Для связи в whatsapp +905441085890

Псевдо-Дионисий Ареопагит — Ареопагитик

Многовековая история писаний святых отцов не знает более загадочного явления, чем корпус сочинений, носящих имя Дионисия Ареопагита. Влияние «Ареопагитик» на христианскую письменность и культуру с VI века до наших дней было настолько беспрецедентным и далеко идущим, что трудно назвать литературный памятник, сравнимый с ними по степени своего интеллектуального влияния. Ни одно другое христианское сочинение патристического периода не породило столь обширной научной литературы и столь разнообразных гипотез относительно его происхождения и авторства, как Corpus Areopagiticum.

Дионисий Ареопагит жил в первом веке. Достоверной информации о его личности очень мало. Обращенный ко Христу проповедью апостола Павла в афинском Ареопаге, он стал первым епископом в Афинах после Дионисия Коринфского вместе с Евсевием Кесарийским. В этом же месте он был замучен во время гонений Домициана в 96 году.

Но никто из христианских богословов и историков древности нигде не говорит, что этот апостольский человек оставил какие-либо литературные произведения.

Его псевдоэпиграфический характер Корпуса не подлежит сомнению. Об этом свидетельствует не только полное отсутствие каких-либо ссылок на труды Дионисия до начала шестого века, но и характер самого памятника, который слишком далек, как по языку, так и по мысли, от бесхитростной простоты раннехристианского периода. Это было самоочевидно еще до того, как не только идеологическая, но и прямая литературная зависимость Ареопагитов от последнего неоплатонического учителя Прокла (411-485) была установлена с неоспоримой уверенностью. В то же время неизвестный автор, очевидно, хотел передать впечатление человека апостольского века — ученика апостола Павла, очевидца затмения солнца в день смерти Спасителя, свидетеля Успения Пресвятой Богородицы, друга и соратника святых апостолов. Претензия на авторитет древности вполне очевидна, и возникает вопрос о преднамеренной «подделке»». До эпохи Возрождения, однако, никаких сомнений в древности и подлинности Ареопагитик не возникало ни на Востоке, ни на Западе — за исключением, возможно, случая с патриархом Фотием….. «Труды великого Дионисия пользовались непререкаемым авторитетом и оказали чрезвычайно сильное влияние на развитие богословской мысли в позднепатриархальную, византийскую и западную эпохи на протяжении всего средневековья.

Сочинения Дионисия впервые упоминаются на встрече православных с монофизитами в 553 году.

Император Юстиниан использовал метод «кнута и пряника» в своей церковной политике. В 533 году, когда очередная волна гонений на монофизитов утихла, в Халкидоне состоялся собор, на котором православные и монофизиты смогли мирно обсудить свои христологические проблемы. На этой конференции противники Халкидонского собора стали ссылаться на автора по имени Дионисий Ареопагит. По сей день никто не знает, кто скрывался за именем ученика апостола Павла (Деян. 17:34), который считался первым епископом Афин в четвертом веке. На Халкидонском соборе в 533 году монофизиты ссылались на фразу «божественная энергия» Дионисия, который стал известен как автор следующих трудов: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Об именах Бога», «Мистическое богословие» и Письма (№ 10).

В своих трудах автор объявил себя учеником апостола Павла, очевидцем затмения солнца в день смерти Спасителя и свидетелем Успения Марии. Среди его адресатов мы находим Гаия, Тимофея, Поликарпа Смирнского (который, как мы знаем, жил во втором веке) и святого Иоанна Богослова.

Псевдо-Дионисий Ареопагит

Ареопагитик

Важность «Ареопагитик» определяется, прежде всего, их историческим влиянием. В начале шестого века они уже находятся в обращении. О них упоминают знаменитый Севир Антиохийский, на Соборе 513 года в Тире, святой Андрей Кесарийский в своем толковании на Апокалипсис, написанном около 515-520 годов. Сергий Ришаинский, который умирает в 536 году, переводит Ареопагитики на сирийский язык — и этот перевод широко используется, особенно в монофизитских кругах, хотя сам Сергий, изначально монофизитский пресвитер, а также врач, занимает двойственную позицию в догматических спорах и даже близок к несторианам. Он учился в Александрии и по философским симпатиям был аристотелианцем. Как бы то ни было, он перевел «Введение» Порфирия, «Категории» Аристотеля, а также написал ряд самостоятельных книг по логике. Особенно характерен его перевод псевдоаристотелевского «О мире», в котором ему удалось достичь высокой степени точности и строгости. Сергий был в то же время мистиком, что видно из его предисловия к переводу «Ареопагитик». Имя Сергия очень характерно как косвенное указание на среду, в которой в основном были написаны «Ареопагитики». На известной встрече между православными и севирианами в Константинополе в 531 или 533 году возникает вопрос об их достоинстве — севириане ссылаются на них, а лидер православных, Хапатий Эфесский, отвергает эту ссылку и объявляет Ареопагитики апокрифом, который никто из древних не знал и не называл….. Но очень скоро православные также начинают их использовать. Первым переводчиком «Ареопагитик» был Иоанн Скифопольский (ок. 530-540 гг.). По-видимому, именно его Схолия известна под именем Максима Исповедника. Более поздние переписчики объединяли схолии разных толкователей, и диакритические знаки со временем исчезли. Кодекс схолий, известный под именем преподобного Максима, представляет собой достаточно единое целое. И лишь некоторые схолии по стилю напоминают преподобного Максима. Скифополитанские Скифологии Иоанна были переведены на сирийский язык Фокой Бар-Сергием из Эдессы уже в восьмом веке. Еще раньше, в седьмом веке, «Ареопагитики» были изложены Иосифом Гадзайей («Созерцателем»), более известным как Эбед-Иезу. Арабский перевод Ареопагитик был сделан очень рано с официального сирийского текста и получил церковное признание, как и армянский перевод в VIII в. Следует также отметить остатки коптского перевода. Все это свидетельствует о широком распространении и авторитете памятника. Среди православных богословов «Ареопагитику» использовал уже Леонтий Византийский, а позднее Анастасий Синайский и Софроний Иерусалимский. Они оказали сильное влияние на монаха Максима Исповедника, который занимался объяснением «трудных мест» предполагаемого Дионисия и Григория Богослова. Для преподобного Иоанна Дамаскина «великий Дионисий» уже является непререкаемым авторитетом. На «Ареопагитики» опираются православные защитники иконопочитания уже на Седьмом Вселенском Соборе, а позже особенно преподобный Феодор Студит. Вся его метафизика икон связана с учением Дионисия, и он воспевает глубину его богословия. Святой Кирилл, первоначальный учитель словен, ученик Фотия, говорит о них с уважением. По просьбе Анастасия Библиотекаря святой Кирилл процитировал наизусть «великого Дионисия». В поздней Византии писания Ареопагита интерпретировались столь многими людьми, что Corpus Areopagiticum стал настольной книгой византийских богословов. Эти толкования еще не собраны и не изучены. Особого внимания заслуживают комментарии знаменитых Михаила Пселла (1018-1079) и Георгия Пахимера (1242-1310), — их парафразы, а также схолии, приписываемые монаху Максиму, распространяются в рукописях как на сам текст.

Трактаты Дионисия Ареопагита

Трактат «О мистической теологии» состоит из 5 глав, посвященных божественному затмению вокруг Троицы, негативному и позитивному методам теологии.

Трактат «Об именах Бога» состоит из 13 глав и посвящен рассмотрению имен Бога. Оно встречается в Ветхом и Новом Заветах, а также в древней философской традиции. Например, он рассматривает такие божественные имена, как Свет, Красота, Любовь, Мудрость, Разум, Чувство, Истина, Справедливость, Великое и Малое, Покой и Движение, Идентичность и Инаковость, Искупление и Неравенство, Совершенное и Единое и другие.

Трактат «О небесной иерархии» состоит из 15 глав и представляет собой систематическое изложение христианской ангелологии. Это, пожалуй, самый известный его трактат. Согласно Дионисию, ангельские чины образуют иерархию, целью которой является уподобление Богу. «Иерархия, по моему мнению, есть священный чин, знание и деятельность, которая как можно более уподобляется божественной красоте и при озарении, сообщаемом ей свыше, ведет к возможному подражанию Богу…..». Имея Бога своим путеводителем во всех святых поступках и действиях и постоянно созерцая Его божественную красоту, она налагает на себя, по возможности, Его образ и делает своих участников божественными образами, самыми ясными и чистыми зеркалами, принимающими в себя лучи светлого и божественного света, чтобы они сами, наполненные святым сиянием, сообщенным им, могли, наконец… в изобилии передать его тем, кто ниже». (гл. 3, 1 — 2). Дионисий использует названия ангельских чинов, встречающиеся в Библии — серафимы, херувимы, архангелы и ангелы (в Ветхом Завете), престолы, господства, начала, власти и силы (Кол. 1:16 и Ефес. 1:21) — и располагает их в трехступенчатом иерархическом порядке: высшая иерархия состоит из престолов, серафимов и херувимов (гл. 7); средняя иерархия состоит из начал, властей и сил (гл. 8); низшая иерархия состоит из начал, архангелов и ангелов (гл. 9). Хотя имена девяти чинов ангелов открыты нам, их истинное число известно только Богу и им самим (гл. 6). Божественное «сияние» передается от высших ангельских чинов к низшим, а от них к людям. Дионисий завершает свой трактат, говоря об антропоморфных изображениях ангелов в Писании (гл. 15).

В своем трактате «О церковной иерархии» Дионисий говорит об иерархической структуре христианской церкви: во главе всех чинов — как небесных, так и земных — стоит Иисус, за которым следуют ангельские чины, передающие божественное излияние «нашей иерархии».

«Coropus Areopagiticum» содержит 10 писем, адресованных различным лицам, в которых автор утверждает, что является Дионисием апостольских времен. Все люди, упомянутые в его трудах, за исключением тех, от которых не осталось и следа в истории, относятся к апостольскому периоду. Его первые четыре послания адресованы «терапевту Гаию» (Рим. 16:23 и 1 Кор. 1:14), шестое — «священнику Сосипатеру» (Рим. 16:21), седьмое — «иерарху Поликарпу», восьмое упоминает Карпа (2 Тим. Девятый адресован Титу, десятый снабжен надписью: «Иоанну Богослову, апостолу и евангелисту в изгнании на острове Патмос». В письме говорится, что Иоанн вновь обретет свободу и вернется с Патмоса в Азию. Автор также упоминает волхвов Варфоломея, Иуста, Симона и Елимаса как своих современников. Седьмое письмо описывает чудесное солнечное затмение, которое автор наблюдал вместе с Аполлофаном (софистом первого века) в Гелиополе. Детали описания не оставляют сомнений в том, что здесь имеется в виду солнечное затмение, сопровождавшее крестные страдания Господа.

Богословские учения Псевдо-Дионисия

преследуя в основном апологетические цели, Псевдо-Дионисий искал гармонию между своими богословскими взглядами и неоплатонической идеологией философов своего времени. Здесь кроется причина его необычайной популярности: псевдо-Дионисий выполнил фундаментальную задачу теологии, а именно: объяснил Писание в категориях и терминах, доступных и знакомых современному миру. Как и любой богослов, Дионисий столкнулся с двумя опасностями на своем пути: исказить суть доктрины в угоду вкусам и требованиям современников или полностью забыть о своей аудитории и «предаться повторению любимых цитат». ¹

В учении о познании Бога автор «Ареопагитик» вслед за каппадокийцами, прежде всего Григорием Нисским, утверждает, что Бог непознаваем и непостижим в своей сущности, «в своем собственном начале или характере». Он выше всех понятий и имен, выше всех определений, «выше понимания, бытия и знания». Его нельзя ни потрогать, ни представить, ни задумать, ни назвать, ни постичь….. Внутренняя жизнь Бога полностью скрыта от божественного взора, превосходит все мыслимое и доступна божественному разуму. Но это не означает, что Бог находится вдали от мира или скрывается от рационального разума. Бог сущностно явлен, активен и присутствует в творениях — творение существует, пребывает и живет благодаря силе этого божественного вездесущия….. Бог присутствует в мире не в своей сущности, которая всегда остается недостижимой, непознаваемой и нераскрытой, но в своих «диспенсациях» и милостях, которые исходят от нераскрытого Бога обильным потоком, и которым сообщаются существующие вещи; он присутствует в мире в своих «существенных излияниях» и «благодетельных диспенсациях», в своих силах и энергиях. В Своем самооткровении миру Бог познаваем и понятен. Это означает, что Бог постижим только через откровение.

Бога можно постичь и описать только двумя способами. Либо резко и категорически противопоставляя себя миру, то есть отвергая все речи и определения, свойственные и присущие твари — все, каждый и всякий. Или возвышая все определения, применяемые к творению, и снова ко всем и каждому. Таким образом, открываются два пути познания и богословия: путь позитивного или катафатического богословия и путь негативного или апофатического богословия. И путь апофатического богословия — самый высокий, — только он ведет в ту божественную тьму, которая является недоступным светом для твари.

Среди имен Бога Дионисий ставит на первое место доброту.

По Своей благости Бог творит, создает жизнь и совершает все дела. Добру свойственно творить добро. Как источник света распространяет повсюду свои животворящие лучи, так и первозданная благость своим неизменным сиянием излучает все сущее, излучает повсюду свои лучи сверхсущественного и животворящего, «лучи тотальной благости».

Заслуга автора «Ареопагитик» в том, что он раз и навсегда вышел за рамки платоновских воззрений. В его системе познания Бога путь к Богу состоит из двух этапов — очищения или катарсиса и «выхода из себя» или экстаза. За очищением, которого было достаточно для неоплатоников, следует второй шаг: он заключается в парадоксе «выхода из себя», чтобы встретиться с Богом, чье знание находится «за пределами разума». Идея экстаза связана с уже знакомой нам идеей любви, Эроса, которую мы встречаем в учениях Оригена и Григория Нисского, которые видели в библейских изображениях эротической любви аллегории стремления души к Богу. Эрос нельзя держать в себе; он всегда вспыхивает и направлен на кого-то другого. Точно так же душа, одушевленная любовью к Богу, «выходит из себя» и устремляется к недостижимому объекту своего желания, движение, которое Дионисий представляет себе как постоянное и бесконечное приближение к Богу, чья сущность неисчерпаема.

Космология

Космологическая система псевдо-Дионисия, изложенная в «О небесной иерархии», далеко не так убедительна и сильна в философском отношении, но, тем не менее, она оказала большое влияние на развитие христианской мысли. Учение Дионисия о мировом порядке напрямую связано с его литургическим мистицизмом, отраженным в «Церковной иерархии», взгляды которого изложены в книге «О церковной иерархии». Эти две книги «Иерархии» отражают так называемое александрийское мировоззрение, согласно которому весь мир устроен по принципу иерархической лестницы. Похоже, автором двигало желание каким-то образом преодолеть разрыв между абсолютным Богом и относительным творением, сделав таким образом свою космологию приемлемой для неоплатоников и сохранив при этом в неприкосновенности христианскую идею трансцендентности Бога. Недостатком такого мировоззрения была очевидная фиктивность всех промежуточных шагов: По сути, это была все та же эллинистическая космология в христианском одеянии.

Цель небесной иерархии, согласно Дионисию, заключалась в том, чтобы сделать творение сравнимым с Богом, своего рода «богоподражанием». Греческое слово иерархия, которое он использует, подразумевает движение, своего рода динамическое стремление творения к Богу.

При классификации рангов иерархии он использует принцип триады, который был в моде у неоплатоников. Греческая мысль, которая не делала различий между онтологией и эстетикой, любила видеть триады повсюду. Дионисийские ангельские чины были организованы в триады. На вершине лестницы, в притворе божества, находятся херувимы, серафимы и престолы — это первая триада. На второй ступени находятся владыки, силы и власти, а на третьей — начала, архангелы и ангелы. Чины каждого уровня иерархии имеют доступ к Богу только через чины более высокого уровня, и таким образом небесный и земной миры как бы смыкаются. Каждая триада несет в себе один из аспектов Божества, не умаляя при этом источник.

Ангельские чины упоминаются в Книге Даниила и других ветхозаветных книгах, о них также говорит святой Григорий Назианзский, но только Псевдо-Дионисий классифицировал их с точностью, свойственной только ему. Для христианской традиции эта классификация является большим неудобством, поскольку ветхозаветные предания об ангелах сложны и никак не вписываются в иерархию Дионисия. Например, в книге пророка Исайи серафим является прямым посланником Бога. Церковь почитает архангела Михаила как главу небесного воинства (в Послании Иуды он борется с сатаной), а в некоторых апокрифических произведениях он почти равен Богу, но в системе Дионисия ранг архангела — один из самых низких в небесной иерархии. В целом, можно сказать, что деление Дионисием небесных сил не согласуется с библейским откровением о них, и его триады следует признать вымышленной конструкцией.

В качестве примечания, есть основания полагать, что протоктисты («созданные в начале»), еретики, на которых жаловался святой Савва в Константинополе, были каким-то образом связаны с Псевдо-Дионисием. По его мнению, иерархия сил в сотворенном мире была действительно «создана от начала», а не стала следствием грехопадения, как утверждали боровшиеся с ними орнгенисты и исократисты.

Поразительно, что в набросках системы Псевдо-Дионисия нет места вере в воплощение Бога; даже имя Христа почти не упоминается. В этом отношении факт принятия его учения Церковью относится к области довольно удивительных явлений истории. Разумеется, он был принят с необходимыми изменениями на общем совете традиции. Таким образом, св. Григорий Палама принимает классификацию Дионисия, но с единственной оговоркой, что Воплощение нарушило изначальный порядок: в нарушение всех иерархических рангов Бог послал архангела Гавриила, то есть одного из низших ангелов, возвестить Деве Марии радостную весть о Воплощении.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Метафизическая свобода и гражданские свободы в философии нового времени
  2. Проблемы главы государства и отделение политики от морали в доктрине Макиавелли — Биография Макиавелли
  3. Современные методологические программы
  4. Природное основание общества
  5. Эстетика в экзистенциализме
  6. Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики
  7. Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли
  8. Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого
  9. Феноменологическая антропология А. Шюца
  10. Философия Климента Смолятича