут разглядеть то, что действительно полезно или вредно для них…..

Кант установил правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного порядка, избрав путь постепенного реформирования и исключив грубую силу.

Современник раннего Канта Готольд Эфраим Лессинг (1729-1781) — поэт, драматург, литературный критик и философ. В 1730 году он написал тезисы «Образование человеческой расы», главной идеей которых является единство человеческого рода, его всеохватывающая целостность. Хотя Лессинг берет европейскую историю как пример единства, он, тем не менее, исходит из идеи универсальной судьбы человечества. Меньше считалось, что человечество также появляется только тогда, когда признается эта общность. Мы только сейчас начинаем привыкать к этому Лессингскому мышлению.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Средневековый университет: рецензия Аристотеля, структура университета, отношение к нищенствующим орденам
  2. Философские воззрения декабристов — Влияние идей просветителей на мировоззрение декабристов
  3. Философия человека в средние века
  4. Вильгельм Дильтей, немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики
  5. Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.
  6. Идея «целевой причинности» в современной социальной философии
  7. Идеализм
  8. Киево-могилянская сообщество философов: Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Антоний Радивиловский
  9. Проблема соотношения культуры и цивилизации
  10. Философия постмодернизма