Для связи в whatsapp +905441085890

Психика и отражение — Психика как отражение объективной действительности

Психика — это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя просто свести к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат признаки внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, посредством которых происходит психическое отражение. Преобразования сигналов, происходящие в мозге, воспринимаются людьми как события, происходящие вне их, во внешнем пространстве и в мире. Мозг выделяет ментал, мышление так же, как печень выделяет желчь.

Психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика — это системное качество мозга, реализуемое многоуровневыми функциональными системами мозга, формирующимися у человека в течение жизни и справляющимися с исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через его собственную активную деятельность. Человеческая психика формируется у человека только в процессе его жизни, в процессе преодоления культуры, созданной предыдущими поколениями. Психика человека включает в себя как минимум три компонента: внешний мир, природа, ее отражение — полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача человеческой культуры, человеческих способностей новым поколениям.

Идеалистическое понимание психики. Есть два начала: материальное и идеальное. Они независимы и вечны. Скоординированные в развитии, они развиваются по своим собственным законам.

Материалистический взгляд — развитие психики происходит за счет памяти, языка, мышления и сознания.

Психическое отражение — это активное отражение мира в совокупности с некоторыми потребностями, с потребностями — это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как оно всегда принадлежит субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных характеристик.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • позволяет правильно отражать окружающую действительность;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • Умственное размышление углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • нарушается индивидуальностью человека;
  • является прогностическим по своей природе.

Психическое развитие у животных проходит ряд стадий:

Элементарная чувствительность. На этой стадии животное реагирует только на определенные характеристики внешних объектов, а его поведение определяется врожденными инстинктами (кормление, самосохранение, размножение и т.д.) (инстинкты — это врожденные формы реагирования на определенные условия окружающей среды).

Восприятие объектов. На этом этапе действительность отражается в виде целостных образов объектов, и животное способно к обучению, появляются индивидуально приобретенные поведенческие навыки (навыки — формы поведения, приобретенные на основе индивидуального опыта животных).

Отражение межличностных связей. Стадия интеллекта характеризуется способностью животного размышлять о межсубъектных связях, обдумывать ситуацию в целом, в результате чего животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих подготовительных действий для их решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности и действует только в пределах визуальной ситуации (интеллектуальное поведение — сложная форма поведения, отражающая междисциплинарные связи).

Человеческая психика находится на более высоком уровне, чем психика животных. Сознание, разум человека развивается в процессе трудовой деятельности. Хотя биолого-морфологические особенности человека оставались стабильными на протяжении 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Психика и отражение - Психика как отражение объективной действительности

Психика как отражение объективной действительности

Традиционно психика определяется как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир в его контекстах и отношениях.

Психическое отражение — это не зеркало, не механически пассивное копирование мира (как зеркало или фотоаппарат), оно связано с поиском, отбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с потребностью, с нуждами, это субъективное избирательное отражение объективного мира, поскольку оно всегда принадлежит субъекту, не существует вне субъекта, зависит от субъективных свойств. Психика — это «субъективное отражение объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Но в этимологии слова «психика» есть и другое значение. Прислушаемся к следующим высказываниям: «душа покинула тело», «душа идет по пятам страха», «волнение души» — здесь мы слышим движение. А поскольку что-то всегда движется, должен существовать субстрат движения. В этом смысле субстрат психики связывался в древних текстах, например, с процессом принятия пищи, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и так далее. В частности, сердце считалось местом обитания «души». В современной психофизиологии проблема психического субстрата также интенсивно обсуждается.

Проблема может быть сформулирована следующим образом: Психика — это только свойство нервной системы, специфический образ ее работы, или же психика тоже имеет свой специфический субстрат! Единственное, что пока можно сказать, это то, что психику нельзя просто свести к нервной системе. Фактически, нервная система — это орган (по крайней мере, один из органов) психики. Когда нервная система нарушена, страдает и психика человека.

Но как машину нельзя понять, изучая только ее части, органы, так и психику нельзя понять, изучая только нервную систему. Возможно, у психики тоже есть свой субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны — мельчайшие частицы. Но есть и другие гипотезы. Однако тесная связь между психикой и деятельностью мозга не вызывает сомнений. Повреждение или физиологический дефект мозга однозначно вызывает дефект психики. Мозг действительно является органом, деятельность которого обуславливает психику, но содержание этой психики не производится самим мозгом; его источником является внешний мир. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но они содержат характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, благодаря которым возникает психическое.

Согласно теории психофизиологического параллелизма, психическое и физиологическое образуют два ряда явлений, соответствующих конечность за конечностью, но в то же время — как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Она предполагает существование «души», связанной с телом, но живущей по своим собственным законам.

Теория механической идентичности, с другой стороны, утверждает, что ментальные процессы являются по сути физиологическими процессами, т.е. мозг выделяет ментальность, мысль, так же как печень выделяет желчь. Недостатком этой теории является то, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются.

Френологический взгляд утверждал, что существует строгая определенная связь между каждой частью мозга и конкретной психической функцией, и если какая-либо часть мозга была чрезмерно развита, даже «выделялась как конус на черепе», то психическая функция, реализуемая этой частью мозга, соответственно, была очень хорошо развита.

Определение психики по Гальперину п.Я.

Психика — это особое свойство высокоорганизованной материи. Это короткая, лаконичная формула, и чтобы лучше передать ее реальный смысл, ее содержание следует несколько расширить.

Во-первых, он утверждает: психика — это свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (объект, процесс, явление, сила), как считалось в до- и внемарксистских учениях о психике.

Психика — это свойство высокоорганизованной материи; не просто любой материи, а только высокоорганизованной — и поэтому появляется относительно поздно, на высокой стадии развития мира. На языке современного естествознания это можно объяснить просто: Психика появляется только в живых телах, в организмах, причем не во всех животных, а только в тех, которые ведут активную, подвижную жизнь в сложно структурированной среде16. К постоянным изменениям этой среды и своего положения в ней они должны активно и постоянно адаптировать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.

Психика как свойство, возникающее только у высокоорганизованных существ, является свойством не универсальным и первичным, а вторичным и производным. Он предполагает существование механизмов, которые его производят, и его несомненную полезность для организма, которая оправдывает это производство.

Психика — это особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особенность» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. Под углом зрения диалектического материализма эта «особенность» имеет совсем другое значение. Оно обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее порождают и составляют ее физиологическую основу, и, во-вторых, выделение и разграничение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: лишенных и наделенных психической деятельностью.

Какое конкретное содержание имеется в виду, когда говорят об идеале? Прежде всего, это картина, изображение объекта, процесса или явления. Но это образ объекта, а не сам объект, и в этом смысле он является другим, идеальным объектом. Этот другой объект является «идеальным» в двух отношениях. Во-первых, его характеристики — сколько бы их ни было и в каком бы сложном сочетании — представлены в изображении изолированно, отдельно от других характеристик оригинала или его материального отражения, без которых ни одна «вещь» не может существовать в реальности. Во-вторых, это выделение особенностей образа из других особенностей реально существующих вещей и из его оригинала или его отражения представляется как очищение образа от всего несущественного. Образ раскрывается как объект, представленный только в своих существенных чертах; отсюда, кстати, и соединение терминов «идеальный» и «совершенный». Психологическое преимущество такого отражения объекта в виде образа, в котором представлено только то, что существенно для физического или умственного действия, очевидно. Но у этого преимущества есть и обратная сторона: образ раскрывается как вещь, свободная от ограничений материальных вещей, как идеальное существо. Это иллюзия мысли, которая начинает думать об образах, имея только те представления, которые она приобрела в опыте с физическими вещами.

В отличие от материала, который существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеал — это не способ бытия, а та совокупность свойств объекта, которая раскрывается перед субъектом — способ, которым объект предстает перед субъектом. Это соответствует известному определению идеального у К. Маркса: «…идеальное есть не что иное, как пересаженная в человеческую голову и преобразованная в ней материя» п. В таком виде идеальное является для субъекта лишь содержанием психического отражения объективного мира.

Формы психического отражения по Гальперину п.Я.

Для мозга, осуществляющего психическое отражение объективного мира, отраженный мир делится на две неравные и по-разному значимые части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти принципиально разные части объективного мира также отражаются в психике принципиально разными способами.

Внутренняя среда человека отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия-неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.

Эти виды психического отражения внутреннего состояния индивида объединяет, во-первых, то, что они отражают не вызывающие их стимулы, а их оценку через непосредственное переживание вызванного ими состояния, и, во-вторых, то, что они наиболее тесно связаны со стимулами к действию (в сторону или от определенных объектов внешней среды) или к активному воздержанию от какого-либо действия.

Психическое отражение внешней среды принципиально иное. Во-первых, из всего состава этой среды в психическом отражении представлены только те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже не сплошная, слитная среда, а артикулированный «окружающий мир» (Дж. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представлены в образах, содержание которых отражает свойства и отношения самих вещей (а не вызванные ими состояния индивида). Правда, содержание образов также представляет такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «сенсорные качества», которые не являются непосредственными объектами физических действий; но они служат важными отличительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых объектов и событий.

Разница в том, как внутренние состояния человека (драйвы) и окружающий мир (образы) представлены в ментальных отражениях, явно связана с их ролью в поведении: Движущие силы служат ему движущей силой, а образы — основой для ориентации в окружающем мире. Очевидно, что интересы поведения диктуют различие между основными видами психического отражения и, в то же время, объединяют их по разному содержанию этого поведения.

Концепция психического отражения А.Н. Леонтьева: существует три вида отражения:

1 .отражение на уровне неживой природы (физическое взаимодействие, энергообмен, химические реакции);

  1. отражение на уровне живой природы:

(a)первый тип отражения на уровне живой природы — раздражимость — реагирует с агентами, участвующими в процессах ассимиляции (процесс ресинтеза) и диссимиляции (непрерывный процесс распада), то есть на биологически значимые воздействия.

б) второй вид отражения на уровне живой природы — психическое отражение — это чувствительность — раздражительность к таким реагентам среды, которые не участвуют в процессах ассимиляции и диссимиляции, т.е. способность отражать абиотические воздействия. Чувствительность имеет сигнальную функцию. Определение Леонтьева:

Чувствительность генетически есть не что иное, как раздражительность по отношению к таким воздействиям среды, которые соотносят организм с другими воздействиями, т.е. ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Необходимость этой формы раздражительности заключается в том, что она опосредует основные жизненные процессы организма в более сложных условиях. Процессы чувствительности должны соответствовать объективным свойствам среды и правильно отражать их в соответствующих контекстах.

Таким образом, именно наличие чувствительности позволяет говорить о психической регуляции жизнедеятельности.

Когда речь идет о чувствительности, согласно гипотезе Леонтьева, «отражение» имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» означает, прежде всего, моторно реагировать на данного агента. Субъективный аспект выражается во внутреннем опыте, ощущениях, данного агента.

Отражение, психика, сознание

При изучении данной темы необходимо проанализировать позицию о психике как особой форме отражения субъектом объективной реальности;о психике как свойстве мозга;о сознании как высшей ступени развития психики. При анализе структуры психических явлений необходимо учитывать особенности психических процессов, состояний и свойств личности, а также их взаимосвязь в жизнедеятельности субъекта.

Психика, психологические явления рассматриваются в психологии как особая форма отражения субъектом объективной реальности.

Рассматривается структура предмета психологической науки:

1) отношение психики к внешнему миру как субъективному отражению действительности (психофизическая проблема);

2) отношение психики к ее материальному носителю (психофизиологическая проблема), когда она выступает как функция высокоорганизованной материи (мозга).

Согласно материалистической концепции психического бытия, вся материя обладает свойствами отражения, то есть способностью реагировать на воздействие окружающей среды. Психическая сфера возникает в процессе развития материи, переходя от низших форм к высшим, и является свойством высокоорганизованной материи (мозга).

Психическое отражение как свойство органической материи имеет качественную особенность: активность и субъективность. Деятельность психического отражения подразумевает отбор и сложную переработку информации об окружающем мире, предвосхищение событий, определенное отношение к тому, что отражается. Субъективность психического отражения заключается в преломлении влияния предметов и явлений на человека через его внутренний мир — знания, опыт, индивидуальные особенности, отношение к отражению и т.д. Субъективность отражения не означает, что человек не может адекватно воспринимать реальность. Психическое отражение возникло естественным образом в процессе биологической эволюции. Развитие форм отражения в филогенезе проходит через стадии раздражимости, чувствительности, стадию элементарной сенсорной психики и стадию интеллекта. В ходе эволюции психическое отражение начинает выполнять функцию ориентации организма в окружающей среде и регуляции его поведения.

С появлением человека связана высшая форма психического развития — сознание. Содержание человеческого сознания зависит от социальных условий жизни, бытия. Основными факторами формирования сознания являются совместная трудовая деятельность людей и связанное с ней общение посредством языка, речи. Для сознания как формы отражения характерны следующие особенности:

  • наличие запаса знаний человека о мире и о себе; активное, целенаправленное приобретение знаний в виде идей, принципов, норм и т.д;
  • не только отражение действительности, но и отношение к ней (отражение социальных отношений, эмоциональная оценка межличностных отношений и т.д.);
  • Обеспечение целенаправленности действий человека; осознание способности устанавливать причинно-следственные связи и предсказывать будущее, создавать новое.

Высшей формой проявления сознания является самосознание. Она характеризуется различением собственного «Я» и «не-Я», установлением определенного отношения к себе.

Бессознательное — форма отражения действительности, при которой отдельные компоненты психического акта не осознаются (например, двигательный автоматизм с ослабленным сознательным контролем; реакция на неосознаваемые стимулы; импульсы к деятельности без осознанной причины и цели). В процессе деятельности может происходить переход психических явлений из сферы сознания в сферу бессознательного и наоборот.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. План воспитательной работы летнего лагеря
  2. Технологии развития личности
  3. Эмоциональный интеллект старших дошкольников как условие школьной зрелости
  4. Социально-психологический климат в коллективе и его анализ
  5. Повышение грамотности речи как составляющая часть тренинга коммуникативной компетентности
  6. Преимущества групповой терапии по сравнению с индивидуальной
  7. Основные виды умственных операций
  8. Психология религии
  9. Влияние акцентуаций характера на девиантное поведение личности — Развитие представлений о девиантном поведении
  10. Карл Рэнсом Роджерс, американский психолог