Для связи в whatsapp +905441085890

Психодраматические методы — Социометрия Морено

Психодрама — это метод психотерапии и психологического консультирования, разработанный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, использующий инструмент драматической импровизации для исследования внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и облегчения соответствующего поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не просто метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

История возникновения
Психодрама берет свое начало в начале 1920-х годов. 1 апреля 1921 года врач Якоб Леви Морено представил на суд зрителей в Венском театре экспериментальную «дневную пьесу». По ходу пьесы актеры импровизировали и вовлекали зрителей в действие. Постановка провалилась, но именно этот день, День смеха, считается днем рождения психодрамы.
После переезда в США Морено основал Институт Морено в Биконе, который стал центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе имеет историю, которая характеризует Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе с другом разработал аппарат, который был прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США Морено получил патент на свое изобретение и использовал деньги для открытия центра в Биконе.
В журнале Морено «Имаго», посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты, как Ф. Перлз, Э. Берн и другие.
Психодрама была первым в мире методом групповой психотерапии (фактически, сам термин «групповая психотерапия» был введен в психологию Морено). Морено предположил, что поскольку каждый человек является социальным существом, группа может решить свои проблемы более эффективно, чем один человек. В 1920-х годах самым популярным методом психотерапии был психоанализ, при котором пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал последнему о своих снах и ассоциациях из своей жизни, которые они вызывали. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом; ему не нравилась пассивная роль пациента и тот факт, что психотерапевтический процесс происходит «один на один». Молодой Морено сказал Фрейду: «Я продолжу то, на чем вы остановились. Вы позволяете пациенту говорить, я позволяю ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях своего офиса, я же веду его туда, где он живет — к его семье и коллективу.

Психодраматические методы - Социометрия Морено

Социометрия Морено

Группа, по мнению Морено, является открытой системой, то есть живым, постоянно меняющимся организмом. Для того чтобы понять, что происходит в группе в данный момент, Морено изобрел измерительный инструмент под названием социометрия. В своей простейшей форме социометрия работает следующим образом: Каждого человека в группе просят подумать над заданным вопросом (критерием), например, «с кем бы я хотел провести выходные на берегу моря?», а затем подойти и положить руку на плечо человека, который соответствует этому критерию. В результате исследователь получает «рисунок» группы, чтобы увидеть, кто какое место занимает в группе по данному критерию. Мы видим «звезды притяжения» — людей, с которыми многие хотели бы проводить время, «звезды отторжения» — тех, с кем никто не хотел бы заводить знакомство, взаимные положительные и отрицательные решения, разделение группы на подгруппы и т.д. Грамотно выбирая критерии, можно влиять на ситуацию в группе. Морено попросили проконсультировать школу-интернат для девочек-подростков. Несмотря на хорошие финансовые ресурсы и благоприятные условия жизни, в интернате было много конфликтов и вспышек. Морено попросил провести его в столовую и увидел следующую картину: девочки сидели за столами по четыре человека, за каждым столом сидел вожатый. Морено предложил девушкам сесть вместе с тем, с кем они захотят. В результате получился совершенный беспорядок, который возмутил вожатых: за одним столом было семь девушек, которых привлекала «Звезда притяжения», за другими столами было по 2-3 человека, а за третьими — вообще никого. Затем Морено попросил девушек повторить свой выбор, но не выбирать того человека, которого они выбрали раньше. Возникла новая картина. Морено выполнил процедуру в третий раз, а затем проанализировал полученные варианты. Поэтому девушек рассадили по четверкам, но так, чтобы максимально учитывался первый, второй и третий выбор. Каждая девушка оказывалась за столом с тем, с кем ей было более или менее комфортно. Снизился уровень агрессии и уменьшился уровень конфликтов.
Социометрия является одной из теоретических основ психодраматической терапевтической работы. Две другие основы — это теория спонтанности и теория ролей. Морено также применял социометрию к очень большим группам.

Морено определил спонтанность как «новую реакцию на старую ситуацию или подходящий ответ на новую ситуацию», но это поведенческое определение спонтанности не лишено противоречий в контексте общей теории Морено. Что еще более важно, Морено понимал спонтанность как своего рода космическую энергию, благодаря которой этот мир был когда-то создан и благодаря проявлениям которой он продолжает существовать. В развитии личности эта энергия играет равную роль с генетической предопределенностью и социальным влиянием. Морено утверждает, что ребенок не мог бы развиваться без энергии спонтанности.

Спонтанность, творчество и сохранение составляют три стадии творческого процесса. Спонтанность можно понимать как первоначальный импульс, необходимую энергию для творчества; творчество придает ей форму, направление; сохранение культуры сохраняет ее во времени.

Сеанс психодрамы

Психодраматическая сессия начинается с разминки, которая может быть двигательным или медитативным упражнением, призванным повысить энергетический уровень группы и настроить участников на определенные темы группы. Затем следует социометрический выбор протагониста, т.е. участника, над которым будет работать вся группа во время сессии. Выбор осуществляется следующим образом: Ведущий и участники, которые хотят работать над своей темой, выдвигают стулья вперед и образуют «внутренний круг». Затем каждый из участников говорит, с чем бы он хотел поработать, а люди во внешнем круге внимательно слушают. Когда темы понятны всем, внешний круг делает свой выбор, основываясь на том, «какая тема наиболее актуальна для меня в данный момент». Очень важно, чтобы была выбрана тема, а не человек, представляющий ее, потому что только в этом случае тема, выбранная для работы, станет групповой.
Как только выбор сделан, начинается фаза действия. Сцена за сценой, с помощью участников группы, протагонист драматически разыгрывает ситуацию, которая его волнует. Во-первых, протагонист выбирает кого-то из членов группы на роль себя в тех случаях, когда он/она выступает в другой роли. Затем участники выбираются на роли персонажей, которые важны для их жизненной ситуации (это могут быть как реальные люди, так и их фантазии, мысли и чувства). Формы актерской игры варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до воплощения символических сцен, которые никогда не происходили в действительности. Фаза действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, т.е. решение проблемной ситуации найдено или протагонист считает, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от договора, заключенного между посредником и протагонистом.
После фазы действия наступает шеринг — обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своим опытом «вне образа», то есть рассказывают о том, каково было быть, например, матерью главного героя. Затем вся группа делится ощущениями «из жизни», т.е. участники рассказывают о похожих ситуациях, произошедших в их жизни, о чувствах, которые они испытывали во время игры или просмотра. Шеринг является очень важной частью групповой работы и выполняет множество функций. Самым важным из них является возможность для группы вернуть протагонисту ту эмоциональную энергию, которую он в нее вложил, и дать протагонисту почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. Все, что может навредить главному герою или членам группы — мысли, оценки, советы по поводу ситуаций — строго запрещено. Вы можете говорить только о своих чувствах и событиях в своей жизни.

Виды и формы психодрамы

Выделяют следующие формы психодрамы:

  1. психодрама, ориентированная на протагониста.
    Психодрама, ориентированная на протагониста, фокусируется на главном герое, который с помощью ведущего и партнеров изображает реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. В психодраме разыгрывается психодраматическая ситуация, и многие скрытые или подавленные состояния бытия выходят на уровень переживания и осознания.
  2. психодрама, ориентированная на тему.
    Когда в групповой сессии нет фактического группового конфликта или мотивированного протагониста, как это бывает в новых группах, всегда есть тема, которая затрагивает всех членов группы и которую каждого просят проиллюстрировать через изображение соответствующих событий. Например, один из членов группы заводит разговор о том, как волнительно находиться среди незнакомых людей. Другой выражает понимание и говорит, что ему знакомо гнетущее чувство, которое он испытывает в любой ситуации. Третий утверждает, что он тоже испытывает тревогу в ситуациях, когда плохо себя ведет.
    Таким образом, центральной темой групповой дискуссии становится тревога. Члены группы кратко описывают ситуации, в которых страх угнетал бы каждого члена группы. Небольшие эпизоды разыгрываются на импровизационной основе. Краткие сценические представления позволяют выявить важные проблемы отдельных членов группы, и они служат материалом для последующей психодрамы, ориентированной на протагониста или на группу.
  3. психодрама, ориентированная на группу.
    Групповая психодрама часто проводится как психодрама с протагонистом в центре. Характерной особенностью психодрамы под руководством группы является работа с проблемой, которая затрагивает всех членов группы. Такой проблемой в группе семейных пар может быть супружеская неверность, в группе алкоголиков — возвращение поздно ночью из бара или ресторана, в группе подростков — возможное отбывание тюремного срока, в группе родителей — проблемы с воспитанием детей. Почти всем участникам группы предоставляется возможность идентифицировать себя, что подробно прорабатывается на этапе обсуждения.
  4. психодрама, ориентированная на группу
    Группоцентрированная психодрама имеет дело с эмоциональными отношениями членов группы друг с другом и проблемами «здесь и сейчас», возникающими из этих отношений. Эта форма психодрамы используется при синдроме дефицита роли, делинквентном поведении, различных видах фобий, ролевом конфликте, повышении креативности.
    Размер группы в психодраме составляет от 6 до 9 человек. Если в группе менее 6 человек, охват аудитории слишком мал. Если группа слишком большая — даже опытному режиссеру трудно управлять желаниями главного героя, улавливать реакции отдельных членов группы и отслеживать динамику всей группы. Состав группы важен для целенаправленной психодрамы.
    Групповая психодрама требует гетерогенного состава группы. Члены группы (различные по полу, структуре личности, навыкам, опыту) способны изобразить неожиданные ситуации более полно, чем однородные группы.
    Психодрама для группы чаще всего проводится в группах, однородных по составу (например, группы супружеских пар, родителей, подростков, алкоголиков и т.д.). Представление проблемы протагониста и работа с ней в однородной группе вовлекает не только протагониста, но и всех участников группы. Это пример представления собственных проблем и работы с ними.
    Продолжительность психодрамы. Обычно сессия представляется как один сеанс продолжительностью 50 мин. В действительности, сессии могут быть короче или длиннее, а продолжительность сессий зависит от остроты и сложности проблем клиента и его реакций. Примерный диапазон продолжительности сеанса: от 15-20 минут до 4 часов.
    В отличие от театра, психодрама поощряет импровизацию — повторное исполнение ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и «сценарий», и «спектакль» являются результатом работы не профессионалов, а самих участников группы.

Основные фазы психодрамы

Основными фазами психодрамы являются.

  1. разминка и заминка.
    На 1-м этапе протагонист выводится для получения материала для обсуждения, предварительного обсуждения проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовки протагониста и других участников, организации пространства для психодраматического действия.
    Первая фаза состоит из трех этапов:
  2. постепенное расслабление двигательной активности участников.
  3. стимулирование спонтанных поведенческих реакций:
  4. концентрация внимания членов группы на конкретной проблеме.
    Различают направленную и ненаправленную разминку. Направленная разминка используется в ситуациях, когда протагонист приходит на сессию, не будучи подготовленным к ролевой игре.
    Ненаправленная разминка может быть целенаправленной и специфической. В этом случае протагонист приходит на сессию, готовый к работе над конкретной темой. Нет необходимости тщательно проводить разминку, но краткую разминку следует сделать, так как такие герои часто перевозбуждаются и им необходимо некоторое время, чтобы «остыть».

Эта разминка особенно полезна, если участники не решаются и стесняются первыми взять на себя роль главного героя. Это помогает им настроиться на сеанс, лучше узнать друг друга и снизить уровень тревожности. Разминка может быть вербальной или невербальной.
Невербальные разминки косвенно помогают участникам преодолеть сопротивление открыто говорить о своих чувствах и проблемах.
После разминки начинается подготовка к психодраматическому действию. Один из участников группы рассказывает о своей жизненной проблеме из области межличностных отношений, которую он хотел бы решить в группе «здесь и сейчас».
Эта проблема становится основной темой или сюжетом психодрамы. Затем среди членов группы, согласившихся стать участниками психодрамы, распределяются роли тех людей, которые вовлечены в проблемную жизненную ситуацию и между которыми существуют сложные взаимоотношения. Протагонист с помощью подручных средств устанавливает сцену так, чтобы она максимально соответствовала воспроизведенным событиям. Для этого игровое пространство психодрамы должно предлагать богатый выбор возможностей.

  1. само драматическое действие.
    Вторая фаза психодрамы представляет собой собственно психодраматическое действие, в котором реальные проблемные ситуации импровизируются и разыгрываются в ролях.
    Роль человека, создающего проблему, обычно самоактуализируется. Проблемная ситуация разыгрывается с разных сторон и разными способами для того, чтобы лучше понять и осознать суть проблемы, найти наиболее разумный путь ее решения.
    Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).
    Третья фаза, обсуждение или интерпретация, является последней.
    Фаза обсуждения обычно состоит из двух частей: Ролевая обратная связь; Идентификационная обратная связь.
    При ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые они испытывали, когда играли отведенную им роль, а также когда они изображали протагониста при смене ролей.
    При идентификационной обратной связи зрители и фасилитатор психодрамы идентифицируют себя с главным героем или с одним из людей, изображенных в пьесе как значимые для них.

Сообщение об идентифицирующем опыте может облегчить человеку выход с его собственными проблемами.
На этом этапе решаются следующие задачи:
Психодрама психотерапия консультирование Морено

деролинг — выход из роли, которую протагонист играл во время действия, происходит в форме короткого разговора, процесса выражения и обмена чувствами со стороны протагониста и получения обратной связи

эмоциональная стабильность — как часть процесса выхода из роли рассматривается восстановление эмоциональной стабильности после окончания действия;

приятное состояние — этому чувству способствует понимание того, что кто-то пытается разделить с вами ваши трудности. Режиссер должен дать понять главному герою, что его трудности не являются чем-то необычным, что многие люди сталкиваются с подобными или даже более сложными проблемами;

Способность понимать себя — повышение способности клиента понимать себя, свое поведение и свое влияние на других — обычно это делается через интерпретацию директором.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь волевой саморегуляции и пищевого поведения человека — Особенности вегетативного баланса нервной системы
  2. Акцентуация личности — Анализ проблемы изучения характера личности в психологии
  3. Как окружающие люди влияют на развитие личности
  4. Влияние группы на личность
  5. Психология высшей школы
  6. Дополнительные методы
  7. Виды толпы
  8. Выявление детских страхов
  9. Социальная психология
  10. Психологические особенности лиц, состоящих в неофициальном браке