Для связи в whatsapp +905441085890

Психологические феномены тревожных состояний

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы
  2. Интуиция и её роль в психике человека
  3. Движения глаз в процессе восприятия психологических особенностей человека по выражению его лица
  4. Восприятие психологических особенностей человека по выражению его лица и по его голосу: проблема сходства и различия источников информации о человеке
  5. Применения арт-терапии для преодоления экстремальных и критических состояний психики
  6. Развитие рефлексивной культуры при личностном и профессиональном самоопределении
  7. Регулирующая функция рефлексивной культуры в процессе проявления акцентуаций характера, разрешения внутренних конфликтов и личностного самоопределения
  8. Мотивация и риск в экстремальных ситуациях
  9. Психическая саморегуляция в ситуациях стресса
  10. Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности

Введение

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научных исследований, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», который на русский язык переводится как «беспокойство», «тревога».

Тревога в мире человеческого опыта — явление настолько распространенное и имеющее столько различных оттенков, что трудно решиться попытаться объяснить его. В каждом языке существует множество различных определений этого психического состояния. Они представляют собой лучшую, основанную на многовековом опыте, систему понятий, таких как страх и тревога, то, несмотря на то, что можно почувствовать, правильно или неправильно используется этот термин, дать четкое и ясное определение обычно не удается.

Несмотря на большое количество исследований, ни одна психологическая проблема не претерпела таких взлетов и падений в своем изучении, как проблема тревожности. Необходимо отметить, что в настоящее время в психологической периодической печати все чаще появляются публикации, касающиеся проблемы тревожности. Это свидетельствует о возросшем интересе к изучению данной проблемы.

Впервые Фрейд выделил и акцентировал внимание на состоянии тревоги, беспокойства. Фрейд. Он характеризовал это состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, а также чувство беспомощности. Эта характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного эмоционального состояния или внутреннего состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией вегетативной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает определенный стимул или ситуацию как несущие в себе реальные или потенциальные элементы опасности, угрозы, вреда. Тревожность может варьироваться по интенсивности и изменяться со временем в зависимости от уровня стресса, которому подвергается человек.

Термин «тревога» или, точнее, «тревожность» также используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности человека к этому состоянию. В этом случае тревожность относится к черте личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить по тому, как часто и насколько интенсивно человек испытывает тревогу. Человек с сильной тревожностью, например, невротическая личность, склонен воспринимать мир как угрожающий и опасный в гораздо большей степени, чем человек с низким уровнем тревожности.

Проблематика тревоги

Многие ученые и исследователи, занимавшиеся проблемой тревоги, такие как Фрейд, Гольдштейн и Хорни, сходятся во мнении, что тревога — это смутное опасение и что основное различие между страхом и тревогой заключается в том, что страх — это реакция на конкретную опасность, тогда как объект тревоги — это неконкретная, «неопределенная», «беспредметная» опасность. Особенностью тревоги является чувство неуверенности и беспомощности перед лицом опасности. Природу тревоги легче понять, если задать вопрос: какова цель угрозы, вызывающей тревогу?

Таким образом, чувство опасности в переживании тревоги не обязательно должно быть более интенсивным, чем чувство страха. Но чувство тревоги охватывает человека на более глубоком уровне. Оно представляет собой угрозу самому «ядру» или «сущности» личности. Самооценка, ощущение себя как личности, внутреннее чувство собственной значимости — это несовершенные слова для описания того, чему угрожает тревога.

Можно предложить следующее определение тревоги: тревога — это беспокойство в ситуации, когда под угрозой оказывается ценность, которую человек считает жизненно важной для своего существования. Это может быть угроза физическому существованию (угроза смерти) или психологическому существованию (потеря свободы, бессмысленность). Или опасность может относиться к какой-то другой ценности, с которой человек отождествляет свое существование (патриотизм, любовь к другому человеку, «успех» и так далее).

При описании тревоги ее часто называют «размытым» или «неопределенным» чувством, но это не означает, что тревога менее мучительна, чем другие сильные чувства. При прочих равных условиях тревога сильнее страха. Из этих описаний также не следует делать вывод, что главной психофизиологической характеристикой тревоги является то, что это генерализованная реакция, охватывающая все тело. Другие эмоции, такие как страх, ярость и гнев, также являются реакциями всего тела. Скорее, нечеткость и расплывчатость тревоги относится к тому уровню личности, на который направлена потенциальная угроза. Различные страхи, которые испытывает человек, основаны на его системе безопасности, которая развивается в течение жизни; тревога же угрожает самой этой системе безопасности. Каким бы неприятным ни было переживание страха, можно локализовать опасность в пространстве и, по крайней мере теоретически, адаптироваться к ней. Страх — это связь организма с определенным объектом, и если этот объект можно устранить путем борьбы или бегства, то чувство опасности исчезает. Но поскольку тревога охватывает основы (ядро, сущность) личности, человек не может занять позицию вне ее, не может объективировать опасность. Поэтому перед лицом такой угрозы человек бессилен. Нельзя бороться с тем, чего не знаешь. О тревоге говорят, что она «охватывает» или «заполняет»; человек напуган, но не знает, чего именно он боится. Поскольку угроза тревоги направлена на ценности, жизненно важные для безопасности личности, а не на что-то второстепенное, некоторые авторы, такие как Фрейд и Салливан, описывают тревогу как «космическое переживание». Это действительно «космическое переживание», поскольку оно затрагивает все наше существо, распространяется по всей нашей субъективной вселенной. Мы не можем стоять в стороне и объективировать тревогу. Мы не можем смотреть на нее со стороны, потому что она затрагивает саму нашу способность смотреть, само наше восприятие.

Эти соображения помогают нам понять, почему тревога кажется субъективным переживанием, лишенным объекта. Когда Кьеркегор подчеркивает, что тревога связана с внутренним состоянием человека, а Фрейд утверждает, что при тревоге объект «игнорируется», это не означает (и не должно означать), что опасность, вызывающая тревогу, является чем-то несущественным. Также выражение «лишен объекта» не означает только то, что опасность, как в случае невротической тревоги, вытесняется в бессознательное. Правильнее было бы сказать, что тревога лишена объекта, потому что она бьет в основание психологической структуры личности, которая формирует основу восприятия себя как отличного от объектного мира.

Теория Гольдштейна. Тревога и потеря окружающего мира

Перейдем к интересным размышлениям Гольдштейна о том, почему тревога — это эмоция без конкретного объекта. Он согласен с Кьеркегором, Фрейдом и другими, которые считали, что тревогу следует отличать от страха, поскольку страх имеет конкретный объект, а тревога — это смутное чувство опасности без четкого конкретного содержания. Современная психология борется не с определением этого явления, а с его объяснением. Наблюдая за человеком, испытывающим сильную тревогу, нетрудно установить, что он не может сказать или понять, чего он боится. Гольдштейн говорит, что «отсутствие объекта» легко заметить у пациента с зарождающимся психозом, но то же самое наблюдается и в менее тяжелых случаях тревоги. Когда клиенты с тревогой приходят к психоаналитику, они часто говорят, что именно неспособность определить источник страха делает тревогу таким мучительным переживанием, лишая человека самоконтроля.

Гольдштейн продолжает: «Создается впечатление, что по мере усиления тревоги ее объект и содержание все больше исчезают». И он спрашивает: «Не кроется ли тревога именно в этой неспособности точно знать, где находится источник опасности?». Испытывая страх, мы осознаем и себя, и объект страха, и можем занимать определенную позицию в пространстве по отношению к данному объекту. Но тревога, по выражению Гольдштейна, «атакует с тыла», или со всех сторон одновременно. Испытывая страх, человек концентрирует все свое внимание на объекте опасности, напряжение приводит его в состояние готовности, так что можно броситься бежать. От такого объекта можно убежать, так как он занимает определенное место в пространстве. Однако в момент тревоги попытка бегства — это нелепое поведение, поскольку невозможно локализовать угрозу в пространстве и не знаешь, в какую сторону бежать. Гольдштейн пишет:

«Существует адекватная защитная реакция на страх: тело выражает напряжение, а внимание сосредоточено на определенной части окружающей среды. Но в состоянии тревоги мы видим бессмысленное возбуждение, застывшие или искаженные выразительные движения и отключение от окружающего мира, аффективную замкнутость, при этом эмоции не имеют отношения к окружающей среде. Все контакты с миром прерваны, восприятие и действия приостановлены.

Страх обостряет восприятие. Тревога парализует чувства, делая их как бы бесполезными, в то время как страх мобилизует их к действию.

Теория Салливана. Тревожность как страх неодобрения

Наиболее убедительной теорией, связывающей тревожность с межличностными отношениями, безусловно, является теория Гарри Стэна Салливана. По его определению, психиатрия — это «изучение биологии межличностных отношений». Идеи Салливана чрезвычайно важны для понимания проблемы тревожности, хотя он и не создал законченной теории.

Идеи Салливана о тревожности основаны на его теории личности как межличностного феномена. По его мнению, личность развивается в процессе взаимоотношений младенца с окружающими его значимыми людьми. Даже биологическое начало новой жизни — в виде оплодотворенной яйцеклетки в утробе матери — представляет собой неразрывную связь клетки с окружающей средой. После рождения младенец вступает в близкие отношения с матерью (или с тем, кто заменяет мать), что является одновременно прообразом и реальным началом всех отношений со значимыми другими, в которых формируется личность человека.

Салливан делит все виды деятельности организма на две категории. К первой относятся все действия, направленные на получение удовлетворения, такие как еда, питье или сон. Удовлетворение тесно связано с телесным аспектом личности. Вторая категория включает все виды деятельности, направленные на достижение безопасности, и они в большей степени «присущи человеческой культуре, чем человеческому телу».

Центральное место в этом стремлении к безопасности, конечно же, занимает ощущение своей способности или силы. «Мотивация силы», под которой Салливан подразумевает склонность организма к расширению своих возможностей и стремлению к достижениям, в какой-то степени является врожденным качеством. Оно «дано» человеческому организму просто в силу того, что он является организмом. Деятельность по достижению безопасности «обычно важнее для человека, чем импульсы, вызываемые голодом или жаждой», или чем сексуальность, как он добавит позже, переходя к описанию зрелого организма. Биологические — в узком смысле этого слова — потребности следует рассматривать как «стремление организма не просто сохранить равновесие и стабильное положение в окружающей среде, но расширить свои границы, установить контакт и вступить во взаимодействие с окружающей средой, которая постепенно должна становиться все шире и шире». Рост личности и ее свойства во многом определяются тем, как эта «мотивация власти» и порождаемое ею стремление к достижению безопасности реализуются в межличностных отношениях.

Младенец — относительно бесправное существо. Сначала важным средством межличностных отношений является его плач, затем он учится использовать язык и символы, эти мощные культурные инструменты, с помощью которых индивид добивается безопасности в отношениях с другими. Но процесс вхождения младенца в культуру начинается задолго до появления у него речи или специфических эмоциональных реакций; он происходит через эмпатию, «эмоциональное «заражение» и единство», которое развивается между младенцем и значимым другим, обычно матерью. В этой межличностной среде — в первую очередь под влиянием потребности организма в безопасности и самовыражении — возникает тревожность.

Тревога, по мнению Салливана, возникает в межличностном мире младенца из-за страха неодобрения со стороны значимого другого. Младенец начинает испытывать тревогу через эмпатию, ощущая неодобрение матери задолго до того, как он осознает это. Несомненно, неодобрение матери оказывает огромное влияние на младенца. Оно ставит под угрозу отношения между младенцем и миром людей. Эти отношения являются критическими для младенца, от них зависит не только удовлетворение физических потребностей, но и чувство безопасности младенца. Поэтому тревога воспринимается как тотальное, «космическое» чувство.

Одобрение матери сопровождается наградой, а неодобрение — наказанием. Но что еще более важно, неодобрение влечет за собой неповторимый дискомфорт тревоги. Система одобрения и вознаграждения или неодобрения и дискомфорта (тревоги) является важнейшим инструментом аккультурации и обучения, причем на протяжении всей жизни человека. Салливан характеризует роль матери в этой системе следующими словами: «Я говорил о функциональном взаимодействии младенца и ребенка со значимым другим, с матерью. Она является источником удовлетворения, агентом аккультурации, а также источником тревоги и неуверенности в формировании социальных навыков, на которых основано развитие системы «Я».

Концепции Хорни о тревоге и ненависти

Говоря о концепциях Хорни, важно отметить одну отличительную особенность: По ее мнению, тревога предшествует инстинктивным желаниям. То, что Фрейд называл инстинктивными влечениями, вовсе не является чем-то фундаментальным, а наоборот, как считает Хорни, является продуктом тревоги. Понятие «драйв» предполагает в какой-то степени принудительный характер возникающих в организме импульсов, их жесткую требовательность. (Фрейд знал, что инстинктивные влечения у невротиков имеют навязчивый характер, он считал, что «влечение» имеет биологическую природу и что у невротиков оно носит компульсивный характер в силу конституциональных особенностей или потому, что они получали слишком много либидинозного удовлетворения в детстве и поэтому хуже переносят фрустрацию инстинкта, чем «нормальные» люди). Однако, по мнению Хорни, импульсы и желания не становятся «влечениями», если они не мотивированы тревогой.

«Навязчивые влечения характерны для невротика; они рождаются из чувства одиночества, беспомощности, страха или ненависти и представляют собой попытку жить в мире, несмотря на эти чувства; их главная цель — не удовлетворение, а безопасность; они навязчивы, потому что за ними скрывается тревога».

Она приравнивает фрейдовские «инстинктивные влечения» к своей концепции «невротических черт». Таким образом, Хорни хотела подчеркнуть первостепенную роль тревоги в формировании психологических расстройств, что расходится с идеями Фрейда. «Хотя Фрейд называл тревогу «центральной проблемой невроза», он не до конца понимал, что тревога — это динамический фактор, мотивирующий конкретные цели».

Хорни согласна с тем, что страх следует отличать от тревоги. Страх — это реакция на конкретную опасность, при этом человек может принять определенные меры, чтобы справиться с опасностью. Тревога же характеризуется ощущением неясности и неопределенности, чувством беспомощности перед лицом опасности. Тревога — это реакция на опасность, которая угрожает «самому ядру или сущности» человека. В этом ее идеи совпадают с описанной выше концепцией Гольдштейна, который считал, что тревога — это реакция на опасность, которая угрожает ценностям, жизненно важным для существования человека. В связи с этим возникает важный вопрос для понимания феномена тревоги: На что направлена угроза, вызывающая тревогу? Чтобы лучше понять ответ Хорни на этот вопрос, мы должны сначала рассмотреть в общих чертах ее идеи о происхождении тревоги.

Хорни считает нормальной тревогу, неотделимую от человеческой жизни с ее случайностями, где возможны смерть, вмешательство сил природы и так далее. Но эту тревогу следует отличать от невротической тревоги, поскольку нормальная тревога не связана с враждебностью природы или несчастными случаями, эта форма тревоги не порождает внутренних конфликтов и не приводит к формированию невротических защит. Невротическая тревога и беспомощность не связаны с реалистичным взглядом на мир, а возникают из-за внутреннего конфликта между зависимостью и враждебностью. Источником опасности является, прежде всего, враждебное отношение окружающих.

Базовая тревога — это термин, который Хорни использовала для обозначения тревоги, которая приводит к формированию невротических защит. Эта форма тревоги, которая является проявлением невроза, является «базовой» в двух смыслах. Во-первых, она представляет собой основу невроза. Во-вторых, она является «базовой», потому что появляется в раннем возрасте в результате нарушения отношений между ребенком и значимыми другими — как правило, родителями. «Типичный конфликт, приводящий к тревоге у ребенка, — это конфликт между зависимостью от родителей (которая особенно сильна, поскольку ребенок напуган и чувствует себя одиноким) и враждебностью по отношению к ним.

В этом конфликте ребенок вынужден вытеснять враждебное отношение к родителям, потому что он зависит от них. Вытеснение этих импульсов лишает ребенка возможности осознать реальную опасность и бороться за преодоление проблемы; более того, сам акт вытеснения создает внутренний бессознательный конфликт и поэтому усиливает ощущение беззащитности и беспомощности ребенка. Базовая тревога «неразрывно связана с базовой ненавистью».

Заключение

В данной работе представлены различные теории тревожности. Я попытался найти точки соприкосновения между различными теориями, чтобы создать некую общую основу для понимания.

Я рассмотрела, что думают о тревожности представители различных направлений психологии, такие как Карен Хорни, Гарри Стэк Салливан, потому что, с моей точки зрения, более важными являются те подходы, в которых проблема тревожности рассматривается в социально-психологическом контексте. Суть этих концепций заключается в том, что тревога возникает при нарушении межличностных отношений.

Также было интересно познакомиться с идеями Курта Гольдштейна о том, почему тревога — это эмоция без конкретного объекта.

Теория Хорни показалась мне важной, поскольку в ее концепции тревога является динамическим центром невроза.

Наиболее убедительной теорией, связывающей тревогу с межличностными отношениями, безусловно, является теория Гарри Стэка Салливана. Идеи Салливана чрезвычайно важны для понимания тревоги.

Теории такого выдающегося психолога, как Альфред Адлер, в данной работе не рассматривались, поскольку он не создал систематической теории тревоги. Отчасти это можно объяснить несистематической природой его мышления, а отчасти тем, что проблема тревоги является частью его центральной и универсальной концепции чувства неполноценности. Когда Адлер говорит, что «чувство неполноценности» является основной мотивацией невроза, он использует это выражение так же, как почти каждый другой психолог использует термин «тревога». Поэтому, чтобы понять идеи Адлера о тревоге, необходимо рассмотреть его концепцию неполноценности, концепцию важную, но, к сожалению, нечетко сформулированную и не совсем подходящую для данной работы.

Работы К. Г. Юнга мы не затрагивали, поскольку в его трудах нет систематического понимания тревоги. Насколько я могу судить, Юнг никогда не имел дело непосредственно с тревогой, поэтому, чтобы понять его отношение к ней, необходимо очень внимательно изучить все, что он написал.

Когнитивно-аффективные схемы привлекаются для другого объяснения психологической основы тревоги.

Рассмотрены методы лечения тревоги, поскольку тревога не только негативно влияет на психическое и интеллектуальное развитие, социальную адаптацию и учебную деятельность, но и начинает разрушать личностные структуры, а понимание этой проблемы приближает нас к пониманию процессов интеграции и дезинтеграции личности.

Список литературы

  1. Бассетт Л. Только без паники.СПб, 1997
  2. R. May, The Meaning of Anxiety.
  3. K. Хорни.Невротическая личность нашего времени.М.,1993Тревога и тревога.Хрестоматия.М.,2008
  4. Тревога и неврозы. M., 2008.
  5. Ковпак Д.В.Как избавиться от тревоги и страха.Практическое пособие психотерапевта.СПб.,2007
  6. Линде Н.Д.Психологическое консультирование. M., 2009.
  7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.М.,2006
  8. Renee A.Spitz, W.Godfrey Kobliner. Первый год жизни. M, 2006.