Для связи в whatsapp +905441085890

Протагор, философ-софист — Философия

Протагор — древнегреческий философ, представитель и основатель школы софистов. Будучи мыслителем, наставником и учителем, он передавал свои знания, странствуя по миру. Протагору приписывают фразу «Человек есть мера всех вещей».

Личность философа любопытна, поскольку достоверных сведений о нем практически не сохранилось. Ученые говорят, что Протагор родился во фракийском городе Абдера примерно за 490 лет до Рождества Христова. д.

Работая носильщиком и педантично формируя вязанки дров, будущий софист привлек внимание философа Демокрита. Считается, что ученый занялся обучением перспективного молодого человека. Этот факт в биографии Протагора остается спорным, так как некоторые исследователи считают, что он был намного старше Демокрита.

Этот человек прославился своей педагогической деятельностью, которую он осуществлял во время своих странствий по Греции, Италии и Сицилии. Софист и востребованный наставник, Протагор был радушно принят в домах богачей, получал щедрую плату за свои лекции, а интеллектуалы прислушивались к каждому слову своего учителя. Наставник читал его произведения, и первым представил не поэзию, как это было принято, а взгляд на мир.

Прибыв в Афины, Протагор подружился с Периклом и Еврипидом. В 411 году до н.э., после того как публика познакомилась с произведением «О богах», автора обвинили в атеизме, поскольку он выразил сомнения в существовании высших сил. Согласно легенде, соответствующей древнегреческой традиции, философ погиб во время кораблекрушения. Причиной смерти стало кораблекрушение, которое он пережил во время поездки на Сицилию. Считается, что на момент смерти мыслителю было от 70 до 90 лет.

Протагор, философ-софист - Философия

Философия

Философы, передававшие знания и общую культуру своим ученикам, стали в Древней Греции учителями. Такие учителя мудрости оказывались софистами, одним из которых был Протагор. Они считали, что способность рассуждать помогает доказать истину или опровергнуть любое суждение. Выступления последователей школы, которые наглядно демонстрировали подтверждение этой точки зрения, были щедро оплачены.

Софисты выступали в качестве частных педагогов. Последователи философской школы размышляли о морали, праве и ораторском искусстве. Они руководствовались демократическими принципами, потому что речи политиков того времени были основаны на них. Основное место в образовании занимала подготовка к политической деятельности и публичным выступлениям. Эта ориентация сформировала круг высшего класса и элиты среди последователей школы. Известным учеником Протагора был Эватл.

Парадокс творчества философа заключается в том, что его произведения не сохранились. Основные идеи дошли до потомков благодаря пересказам и комментариям Платона и Диогена Лаэрция. Согласно первому, Протагор был сенсуалистом и считал, что познание мира заключается в понимании органов чувств. В поддержку его взглядов ученые приводили следующие изречения писателя: «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле» и «Все так, как нам кажется».

Протагор утверждал, что присущая человеку субъективность влияет на восприятие мира. Человек воспринимает то, что происходит в данный момент, и сделанные выводы редко совпадают с реальностью.

Невозможно определить, насколько обширна библиография автора. Последователи цитировали отдельные фразы и отрывки из трудов педагога, не уточняя, к какой книге они относятся. Возможно, Протагор был создателем одного крупноформатного произведения, которое имело различные названия. По воспоминаниям его последователей, среди работ философа были «Истина, или Опровержение ораций» и «Споры». В последнем случае автор утверждал, что каждая вещь существует на основе двух противоречивых суждений о ее сущности.

Сегодня в учебники по философии помещают фотографии скульптур и изображения, описывающие внешность Протагора.

Афоризмы

  • «На каждый аргумент есть равный аргумент».
  • «Практика дает больше, чем хорошая натура».
  • «Теория без практики и практика без теории — ничто».
  • «Воспитание не зарождает в душе никаких микробов, если оно не проникает на достаточную глубину».
  • Библиография
  • «Боги».
  • «Истина или опровержение речей».
  • «Противоречия».

Скептическая доктрина — софистика

Во второй половине V века до н.э. скептическая доктрина — софистика — была противопоставлена досократовским системам. Слово софист первоначально не имело отрицательного значения и означало «мудрый, культурный, знаток знаний». Софисты были людьми, которые зарабатывали на жизнь тем, что передавали молодым людям определенные знания, которые могли пригодиться им в практической жизни, например, в судебных делах и в политической деятельности. Будет справедливо сказать, что многие из софистов искренне интересовались философией. У Платона мы встречаем карикатурное представление о них, поскольку он протестовал против практики софистов получать деньги за обучение. Но хорошо известно, что Платон обладал вполне достаточными средствами и поэтому, видимо, не мог понять нужды тех, кто был не в лучшем состоянии. Поэтому не следует судить о софистах только на основании текстов Платона.

Протагор развил учение о том, что «человек есть мера всех вещей». То есть, когда мнения разных людей расходятся, нет объективного критерия, по которому можно определить, кто прав. Критерием является только сам человек: «Как отдельные вещи кажутся мне, так они для меня и есть, и как они для вас, так они для вас и есть». Неверие в объективную истину привело Протагора к защите закона, обычая и традиционной морали. В основе этой позиции лежит убеждение, что одно мнение может быть лучше другого, даже если оно не может быть истинным. Эта в целом скептическая доктрина в конечном итоге стала основой западного релятивизма.

Согласно Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и абсолютных моральных ценностей. Но есть кое-что более полезное и приемлемое. Задача философа (мудреца) — увидеть полезность относительного и убедить других принять эту точку зрения. Вот почему Протагор уделял много внимания искусству аргументации, умению обсуждать различные аргументы, «проводить турнир аргументов против аргументов».

Отношение к религии

О Протагоре известно следующее. Протагор обучал молодого человека с условием, что тот должен будет заплатить ему за обучение, если выиграет первый суд. Однако оказалось, что первый суд над молодым человеком был инициирован самим Протагором, чтобы получить плату за обучение. И Протагор оказывается в безвыходной ситуации: если юноша выигрывает, то, согласно решению суда, он ничего не платит; если проигрывает, то снова не платит, но уже на основании их соглашения. Так ученик Протагора, хорошо усвоивший уроки рассуждения, наказал своего учителя.

Что касается его взглядов на религию, то долгое время считалось, что Протагор был атеистом. Однако он не был, скорее, агностиком, поскольку занимал нейтральную позицию по отношению к богам: «О богах я не могу сказать ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют».

Софисты, таким образом, учили прежде всего искусству спора. Можно предположить, что часть критики софистов, не только со стороны широкой публики, но и со стороны Платона и более поздних философов, была связана с их специфической интеллектуальной неподготовленностью. Стремление к истине, если оно искренне, не обязательно должно считаться с моральными соображениями. Софисты были готовы следовать за доказательствами, куда бы они их ни привели. Это часто вызывало скептицизм с их стороны. Конечно, Платону, который оценивал философские доктрины по их социальной значимости, такие высказывания не могли понравиться.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные школы античной философии
  2. Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
  3. Дунс Скот и его философия
  4. Способы представления человека в философии Китая
  5. Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
  6. Общество
  7. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
  8. Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века
  9. Происхождение государства в марксистской концепции истории человечества
  10. Марксизм