Для связи в whatsapp +905441085890

Психологическая сущность денег — Проблема «эквивалентности» человека и денег

Давайте сначала попробуем обосновать этот вопрос. В истории человечества и в современном мире есть много примеров, когда людей использовали как товар (работорговля, крепостные и т.д.). Даже при приеме на работу часто оценивается «индивидуальная ценность работника», а известные экономисты даже получают Нобелевскую премию за разработку концепции «человеческого капитала»: Т. Шульц 1979 и Г. Баккер 1992.

Правда, психологи не очень охотно утверждают, что человека и его личность можно оценивать в экономических категориях. Хотя многие психологи интуитивно понимают неизбежность размышлений об (экономических) отношениях обмена, они по-прежнему используют категории и объяснительные схемы, так или иначе связанные с количественной оценкой человека и его «меновой стоимости» на «рынке личностей». Таким образом, рассматривая эмоциональные предпосылки иллюзий и соответствующие им жизненные сценарии, Э. Берн говорит о специфических «психологических «ваучерах», которые представляют собой своего рода «валюту» трансакционного события. В этом контексте психологические «ваучеры» обычно используются так же, как и коммерческие. А. Менегетти, рассуждая о влиянии современной рекламы на человека, фактически также обращается к экономическим категориям: «…витрины крадут эстетический и духовный мир всех прохожих, они открыто провоцируют, они призывают людей зайти и обменять часть своего достоинства на товар» и т.д.

Самое главное психологическое (а также философское, культурологическое) сомнение по вопросу эквивалентности денег и человека заключается в следующем. Идея «просчета» и оценки человека вступает в глубокое противоречие с идеей «уникальности», «идентичности», «единичности» человека. Но с помощью «просчета» человека можно оценить его «полезность» по отношению к чему-либо, а также «полезность» человека для общества.

Тем не менее, для большинства людей идея «эквивалентности» человека деньгам вполне приемлема. И тогда мы, живущие в демократическом обществе, должны относиться к этим людям и их представлениям с большим уважением. Но в то же время мы не должны забывать, что в обществе есть и другие люди, с другими ориентациями.

Если учесть, что люди общаются в основном посредством знаковой деятельности (говорения, письма и так далее), то важно помнить о сути этой знаковой деятельности. Суть знака — в возможности хранить, обобщать накопленный опыт и передавать его последующим поколениям (по Л. С. Выготскому). Именно овладение знаковой деятельностью позволяет приобщиться к человеческой культуре и развивать ребенка как полноценного члена общества. «Знак всегда выступает сначала как средство социальной связи, как средство воздействия на других, и только потом оказывается средством воздействия на самого себя». О социальных связях, осуществляемых с помощью денег, С. Московичи также пишет: «…кто хозяин денег, тот хозяин социальных отношений».

Деньги, однако, позволяют не только осуществлять или даже «владеть» социальными связями, но и хранить и передавать заложенный в них труд, причем не только свой, но и чужой. В то же время «деньги — это произвольный знак, который изобретается и заменяет другие знаки самыми разными способами. В прошлом можно было купить человека (раба), но и сейчас можно купить человека «только по частям» (его знания, его трудовые навыки, его внешность и физиологические прелести, а также можно купить лесть и покорность и т.д.). В то же время, есть не мало людей, которые занимаются такими продажами добровольно, с выгодой и даже удовольствием для себя.

Рассматривая различные способы определения роли денег в жизни общества и каждого человека, Н.Н. Зарубина отмечает, что деньги устанавливают не только экономические, но и социальные связи, это «узы всех уз» (по К. Марксу), это «универсальный язык» современного общества (по Г. Зиммелю и С. Московичи). Современные (виртуальные) деньги в постмодернистской экономике — это «код», который «маркирует» все сферы жизни (по Э. Гидденсу). Но в то же время деньги «множественны», они играют роль специфических «диалектов» разных социальных групп для разных видов отношений.

Психологическая сущность денег - Проблема «эквивалентности» человека и денег

Проблема «эквивалентности» человека и денег

Рассматривая историю возникновения и развития денег, Н. Н. Зарубина выделяет следующие интересные закономерности: 1) если сначала деньги были «архаичными» и не предполагали единых правил использования, и их приходилось каждый раз устанавливать в ходе переговоров, то позже эти правила стали более четкими, и тогда деньги сами стали диктовать людям свои правила (стали жить «своей жизнью», что порождало и финансовые кризисы, и социальные конфликты); 2) если сначала деньги были более «заработанными» и как-то соотносились с трудом и стоимостью, то позже они постепенно стали превращаться в «игровые деньги» (например. например, биржевые игроки-спекулянты все чаще рассматриваются как «важный фактор» современной экономики) и стали все меньше отражать экономические реалии; 3) деньги все меньше отражают действительную ценность труда для общества и все чаще вызывают сомнения в честности их приобретения (неважно, как вы заработали деньги, важно, что они у вас есть).

В конце раздела мы можем вернуться к следующему вопросу: Зачем людям вообще нужны деньги? Общая логика аргументации здесь примерно следующая. Деньги нужны для удовлетворения потребностей. Но человеческие потребности ограничены, например, человеку не нужно съедать тонну икры каждый день или использовать 10 пар носков в день. Нормальному и здравомыслящему человеку также не нужно спать на 10 кроватях одновременно. Почему даже когда у многих людей удовлетворены основные потребности, они пытаются заработать все больше и больше денег? Получается, что деньги используются для чего-то более важного, чем удовлетворение своих витальных («жизненно важных» по А. Маслоу) потребностей. Можно предположить, что для разных групп людей (с разными ценностными ориентациями и разным социально-экономическим статусом) значимость денег сильно отличается:

  1. для богатых людей деньги важны для того, чтобы повысить свое чувство значимости, покупая престижные и дорогие товары;
  2. для бедных людей деньги важны для выживания и поддержания определенного статуса и самооценки (по сравнению со сверстниками).
  3. для творческих людей деньги являются условием свободы, саморазвития и самореализации;
  4. для людей благородных деньги могут расширить возможности делать добро другим.

Завершая вопрос о возможной эквивалентности человека и денег, можно сказать следующее.

Человека можно лишь частично оценить в денежном выражении. Например, можно оценить результаты его труда, можно сделать экономический прогноз успешности его деятельности, можно оценить затраты на его воспитание, образование и лечение и т.д. Но невозможно однозначно оценить его совесть, его любовь и дружбу, его творчество (только потомки смогут оценить результаты истинного творчества). Поэтому можно говорить лишь о «частичной эквивалентности» человека и денег.

С помощью денег человек собирает свою работу, свои мечты и надежды, свои возможности развиваться и расти духовно, свои возможности делать добро другим людям (для этого тоже могут понадобиться деньги) и многое другое; на их приобретение тратятся время и здоровье; иногда они являются платой за неблаговидные поступки (например, когда деньги приобретаются нечестно или несправедливо), а иногда они серьезно переживаются человеком. Поэтому можно сказать, что деньги содержат частички человеческой души. Но опять же, деньги никогда полностью не отождествляются с душой. К сожалению, исходя из этих рассуждений, мы должны сделать вывод, что когда кто-то нечестно берет у человека деньги (или не доплачивает за его труд, усилия и потраченное время), он фактически издевается над человеческой душой.

Социально-экономическая сущность денег в современном мире

Уточнение понятий «заработная плата» и «оклад» важно для дальнейшего рассмотрения вопроса об использовании заработной платы в качестве основного условия возникновения трудовой мотивации. В традиционном понимании, например, А. Я. Кибанова, оплата труда включает: основную заработную плату, дополнительные выплаты (отпускные, надбавки и т. д.) и стимулирующие выплаты (премии, бонусы, надбавки). И, таким образом, заработная плата включается в оплату труда.

Другие авторы, в частности, О. М. Крапивин и В. И. Власов, разделяют эти понятия несколько по-разному. «Заработная плата — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами». Заработная плата — это «вознаграждение за труд, зависящее от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты»[2] (выделено автором).

В этих определениях важно отметить, что заработная плата — это система отношений между работником и его работодателем, а сама заработная плата — это то, что работник получает непосредственно за свой труд. Как отмечает Е.Ю. Иванникова, «основное противоречие современного российского производства» заключается в том, что: 1) «сотрудники хотят, чтобы им больше платили, а менеджеры хотят, чтобы сотрудники лучше работали»; 2) «руководство хочет платить меньше, но требовать больше, а сотрудники хотят получать больше, но требовать от них меньше…». «Чтобы разрешить это противоречие, необходимо усилить именно стимулирующую функцию заработной платы», — пишет она далее. Таким образом, отношения между работниками и работодателями через заработную плату (обычно в виде денег), которую работник получает в качестве вознаграждения за свой труд, определяют социально-экономический характер всей системы оплаты труда.

Традиционно различают следующие виды денег.

Реальные деньги (обычно в виде металлических денег): 1) золото; 2) серебро; 3) медь; 4) в последнее время, все чаще, алюминий.

Заменители реальных денег (единиц стоимости): 1) бумажные деньги (казначейские векселя); 2) кредитные деньги, которые не обмениваются на золото. Кредитные деньги, в свою очередь, делятся на:

  • Векселя — письменное обязательство должника выплатить заемную сумму: простой вексель (выдается самим должником); переводной вексель (выдается кредитором и отправляется на подпись возвратному кредитору); банковская тратта (выдается банком-эмитентом при наличии денег на счету клиента); казначейский вексель (выдается государством для покрытия дефицита государственного бюджета);
  • Чеки — это денежные документы, содержащие распоряжение владельца счета о выплате суммы (указанной в чеке) чекодателю: именной чек (выдается названному лицу); кроссированный чек (письменное распоряжение о переводе денег со счета чекодателя на счет получателя); кассовый чек (выдается компании для получения наличных);
  • Банкноты — кредитные деньги, выпущенные и гарантированные определенным банком;
  • Кредитные карты используются для снятия наличных и оплаты товаров
  • Электронные деньги — используются для переводов между кредитными учреждениями в виде электронных импульсов.

Оценивая роль денег в современном мире, различные авторы подчеркивают их важные особенности. Отвечая на вопрос «Что такое деньги?», Клу и Клаудио Маданес пишут: «Деньги — это не просто наличность, которая позволяет нам покупать различные вещи….. Деньги — это форма энергии, движущая сила нашей цивилизации». С. С. Степанов считает, что в современном мире деньги становятся «новым либидо», «источником внутреннего конфликта», и, соответственно, психоаналитики также должны «разработать новую систему психологической помощи» и отказаться от старого объяснительного принципа — «сексуальной энергии» (по 3-му Фрейду).

Об особой роли денег в жизни общества А. Рэнд пишет: «Деньги — это средство обмена, они не могут существовать без товаров и людей, которые их создают… Деньги основаны на праве человека распоряжаться своим трудом и интеллектом….. Но деньги — это только инструмент… Кто любит деньги, тот готов работать ради них…. Тот, кто проклинает деньги, не заработал их честным трудом, тот, кто дорожит деньгами, заработал их….

Появление денег в истории человека

Появление денег в истории человека (даже по сравнению с высшими животными) внесло порядок в процессы обмена, «рационализировало» их, позволило применить методы математики и даже частично поставить процессы обмена на научную основу. Как отмечает В. Леонтьев, нобелевский лауреат по экономике, «современный homo economicus, возможно, и не является хищным гедонистом, о котором говорит традиция, но он, несомненно, сознательно расчетливое животное». В этой связи сущность «экономического человека» выражается в том, что это человек, который выбирает наилучший способ экономического поведения с точки зрения собственных целей, интересов, предпочтений, а его жизнедеятельность основана на «рациональности».

Однако сама «рациональность» не позволяет анализировать и понимать сложные человеческие отношения не только на уровне непроизводственной деятельности, но даже на уровне самого производства, понимаемого в широком смысле, то есть было бы неправильно ограничиваться социально-экономическим анализом денег. Это становится особенно актуальным в современном мире, где эти осложнения становятся все более сложными и ускоряются. В этом контексте С. Московичи писал: «Под влиянием денег общество, естественно, становится более рациональным. Но прежде всего она меняет представление о рациональности….. Таким образом, мы приближаемся к рациональности, которая не знает ни стабильных рамок, ни независимого измерения, и общество не является исключением». Как отмечает Бертран де Жувенель, «потребление не является конечной целью производства; его также можно рассматривать только как средство для достижения самоцели — человеческой жизни». Все это говорит о том, что для лучшего понимания природы денег необходимо перейти на психологический и философский уровень их анализа, что мы и попытаемся сделать в следующем разделе.

Деньги как «всеобщий товарный эквивалент» (иногда добавляется «стоимостной эквивалент»). Но даже здесь остается неясным вопрос: «Что такое ценность?». Более того, возникает еще один очень сложный вопрос: поскольку деньги можно обменять на любую вещь или ценность, обратное утверждение также верно — любая вещь (ценность) может быть обменена на деньги. Но что тогда делать с такими ценностями, как совесть, любовь, долг, сочувствие? В связи с этим сущность денег выражается не только в статике (эквивалент товаров или стоимостей), но и в динамике, в формировании денежных потоков. Однако здесь возникает интересный вопрос: если деньги можно рассматривать как эквивалент «товара» и «стоимости», то нельзя ли их также рассматривать как «эквивалент человека»? Ответ на этот вопрос будет дан в следующем разделе. Но, безусловно, сама постановка такого вопроса свидетельствует о том, что, вопреки мнению уважаемого Райзберга (см. выше), психологическая наука еще способна дать хотя бы варианты ответов на этот вопрос.

Деньги как государственные документы (дензнаки), подтверждающие обязанность государства использовать их в качестве средства обмена на принадлежащие государству ценности, народное достояние.

Как отмечает далее Райзберг, «помимо экономической роли денег как универсального средства обмена и товарного эквивалента, сущность денег проявляется во внеэкономической сфере, в сфере всеобщих отношений.» В то же время, «в современном обществе деньги все чаще становятся инструментом власти, показателем социального статуса, источником славы, зависти, обожания, рассадником зла и насилия, средством благотворительности.» В результате деньги стали и продолжают отчасти становиться «финансово-психологическим феноменом, оказывающим свое влияние на экономические и другие жизненные процессы даже там, где доступ к деньгам должен быть ограничен или даже запрещен».

Тарифная (повременная), бестарифная и многоразрядная тарифная системы оплаты труда

Ставочная система оплаты труда основана на фиксированной ставке оплаты (окладе) за фактически отработанное время, обычно за месяц. По поводу названия самой тарифной системы оплаты труда существуют разные мнения. Например, некоторые считают его «зависящим от времени», другие выделяют его отдельно — «зависящим от времени», а третьи называют его просто «зависящим от времени».

Повременная система оплаты труда (шкала оплаты) определяется фиксированной ставкой шкалы оплаты труда (окладом) за фактически отработанное время, обычно за один месяц. Оплата труда работника может производиться: 1) по часовым ставкам; 2) по дневным ставкам; 3) по фиксированной ставке оплаты труда. Повременная оплата труда может быть двух видов: 1) простая повременная система оплаты труда (за фактически отработанное время); 2) повременная система оплаты труда (начисления добавляются к базовой заработной плате).

Как отмечает А. П. Егоршин, Постановлением Правительства РФ № 583 от 5 августа 2008 года была введена новая система оплаты труда, которая вызвала неоднозначную реакцию среди специалистов. Помимо некоторых разъяснений о порядке оплаты труда, постановление содержит ряд спорных моментов, в частности, в отношении изменения системы оплаты труда отмечается следующий недостаток: «Установленные в 1997 году тарифная сетка и коэффициенты тарифной сетки, определявшие соответствие профессий и квалификаций государственных служащих и рабочих на всей территории России, отменены. Вместо единой государственной системы оплаты труда была узаконена множественность систем оплаты труда для различных министерств и ведомств, а также для различных федеральных региональных и муниципальных организаций»[4]. К сожалению, это сразу же привело к неравенству зарплат в регионах страны и, по сути, не только к обнищанию многих квалифицированных работников в регионах, но и к сильной внутренней миграции людей в Москву и другие, «более дешевые» города с более высокими зарплатами.

Сама «бестарифная» система оплаты труда основана на идее коэффициентов участия в рабочей силе (КТУ), которые делятся на две основные группы: 1) квалификационные КТУ — учитывают общий стаж работы, базовое образование, квалификацию (разряд, должность) и т.д. и определяют основную долю общего фонда оплаты труда (около 60-70%);

2) Квалификация и контроль по результатам работы — учет вклада работника в итоговый результат за определенный период времени, на основании которого определяется 30-40 процентов от общей суммы компенсации.

Кроме того, все большее распространение получают «многоступенчатые» тарифные сетки, которые частично устраняют недостатки традиционных тарифных сеток (например, значительные различия между первым разрядом и окладом работника, применение гарантированной заработной платы и т.д.). При разработке новой, более гибкой системы оплаты труда особое внимание уделяется следующим правилам: 1) систематическое построение шкалы разрядов, без завышения или занижения ставок каждого разряда; 2) устранение кратности разрядов; 3) отказ от соотношения между разрядами ниже порога чувствительности в 10% (как слишком незначительного и не стимулирующего к получению более высокого разряда); 4) установление оптимального соотношения между самым высокооплачиваемым и самым низкооплачиваемым работником в компании, не выше 10 раз.

Как отметил далее Райзберг, «помимо экономической роли денег как универсального средства обмена и товарного эквивалента, сущность денег проявляется во внеэкономической сфере, в сфере всеобщих отношений.» В то же время, «в современном обществе деньги все чаще становятся инструментом власти, показателем социального статуса, источником славы, зависти и обожания, питательной средой для зла и насилия, а также средством благотворительности.» В результате деньги стали и продолжают отчасти становиться «финансово-психологическим феноменом, который оказывает свое влияние на экономические и другие жизненные процессы даже там, где доступ к деньгам должен быть ограничен или даже запрещен».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гештальт-группы
  2. Свойства темперамента
  3. Восприятие образа учителя разными возрастными группами учащихся
  4. Психологические особенности девиантного поведения
  5. Особенности интеллектуального развития подростков по Ж. Пиаже — Развитие формального мышления в отрочестве
  6. Психология жертвы
  7. Любовная зависимость: формы, психодинамика и психокоррекция взаимозависимых отношений
  8. Современные психологические технологии
  9. Активное социально-психологическое обучение — Понятие об активном социально-психологическом обучении
  10. Одиночество как социально-психологическая проблема