Для связи в whatsapp +905441085890

Психические функции — Теория высших психических функций

Психология как наука обладает особыми свойствами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она предстает перед ним в виде его собственных ощущений, образов, идей, феноменов памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления, которые мы можем непосредственно обнаружить у себя и косвенно наблюдать у других.

В научном обиходе термин «психология» впервые появился в 16 веке. Первоначально оно обозначало специальную науку, занимающуюся изучением так называемых ментальных или психических явлений, то есть тех, которые каждый человек воспринимает в своем сознании путем самонаблюдения. Позже, в XVII и XIX веках, область исследований психологов значительно расширилась и стала включать в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, на которых они фокусировались на протяжении веков. В этом отношении название «психология» частично утратило свой первоначальный, довольно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным явлениям сознания, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком. Однако, благодаря многовековой традиции, эта наука до сих пор сохраняет свое старое название.

Объектом изучения психологии является прежде всего психика человека и животных, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью некоторых, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и язык, человек познает мир. Поэтому их часто называют когнитивными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Они называются психическими характеристиками и состояниями личности и включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость возникновения и развития психических явлений от них.

Человек не просто пронизывает мир своими когнитивными процессами. Он живет и действует в этом мире, создает его для удовлетворения своих материальных, умственных и других потребностей, совершает определенные поступки. Чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и характеристики человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть полностью поняты, если их не рассматривать в связи с условиями жизни человека, формированием его взаимодействия с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность также являются предметом современных психологических исследований.

Психические процессы, характеристики и состояния человека, его общение и деятельность изучаются отдельно и обособленно, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны и образуют единое целое — человеческую жизнедеятельность.

Психические функции - Теория высших психических функций

Теория высших психических функций

Эта концепция была разработана Выготским и его школой в 20-30-х годах прошлого века. Одной из первых публикаций стала статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 году.

Следуя идее о социально-исторической природе психики, Выготский переходит к рассмотрению социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. Он отмечает, что в развитии ребенка есть две переплетающиеся линии. Первый идет по пути естественного созревания. Второй заключается в освоении культур, способов поведения и мышления. Средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в ходе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письменность, системы счисления и т.д.).

Овладение отношениями между знаками и значением, использование языка в применении инструментов знаменует собой появление новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов и принципиально отличающих поведение человека от поведения животных. Опосредование развития человеческой психики «психологическими инструментами» характеризуется также тем, что операция употребления знаков, находящаяся в начале развития каждой из высших психических функций, всегда имеет сначала форму внешней активности, то есть трансформируется из интерпсихической в интрапсихическую.

Эта трансформация проходит через несколько этапов. Начальная стадия связана с тем, что человек (взрослый) контролирует поведение ребенка, используя определенный инструмент для управления реализацией «естественной» непроизвольной функции. На втором этапе ребенок уже сам становится субъектом и направляет поведение другого с помощью данного психологического инструмента (предполагая, что он является объектом). На следующем этапе ребенок начинает применять к себе (в качестве объекта) те модели поведения, которые другие применяют к нему и которые он применяет к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интернализации, «вращение» функции внутрь.

Через интернализацию «естественные» психические функции трансформируются и «поворачиваются вспять», они приобретают автоматизм, сознательность и произвольность. Затем, благодаря разработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным противоположный процесс интернализации — процесс экстериоризации — экстернализации результатов психической деятельности, которая сначала была реализована как идея на внутреннем плане.

Принцип «снаружи через внутри» в культурно-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах деятельности — особенно в процессе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных качеств ребенка имеет своим ближайшим источником сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальное предположение Выготского о важности зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволило поставить точку в споре о приоритетах обучения или развития: хорошо только то обучение, которое предшествует развитию.

В свете системно-семантической структуры сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже будучи преобразованными во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свой социальный характер — «человек сохраняет функции общения даже наедине с самим собой». Согласно Выготскому, слово относится к сознанию, как маленький мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово — это микрокосм человеческого сознания».

По мнению Выготского, личность — это социальное понятие; она представляет собой сверхъестественный, исторический аспект человека. Она не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным, развитием. Личность «не является врожденной, а возникает в результате культурного развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет соотношение примитивных и высших реакций». В процессе своего развития человек учится собственному поведению. Необходимым условием этого процесса, однако, является формирование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда вытекает из развития личности в целом и обусловлено им.

Сущность и компоненты высших психических функций

Согласно материалистической точке зрения, развитие психики на уровне человека происходит в основном за счет памяти, языка, мышления и сознания в результате усложнения деятельности и совершенствования средств труда, служащих орудиями познания окружающего мира, а также изобретения и широкого использования знаковых систем. Помимо низших уровней организации психических процессов, данных ему природой, появляются и более высокие.

Память

Наличие идей у человека указывает на то, что наши восприятия оставляют в коре головного мозга следы, которые сохраняются в течение некоторого времени. То же самое следует сказать о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее извлечение или узнавание того, что мы пережили в прошлом, называется памятью.

В процессе запоминания обычно устанавливается связь между одним объектом или явлением и другими объектами или явлениями.

Устанавливая связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и тем самым выступает в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Речь

Язык является основным средством человеческого общения. Без него человек не смог бы получать и передавать большой объем информации, особенно информации, несущей большую смысловую нагрузку или определения о себе, которые не могут быть восприняты органами чувств (абстрактные понятия, явления, не воспринимаемые непосредственно, законы, правила и т.д.). Без письменности человек был бы лишен возможности узнать, как жили, думали и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности донести свои мысли и чувства до других. Благодаря языку как средству общения сознание человека, которое не ограничивается личным опытом, обогащается опытом других людей в гораздо большей степени, чем это позволяют наблюдение и другие процессы невербального, непосредственного познания, происходящие через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт человека становятся доступными для других, обогащают их, способствуют их развитию.

По своей жизненной важности язык является гтолифуншынальным характером. Это не только средство общения, но и средство мышления, носитель сознания, памяти, информации (письменные тексты), средство контроля поведения других людей и регуляции собственного поведения. В соответствии со своими многочисленными функциями, язык является полиморфной деятельностью, то есть он выступает в своих различных функциональных целях в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и так далее. Хотя все эти формы языка взаимосвязаны, их основное назначение не одинаково. Внешний язык, например, в основном играет роль средства общения, внутренний — средства мышления. Письменная речь в основном используется для запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, диалог — двустороннего обмена информацией.

Мышление.

Прежде всего, мышление — это высший познавательный процесс. Она представляет собой генерацию новых знаний, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, который в данный момент не имеет ни реальности, ни субъекта. Мышление (в элементарных формах оно существует и у животных) можно понимать и как получение новых знаний, как творческое преобразование существующих представлений.

Возникновение и психологические особенности человеческого сознания

Главное отличие человека как вида от животных заключается в его способности мыслить и рассуждать абстрактно, размышлять и критически оценивать свое прошлое, а также думать о будущем, разрабатывать и реализовывать рассчитанные для него планы и программы. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания. К психологическим особенностям человеческого сознания относятся самосознание как когнитивного субъекта, способность мысленно представлять существующую и воображаемую реальность, контролировать и направлять свои психические и поведенческие состояния, а также способность видеть и воспринимать окружающую действительность в виде образов.

Восприятие себя как познающего субъекта означает, что человек воспринимает себя как существо, отдельное от остального мира, желающее и способное изучать этот мир, т.е. получать о нем более или менее достоверные знания. Человек осознает эти знания как явления, отличные от объектов, к которым они относятся, и может формулировать эти знания, выражать их в словах, понятиях и различных других символах, передавать их другому человеку и будущим поколениям людей, хранить знания как конкретный объект, воспроизводить их и работать с ними.

Ментальная репрезентация и концепция реальности является важной психологической характеристикой сознания. Оно, как и сознание в целом, тесно связано с волей. Сознание почти всегда ассоциируется с волевым контролем человека над собственной психикой и поведением.

Представление реальности, которая не существует в данный момент или не существует вообще (воображение, сны…), выступает как одно из основных психологических свойств сознания. В этом случае человек произвольно, т.е. сознательно, абстрагируется от восприятия окружающей среды, от посторонних мыслей и направляет все свое внимание на идею, образ, воспоминание и т.д., рисуя и развивая в своем воображении то, что он не видит или не может видеть непосредственно в данный момент.

Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания является совместное производство инструментов, опосредованное языком. Это деятельность, которая требует сотрудничества общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание возникло в начале человеческой истории в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того, чтобы люди работали вместе, каждый из них должен ясно понимать цель их совместного труда. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится язык, который сначала выступает как средство коммуникации (общения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Сначала появляется коллективное сознание, затем индивидуальное, ибо после того, как слово получило свое универсальное значение, оно проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в виде значений и контекстов значений. Индивидуальное сознание ребенка формируется на основе и при условии существования коллективного сознания через его присвоение.

Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание подразумевает, что человек воспринимает не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, восприятия и чувства. Образы, мысли, восприятия и чувства людей материально воплощаются в объектах их творческой деятельности и становятся осознанными при последующем восприятии этих объектов. Поэтому творчество — это путь и средство самопознания и развития человеческого сознания через восприятие собственных творений.

Условия для возникновения сознания

Переход к сознанию представляет собой начало нового, более высокого этапа в развитии психики. В отличие от психического отражения, характерного для животных, сознательное отражение — это отражение объективной действительности в ее отрыве от отношений субъекта к ней, то есть отражение, подчеркивающее ее объективные и устойчивые свойства.

В сознании образ реальности не сливается с опытом субъекта: то, что отражается в сознании, представляется субъекту как «приходящее». То есть, когда я осознаю, например, эту книгу или даже мою мысль о книге, сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием этой книги, сама мысль о книге с моим переживанием этой мысли.

Выделение в человеческом сознании отраженной реальности как объективной имеет своей другой стороной выделение мира внутреннего опыта и возможности развития на этой почве самонаблюдения.

Перед нами стоит задача проследить условия, которые порождают эту высшую форму психики, человеческое сознание.

Причиной очеловечивания человеком животноподобных предков является, как известно, возникновение труда и формирование на его основе человеческого общества. Труд, говорит Энгельс, создал самого человека.

Создание человеческого сознания

Возникновение и развитие труда, первого и основного условия существования человека, привело к изменению и гуманизации его мозга, органов внешней деятельности и органов чувств. «Сначала был «труд», как говорит об этом Энгельс, «а затем, вместе с ним, членораздельная речь — два главных стимула, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно трансформировался в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с мозгом обезьяны, значительно превосходит его по размерам и совершенству. «Главный орган трудовой деятельности человека — его рука — мог достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. Только благодаря труду, благодаря адаптации ко всем новым операциям …. достигла ли человеческая рука той высшей степени совершенства, которая позволила ей оживить, словно по волшебству, картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини.

При изучении так называемого проекционного моторного поля можно наглядно увидеть, как новые, специфически человеческие черты отражаются в структуре коры головного мозга. Осторожно стимулируя различные точки этого поля электрическим током, можно визуализировать точное расположение проекции того или иного органа в поле, соответствующее вызванному стимуляцией сокращению различных групп мышц. Пенфилд выразил результат этих экспериментов в виде схематического и, естественно, условного рисунка, который мы воспроизводим здесь. Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую сравнительно большую площадь занимает в мозгу человека проекция таких органов движения, как кисть (рука) и, прежде всего, органов звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых особенно интенсивно развивались в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).

Под влиянием работы и в связи с развитием мозга органы чувств человека также совершенствовались. Как внешние органы деятельности, они приобрели качественно новые свойства. Чувство осязания было усовершенствовано, очеловеченный глаз был способен воспринимать в вещах больше, чем глаза далеко видящей птицы, а слух развился, способный воспринимать тончайшие различия и сходства в артикулированных звуках человеческой речи.

Развитие мозга и органов чувств, в свою очередь, обратно пропорционально влияло на труд и речь, все больше стимулируя и то, и другое к дальнейшему развитию.»

За индивидуальными анатомо-физиологическими изменениями, вызванными работой, в силу естественной взаимозависимости развития органов, неизбежно следовали изменения организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомо-физиологической организации.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды психических процессов, их группирование
  2. Психологические теории внимания
  3. Александр Сазерленд Нилл, автор книг о воспитании детей и основатель школы «Саммерхилл» — Идеи Нилла как оппозиция существующим нормам педагогики
  4. Психология допроса
  5. Влияние возраста на особенности памяти — Типы памяти в зависимости от времени сохранения материала
  6. Выявление детских страхов
  7. Я-концепция в связи с психологической разумностью старшеклассников
  8. Соломон Григорьевич Геллерштейн, советский психолог и психотехник
  9. Кроссворд по психологии
  10. Психология социального взаимодействия