Для связи в whatsapp +905441085890

Психоаналитическая концепция культуры — Функциональная теория культуры

психоаналитическая концепция культуры стремится установить новый, нетрадиционный подход к пониманию важнейшего феномена человеческого существования — культуры. Автором этой концепции является известный австрийский психиатр и философ З. Фрейд. Идеи Фрейда были продолжены интересными культурологическими идеями его ученика, швейцарского психиатра К.Г. Юнга, который развил идею о наличии в культуре бессознательных механизмов, общих для всех людей и возникающих в самом человеке.

В целом, суть психоаналитической концепции можно сформулировать как понимание культуры через человека, а точнее, через его психику. Вся культурная реальность может быть объяснена через внутреннюю душевную жизнь человека — его желания, стремления, потребности и в целом его способ существования.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, венский профессор психиатрии, основатель теории бессознательного и создатель психоанализа. Начав с представлений о бессознательном как особом уровне человеческой психики, Фрейд рассматривает весь процесс психического развития человека, возникновение и функционирование культуры, в целом противопоставление природного и культурно-социального начала в человеке.

Согласно Фрейду, человеческая психика состоит из трех слоев: бессознательного («ид»), сознательного («эго») и сверхсознательного («супер-эго»). Бессознательное, названное Фрейдом «кипящим котлом влечений», является определяющим для человека — его сущности и личности. Бессознательное — это хранилище примитивных инстинктивных влечений, а также эмоций и воспоминаний, настолько угрожающих сознательному разуму, что они были подавлены в бессознательном. В поздний период своей работы Фрейд считал основой бессознательного два влечения — влечение к сексу (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Половое влечение, или, как его называл Фрейд, либидо, заложено в человеке с самого начала его жизни. Она рождается вместе с телом и ведет непрерывную жизнь в теле и психике, иногда ослабевая, но никогда полностью не утихая. К группе сексуальных влечений Фрейд относит и влечения эго, суть которых сводится к инстинкту самосохранения. Фрейд рассматривал процесс психического развития человека как биологически обусловленный механизм трансформации его сексуальной энергии (либидо). Вторая группа — это влечение к смерти (танатос), которое лежит в основе всех проявлений агрессии, жестокости, убийств и самоубийств.

«Я» — это сфера сознания, посредник между «Я» и внешним миром, включая природные и социальные институты. Сознание приводит деятельность бессознательного в соответствие с «принципом реальности», целесообразностью и внешней необходимостью. Если «оно» — это страсти, то «я» — это разум и рациональность. Если «Оно» — это принцип удовольствия, то «Я» — это принцип уместности (соответствия). Фрейд писал, что самость по отношению к «ид» «подобна всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади». В соответствии с реальностью внешнего мира, Я подавляет неприемлемые желания и идеи (например, антисоциальные желания) в бессознательном и сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. Согласно учению Фрейда, идеи и желания, подавленные в бессознательном и «забытые», не исчезают, а остаются в латентном состоянии до тех пор, пока не возникнут благоприятные условия — ослабление или временная отмена цензуры «Я» и «сверх-Я».

Психоаналитическая концепция культуры - Функциональная теория культуры

Функциональная теория культуры

Логическим продолжением и дальнейшим развитием социологической школы в культурологии стал функционализм, который стал рассматривать культуру как целостную единицу, состоящую из элементов и частей. В этом случае каждый отдельный элемент не просто выполняет свою собственную роль, а представляет собой звено, без которого культура не может существовать.

Крупнейшим представителем функционализма является английский ученый польского происхождения Бронислав Каспар Малиновский (1884-1942). Прежде чем обратиться к вопросам истории культуры, Малиновский был наиболее известен своими полевыми исследованиями жителей Океании, которые нашли отражение в многочисленных работах 1920-х годов. Однако только в своих поздних работах он подвел итог своим культурологическим исследованиям и изложил свои взгляды на природу культур и методы их познания. Среди его работ особое значение имеет «Научная теория культуры» (1944). (1944), опубликованный после его смерти.

Малиновский рассматривал культуру как единое целое, как совокупность самых разнообразных проявлений человеческой деятельности в сфере материального и духовного производства. Согласно этому подходу, в основе культуры лежат различные биологические потребности. Культура, по мнению Малиновского, возникает в ответ на основные биологические потребности человека — в пище, одежде, крове, деторождении. Удовлетворяя эти потребности, человек добывает пищу, топливо, строит дома, шьет одежду и т.д. В процессе работы он преобразует окружающий мир и создает культуру. Для него общество — это биологический организм особого рода, естественная адаптивная система, в которой согласованы условия существования самого общества и потребности его членов. Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения элементарных человеческих потребностей. Таким образом, для Малиновского культура — это материальная и духовная система, с помощью которой человек обеспечивает свое существование и решает свои проблемы.

Помимо основных (первичных) потребностей, Малиновский выделял вторичные (производные) потребности, которые порождаются не природой, а культурной средой. Он называет такие потребности социальными императивами. Это потребности в экономическом обмене, социальном контроле, системе образования и т.д. Результат удовлетворения этих потребностей также является частью культуры.

Средство удовлетворения базовых и производных потребностей — культура — представляет собой системное целое, состоящее из единиц, которые Малиновский называет институтами. Каждый институт — это набор способов и средств удовлетворения тех или иных потребностей. Вместе эти институты образуют структуру культуры. Таким образом, по мнению Малиновского, современная цивилизация предстает как сложная органическая система социальных институтов, то есть исторически сложившихся форм организации и регулирования социальной жизни, каждая из которых выполняет определенную функцию в удовлетворении первичных и вторичных потребностей людей. Одной из основных функций культуры является закрепление, развитие и передача потомкам вторичных потребностей, которые в совокупности составляют социальный опыт.

Концепция «культурных кругов» о.Шпенглера

В работах немецкого философа и культуролога Освальда Шпенглера (1880-1936) философская критика европейского рационализма, европоцентризма и «однобокой» линейной схемы исторического развития (т.е. привязанной к западноевропейской истории) сочетается с построением его оригинальной концепции существования и развития культур, названной впоследствии теорией культурных кругов.

История самой важной книги Шпенглера, «Упадок Европы», с момента ее выхода в свет оказалась страной необычайных искажений и недоразумений. Сначала она была принята как головокружительный шедевр; два десятилетия спустя ее заклеймили как историко-философскую компиляцию, подтасовку фактов; затем — она вновь пережила огромный интерес и своего рода «возрождение». Сенсационность «Упадка Европы» непонятным образом уживается с трудностью ее прочтения. Ситуация с книгой выглядела поистине чудовищной: В образованной Германии можно было представить себе что угодно, но только не ту внезапность, с которой этот неизвестно откуда взявшийся самозванец преодолел самый неприступный оплот немецкой мысли — философию культуры. Биографические подробности, приведенные после ошеломляющего успеха книги, только усилили скандал: оказалось, что автор, который хочет пересмотреть всю традицию истории культуры, всего лишь бывший учитель гимназии, чья литературная карьера до сих пор включала лишь десяток газетных статей (правда, в 1904 году он защитил докторскую диссертацию по Гераклиту, но это не спасает ситуацию). Одним словом, ничто в биографии Шпенглера не указывало на то, что однажды он появится на пьедестале немецкой философии и потрясет ее основы. Параллельно с критикой и даже открытой бранью, Шпенглера часто обвиняли в плагиате. Упоминались многие имена, в том числе русский ученый Н. Данилевский, но не обращалось внимания на то, что немецкий перевод книги Данилевского появился только в 1920 году, то есть уже после падения Европы. Благодаря всем этим поворотам (или несмотря на них), «Упадок Европы» Шпенглера продолжает оставаться самой громкой и необычной сенсацией века. Отголоски его идей и интуитивных выводов, наброски можно найти во многих концепциях последующих десятилетий (Х. Ортега-и-Гассет, П. Сорокин, А. Тойнби, Й. Хейзинга и многие другие).

Главная работа Шпенглера «Упадок Европы. Очерки морфологии мировой истории» подготовлена на богатейшем материале истории культуры; здесь использованы многочисленные факты из истории науки, искусства, религии, политики, экономики и т.д. Однако задача автора — не продемонстрировать свою эрудицию, а проиллюстрировать основные положения своей теории на конкретных примерах и доказать, что единственный принцип, по которому можно изучать историю и культуру — это принцип полицентризма (т.е. независимого и автономного развития отдельных культур).

По мнению автора, настоящая «жизнь» — это бесконечное возникновение и гибель культур, которые являются своеобразными «организмами» с фиксированной внутренней организацией, каждая из которых замкнута и абсолютно уникальна. Шпенглер рассматривает рождение, «созревание», кризис и гибель культуры как ее судьбу, как неизбежное и естественное явление.

«Культура рождается в тот момент, когда из первобытного состояния вечно инфантильного человечества пробуждается великая душа и извлекает из бездны безличного некое лицо, нечто органическое и прибывающее….. Как только цель (культуры) достигнута и идея, вся полнота внутренней возможности, совершена и реализована во внешнем, культура вдруг замирает, угасает, ее кровь свертывается, ее силы надломлены — она становится цивилизацией.»

Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры

Согласно гипотезе Фрейда, функционирование индивидуальной психики неотделимо от того, как организована общая жизнь человеческого сообщества. Поэтому уже в «Тотеме и табу» он начинает попытку объяснить фундаментальные коллизии семейной жизни, анализируя родственные отношения и лежащий в их основе основной антропологический факт: запрет на инцест. Благодаря антропологии и этнологии давно известно, что брачный союз внутри своего племени (инцест) является табу даже среди архаичных племен. Также было известно, что этот запрет распространяется не только на лиц, связанных кровным родством, но и на все племя, принадлежащее к одному тотему. В верованиях первобытных народов тотем — это обычно животное или растение, обладающее магической силой, считающееся предком племени и объектом религиозного культа. По этим понятиям, мужчине запрещено вступать в сексуальные отношения не только со своей матерью или сестрой, но и с теми, кто является таковым в воображении (кто может быть его матерью или сестрой). Но главная мысль лежит в другом месте: речь идет о существенном ограничении сексуальной свободы, которое имеет психологические причины, а также о том, что понимается под родством в целом.

Основные идеи, которые Фрейд обсуждает в этой работе, можно кратко сформулировать следующим образом: Родство — это не биологический, а культурный феномен. Культура понимается здесь как обуздание своих эмоций, коллективная разработка стратегий для работы с самыми сильными эмоциональными привязанностями и влечениями, требующими немедленного удовлетворения. Именно эти переживания являются источником внутреннего конфликта и приводят к первому осложнению душевной жизни — возникновению амбивалентности чувств, то есть ситуации, в которой и нежность, и враждебность одновременно определяют восприятие близкого человека. Нежность является прямым выражением любви и привязанности, в то время как враждебность выражает страх зависимости от любимого объекта, его непредсказуемости или возможной потери, и в конечном итоге страх перед собственными чувствами. Но из-за психологических защитных механизмов (отрицания) этот страх не может быть признан собственным чувством, поэтому он переносится (проецируется) на сам объект любви и проявляется как его определенные (пугающие) характеристики. Основным инструментом защиты от таких воображаемых объектов является институт табу — немотивированных и необсуждаемых запретов, которые должны неукоснительно соблюдаться. Фрейд характеризовал этот феномен архаических культур как механизм, подобный неврозу навязчивых состояний, при котором повседневная жизнь человека тщательно ритуализируется и наполняется множеством субъективных, даже абсурдных запретов, чтобы защититься от своих противоречивых чувств.

Следует отметить, что именно идеи Фрейда положили начало антропологическому проекту Клода Леви-Стросса, а также социологическим теориям Жоржа Батая. В рамках этих концепций представление Фрейда о коммуникативном и культурном характере эротических связей и родственных отношений было существенно дополнено. Так, К. Леви-Стросс указывал, что элементарная структура родства не совпадает с нуклеарной семьей (мужчина, женщина, ребенок), но всегда включает четвертую фигуру (в модели Леви-Стросса — брат женщины).

Значение культуры в жизни индивида

Обобщая концепцию Фрейда о человеке и значении культуры в жизни индивида, можно сказать, что долгая жизнь в обществе способствовала тому, что потребность удовлетворять природные инстинкты и одновременно требования общества стала у человека своего рода инстинктом. Став обязательными благодаря практике и наследственности на протяжении тысячелетий, культурные требования глубоко укоренились в психике человека. Без общества человек немыслим; он обладает инстинктами не только как сексуальный, но и как культурный человек.

Карл Густав Юнг был швейцарским психиатром (1875-1961), известным учеником Зи. Фрейд. Юнг предпринимает критическое переосмысление идей Фрейда о психоанализе, к которому его привела собственная клиническая практика. При лечении шизофрении Юнг сталкивался с такими случаями расщепления человеческой психики, которые не могли быть объяснены исключительно детским сексуальным опытом индивида и, следовательно, не соответствовали представлениям Фрейда о сексуальной детерминации человеческого поведения. Юнг, утверждая, что теория сексуальности чрезвычайно важна, тем не менее, отрицал, что она является единственным выражением психической целостности личности, и приводил многочисленные примеры неврозов, в которых проблема сексуальности играла лишь незначительную роль. Другие факторы — например, проблема социальной адаптации, давление трагических жизненных обстоятельств, соображения престижа и т.д. — стоял на переднем плане.

Для Юнга фрейдовское понятие «либидо» получает расширенное толкование: он понимает его как психическую энергию, определяющую интенсивность психических процессов, происходящих в душе человека. По Юнгу, эта энергия обусловлена не столько сексом, сколько определенным внутренним психическим настроем.

Юнговская концепция бессознательного значительно отличается от интерпретации Фрейда. Она также характеризует все психические процессы, которые либо бессознательны, т.е. не являются объектом сознания, либо воспринимаются сознанием как подавленные. Однако содержание бессознательного заметно различается в интерпретациях Юнга и Фрейда.

В отличие от Фрейда, Юнг различает «индивидуальное» и «коллективное» бессознательное. Индивидуальное бессознательное (или личное, персональное) отражает личный опыт человека и состоит из переживаний, которые когда-то были осознанными, но утратили свой сознательный характер в результате пренебрежения или подавления. Юнг отказывается видеть причину всех неврозов в печально известном «Эдиповом комплексе» Фрейда, но не отрицает важности истории личности для психоанализа. Таким образом, согласно Юнгу, личное бессознательное, состоящее из подавленных комплексов, которые были забыты или никогда не пересекали порог сознания, является результатом жизненного пути человека.+Коллективное бессознательное воплощает в себе скрытые следы памяти о прошлом человека. Бессознательное содержание этих коллективных образований, по мнению Юнга, проистекает из наследственной структуры человеческой психики и мозга. Коллективное бессознательное — это результат жизни предков, который служит основой для духовной жизни индивидуума. Юнг сравнивал коллективное бессознательное с матрицей, грибом, подводной частью горы или айсбергом. Он утверждал, что, взаимодействуя с коллективным бессознательным, мы «спускаемся» от общего — семьи, племени, нации, расы, то есть всего человечества — к наследию далеких предков. Не только элементарное поведение в виде безусловных рефлексов, но и восприятие, мышление и воображение находятся под влиянием врожденных программ и универсальных паттернов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Математические методы в психолого-педагогических исследования
  2. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
  3. Педагогические умения и навыки
  4. Методика «цветик-самоцветик»
  5. Психология в спорте
  6. Принцип проектирования и моделирования
  7. Конфликты и их виды
  8. Психологические проблемы самовоспитания старших школьников
  9. Характер: биологические предпосылки, прижизненное формирование. Характер и личность
  10. Основные положения в когнитивной психологии