Для связи в whatsapp +905441085890

Противоречия процесса обучения — Министерству образования необходимо пересмотреть понятие «светское образование»

Современная система образования породила ряд противоречий. Причиной противоречий является отсутствие теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности как единого, неразрывно осуществляемого в различных сферах жизни.

Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, церковь и школа. В этих сферах причудливо переплетаются государственные, народные, национальные и религиозные традиции. Педагогическая практика и теория достаточно полно рассмотрела проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из этих сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе от одной сферы к другой или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с целями воспитательного процесса, его содержанием, используемыми методами и так далее.

Назовем основные противоречия, существующие как в практическом, так и в теоретическом плане:

  1. Противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и воспитательным положением только одного, земного, этапа этой жизни как единственного и самоценного.
  2. Противоречие между семейным воспитанием, основанным на традиционных взглядах народа, религиозных по своей сути, и проектированием образовательной среды без учета традиций семейного воспитания.
  3. Противоречие между идеализированными представлениями о природе человека, которые служат основой для проектирования личностно-ориентированных образовательных моделей, и православным взглядом на природу человека как поврежденную первородным грехом и требующую исцеления, прежде чем она сможет развиваться.
  4. Противоречие между гуманистической основой образовательных систем, способствующей развитию личности ребенка, и христоцентрической основой образования и воспитания, традиционной для России.
  5. Противоречие между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности.

Для разрешения указанных противоречий необходимо, на наш взгляд, принять следующие меры.

Противоречия процесса обучения - Министерству образования необходимо пересмотреть понятие "светское образование"

Министерству образования необходимо пересмотреть понятие «светское образование»

До сих пор из уст людей разного уровня можно услышать цитаты из большевистского декрета 1918 года о том, что «церковь отделена от государства».

Ни в одном современном правовом документе таких слов нет. Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Очевидно, что принцип отделения заключается в том, что государство не вмешивается в управление религиозным объединением, а религиозное объединение не управляет государством. Вывод очевиден: государство называется светским только потому, что религиозные объединения не участвуют в его управлении. Но это не значит, что жизнь государства становится безрелигиозной, и государство возвращается к атеизму. В статье 13 Конституции мы читаем, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». На что же может опираться государство? Остается единственная основа, определяющая жизнь народа: традиция.

Следует отметить, что понятие «религиозное объединение» даже в малой степени не отражает сути Православной Церкви, которая является Телом Христовым на земле, народом Божьим. С этой точки зрения большевистская формулировка отделения Церкви от государства видится как отделение государства от собственного народа. Если такова была цель в 1918 году, то мы надеемся, что в наше время законодатели и правительство ставят перед собой другие цели.

Статья 28 Конституции гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта статья не запрещает свободу вероисповедания и действия в соответствии со своими убеждениями в сфере образования. Единственный запрет, который мы находим в «Законе Российской Федерации об образовании» — это статья 1, пункт 5: «В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций». Таким образом, запрещается только создание религиозных объединений в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Если сравнить эти положения с п. 2 ст. 2 Закона «Об образовании», где говорится, что система образования должна защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции, которые, как известно, в своей основе имеют религиозные корни, и п. 3 ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где говорится, что «ничто в законодательстве о свободе совести, ничто в законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях не должно толковаться в смысле умаления или нарушения прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации», становится понятно, что на самом деле подразумевается под светским характером образования. Светский характер современной школы следует понимать как отказ от атеистической позиции как единственной, поскольку она не имеет основы в традициях жизни нашего народа.

Но не должно быть полного отказа от религиозных принципов в образовании. Сегодня под видом светского характера образования традиционная православная основа подменяется языческой, атеистической или оккультной, что является прямым нарушением действующего законодательства. Школа должна приобщать ребенка к миру культуры через религиозное просвещение, сохраняя тем самым свободу выбора ребенка, по сути, предоставляя ему возможность выбора приобщения к лучшему, но она не может вовлекать без согласия родителей в практическое присвоение того или иного духовного опыта. Практическое присвоение этого опыта происходит в стенах школы только по желанию родителей.

Таким образом, светский характер образования означает также, что школа признает субъектом образовательного процесса семью, а не ребенка, и строит свои отношения в вопросах воспитания и образования с учетом традиций семейной жизни. Таким образом, соблюдается принцип свободы вероисповедания, и семья имеет возможность обучать и воспитывать своих детей на основе национальных традиций. Это становится реальным, если школа добросовестно работает с семьей, помогая ей строить свою жизнь на традиционных православных принципах, объясняя мотивы образовательных реформ, а не скрывая их.

Весь мир, который принято называть цивилизованным, живет в атмосфере христианской культуры. Россия тысячу лет строила свои традиции на христианских ценностях. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Поэтому в образовательный стандарт должны быть включены предметы религиозного содержания, знакомящие учащихся с основами православной веры, с православной культурой, с духовной историей России.

Следует различать многонациональное государство и многонациональное государство

В России всегда жил только один единый народ, который весь мир называет русским. По сути, этот народ включает в себя более 150 национальностей. Более тысячи лет православие является государствообразующей и культурообразующей верой для русского народа.

Христианство, разделенное на восточное и западное, было основой культуры стран, исповедующих эту веру. Славянский мир, переняв византийско-православную культуру, создал русскую культуру, которая стала частью мировой православной культуры.

Известно, что национальные культуры могут развиваться как в рамках одной из мировых культур, так и в отрыве от них. В первом случае национальная культура приобретает мировое значение. Но для этого национальная культура должна сохранять Божественный принцип — присутствие Бога Вседержителя, она должна быть свободна от богопротивных обычаев и практик.

Общению национальных культур, сосуществующих в рамках одной из мировых культур, служит ее основной язык. В восточной православной культуре такими языками были греческий и церковнославянский, а позднее русский; в западной культуре — латынь, а позднее английский. Именно через основной язык происходит знакомство с национальными культурами. Через общий язык национальные культуры могут заявить о себе и занять достойное место в мировой культуре. На территории нашего государства национальности, принадлежащие в культурном отношении к мусульманскому или западному миру, вошли в мировую культуру именно в лоне русской культуры. Это можно объяснить тем, что не все мировые культуры одинаково отзывчивы к национальным культурам. По количеству национальностей и языков, сохранившихся в России, можно судить, что русская византийская православная культура более внимательна к национальным культурам, чем в Европе и Америке, где исчезают не только многие национальные культуры, но и их носители — независимые народы.

Проявляя себя вне мировой культуры, национальная культура отвергает иерархию, установленную Богом, и надменно возвышается. Культурное самовыражение людей одной национальности заменяется самоутверждением.

Самовыражение идет по пути культурного развития через поиск объединяющих принципов с мировой культурой, через следование почитанию и поклонению Высшему, Божественному. Самоутверждение требует поиска различий, культивирования и законодательного закрепления возникающей оппозиции к мировой культуре. Этот путь порождает движение страстей, которые следует назвать националистическими.

Отделение от мировой культуры ведет к самоизоляции и прославлению национальной идентичности, которая чаще всего определяется именно темными сторонами жизни отделившегося сообщества, ведет к культурной деградации и в конечном итоге к его исчезновению или ассимиляции.

Проследить, как разрушается пространство мировой культуры, можно на примере нашего государства. Схема разрушения такова: русский язык, язык международного культурного общения, изгоняется из национальной среды разных народов, роль русской византийской православной культуры принижается путем приравнивания ее к национальной культуре славянских народов, все формы государственной жизни законодательно отделяются от православия под видом отделения Церкви от государства.

Инициатива принижения русской византийско-православной культуры и сведения ее к культуре славянского народа наблюдается не только в национальных республиках, но часто исходит от русских, которые объявляют себя сторонниками равноправия всех культур и не отдают себе отчета в том, что русская византийско-православная культура не является культурой только славянского народа, а является мировой культурой.

«Русский» — это прилагательное, а не существительное. Стать русским — значит приобщиться к особой многовековой традиции, объединяющей все народы России в единый, не только земной, но и духовный организм. В этом смысле следует говорить о том, насколько человек приобщился к традиции того народа, в котором он вырос. «Неправославный, — писал И.А. Ильин, — может быть верным русским патриотом и доблестным русским гражданином, но человек, враждебный православию, не найдет доступа к священным тайнам русского духа и русского мировоззрения, он останется чужим в стране, своего рода внутренним «врагом».

Быть русским — значит быть жителем не только великой России, но и Святой Руси. А это требует особых качеств, вернее, добродетелей, присущих православной традиции. Не отказываясь от своих национальных корней, человек приобретает особые добродетели, которые отличают его и выделяют как русского. Не случайно весь мир называет русским любого выходца из России, независимо от его национальности. Попытка уравнять все национальности и через их механическое сочетание создать абстрактное русское общество похожа на организацию особой общности «советские люди». Такие попытки можно назвать социальной ересью, «национальным экуменизмом».

Стремление свести русскую православную культуру к национальной или конфессиональной приводит к разгулу национализма в его худших проявлениях у всех без исключения народов, населяющих Россию. Власть имущие, заявляя, что «все культуры и все конфессии равны», пропагандируют национализм и создают все условия для его процветания.

Изгнание русского языка из национальной среды народов, населяющих Россию и страны так называемого «ближнего зарубежья», следует рассматривать как искусственное стимулирование национализма, отрыв народа от мировой культуры, его бескультурье, что является преступлением против собственного народа.

Необходимо ввести в законодательство понятие православной конфессии как государствообразующей и культурообразующей

До сих пор этого не произошло только потому, что современные «реформаторы» игнорируют религиозную основу взглядов народа, меняют его мировоззрение, изгоняют Христа из России, заменяют православное христианство язычеством, ересью, оккультизмом, материализмом и другими нетрадиционными взглядами. С точки зрения практического бытия народа, мы имеем дело с особым видом запрета на традиционный образ жизни.

В Самаре, например, национально-региональный компонент включает три предмета: информатику, экономику и основы жизнеустройства. Очевидно, что первые два предмета не могут быть национально-региональным компонентом. Третий предмет, основанный на смеси оккультизма, атеизма, материализма и сексопатологии, к тому же призывающий детей не слушаться родителей, не может отражать национальную традицию. Учитывая отсутствие реакции Министерства образования на явное нарушение закона и нецелевое использование «образовательного капитала», переданного региону государством, можно предположить, что подобные явления существуют и в других регионах.

Национально-региональный компонент должен стать содержательной основой духовно-нравственного воспитания. Необходим строгий контроль за правильным использованием этого компонента государственного стандарта.

Педагогические понятия должны быть наполнены истинным смыслом

Вот несколько примеров наиболее распространенных педагогических понятий, используемых на педагогических совещаниях и конференциях.

В понятие «духовность» часто вкладывается странный и разнообразный смысл. Утрата истинного смысла этого понятия проявляется в практическом отсутствии духовного воспитания и образования в государственной школе. Традиционно в России духовным человеком считался тот, кто жил праведной, благочестивой, богоугодной жизнью. Другого пути к обретению Божественной Благодати, вдохновляющей человека, не существует.

Духовное образование — это возвышение человеческой души. Каждый школьный предмет, каждая учебная деятельность, вся атмосфера школьной жизни должны служить этой цели.

Духовное образование служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения и патриотизма. В образовательный стандарт должны быть введены специальные предметы, которые будут служить этой цели, а содержание существующих предметов должно быть изменено. Тема духовного воспитания должна преподаваться во всех классах.

Предметы, несущие иные ценности и разрушающие основы духовного воспитания, должны быть признаны разлагающими внутренний мир ребенка. Они должны быть исключены из образовательного пространства.

Секуляризованное общество особенно очерняется в терминах «смирение» и «послушание». Современные либеральные представления о свободе как вседозволенности, освобождении человека и его греховной природы от всевозможных ограничений не вмещают православный взгляд на свободу как независимость от греха, страстей и смерти. С православной точки зрения, смирение и послушание — это добродетели, которые характеризуют свободную личность.

Смиренный человек способен понять, что ему позволено делать в этом мире, а чего он должен избегать, то есть он способен отличить добро от зла. Для этого необходимо иметь критерии различия. В православном мировоззрении все, что угодно Богу, является добром. В практической жизни руководствуются совестью, стыдом, Священным Писанием, учением святых отцов, жизнью Церкви и советами старцев. Решив делать добро, человек должен иметь добрую волю и силу, чтобы воплотить свой выбор в реальной жизни. Смирение включает в себя мудрость, мужество, волю, способность ограничивать себя, не давать себе волю.

Послушание — одна из основных добродетелей, без которой разрушается все в семейной, социальной и общественной жизни.

Если глава семьи, муж, не слушает Бога, не живет по Его законам, если жена не почитает и не слушает своего мужа — два непослушных человека не смогут воспитать послушного ребенка. В этом кроется причина распада семей и непослушных детей.

Вырастая, непослушные дети становятся непослушными гражданами. Они не способны уважать власть правительства и мудрость закона. Непослушные граждане, нарушая закон и вступая в конфликт с властью, становятся преступниками. Рост преступности ослабляет государство.

Непослушные молодые люди в армии не способны выполнять приказы своих командиров. Жизнеспособность армии, а значит и безопасность государства, находится под угрозой.

Следующее по распространенности понятие — «патриотизм». Чаще всего патриотизм понимается только как любовь к своей стране. В православном понимании любовь к Родине проявляется в готовности защищать ее от врага до последней капли крови, в решимости, если потребуется, отдать за нее жизнь.

Патриотическое воспитание включает в себя воспитание героической личности, способной к подвигам, трудностям, терпеливому перенесению невзгод. Вся история нашего Отечества, его герои, святые, цари и простые люди, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как надо жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.

Настоящее патриотическое воспитание становится невозможным, когда в сознание современного человека внедряется западное представление о том, что «жизнь — высшая ценность». К сожалению, эти понятия становятся все более распространенными, на них воспитываются будущие потенциальные предатели Отечества, спасающие свою жизнь любой ценой.

Пришло время, когда мы должны перестать издеваться над собственной историей. Содержание гуманитарных предметов должно быть приведено в соответствие с задачами патриотического воспитания. В школах должны быть восстановлены музеи воинской и трудовой славы, к их экспозициям должны быть добавлены разделы о почитателях благочестия, отдавших свою жизнь за веру и Родину.

Формирование доброго, жертвенного гражданина и сына Отечества — главная цель патриотического воспитания. Наши дети должны своими делами, всей своей жизнью прославлять земную Родину, любить Родину, как подножие престола Божьего.

Часто мы встречаем понятие «компетентность», значение которой можно определить как «адаптация» или «функционирование». В России всегда ценился умелый человек, работоспособный. С практической точки зрения, грамотный человек был простым пользователем плодов цивилизации, тогда как умелый человек пытался проникнуть в суть явлений. Образование умелого человека позволило иметь наименьшее количество компьютеров, но наша система образования дала миру множество высококлассных программистов. Переход к компетентности — результат значительного снижения качества образования.

Многие инновации в образовании обусловлены увеличением объема информации и необходимостью научиться жить в потоке информации.

Следует сказать, что в общеобразовательной школе приоритет отдавался изучению основ наук. Все прикладные области были переведены в сферу профессионального образования. Объем основ наук со временем принципиально не изменился, поэтому учебная нагрузка в данном случае остается стабильной. Освоение основ наук позволяет человеку сформировать в сознании целостную картину мира или образ мира, иметь критерии работы с информацией, отличать научную информацию от мифологической, деловую от развлекательной и так далее. Изучать технологии использования информации в школе необходимо, но неразумно направлять информационные потоки в образовательное пространство средней школы и строить на их основе учебный процесс, а также осваивать прикладные направления в науках.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология труда
  2. Особенности внимания у дошкольников с задержкой психического развития
  3. Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог
  4. Принцип сознательности и активности в педагогике
  5. Маргиналы в истории
  6. Понятие арт-терапии
  7. Гуманистическая психотерапия
  8. Жизненные ситуации и активность человека
  9. Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств
  10. Педагогика и методика начального образования