Для связи в whatsapp +905441085890

Психологические механизмы формирования личности — Структура личности

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия с окружающей и предметной средой, через усвоение или присвоение индивидом социально выработанного опыта. Непосредственно с личностью в этом опыте связаны системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности человека, отношениях с другими, с самим собой, с обществом и т.д.

В разное время и в разных культурах системы представлений о нормах и ценностях жизни различны, но их смысл не меняется и может быть выражен понятиями «объективное существование» или «социальные планы (программы)» человека. Общество организует специальные мероприятия, направленные на реализацию этих планов. Но каждый человек также активен, и активность общества отвечает активности общества.

Личность обычно определяется как человек в совокупности его социальных, приобретенных характеристик. Во многих определениях личности подчеркивается, что личность не включает психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или его индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях с другими людьми, в обществе.

Термин «личность», как правило, включает в себя такие качества, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека и определяют его поступки, значимые для людей.

Личность — это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность — одна из основных категорий психологической науки.

Личность — это саморегулируемая динамическая функциональная система постоянно взаимодействующих черт, отношений и действий, которые развиваются в процессе онтогенеза человека.

В более широком, традиционном смысле это означает человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Структура личности включает в себя все психологические характеристики человека и все морфофизиологические особенности его организма, вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и устойчивость такого расширенного понимания в литературе, вероятно, объясняется его сходством с общим значением слова.

В более узком смысле — это системное качество личности, определяемое ее включенностью в социальные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. По мнению Леонтьева, личность — это качественно новое образование. Она формируется в процессе жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и только тогда, когда он достигнет определенного возраста.

Психологические механизмы формирования личности - Структура личности

Структура личности

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Этот образ и отношение неотделимы от усилий по изменению, самосовершенствованию. Возможно, одной из высших форм работы самосознания являются попытки найти смысл своей деятельности; часто эти попытки перерастают в поиск смысла жизни.

Итак, основные функции самосознания — самопознание, самосовершенствование, поиск смысла жизни. Конечно, они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но, безусловно, представляют их. И главное для нас — получить общее представление об этой новой «инстанции» личности и понять, почему и как ее появление позволяет дальнейший рост личности.

Самопознание — одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи обусловлена многими причинами.

Во-первых, человек должен развивать свои познавательные способности, накапливать соответствующие средства для их применения. Во-вторых, материал для познания должен накапливаться, то есть человек должен стать чем-то (кем-то). В то же время он находится в постоянном развитии, и самопознание постоянно отстает от своего объекта. В-третьих, факт узнавания чего-то о себе меняет субъекта: узнав что-то о себе, он становится другим. Именно поэтому задача «познания себя» оказывается столь субъективно значимой для человека: каждое продвижение в ней — это новый шаг в его развитии.

Самопознание начинается уже в раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Вначале ребенок учится отделять себя от физического мира: Он еще не знает, что принадлежит его телу, а что — миру.

Позже ребенок начинает познавать себя в другом смысле — как члена социальной группы. И здесь поначалу наблюдается схожий феномен: он/она по-прежнему плохо отделяет себя от других, а других — от себя. Это проявляется в привычном детском эгоцентризме. В воображении ребенок подобен центру социального микрокосмоса, а другие люди существуют для того, чтобы его кормить, поить, играть с ним, воспитывать его.

Наконец, в подростковом возрасте начинается процесс осознания «духовного Я», то есть собственных умственных способностей, характера, моральных качеств. Этот процесс стимулируется активным усвоением того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм и выражает обобщенную работу поколений по решению умственных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «Какой я?», «Что со мной не так?», «Каким я должен быть?».

«Спонтанная мораль» уступает место давлению социальных мотивов (желание быть признанным ближайшим социальным окружением) — мотивов, которые начинают доминировать в подростковом возрасте и, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни (если не дольше).

Перейдем к последней функции самосознания — размышлению о собственной жизни. Это деятельность особого рода: она направлена не только на осознание лейтмотивов, но и на координацию всей личности.

Обычно необходимо окунуться в жизнь, пройти через некоторые этапы жизненного пути, начать внутреннюю работу по приданию смысла своей жизни. Часто бывает так, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением ощутимого чувства ее конечности, то есть неизбежности смерти. Сейчас можно с уверенностью сказать, что поиск смысла жизни — одна из важнейших функций самосознания. На языке научных концепций этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационного мира человека.

Рассмотрим структуру личности. Обычно он включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию и социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально-психологические устойчивые характеристики человека, определяющие его успешность в различных видах деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько быстро и основательно, легко и прочно человек усваивает способы ее организации и выполнения при прочих равных условиях. Они тесно связаны с общей направленностью личности, степенью устойчивости склонностей человека к той или иной деятельности. Равные результаты при выполнении деятельности могут быть основаны на разных способностях. В то же время способность может быть условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности для широкого баланса способностей.

Темперамент — под этим обычно понимают те индивидуальные характеристики, которые в наибольшей степени зависят от природных способностей человека. Это индивидуальная характеристика человека от динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Темперамент включает в себя характеристики, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер в узком смысле — определяется как совокупность устойчивых характеристик индивида, выражающих способы его поведения и эмоциональные реакции. Черты характера помогают или мешают человеку устанавливать правильные отношения с другими людьми, проявлять самообладание и самоконтроль при решении сложных жизненных вопросов и брать на себя ответственность за свои поступки и поведение в обществе.

В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность и содержит качества, определяющие поступки человека по отношению к другим людям.

Сила воли включает в себя несколько особых личностных качеств, которые влияют на стремление человека к достижению поставленных целей. Воля — это сторона сознания, его активное и регулирующее начало, призванное порождать усилие и поддерживать его столько, сколько необходимо. Способность человека, проявляющаяся в самоопределении и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря ему человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее определенном направлении и с заранее определенной силой. Более того, он может соответствующим образом организовать и контролировать свою умственную деятельность. Усилием воли можно сдерживать внешнее проявление эмоций или даже демонстрировать обратное.

Эмоции — это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Неотъемлемый компонент жизнедеятельности, мощное средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.

Мотивация — состоит из мотивов, которые вызывают активность организма и определяют его направленность. Сознательные психические факторы, которые заставляют человека совершать определенные действия и определяют его ориентацию и цели.

Социальные установки — готовность, предрасположенность субъекта воспринимать будущие события и действия в определенном направлении. Она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой для соответствующей избирательной активности личности.

Структура личности — это целостное системное образование, совокупность социально значимых психических характеристик, установок и действий индивида, складывающихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности и общения.

Развитие личности

Развитие личности — это процесс формирования личности как социальной характеристики индивида в результате его социализации и воспитания. Имея естественные анатомо-физиологические условия для формирования личности, ребенок в процессе социализации вступает во взаимодействие с миром и присваивает достижения человечества. Сформированные в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сложившиеся человеческие характеристики. Ребенок усваивает действительность через деятельность взрослых, поэтому процесс воспитания является ведущим в развитии личности. Начиная с того, чему ребенок уже научился, взрослые организуют деятельность ребенка по освоению новых сторон действительности, новых форм и характеристик поведения.

Внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения служит движущей силой развития. Это противоречие разрешается в совместной деятельности.

Формирование личности — это объективный и закономерный процесс, в котором человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

Очевидно, что личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой и субъектом, через усвоение или присвоение социально выработанного опыта индивида. Непосредственно с личностью в этом опыте связаны системы представлений о нормах и ценностях жизни — об общей направленности личности, отношениях к другим, к себе, к обществу и так далее. Эти системы различны в разное время и в разных культурах, но их смысл не меняется и может быть выражен понятиями «объективное существование» или «социальные планы (программы)» личности. Общество организует специальные мероприятия, направленные на реализацию этих планов. Но каждый человек также активен, и активность общества отвечает его активности. Процессы, происходящие здесь, являются важнейшими, порой драматическими событиями в ходе формирования и жизни личности.

Развитие личности — это процесс освоения особой области социального опыта, но совершенно особой, отличной от освоения знаний, навыков и так далее. Ведь в результате этого овладения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и подчинение. Этого невозможно достичь простой ассимиляцией — мотивы будут известны, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение, возникают не в усвоении, а в переживании или проживании; этот процесс происходит только в реальной жизни и всегда эмоционально насыщен, часто субъективно творческий.

Наиболее важными и основными этапами формирования личности являются следующие. По мнению Леонтьева, согласно теории деятельности, личность «рождается» дважды. Первое его «рождение» происходит в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — формируется способность действовать вопреки непосредственному побуждению в соответствии с социальными мотивами. Она характеризуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первым подчинением непосредственных мотивов социальным нормам. Здесь рождается то, что отражено в первом критерии личности. «Его второе рождение» происходит в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Это выражается в появлении желания и способности осознавать свои мотивы и активно работать над их подчинением и переподчинением. Эта способность к самосознанию, самоменеджменту и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Его обязательный характер также отражен в юридическом понятии уголовной ответственности.

Механизмы формирования личности

Чрезвычайно важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

Спонтанные механизмы формирования личности могут включать как общий механизм смещения мотивов в сторону цели, так и более специфические механизмы идентификации и механизм принятия и освоения социальных ролей. Эти механизмы являются спонтанными, поскольку субъект, подверженный их действию, не осознает их полностью и, в любом случае, не контролирует их сознательно. Они доминируют до подросткового возраста, но и после этого они продолжают участвовать в развитии личности с сознательными формами самоконструирования.

Перечисленные выше механизмы, в той мере, в какой они влияют на развитие личности, действуют в общем, генеральном процессе возникновения потребности в общении. Психология придает все большее значение этой потребности. По своей фундаментальной природе она приравнивается к органическим потребностям: она столь же жизненно важна, поскольку ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и молодняка высших животных, и даже к их смерти. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

Механизм смещения мотивов действует на всех этапах развития личности, только с возрастом основные мотивы общения, которые управляют этим переходом к контролируемым действиям, меняются и усложняются — ведь с ростом круг социальных контактов и связей становится больше.

Этот механизм начинает действовать с раннего возраста: дети подражают своим родителям во всем — манерах, языке, одежде, занятиях. Все это имитируется чисто внешне, но в то же время усваиваются внутренние характеристики родителей. Это очень очевидно в ролевых играх, особенно если это семейная игра. Для идентификации характерно, что, особенно на первых порах, она протекает независимо от сознания ребенка и не полностью контролируется родителями. Это накладывает особую ответственность на наставников — за качество их собственной личности. В более позднем возрасте круг людей, из которых выбирается образец — объект идентификации, чрезвычайно расширяется. Среди них могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и литературные персонажи. Обычно наступает момент, когда «модель» теряет свою привлекательность и субъективную значимость, и это естественно: человек воспринял от модели что-то важное и нужное, но у нее свой путь. Деактуализация паттерна знаменует собой завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новый уровень: оказывается, что возникли новые отношения, появились новые мотивы, что заставляет нас ставить новые цели и искать новые идеалы.

Механизм принятия и освоения социальных ролей работает и в раннем, дошкольном возрасте: старший дошкольник мечтает стать школьником и так далее. Этот механизм во многом похож на механизм идентификации, но он гораздо более общий. Здесь часто отсутствует персонализация освоенной нормы — социальной роли или социальной позиции. На продвинутой стадии человек часто врастает в роль, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как потеря части личности.

Освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, поскольку в процессе..:

1) появляются новые мотивы;

2) Существует соподчинение мотивов;

3) Изменения в системе взглядов, ценностей, этических норм и установок.

Все эти механизмы формирования личности могут принимать сознательные формы, но сознание не является необходимым для их работы, а часто и невозможным. Как правило, все эти механизмы действуют совместно, переплетаются и усиливают друг друга, и только ментальная абстракция позволяет рассматривать их по отдельности.

Самосознание как важнейший механизм формирования личности

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Этот образ и отношение неотделимы от усилий по изменению, самосовершенствованию. Возможно, одной из высших форм работы самосознания являются попытки найти смысл своей деятельности; часто эти попытки перерастают в поиск смысла жизни.

Итак, основные функции самосознания — самопознание, самосовершенствование, поиск смысла жизни. Конечно, они не исчерпывают всех форм работы самосознания, но, безусловно, представляют их. И главное для нас — получить общее представление об этой новой «инстанции» личности и понять, почему и как ее появление позволяет дальнейший рост личности.

Самопознание — одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи обусловлена многими причинами.

Во-первых, человек должен развивать свои познавательные способности, накапливать соответствующие средства для их применения. Во-вторых, материал для познания должен накапливаться, то есть человек должен стать чем-то (кем-то). В то же время он находится в постоянном развитии, и самопознание постоянно отстает от своего объекта. В-третьих, факт узнавания чего-то о себе меняет субъекта: узнав что-то о себе, он становится другим. Именно поэтому задача «познания себя» оказывается столь субъективно значимой для человека: каждое продвижение в ней — это новый шаг в его развитии.

Самопознание начинается уже в раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Вначале ребенок учится отделять себя от физического мира: Он еще не знает, что принадлежит его телу, а что — миру.

Позже ребенок начинает познавать себя в другом смысле — как члена социальной группы. И здесь поначалу наблюдается схожий феномен: он/она по-прежнему плохо отделяет себя от других, а других — от себя. Это проявляется в привычном детском эгоцентризме. В воображении ребенок подобен центру социального микрокосмоса, а другие люди существуют для того, чтобы его кормить, поить, играть с ним, воспитывать его.

Наконец, в подростковом возрасте начинается процесс осознания «духовного Я», то есть собственных умственных способностей, характера, моральных качеств. Этот процесс стимулируется активным усвоением того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм и выражает обобщенную работу поколений по решению умственных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «Какой я?», «Что со мной не так?», «Каким я должен быть?».

«Спонтанная мораль» уступает место давлению социальных мотивов (желание быть признанным ближайшим социальным окружением) — мотивов, которые начинают доминировать в подростковом возрасте и, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни (если не дольше).

Перейдем к последней функции самосознания — размышлению о собственной жизни. Это деятельность особого рода: она направлена не только на осознание лейтмотивов, но и на координацию всей личности.

Обычно необходимо окунуться в жизнь, пройти через некоторые этапы жизненного пути, начать внутреннюю работу по приданию смысла своей жизни. Часто бывает так, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением ощутимого чувства ее конечности, то есть неизбежности смерти. Сейчас можно с уверенностью сказать, что поиск смысла жизни — одна из важнейших функций самосознания. На языке научных концепций этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационного мира человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе
  2. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
  3. Восприятие и внимание
  4. Книги по психологии общения
  5. Влияние мультфильмов на уровень агрессивности детей младшего школьного возраста — Характеристика содержания отечественных мультфильмов
  6. Теории памяти и их особенности
  7. Педагогическая поддержка обучения старших дошкольников в условиях доу
  8. Деятельность
  9. Способы формирования творческого мышления
  10. Случай человека-крысы (невроз навязчивости)