Для связи в whatsapp +905441085890

Психические аспекты возникновения и развития суицида

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Психическая саморегуляция в ситуациях стресса
  2. Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности
  3. Риск профессиональной деятельности в критических ситуациях
  4. Последствия и психологические особенности стресса
  5. Депрессивное состояние и психологические особенности его преодоления
  6. Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние
  7. Тревога как психологический феномен
  8. Влияние средств массовой информации на массовые психические состояния и явления
  9. Связь эмоционального состояния личности с уровнем ее психического здоровья
  10. Индивидуально-психологическая характеристика способов эмоционального реагирования

Введение

Проблема самоубийства актуальна во все времена, особенно сейчас, когда в 1994 году Россия заняла второе место в мире по количеству самоубийств, но отношение к самоубийству в разные эпохи было разным и во многом зависело от религий и морально-этических норм и традиций. Давайте обратимся к истории.

Самые древние самоубийства — это ритуальные самоубийства, к которым относятся харакири и сати (обряд самосожжения индийских вдов). Ритуальные самоубийства, как правило, были почетными, поощрялись обществом, а уклонение от них считалось большим позором. В древности отношение к жизни и смерти было несколько иным, чем в более поздние времена. Например, согласно эпикурейской школе, если жизнь перестает приносить удовольствие и радость — она не нужна. Если человек доказывал целесообразность этого действия, ему давали яд, специально купленный на деньги из городской казны. Смерть была естественным и прекрасным завершением жизни.

С приходом христианства отношение к самоубийству стало однозначным — резко отрицательным.

В Средние века самоубийц не хоронили на кладбищах, над их трупами совершали насилие (здесь играл роль эстетический момент: показать людям, что с ними будет после такого шага, ведь человеку свойственно представлять себе момент собственной смерти и похорон с эстетическим переживанием). Почему же это произошло? Дело в том, что с принятием христианства новообращенные хотели как можно быстрее попасть в Божье царство, и чтобы избежать чудовищного количества самоубийств, церкви пришлось объявить самоубийство грехом.

Христианство считает, что если Бог дал вам жизнь, вы не должны бросать этот дар к его ногам. Нужно прожить жизнь до конца, потому что, вопреки античной философии, жизнь хороша не для удовольствия, а для страдания (для будущей жизни).

Если человек лишает себя жизни, он думает только о себе, об избавлении от всех страданий и разочарований, он не думает о душевных муках, на которые обрекает близких ему людей, его не волнует, что до конца жизни их будет мучить чувство вины за то, что они не сделали все возможное, чтобы спасти его. Он не понимает, что это всего лишь миг, и нужно иметь мудрость и мужество пережить его, ведь впереди вся жизнь.

Психологические аспекты проблемы

Герман Гессе в своей книге «Степной волк» высказывает очень интересные мысли о самоубийстве. Он пишет, что есть, так сказать, прирожденные самоубийцы (которые только к этому типу и могут совершить самоубийство) и люди, которые совершают самоубийство по чистой случайности, поддавшись моменту. Естественные самоубийцы — это, как правило, творческие люди. Они смотрят на свое «я» как на некое опасное, ненадежное, незащищенное создание природы. Это души, которые видят свою цель не в самосовершенствовании, а в самоуничтожении, в возвращении к матери, к Богу, к Вселенной. Таким людям знакома постоянная борьба с искушением совершить самоубийство. При малейшем потрясении они думают о самоубийстве. Но мысль о том, что запасной выход всегда открыт, придает силы, дает любопытство к болям и трудностям.

Существует определенная классификация самоубийств:

  1. холодный суицид — это когда человек действительно хочет умереть, то есть не хочет жить;
  2. Суицид — это своего рода игра, т.е. человек абсолютно уверен в себе, что его спасут, он просто хочет привлечь к себе внимание;
  3. Самоубийство как способ убежать от своих проблем.

Ряд проблем, таких как:

  • трудности адаптации к новой среде, отсутствие дома (= защиты),
  • трудности в общении, резкое падение самооценки во время учебы,
  • проблемы скученности в общежитии и невозможность побыть наедине с собой, собственные проблемы,
  • ранние браки.

Личная жизнь оказывается на виду, становится предметом обсуждения. Существует также предположение, что причиной студенческих самоубийств является научное мышление, как будто они поставили эксперимент, который, к сожалению, нельзя повторить. Но с другой стороны, люди с научным мышлением не будут ставить такой эксперимент, отрицательный результат которого им заранее известен (это, скорее всего, социальная незрелость или авантюризм).

Конечно, если человек твердо решил уйти из жизни, никто не может его остановить, он вправе распоряжаться ею как хочет, и все же эта жизнь дана только один раз, другой уже не будет. Самоубийство — явление заразное, оно может стать модным, особенно когда из жизни уходят лучшие, уважаемые (смерть после кумира, например, рок-певца и т.д.).

В принципе, если это не холодный суицид, то человека можно остановить. Дело в том, что для суицидальных людей характерно туннельное зрение, они замыкаются на своих проблемах и не видят других путей их решения. Психолог должен расширить горизонты, показать альтернативные пути решения проблемы, ведь только смерть необратима, а в жизни можно попробовать проиграть множество вариантов.

Смерть — это выход из игры. К сожалению, у нас существует так называемая «кухонная» терапия, то есть люди предпочитают изливать друг другу душу, не обращаясь к специалисту.

В романтической литературе самоубийство окружено ореолом, который не соответствует действительности. Живой, страдающий или радующийся человек, счастливый или несчастный, но прекрасный, потому что живой, превращается в холодный, неподвижный, смердящий труп, который, кроме нездорового любопытства, брезгливости, отвращения ничего не вызывает.

Почему-то не описывают, как у застрелившегося человека мозги размазываются по стенам, что голова — кровавое месиво, что синий язык вываливается, глаза вылезают из орбит, что он может не умереть сразу, а будет долго мучиться в конвульсиях, что тело испражняется, потому что находится в подвешенном состоянии. Тот, кто решит выпить яд или снотворное, должен быть готов к долгой и мучительной смерти, потому что даже цианистый калий вызывает невероятные мучения.

Проблемы со статистической информацией о самоубийствах

Тема саморазрушительного поведения, то есть поведения, направленного на физическое разрушение тела, достаточно серьезна и требует серьезного осмысления истинных причин, толкающих людей на самоубийство.

Я не буду оперировать статистическими данными о самоубийствах в России не потому, что такая информация недоступна. Просто у нас нет отработанной процедуры сбора такого рода данных, и поэтому нет уверенности в достоверности имеющихся цифр. Хотя приведу некоторые цифры из официальной информации: с 1965 по 1996 год включительно 1,4 миллиона человек покончили жизнь самоубийством, из них около 20% — женщины.

Впрочем, подобные трудности существуют во многих странах мира, и не случайно даже в статистике США, чемпиона массовых опросов, есть существенные противоречия в цифрах (например, по одним данным, самоубийство занимает 9-е место среди причин смертности, по другим — 5-6-е). В первую очередь это связано не с попыткой скрыть эти «неблагоприятные» данные (хотя в некоторых странах и такая тенденция просматривается), а со сложностью квалификации того или иного случая смерти как суицида (самоубийства).

Ведь под самоубийством понимается намеренное лишение себя жизни, и при отсутствии предсмертных записок, предшествующих соответствующих заявлений или других явных доказательств его легко можно трактовать как несчастный случай.

Поскольку в общественном сознании самоубийство часто ассоциируется с чьим-то «стыдом» или «виной», родственники или близкие заинтересованы в подтасовке реальных фактов.

Именно поэтому практически все международные симпозиумы и встречи по саморазрушительному поведению начинаются, как правило, с бурных дискуссий о достоверности имеющихся статистических данных. Тем не менее, общая мировая статистика показывает явно тревожную картину за последние десятилетия.

Во многих развитых странах уровень самоубийств либо растет, либо остается достаточно высоким. С другой стороны, в последнее время увеличилась доля самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет (в США с 1960 по 1980 год количество самоубийств среди подростков обоих полов удвоилось).

Факторы, влияющие на феномен самоубийства в разное время в разных странах

Эксперты насчитывают большое количество факторов, которые связаны с попытками самоубийства. Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитного поля Земли, и загрязнение окружающей среды, по некоторым гипотезам, приводящее к массовому самоубийству даже китов, и скопление определенных морских воздушных масс, циклонов и антициклонов, способствующих, по мнению венгерских специалистов, увеличению числа самоубийств в Будапеште.

Но, конечно, нас в первую очередь интересуют не условия, действующие на биологическую природу человека, ведь в конечном итоге даже такой мощный фактор, как психические заболевания, является непосредственной причиной самоубийства не более чем в 30 процентах случаев, как бы мы ни старались поначалу объявить всех самоубийц сумасшедшими. Наиболее важными для понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его «Я». Исторические политические, экономические и культурные условия в обществе, как показывают многочисленные исследования, существенно влияют на кривую роста самоубийств.

Непосредственные причины, толкающие человека на уход из жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением — семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса «быть или не быть» является сам человек, от силы его личности зависит, как он поведет себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями адаптации к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.

Еще один важный момент, связанный с проблемой суицида, — это временная перспектива. Поиск причин самоубийства часто приводит к прошлому человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безнадежность будущего часто является явным признаком или причиной стремления к саморазрушению.

«Общество множит ряды самоубийц», — этот тезис был особенно силен в XIX веке, когда связь между социально-историческими силами и личной трагедией индивида стала очевидной для многих. На самом деле эту связь можно проследить, в большей или меньшей степени, на протяжении всей истории общественного развития человечества. Существует, по крайней мере, два вида самоубийств, непосредственно связанных с социальными причинами. В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные ожидания заложены в социальных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Все это находит свое отражение в системе воспитания, а также в многочисленных произведениях искусства.

Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов существовало почти у всех народов в древности. В голодные годы старики и дети лишали себя жизни, чтобы сохранить семейную жизнь; нередко жертвы приносились для прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий.

Определенную долю социально регламентированных самоубийств составлял добровольный уход из жизни после смерти «господина» — жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц были обязаны разделить судьбу господина и последовать за ним в загробный мир.

Самоубийства вдов во многих странах были свидетельством истинной любви к своим мужьям и доказательством их верности. Поражает решимость и бесстрашие многих из них — Порция, жена Брута, небезызвестная в римской истории, узнав о смерти мужа, без колебаний проглотила горсть горящих углей. В Индии обычай сати, самосожжения вдовы вместе с телом мужа, был не просто образцом для подражания, а обязательным ритуалом вплоть до XIX века.

Самоубийство в истории общества также было одним из способов выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. В некоторых африканских племенах до сих пор существует странная, на наш взгляд, форма защиты своего достоинства: по обычаю племени, оскорбленный человек должен взобраться на высокое дерево и, публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой.

В Японии, где сила иерархического подчинения была доведена до предела, во многих случаях самоубийство было единственным способом протеста для людей, стоящих на низших ступенях иерархической лестницы.

Религиозный фактор

Одним из самых сильных социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и напрямую связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Недаром еще в конце прошлого века У. Джеймс в своем знаменитом эссе «Стоит ли жизнь того, чтобы жить?» пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества было религиозное наказание. Ислам строго осуждал произвольное лишение жизни — явление, которое до сих пор практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую религию. Иудаизм также подчеркивал ценность жизни для Бога, поэтому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, за исключением отречения от Бога, убийства и кровосмешения.

Христианство, следуя волне самоубийств первых христианских мучеников, стремившихся как можно быстрее предстать перед Всевышним, также довольно быстро наложило запрет на добровольный уход из жизни. Хотя слова Экклезиаста «возненавидел я жизнь, ибо все — суета и томление духа» могут соперничать с пессимизмом книги Иова («человек рожден для страданий»), тем не менее попытки избежать страданий, ниспосланных Богом, декларировались христианскими теоретиками, в частности святым Августином. Августин, не только как слабость, но и как грех (поскольку нарушает заповедь «не убий»), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни. Самоубийцам отказывали в христианском погребении, их наказывали позорным захоронением на перекрестках, вне кладбища, а юридически семья самоубийцы лишалась законного наследства. Людей, совершивших неудачную попытку самоубийства, заключали в тюрьму и подвергали каторжным работам, как за убийство.

Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств сегодня в Италии, Испании и ряде стран Латинской Америки является большое влияние католицизма в этих странах, который жестоко преследует попытки лишить себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 год было зарегистрировано в среднем не более 12 человек на 100 000).

Восточные религии, такие как брахманизм и буддизм, которые следуют учению: все, что привязывает человека к жизни, является причиной страданий, спокойно относятся к отказу от плоти. И самосожжение буддийских монахов как акт протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне укладывается в рамки религиозных норм. Однако массовые религиозные самоубийства совершались и в России, например, во время многих государственных нововведений и реформ; примером могут служить многочисленные самоубийства в знак протеста против политики, проводимой Петром I.

Современные исследователи установили, что в целом в государствах, где влияние религии слабее, а религиозные нормы, в частности связанные с самоубийством, мягче, процент суицидальных действий выше.

Заключение

В молодости человек склонен относиться к жизни безответственно и легкомысленно, потому что ему кажется, что впереди еще очень много. Только пожилые люди, инвалиды или смертельно больные начинают ценить жизнь по-настоящему, несмотря на все страдания, которые имприносит каждый день. Человеку для счастья нужно совсем немного, он должен уметь наслаждаться каждым мгновением, и он всегда может оказаться в могиле.

Здесь, на земле, есть солнце, тепло, музыка, цветы, жизнь, любовь, а там — холод, черви, тьма.

Так зачем же сознательно приближать этот момент?

Жить страшно, трудно и невыносимо. Не потому, что денег нет и никогда не будет. Не потому, что ты оказываешься в чудовищной яме эксперимента, который был задуман не тобой. Не потому, что вы не можете, не умеете прыгнуть (на самом деле, это действительно невозможно) в дар свободы.

Это трудно, страшно и невыносимо, потому что ты не знаешь, зачем ты живешь. Ради своих детей? Ради своей страны? Для человечества? Нужен ли ты им? И все же ты должен жить. Жить, чтобы жить. Жажда стабильности совершенно естественна. Перемены всегда пугают. Но нельзя построить храм истины на болоте. Он всегда строится на возвышенности.

Список литературы

  1. С.Н. Лазарев. Диагностика кармы.
  2. Философия Достоевского в систематическом изложении -М: Республика, 1996.
  3. Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф.В. Шеллинга, Бурханов Рафаэль Айратович — Екатеринбург, Издательство Уральского государственного университета.
  4. Плотников Н. Сосимиология в России // СОЦИС — 1999 №5 с.82-83.
  5. Римашевская Н.М. «Русский крест» (О чистоте населения) // Природа — 1999. — №6 — С.3-10.
  6. Акопян К.З. Самоубийство: Проблемы мотивации // Психологический журнал, 1996 №2. С. 16-23.
  7. Бердяев Н. О самоубийстве. Москва: Издательство Московского государственного университета, 1992.
  8. Фромм Э. Бегство от реальности. Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. С 146-204.