Для связи в whatsapp +905441085890

Психологические идеи Леонардо да Винчи — Эпоха гуманизма

Ренессанс — это период в культурном и идеологическом развитии Западной и Центральной Европы, переход от средневековой к современной культуре. Появление машинного производства, совершенствование инструментов и прогрессирующее разделение труда в производстве, распространение книгопечатания, географические открытия — все это изменило представления людей о мире и о себе. В гуманистическом мировоззрении появляется спокойное, свободомыслящее отношение. В науке преобладал интерес к судьбе и возможностям человека, а этические концепции утверждали его право на счастье. Основатель лютеранства М. Л. Кинг провозглашает, что все люди в равной степени наделены разумом. Человек начинает понимать, что он создан не для Бога, что он свободен и велик в своих поступках, что нет преград для его разума.

Своей главной задачей ученые того времени считали восстановление старых ценностей. Но «возрождалось» только то, что гармонировало с новым образом жизни и созданной им духовной атмосферой. В этом контексте утверждался идеал «универсального человека», в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти работали во Флоренции при дворе Медичи).

Новое мировоззрение отражается в стремлении по-новому взглянуть на душу, сердце любой научной системы о человеке. На первых лекциях в университетах студенты просили своих профессоров: «Расскажите нам о душе», что было своего рода «лакмусовой бумажкой», характеризующей философские, научные и педагогические возможности преподавателя.

Своеобразной была и проблематика психологических исследований: зависимость человека от созвездия звезд, связь между обилием желчи и настроением, отражение психологических качеств в мимике лица и т.д. Делая выводы из своих наблюдений, Хуан Уарт в 1575 году писал, что телосложение и внешность с природной точностью соответствуют душевным качествам каждого человека.

Такие проблемы и выводы отражали необходимость освободить науку о душе от старых средневековых стереотипов. Новая эпоха породила новые идеи о природе человека и его духовном мире, породила титанов мыслительной силы, страсти и характера.

Точная наука эпохи Возрождения и ее органическая связь с философской мыслью олицетворяется именем Леонардо да Винчи (1452-1519). Этот итальянский мыслитель был символом целостности и гармонии развития личности.
Он по праву считается пионером естественных наук. Человек, по словам философа, является «величайшим орудием природы». Опираясь на знания, он создает из материала природы великое множество вещей и творений, новую реальность — мир культуры.

Психологические идеи Леонардо да Винчи - Эпоха гуманизма

Эпоха гуманизма

Гуманизм занимает центральное место в культурном феномене эпохи Возрождения. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Она зародилась на кафедрах университетов.
Ядром гуманизма является этика, которая, прежде всего, дает окончательное объяснение человеческой природы. Следуя идеям Эпикура, философия Возрождения сосредоточилась на гармонии души и тела, на эквивалентности душевного и физического бытия. Способности человека рассматриваются не только как данные Богом, но и как результат его собственных усилий. С этим связано понимание достоинства человека, его бытия как творчески активной личности, реализующей свою свободу и индивидуальность через свою деятельность.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала главным фактором самореализации, индивидуализации личности; основные акценты делались на творческой активности человека, его свободе, индивидуальности (основные аспекты сущности личности).

Эразм Роттердамский. В целом, его философская позиция была просвещенной. Он считал, что все люди равны от рождения и становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными перед Богом не в силу сословных причин, а в силу своей просвещенности, то есть уровня образования и воспитания. Он уделял много внимания этому процессу и видел роль философии и религии в формировании человеческой морали. В этом смысле он считал человека образом и подобием Бога. Дух — это высшее, божественное в человеке, цвет истины, добра, красоты, благости. Его противоположностью было тело, которое характеризовалось страстями, плотскими желаниями, желаниями, которые толкали человека на безнравственные поступки. Душа — это звено, соединяющее тело и дух. В зависимости от того, куда направлена душа — к разуму или к телу, человек является либо нравственным, либо безнравственным. Поэтому душа занимает особое место в человеке.

Мишель Монтень. Хотя он был натурфилософом, он уделял большое внимание проблеме человека: человек понимался как часть природы, созданной Богом. Это означает, что человек не занимает привилегированное положение в мире. Он — один из многих живых существ на земле. Он равен другим существам. Понимание свободы у Монтеня схоже с пониманием свободы древних стоиков: свобода человека — это познанная необходимость, и человек действует в соответствии с этой необходимостью.

Гуманизм оказал глубокое влияние на культуру Ренессанса и стал ее идеологическим стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, творчески одаренного, героического человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV века.

Гуманисты стремились, жаждали быть услышанными, высказать свое мнение, «прояснить» ситуацию, потому что человек XV века сбился с пути, выпал из одной системы верований и еще не утвердился в другой.

Каждый гуманист воплощал или пытался воплотить свои собственные теории. Гуманисты не только верили в обновленное, счастливое, интеллектуальное общество, но и сами пытались построить его, организуя школы и лекции и объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы человеческой жизни.

Леонардо да Винчи, титан эпохи Возрождения, гениальный художник, инженер, конструктор машин, ученый, специалист по анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор и мыслитель. Он был воплощением гуманистического идеала и полностью сформировавшейся личностью. Он намного опередил свое время.

Жизненный путь Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (1452-1519) — титан эпохи Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый, специалист по анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель.
Леонардо да Винчи был пантеистом. Он считал, что в природе размыто «разумное божественное начало, которое открыто человеку как часть природы». Он верил в силу разума и знаний, в творческую силу человека.
Особенно велики, по его мнению, способности художника, который создает что-то новое. Он приравнял художника к ученому.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Анкиано под Винчи, недалеко от Флоренции.
В 1469 году он поступил в мастерскую известного живописца, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36-1488). Именно здесь Леонардо прошел весь путь ученичества — от растирания красок до работы подмастерьем. Леонардо жил в доме мастера даже после того, как в 1472 году был принят в гильдию художников Святого Луки.
Один из немногих датированных рисунков Леонардо был сделан в августе 1473 года. Вид на долину Арнот сверху был выполнен пером и мазками, передающими колебания света и воздуха, что создает впечатление, что это рисунок после жизни.
Мона Лиза» — самая известная работа Леонардо да Винчи (1503-1506, Лувр, Париж). Знаменитая техника sfumato Леонардо достигла здесь немыслимых высот: Тончайшие, точно тающие вуали света и тени окутывают фигуру, смягчая контуры и тени.
В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горностаем».
Хотя Леонардо отправился в Милан в надежде сделать карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483 году, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия — Мадонны в гроте.
Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой вуалью, так называемым сфумато (размытость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое теперь становится характерной чертой живописи Леонардо.
На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 года) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств.
В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 года он сосредоточился на двух дисциплинах: Архитектура и анатомия.
Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центральной купольной церкви (равносторонний крест, центральная часть которого покрыта куполом) — тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из древних типов церкви и имеет в своей основе самую совершенную форму — круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, показав распределение масс и конфигурацию интерьера. Примерно в то же время он извлек череп и сделал его поперечный срез, который впервые показал пазухи черепа. Заметки, сопровождающие рисунки, свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовали природа и структура мозга. Рисунки, безусловно, предназначались для чисто исследовательских целей, но они поражают своей красотой и сходством с эскизами архитектурных проектов, поскольку на обоих изображены перегородки, разделяющие части интерьера.
Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, оставив свои рисунки и бумаги своему ученику Франческо Мельци, который должен был продолжать их всю жизнь. Однако после его смерти все бесчисленные бумаги были разбросаны по всему миру, некоторые были утеряны, другие хранились в разных городах, в музеях по всему миру.

Концепция чувственного познания

Леонардо да Винчи изо всех сил пытается восстановить роль и значение сенсорного восприятия. Он утверждает, что созданные человеком сенсорные ценности являются средством познания обычного порядка вещей.
Понимая природу и сущность чувственного восприятия, он преодолевает механистическую традицию, согласно которой чувственное восприятие предполагает непосредственный контакт познающего тела с объектом. Опосредованное знание, проникающее в глубины объекта, ассоциировалось в этой традиции с понятием и словом и относилось к интеллектуальной плоскости. Как художник, Леонардо да Винчи выступает против такой тривиализации роли чувственности в познании мира.
Предметом его особого внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренней целостности — человеческий глаз, который вместе с рукой в процессе живописного творчества создает образные творения — образы. Именно они, а не слова, отражают реальность и в этом случае становятся посредниками между ней и сознанием, источниками его познания.
Он считает визуальное воображение важным средством практического преобразования реальности. Живопись — это основа технологии и техники. В этом проявилось желание Леонардо да Винчи объединить естественные знания и искусство. Таким образом, воображение впервые сочетается с творчеством.
Леонардо да Винчи провозглашает высшей ценностью творения субъекта, которые он создал на основе подражания природе. Соответственно, вводится новый критерий оценки человека — по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, утверждал Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику тела, что объяснялось не только эстетическими и познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воспроизвести их в специальной технической конструкции. Например, он строил схемы летательных аппаратов на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.
Он проводил многочисленные эксперименты по изучению поведения различных животных с целью изучения их двигательной активности; он создал экспериментальную модель спинной лягушки, которая стала классикой нервно-мышечной физиологии XIX века. Многие его идеи и проекты сохранились в эскизах, рисунках и свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его идей.
Он хотел быть в обществе ученых — натуралистов, то есть бунтарей, а не художников. Он много думал о знаниях. Считал, что опыт является основным источником знаний о человеке и мире. «Мудрость — дочь опыта», — сказал он. Знание, не прошедшее через опыт, и чувства, с которых оно начинается, не дают истины о реальности.
Опыт он понимал широко — это наблюдение за природными явлениями, физический эксперимент, рисование и инженерное проектирование. Он выдвинул тезис о единстве теории и практики.
Согласно Леонардо да Винчи, высшим обобщением и пониманием жизни является картина, непосредственно считающаяся всегда выше всех рациональных построений.
Однако, говоря это, Леонардо да Винчи не отрицает необходимости подражать природе. Он призывает не исправлять природу, а следовать ей.
В эпистемологии он скорее сенсуалист. В науке он ставит на первое место экспериментальный метод. «Опыт не ошибается, — говорит Леонардо. Истинная наука — это то, что опыт заставил сделать через органы чувств. Но он также не отрицает теорию, «бесчисленные причины», которые никогда не были в опыте. И хотя природа, утверждает он, начинается с причин и заканчивается опытом, мы должны идти другим путем, то есть начинать с опыта и искать причину в нем.
Таким образом, у Леонардо, с одной стороны, полная зависимость от природы, подражание ей, а с другой — тесная связь с первым положением воли и властью человека-творца над природой.

Семь принципов Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи сформулировал семь принципов.

1 Принцип Curiosita
Неутолимое любопытство и жажда познания — это начало всех начал, первый шаг к познанию всего сущего. Ведь желание познавать, учиться и расти — это толчок для всех знаний, мудрости и открытий.

2 Принцип Dimostrazione
Научитесь думать самостоятельно и освободите свой разум от его зависимых ограничений, таких как привычки и предвзятые мнения. Леонардо выбрал слово Dimostrazione, чтобы подчеркнуть, насколько важно для каждого из нас учиться, делая что-то самостоятельно и полагаясь на собственный опыт.

3 Принцип Sensazione
Видеть, слышать, чувствовать. Загляните на мгновение внутрь себя и попытайтесь вспомнить, сколько раз за последний год вы чувствовали себя живым и настоящим? Возможно, в эти секунды ваши чувства в какой-то мере усилились. Третий принцип (sensazione) заключается в сознательном и систематическом совершенствовании, полировке и оттачивании наших пяти естественных чувств. Леонардо считал, что совершенствование нашего сенсорного восприятия: видеть, слышать, осязать, обонять и чувствовать окружающий мир — это самый верный ключ к обогащению нашего общего сенсорного опыта.

4 Принцип Sfumato
По мере того как в вашей душе пробуждается любопытство ребенка и ненасытный аппетит к вопросам школьного двора, вы будете все больше побеждать неуверенность, борясь со своими злейшими врагами — путаницей, двусмысленностью и внутренней двойственностью. Принцип номер четыре (Sfumato) — это ваша дорожная карта для освоения неизвестного и знакомства с парадоксами.

5 Принцип Arte Scienza

Для того чтобы из неопределенности и смутной неуверенности возникли гармония и творчество, мы должны применить пятый принцип (Arte-Scienza) или то, что мы сейчас называем целостным мышлением. Как считал Леонардо, формирование нашей внутренней гармонии не должно ограничиваться сферой нашей психики.
6 Принцип Corporalita
Мы должны стремиться к гармоничному взаимодействию тела и разума. Этим все сказано.

7 Принцип Connessione

Именно этот принцип объединяет все. Это способность:

  • построить пошаговую схему событий
  • видеть тонкие связи и глубокое родство между вещами и явлениями.
    Это желание прояснить, как воплотить свои мечты, свои цели и ценности, свои высокие идеалы и грезы в повседневной жизни.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эволюция семьи в XXI веке
  2. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  3. Структура психологической защиты
  4. Работа с основными методами и техниками в рамках моделей психологического консультирования семьи
  5. Кризис 1 года у ребенка
  6. Курт Левин, немецкий психолог
  7. В чем заключается суть трудовой мотивации — Сущность понятия мотивации сотрудников
  8. Проблемы и задачи педагогической психологии
  9. Измененное состояние сознания
  10. Особенности ценностных ориентаций девиантных подростков — Зарубежные и отечественные психологи о проблеме ценностных ориентаций у подростков