Для связи в whatsapp +905441085890

Проявление эффекта «другой расы» при восприятии изображений лица

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Общение и его роль в процессе деятельности
  2. Самосознание личности и особенности его проявления и особенности его проявления в экстремальной ситуации
  3. Объединения людей и их особенности в экстремальных условиях деятельности
  4. Образ физического Я в структуре сознания женщины/мужчины
  5. Влияние деятельности человека и прошлого опыта на восприятие
  6. Восприятие в процессе общения
  7. Психические аспекты невербального проявления эмоций
  8. Межкультурные различия в выражении эмоций
  9. Психологические особенности проявления агрессивности
  10. Средства массовой информации и агрессивность

Введение

Восприятие — это процесс формирования субъективного образа целостного объекта, на который анализаторы непосредственно влияют с помощью активных действий. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства объектов, в перцептивном образе весь объект представлен в совокупности своих инвариантных свойств как единица взаимодействия.

Перцептивный образ выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ из однородной, беспредметной среды в предметно-образную. В зависимости от биологического смысла в воспринимаемом объекте ведущим может быть либо одно, либо другое качество, что зависит от того, какая информация анализатора признается приоритетной.

Соответственно, различают зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое и обонятельное восприятие. Особенно важную роль во всех видах восприятия играют моторные или кинестетические ощущения, которые регулируют реальное отношение субъекта к объекту по принципу обратной связи. В частности, при зрительном восприятии, помимо собственно зрительных ощущений (цвет, свет), интегрируются также кинестетические ощущения, сопровождающие движения глаз (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Слабые движения артикуляционного аппарата также играют активную роль в процессе слухового восприятия. Человеку свойственно, что образы его восприятия интегрируют в себя использование речи. Через словесное обозначение появляется возможность абстрагирования и обобщения свойств объектов.

Цель работы — рассмотреть сущность и функции восприятия.

Цели работы — определить особенности восприятия; проанализировать процесс восприятия.

Физиологические основы восприятия

Поскольку восприятие всегда включает ощущения, получаемые различными органами чувств, физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают процессы возбуждения, которые начинаются в органах чувств под влиянием объектов внешнего мира и передаются в кору головного мозга по центростремительным нервам. В зависимости от того, какой анализатор отражает предметы и явления внешнего мира, или какой анализатор является ведущим в данном случае, восприятия делятся на зрительные, слуховые, двигательные, кожные, вкусовые и обонятельные.

Эксперименты по изучению условных рефлексов показали, что когда на анализатор систематически воздействует не отдельный стимул, а серия стимулов (например, серия стимулов, предъявляемых с определенной скоростью), ответная реакция начинает зависеть не от индивидуальности отдельных стимулов, а от уникальности их связи, их корреляции. Так, в некоторых экспериментах использовался звуковой раздражитель, который прерывался определенное количество раз в минуту; было обнаружено, что рефлекс, выработанный на такой прерывистый звук, не зависит от того, какие именно тона были применены. То же самое наблюдалось со световыми стимулами, когда рефлекс вырабатывался на связь между стимулами: одни световые сигналы могли быть заменены другими, представленными с определенной частотой. Это явление Иван Павлов назвал рефлексом отношений.

Связи между отдельными стимулами, обнаруженные при изучении рефлексов на отношения, играют существенную роль в процессе восприятия. Образование таких связей в слуховом анализаторе позволяет распознать мелодию на основе связи образующих ее тонов, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе. Образование таких связей в зрительном анализаторе дает возможность распознавать контуры фигуры, независимо от размера, цвета и т.д. Таким образом, восприятие целостных объектов включает в себя восприятие соотношения стимулов.

Помимо процессов, происходящих внутри одного анализатора, большое значение имеют связи между анализаторами. Роль временных связей в перцептивном процессе можно проиллюстрировать на примере зрительного восприятия величины.

Зрительное восприятие размера объекта зависит в первую очередь от размера изображения объекта на сетчатке глаза. Объект, который в два раза длиннее, создает на сетчатке изображение, которое в два раза длиннее. Однако это происходит только в том случае, когда воспринимаются объекты, равноудаленные от глаза. Согласно законам оптики, размер изображения объекта на сетчатке глаза изменяется в зависимости от расстояния до него. Например, объект вдвое длиннее, но вдвое дальше, дает изображение той же длины, что и объект вдвое короче, но вдвое ближе. Как мы точно воспринимаем размер объектов на разных расстояниях?

Движения глаз играют важную роль в процессе зрительного восприятия. Когда взгляд переводится с дальнего объекта на ближний, зрительные оси глаз сводятся вместе, и глаза направляются внутрь. Когда взгляд переводится с ближних объектов на дальние, зрительные оси расходятся, то есть глаза поворачиваются наружу. Вращения глаз вызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц, и возникающие при этом двигательные ощущения, которые мы обычно не осознаем, играют важную роль в восприятии размера объекта.

Также важно отметить, что форма линзы меняется для ближних и дальних объектов. Это достигается за счет возобновления сокращения и расслабления специальной мышцы, связанной с некоторыми ощущениями, которые мы обычно не воспринимаем.

Зрительное восприятие размера связано с тем, что с раннего детства формируется прочная связь между стимулами, поступающими от сетчатки глаза, а также стимулами от мышц, определяющих направление взгляда, и мышц, изменяющих кривизну хрусталика в зависимости от расстояния. Нейронные связи в коре головного мозга, лежащие в основе зрительного восприятия, развиваются постепенно в результате длительного опыта, начиная с первых месяцев жизни .

Нейронные связи, лежащие в основе зрительного восприятия размера, по своему происхождению являются условным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс формируется в раннем младенчестве, когда мы осознаем реальный размер предметов на ощупь; таким образом, тактильные стимулы играют роль подкрепления.

Пример зрительного восприятия размера показывает, как благодаря формированию устойчивых нейронных связей, на которых основано восприятие, достигается возможность распознавания таких свойств во внешнем мире, которые недоступны отдельным органам чувств.

Выделение объектов в восприятии

Как мы уже видели, самое важное в перцептивном процессе — выделить из всей совокупности ощущений определенную их группу, относящуюся к конкретному объекту.

Я смотрю из окна на улицу и замечаю в толпе на тротуаре своего знакомого. Я начинаю следовать за ним. Тогда фигура моего знакомого становится объектом восприятия, а все остальное, что я вижу на улице — дома, тротуар, движущаяся толпа, проезжающие машины — образует фон, на котором выделяется объект.

В фойе театра я с кем-то разговариваю. Среди множества голосов, звука шагов сотен людей и других шумов, речь моего собеседника выделяется для меня как объект восприятия.

В подавляющем большинстве случаев отделение объекта от фона происходит плавно, сразу, «само собой». Однако могут быть условия, при которых извлечение объектов становится сложной задачей. Одной из важнейших предпосылок хорошего наблюдения является способность легко и быстро отличать объекты, имеющие отношение к наблюдению, от фона.

В основе выделения объектов лежат определенные группировки точек и линий при зрительном восприятии, звуков при слуховом восприятии и т.д. Такой способ объединения отдельных элементов в группы зависит от ряда условий. В зрительном восприятии расстояние играет важную роль: элементы, расположенные близко друг к другу, группируются вместе. Не менее важным является сходство цвета. Этот принцип основан на маскировке окраски пятнами разных цветов: при «отбрасывании некоторых пятен на задний план» форма объекта кажется искаженной. Но гораздо большее значение для результатов группировки имеют факторы другого рода. При беглом взгляде на комнату я сразу распознаю столы, стулья, шкафы, картины и т.д. как отдельные, отличные друг от друга вещи. Но здесь я руководствуюсь не близостью отдельных воспринимаемых мною объектов друг к другу, не их сходством по цвету. Ножка стола может быть очень похожа на ножку стула и быть того же цвета, что и ножка стула. И все же она не с ними, а с другими ножками того же стола, хотя они далеко от него, и с его крышкой, хотя она обтянута зеленой тканью и поэтому совсем не похожа по цвету на ножки. Отдельные участки в зрительном поле связаны между собой, потому что они соответствуют отдельным частям одного и того же объекта. И это возможно только потому, что наше восприятие разумно.

Когда я смотрю на комнату, я придаю смысл тому, что вижу. Я вижу длинное коричневое пятно определенной формы в виде ножки стола, и оно сочетается с другими пятнами, соответствующими другим частям того же стола. Такие семантические группировки, играющие центральную роль в нашем восприятии, возможны только потому, что мы знакомы с объектами с раннего детства.

Важность прошлого опыта для восприятия

Содержание восприятия гораздо больше, чем содержание настоящих ощущений, потому что в процессе восприятия важную роль играют сформированные в прошлом системы связей.

Когда я смотрю на мрамор стола или подоконника, я воспринимаю его поверхность как твердую и холодную. Однако ни твердость, ни холодность не ощущаются. Эти свойства обнаруживаются только с помощью тактильных и температурных ощущений. Конечно, я не могу получить эти ощущения, не прикасаясь к мрамору. Но в прошлом я много раз получал их, прикасаясь к мрамору. В результате я установил тесную связь между внешним видом мрамора и качествами, которые можно определить на ощупь. Точно так же, когда я смотрю на мех, я воспринимаю его мягкость, ворсистость и тепло. Хорошо известно, что некоторые вещи «выглядят» тяжелыми, а другие — легкими, хотя зрение само по себе не может вызвать ощущения тяжести или легкости. Все это происходит благодаря оживлению нейронных связей, сформированных в прошлом опыте, которые отражают набор свойств объекта.

Важность временных связей, возникших в прошлом опыте, очень очевидна в процессе чтения. Точный опыт показывает, что мы не можем одновременно видеть с полной отчетливостью более шести или семи букв обычного шрифта, потому что изображения остальных букв не попадают в центральную ямку сетчатки, которая дает четкое представление о предметах. Однако каждый человек может без труда прочитать знакомое слово из 10 или 12 букв, когда оно отображается на экране в течение десятой доли секунды. Он видит четко только часть букв, остальное — результат выращенных связей.

Для проведения таких экспериментов используются специальные приборы, называемые тахистоскопами (от греческих слов: «тахистос» — самый быстрый, стремительный и «скопео» — смотреть). Эти устройства позволяют отображать карту с изображенными на ней буквами, словами, картинками и т.д. в течение любого короткого промежутка времени, начиная с тысячной доли секунды.

Способность правильно прочитать длинное слово после восприятия всего нескольких букв объясняется тем, что когда основные временные связи прочно закрепляются в коре головного мозга, формируется соответствующий динамический стереотип. Динамический стереотип облегчает перцептивный процесс и позволяет прочитать слово даже при наличии неполного набора общих стимулов, иногда только нескольких букв данного слова. Когда мы ожидаем появления знакомого слова, мы «схватываем» его сразу, потому что система нервных процессов уже подготовлена к соответствующим раздражителям многократным повторением последовательности этих раздражителей в предыдущем опыте.

Если новая последовательность стимулов, когда дело доходит до возбуждения системы нервных процессов, сформированных в предыдущем опыте, не полностью отвечает на него, то возможно возникновение перцептивных ошибок. Например, когда мы ожидаем появления определенного слова, мы можем ошибочно «узнать» его в слове с неполным набором букв или с чередованием букв.

Если показать в тахистоскопе следующую бессмысленную последовательность букв: «электричество», то большинство людей прочитают слово «электричество» и, более того, будут абсолютно уверены, что восприняли именно его. В данном случае образ слова «электричество», очевидно, сформирован системой временных отношений, основанных на сильном динамическом стереотипе, прочно закрепленном прошлым опытом.

Функции восприятия

  1. реализм. Статичное восприятие реальности. То есть, вся окружающая действительность воспринимается человеком как ощущения через органы чувств: Осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Окружающая действительность воспринимается им очень четко, но статично, как фотография.
  2. синтез. Динамическое восприятие окружающей среды. Восприятие движения, эволюция. Память о прошлом и предвидение будущих событий. Это восприятие в форме предсказания того, как, скорее всего, будет развиваться окружающая действительность. Другими словами, моделирование будущих событий. Это как смотреть фильм. Например, прежде чем охотник выстрелит и попадет в цель, он должен представить (предвидеть, рассчитать), пусть даже на короткое время, как будет развиваться событие, то есть как полетит снаряд, а также учесть скорость движения цели.

В соционике эта функция называется «интуиция». Это неверно, потому что интуиция (предчувствие, то есть работа подсознания) более развита у реалиста, чем у синтезатора. Она заменяет недостаток способности реалиста сознательно моделировать будущие события намного заранее. Однако, чтобы избежать путаницы в будущем, мы оставляем интуицию в соционическом написании, которое подразумевает синтез.

  1. Реалист (S) — это человек, чье восприятие окружающего мира максимально реалистично. Его динамическое восприятие реальности гораздо хуже.
  2. Синтезатор (Intuit) (N) — это человек, чье восприятие окружающего мира лучше в его динамике, эволюции (движении, развитии) и гораздо хуже в его статичной реальности.

Этика (F) или логика (T):

Заключение

Человеческое познание — это термин из социальной психологии, обозначающий процесс построения образа другого человека, который разворачивается в процессе непосредственного общения с ним. Она включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет определенные временные характеристики. При восприятии незнакомца внимание в первую очередь концентрируется на его внешности (выражение лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). В процессе восприятия человека мы формируем представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональных характеристик человека.

Можно выделить четыре основные стратегии в восприятии другого человека: 1.Аналитическая, при которой каждый элемент внешности человека интерпретируется как форма выражения черт личности (наличие очков); 2.Эмоциональная, при которой непосредственно не воспринимаемые черты личности интерпретируются в соответствии с общей привлекательностью или непривлекательностью; 3.Перцептивно-ассоциативная, при которой характеристики приписываются другому человеку, который выглядит похоже; 4.Социально-ассоциативная, при которой характеристики социальной группы приписываются другому человеку.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.: аспект-пресс, 2004.-366 с.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск-Москва, 2001.
  3. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей восприятия. — Абакан: АГПИ, 1991 г. — 372 с.
  4. Чутко Н.Я. Развитие восприятия памяти. — М.: Педагогика, 1992. — 192 с.
  5. Экспериментально-психологическое исследование особенностей восприятия. — Киров: Государственный педагогический институт, 2004. — 318 с.