Для связи в whatsapp +905441085890

Психологическая готовность к браку молодежи — Понятие психологической готовности к брачным отношениям

В сегодняшних нестабильных условиях людям нужны ценности, на которые можно надеяться и которые не будут разрушены никакими политическими и социально-экономическими переломными моментами. Такие вечные ценности, безусловно, лежат в личных отношениях — дружбе, любви и особенно в семье. Семейная жизнь открывает возможности для личностного роста, счастья, но в то же время она предъявляет множество требований. Готовность молодых людей вступить в брак является одним из важнейших факторов стабильности молодых семей.

Во все времена семья находилась в центре прогрессивного социального мышления. И это неудивительно, ведь семья — это система социального функционирования человека, один из важнейших институтов общества. По мнению Т. В. Андреевой, семья — это социальный институт с определенными социальными нормами, образцами поведения, санкциями, правами и обязанностями, осуществляющий организацию и регулирование поколений. Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с каким другим социальным институтом, потому что именно в семье формируется и развивается личность человека, осваиваются социальные роли. Именно в семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества человека. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Личность молодого человека, интегративное принятие ценности семьи как социального института, специальные знания и навыки в области семейных отношений, семейной педагогики и межличностного общения делают молодого человека готовым к браку. Эта готовность структурно представлена эмоциональным, когнитивным и мотивационным компонентами. Назначение этих компонентов в структуре готовности учащихся к семейной жизни объясняется основными потребностями подросткового возраста (познавательными, эмоциональными, мотивационными, оценочно-волевыми и потребностями в деятельности и общении).

Молодая семья — это супруги активного репродуктивного возраста (до 28 лет), проживающие вместе не менее двух лет с момента фактического создания брачного союза, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любой ориентацией на детство.

Молодые семьи формируют модель будущих семейных отношений — распределение власти и ответственности, духовные связи между супругами, нахождение того типа отношений, который бы удовлетворял обоих, развитие общих семейных ценностей. Эксперты говорят, что этот процесс напрямую зависит от неподготовленности супругов к семейной жизни.

Неподготовленность к браку проявляется в нереалистичных ролевых ожиданиях и установках супругов. Осознание того, что реальный человек не соответствует идеальному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом. А стабильную семью можно создать при определенной готовности молодых людей к семейной жизни.

Психологическая готовность к браку молодежи - Понятие психологической готовности к брачным отношениям

Понятие психологической готовности к брачным отношениям

Подготовка молодых людей к браку, к будущей семейной жизни является неотъемлемой частью общей системы воспитания подрастающего поколения. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что в определенном возрасте молодой человек полностью готов к созданию семьи. Однако многие социологические и педагогические исследования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готовность молодых людей к браку и созданию семьи должна быть целью психологической работы.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, И.Л. Москвичева выделяет готовность молодых людей к вступлению в брак. Она представляет собой систему социальных и индивидуальных отношений, определяет эмоциональное и психологическое отношение к образу жизни, ценностям брака. Готовность к браку — это целостная категория, которая включает в себя ряд аспектов:

Формирование определенного морального комплекса — готовность человека взять на себя ответственность новой системы по отношению к своему партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, будет связано с распределением ролей между супругами.

Готовность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья — это малая группа, ее нормальное функционирование требует координации жизненных ритмов супругов.

Способность идти на жертвы по отношению к партнеру. Способность чувствовать это включает в себя возможность соответствующих действий, основанных, прежде всего, на качестве и характеристиках альтруизма любящего человека.

Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека — эмпатический комплекс. Важность этого аспекта заключается в том, что брак по своей природе является больше психологическим эффектом облагораживания человека как личности. В связи с этим возрастает роль психологических функций брака, которые способствуют успешному развитию способности сопереживать, чувствовать эмоциональный мир партнера.

Высокая эстетическая культура чувств и поведения человека.

Умение конструктивно разрешать конфликты, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Способность конструктивно разрешать межличностные конфликты и использовать их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимной адаптации молодоженов.

Отправной точкой готовности человека к браку и семье, по мнению С.В. Ковалева, является активное понимание социального смысла своих действий, определенных обязательств перед собой и другими, а также ответственности за семью и детей, добровольное принятие трудностей и ограничений личной свободы в семейной жизни. Кроме того, он отмечает важный показатель психологической готовности к семейной жизни — наличие проекта будущей семейной жизни. Она выражается в потребности видеть себя в будущем самореализованным, любимым и счастливым, но любая мечта достижима только в том случае, если она подкреплена реальным планом действий, который, помимо желаемых целей, включает пути и средства их достижения.

Условия успешного супружества

Рассматривая психологическую готовность через призму условий нормального брака и крепкой семьи, Харчев А.Г., Мацковский М.С. отмечают, что такими условиями являются:

  • взаимное стремление к пониманию, развитое в детстве, и к улучшению интересов любимого;
  • Акцент на другом человеке и психологическая готовность понимать его как самого себя, проявляющаяся в способности и готовности видеть, наблюдать, понимать, уважать качества, привычки, предпочтения любимого человека.
  • Открытость как готовность раскрыть свои мысли и чувства, чтобы обсудить трудности и недостатки;
  • Способность не перекладывать ответственность за собственное поведение, с другой стороны, определенная степень критических способностей;
  • внутреннее отношение к совместной природе потенциала для создания комфортного дома;
  • отношение к овладению навыками и умениями ведения домашнего хозяйства;
    Способность создавать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи; * Общее понимание морально-психологического климата семьи;
  • Моральные качества, такие как ответственность, верность, честность, скромность, доброта, человечность и чувство долга по отношению к жене (мужу), семье и детям;
  • Осознание необходимости соблюдать баланс между семейными и общественными обязанностями.

Л.Б. Шнайдер связывал успех брака с готовностью к нему, но прежде всего с образом жизни и прототипом человека. Он также утверждал, что все способности и склонности к любви и браку заложены в прототипе, который формируется в первые годы жизни. Знание качества прототипа может указать на трудности, возникающие в более поздней взрослой жизни. Помимо обычных качеств социальной адаптации, любовные и брачные отношения требуют исключительного чувства симпатии, способности идентифицировать себя с другим человеком и сопереживать ему.

Такими предпосылками являются:

  • переживание присутствия собственной силы, способности действовать самостоятельно, не только спонтанно, но и через обязательства перед собой и другими;
  • творчество, семейная жизнь — это «создание и совместная работа в качестве сообщества — общего дома для двух разных, но общих душ».
  • чувство творца в себе как переживание собственных интегративных способностей, интеллектуальный потенциал как способность различать различные проявления жизни, свободно переживать и выражать свои чувства, иметь отношения с целью творения, иметь концепцию жизни, переживать цель и смысл жизни, уникальность жизни (своей и другого человека)
  • Способности и достижение целей, организация деятельности «в соответствии с общей для всех членов семьи целеустремленностью»; желание строить эту новую жизнь, то есть желание жить с другим человеком как одна семья.

Мотивация вступления в брак роль любви и симпатии

Б.Ю. Шапиро, изучая типичные трудности, с которыми сталкиваются молодые люди на этапе спаривания, отметил, что готовность будущих супругов играет важную роль в выборе партнера. По его мнению, самым опасным является непризнание мотивов при выборе спутника жизни, которые возникают под влиянием традиций и социально принятых норм (например, ориентация на внешние данные партнера, сосредоточенность на «романтическом любовном сценарии»). Шапиро Б.Ю. описывает так называемые «ловушки любви»: чувство долга (долго общались, родители знают, что все согласны и все довольны, обещали закрыться); интимное счастье (основанное на мифе, что брак — основа гармоничной сексуальной совместимости); жалость или благодарность. Кроме того, это могут быть «легкомысленные» браки (желание перейти из категории инфантильного ребенка в категорию взрослой семьи, покинуть родительский дом) и «стимулированные» браки» (обычно из-за добрачной беременности). Незнание мотивов снижает ответственность. Чаще всего брак используется не как самостоятельная ценность, а как средство для удовлетворения других потребностей. Это, в свою очередь, является источником проблем в период становления пары. Поэтому основной профилактической мерой Шапиро Б.Ю. считает работу над пониманием мотивов вступления молодых людей в брак.

Мотивация вступления в брак, считает С.В. Ковалев, включает в себя как минимум пять типов: Любовь, духовная близость, материальный расчет, психологический конформизм, моральные соображения. Исследование влияния удовлетворенности семьей на мотивацию брака подтверждает важность первых двух причин. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, есть максимум довольных и минимум недовольных. Единство этих двух мотивов очень важно. Разочарование в семье и браке оказалось более вероятным среди тех, кто сосредоточился только на своих чувствах, не имея необходимой духовной общности супругов для их поддержания.

По мнению некоторых исследователей, во многих случаях любовь является фактором, препятствующим сохранению семьи. «Прежде всего, — говорит Сергей Ковалев, — в любви мы ищем не супруга, а любимого человека. Забывая о том, что жить надо не только с прекрасным чувством, но и с его предметом и носителем — совершенно конкретным человеком, обладающим уникальным духовным миром, образом своего «я», темпераментом, характером и чертами личности, что слияние двух «я» не всегда приводит к «мы». Во-вторых, под видом романтической любви мы часто забываем, что как бы сильно пара ни любила друг друга, она не просто выполняет обычные функции пары».

Западногерманский психолог Чернов А. утверждает, что когда ожидание любви становится основным мотивом для вступления в брак, основная важность семейной жизни с ежедневной работой, заботой о маленьких детях уменьшает гибель этих иллюзий, что часто приводит к поиску нового любовного партнера. Чернов А. Стратегия брака. «Если бы все женились только по любви, человеческий род вымер бы».

Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий придерживаются иного взгляда на связь любви и брака, который они представляют в описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной степени нейтрализуют состояние фрустрации, возникающее в межличностных отношениях, включая семейные. Легче приспособиться к разочаровывающим качествам характера супруга.

Степень эмоциональной близости, как отметил Питер А., является особой характеристикой этой семьи, и трудно представить себе какую-либо другую группу, в которой подобные качества развиты в такой же степени.

По мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, эффект симпатии в супружеских отношениях во многом схож по своей психологической сущности. В этом отношении эффект «разрешения разочарований». Отношения симпатии вызывают повышение интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любили). Следует подчеркнуть, что этот доброжелательный интерес в сочетании с желанием помочь, порадоваться или погоревать вместе, в свою очередь, порождает большую взаимную открытость и, соответственно, увеличивает симпатию. Отсюда вытекает важность сочувственных отношений для предотвращения и разрядки межличностных конфликтов в семье.

Фактор зрелости человека в семейных отношениях

В настоящее время брак является добровольным для двух молодых людей, которые, хотя экономически зависят от своих родителей, часто не посвящают себя своим намерениям. Говоря о браке, не стоит забывать, что желание вступить в брак и готовность к браку — это не одно и то же понятие. По мнению психологов, морально-психологическая готовность личности к браку предполагает восприятие комплекса требований, обязанностей и социальных норм поведения, регулирующих семейную жизнь.

К ним относятся:

Готовность принять новую систему ответственности перед супругом, будущими детьми и ответственность за собственное поведение;
Понимание прав и достоинства других членов семейной ячейки, признающее принципы равенства в человеческих отношениях
Стремление к ежедневному общению и сотрудничеству, координации взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь подразумевает высокую моральную культуру;
способность адаптироваться к привычкам и чертам характера другого и понимать его психические состояния.

Обладать высокой этической и психологической культурой, способностью быть терпимым и прощающим, щедрым и добрым, принимать другого человека со всеми причудами и недостатками, подавлять эгоизм.

Все эти способности являются показателями способности человека быстро менять свое поведение в ответ на изменяющиеся условия, терпимости, стабильности и предсказуемости своего поведения, способности идти на компромисс.

Дружинин В.Н. отмечает, что прочность и судьба брака зависит от многих факторов, так как в брак вступают два человека со своими сложными психологическими и физиологическими характеристиками. Очень важно, чтобы люди в браке были социально-психологически зрелыми личностями.

К психологической зрелости, по мнению Дружинина В.Н., относится отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и наоборот — характеристики готовности признавать собственные ошибки и стремление к постоянному совершенствованию в супружеских отношениях.

Комплекс факторов, обеспечивающих зрелость личности в семейных отношениях, а потому являющихся обязательным элементом подготовки молодежи к семейной жизни, включает в себя: Коммуникативные навыки; владение психотехниками общения и саморегуляции; психологическая поддержка; добродушие и отходчивость в спорах; терпимость к недостаткам друг друга; умение выходить из конфликтных ситуаций; желание и готовность иметь детей и совместно заботиться об их развитии, воспитании и образовании; социальная активность членов семьи и их способность не замыкаться в узком кругу семейных дел; умение прощать. Такая зрелость достигается не одновременно и зависит от многих факторов. Первый фактор подчеркивает необходимость психологической готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем отца и матери. Каждая социальная роль предполагает определенные ожидания, возлагаемые на ее исполнителей. Таким образом, роль готовности для мужа и жены заключается в точном знании этих ожиданий и желании их реализовать.

Помимо психологической готовности, важнейшими составляющими семьи являются функциональная роль отношений между мужем и женой. В недавнем прошлом именно мужчина выполнял самую тяжелую физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие семьи. Сегодня существует значительный разрыв между традиционными представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным распределением обязанностей в семье.

В действительности, в большинстве нормальных российских семей основное бремя домашней работы лежит на женщинах. Это часто создает психологически стрессовые ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно, рациональное распределение обязанностей может быть фактором стабильности семьи.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Преподавание и учение как две стороны процесса обучения
  2. Параметрические и непараметрические методы статистики в психологии
  3. Задачи социальной психологии
  4. Биография психолога Уотсон Д.Б и проблема счастья в психологии
  5. Психология суда присяжных
  6. Особенности свойств внимания у лиц, относящихся к разным возрастным группам
  7. Специфика состояний страха, тревоги и экзистенциальной тревоги у спортсменов
  8. Творческое мышление как высшая форма мышления
  9. Константность и предметность восприятия
  10. Задатки и способности в психологии