Для связи в whatsapp +905441085890

Психологические особенности этнических групп — Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Россия как полиэтническое государство прошло долгий и сложный путь исторических трансформаций, в ходе которого в ее составе развивались многие нации и народности, складывались их специфические национальные отличия и устанавливались своеобразные межнациональные отношения. На протяжении этого пути было и конфликты, и размолвки, и недопонимание друг друга, и опыт заботливого, уважительного отношения.

До недавнего времени жизнь и взаимодействие народов в нашей стране отображали в основном в альтернативных тонах: все было плохо при царизме и стало хорошо при советской власти. Однако сегодня уже понятно, что положительные уроки можно извлечь как из дореволюционного, так и послереволюционного периодов, а изъяны и ущербность характерны для каждого из этих периодов. Похожие истории были и в других государствах, при этом Россия выглядит не в худшем свете.

Таков неумолимый ход истории, его не изменить, но и подтасовывать особенности исторического развития также не стоит. Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этническим конфликтом, а что нет; каковы их причины, какие виды они принимают и как влияют на людей; как разрешаются или регулируются этнические конфликты. Мы рассмотрим важнейшие задачи при изучении и осмыслении конфликтов, которые ставят перед собой именно психологи.

Психологические особенности этнических групп - Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей

Для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия — внутригрупповой фаворитизм,заключающийся втенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами. Этот термин английского языка — уже достаточно прочно вошел и оборот, хотя более подходящим, видимо, было бы русское словосочетание предпочтение своей группы.

Всем известный пример внутригруппового фаворитизма этноцентризм — предпочтение своей этнической группы. Явление это можно обнаружить у представителей рода человеческого на протяжении всей его истории.

М. Брауэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:

— восприятие элементов своей культуры — норм, ролей и ценностей — как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;

— рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;

— представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им помощь, предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.

Последний из выделенных Бруэром и Кэмпбеллом критериев всегда свидетельствует об этноцентризме индивида. Что касается первых двух, то некоторые этноцентричные люди признают, что другие культуры обладают своими ценностями, нормами и обычаями, но низшими в сравнении с традициями «их» культуры. Однако встречается и более наивная форма этноцентризма, когда его носители убеждены, что «их» традиции и обычаи являются объективной реальностью и универсальны для всех людей на Земле.

Следует отметить, что среди исследователей нет единодушия и понимания и оценке явления этноцентризма. Советские обществоведы полагали, что этноцентризм — негативное социальное явление, равнозначное национализму и даже расизму. А многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим явлением, проявляющимся в тенденции неприятия всех чужих групп в сочетании с завышенной оценкой собственной группы.

Но, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм не может рассматриваться как нечто только положительное или только отрицательное, а ценностное суждение о нем абсолютно неприемлемо. Хотя этноцентризм часто оказывается препятствием для межгруппового взаимодействия, одновременно он выполняет полезную для группы функцию поддержания позитивной идентичности и даже сохранения целостности и специфичности группы.

Этноцентризм, при котором достаточно объективно оцениваются качества своей группы и предпринимаются попытки понять особенности чужой группы, разные авторы называют благожелательным, или гибким.

Но этноцентризм может проявляться в самых разных степенях выраженности. Некоторые исследователи основную причину этого видят в особенностях той или иной культуры. Так, существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культуp индивидуалистических. Однако другими авторами было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например полинезийцы демонстрировали меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

Так, представители групп меньшинства — небольших по размеру и ниже других по статусу — более склонны к предпочтению своей группы. Это относится как к этническим мигрантам, так и к целым «малым нациям». При наличии конфликта между этническими общностями и в других неблагоприятных социальных условиях этноцентризм может проявляться в очень ярких формах и — хотя и способствует поддержанию позитивной этнической идентичности — становится дисфункциональным для индивидуума и социума. При таком этноцентризме, который получил наименование воинственного, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают их другим.

Этнические конфликты: причины возникновения и способы урегулирования

Этнические конфликты, представляют собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этническим конфликтом, а что нет; каковы их причины„какие виды они принимают и как влияют на людей; как разрешаются или регулируются этнические конфликты. Мы рассмотрим важнейшие задачи при изучении и осмыслении конфликтов, которые ставят перед собой именно психологи. Среди общего круга проблем, с которыми сталкиваются в целом представители всех наук, можно назвать следующие:

— построение классификаций и типологий этнических конфликтов;

-определение числа этнических конфликтов в стране или в регионе;

-формулирование стратегии выхода из конфликтной ситуации либо перевода этнического конфликта в политически приемлемую форму;

-определение круга экспертов, подготовка которых действительно соответствует задачам изучения и практического воздействия на конфликт;

-формирование в общественном сознании людей адекватных представлений о реальной роли этничности и этнических конфликтов в современных политических процессах в стране.

При объективном анализе и осмыслении сущности и содержания этнических конфликтов (особенно в социальной сфере) необходимо учитывать социально-экономические, политические, социокультурные и социально психологически ценности, существующие в конкретном обществе.

Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений— конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Они возникают, как правило, в многонациональном государстве и присутствуют в форме противостояния «группа — группа», «группа — государство».

Специфическая особенность конфликтовмежду «мирами» заключается в принципиальной невозможности их различения с помощью логики, рационализма.

Основной причиной, способствующей сохранению «миров»является потребность в значении, т.е. потребность создания собственного мира, как условия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, идентификации. Любой другой «мир» рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потребностей.

Традиционные аналитические методы урегулирования конфликта в ситуации рассматриваемого конфликта являются неэффективными, гак как субъекты конфликта не желают ни при каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что осуществляется посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с по- мощью метода межэтнического реконструирования жизненного мира — путем создания нового мира или в ходе постепенных структурных изменений общества.

Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок этнического конфликта выступает идеология национал — экстремизма — теории и практики национального превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера,«белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложения на инонационального соседа вины.

Этнические конфликты сопровождаются определенной динамично меняющейся социально-политической ситуацией, порожденной неприятием ранее сложившегося положения существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и проявляющейся в виде хотя бы одного из следующих действий данной группы:

а) начавшейся ее эмиграции из региона, определяемой общественным мнением данной группы как «исход», «массовое переселение» и т. п., существенно изменяющей местный этно-демографический баланс в пользу «других» остающихся этнических групп;

б) создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти;

в) спонтанных (не подготовленных легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интеpecoв со стороны представителей другой (других) местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов.

Этнический конфликт всегда представляет собой явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменению ситуации только в культурной или социально- экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий, достаточных для осуществления подобного изменения подвластными полномочиями, к перераспределению которых всегда стремятся участники этнических конфликтов: обычно понимаются способность и возможность одной группы людей распоряжаться деятельностью других групп людей.

Адаптация к новой культурной среде: этническое перемещение и миграция

В 1990-е годы на пространстве бывшего СССР миграционные процессы претерпели существенные изменения. Это произошло под влиянием кардинального изменения социально — политической ситуации в Российской Федерации и бывших союзных республиках, резкого обострения и расширения географии межнациональных и религиозных конфликтов, экономического кризиса, сопровождавшегося глубоким социальным расслоением населения в странах Балтии привела к ущемлению гражданских, имущественных и иных прав русскоязычного населения Усиление крайне националистическихнастроений и формирование атмосферы нетерпимости к представителям нетитульных национальностей, политика «мягкой этнической чистки» под лозунгом защиты коренного населения направленные, в основном, по отношению к русскоязычному населению привели к его масштабному оттоку из Закавказья, Средней Азии, Казахстана, стран Балтии.

Кроме того, усиление социальной, этнической и религиозной напряженности, военные действия на Северном Кавказе стали фактором появления значительного числа вынужденных переселенцев на территории самой Российской Федерации. Следствием этих и других причин стал невиданный для мирного времени рост вынужденного миграционного движения.

Противоречивое влияние миграций на региональные принимающие общества связано с тем, что вместе с позитивными эффектами возникают и становятся социальными фактами новые социальные проблемы, которые зачастую приобретают этнический характер. Проблематизация в этой сфере обостряет общественные потребности в повышении степени регулируемости и управляемости миграционных процессов. В рассматриваемый период в России создана обширная системы формальных институциональных ограничений в виде правовых актов различного вида и уровня, а также специальных миграционных программ. Однако выраженные в этих нормативных актах подходы продолжают оставаться дискуссионными с точки зрения их продуктивности, потому что существуют полярные представления о необходимости миграции для российского общества, находящиеся в поле от крайнего либерализма до полного запретительства и выдворения.

Новые потребности и проблемы регулирования миграций в Российской Федерации в 90-е годы ХХ в. – начале ХХI в. напрямую связаны с процессами кардинального обновления уже имеющихся и формированием новых подходов в области правовых норм, отвечающих резко изменившимся обстоятельствам ее участия в международноймиграции, а также потребностями в связи с проблемами, возникшими в области внутренней миграции. Действие этих условий проявилось одновременно, что повлияло на содержание и характер разработки и введения в действие нормативных документов, которые осуществлялись, что называется, по факту событий, создавая и закрепляя практику догоняющего реагирования на ситуацию;

В 1990-е годы на пространстве бывшего СССР сформировался комплекс факторных предпосылок обусловивших кардинальные изменения в характере, формах и направленности миграционных потоков. Наиболее существенными проявлениями этих изменений стали рост интенсивности и масштабов иммиграции и эмиграции, кардинальная смена направлений внутренней миграции, широкое распространение вынужденности и незаконности в миграционном движении, появление и развитие новых видов миграции, растущая обусловленность миграционных потоков этническими факторами.

Анализируя проблему незаконной миграции, необходимо вначале обратиться к общему понятию миграции.

Федеральной миграционной программой России на 1998-2000 годы определены следующие основные понятия.

Миграция рассматривается как перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения их места жительства.

Различают эмиграцию (выезд граждан за границу Российской Федерации в целях постоянного или временного изменения места жительства) и иммиграцию (въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию на постоянное или временное проживание). Соответственно, эмигрантом считается гражданин Российской Федерации, выезжающий за границу для постоянного или временного изменения места жительства, а иммигрантом – иностранный гражданин, въезжающий в РФ на постоянное или временное проживание.

Психологические характеристики этнических групп

Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно содержания национального характера, в исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и пр.).

Национальный характер может быть рассмотрен как фиксация типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. Речь здесь идет о степени выраженности той или другой черты, о специфике ее проявления. Литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.

По данным Hofstede, 1983; Gudykunst, Ting-Toomey, Chua, 1988; Hofstede, 1991; Tnandis, 1995 западные и восточные этносы различаются по следующим основным психологическим характеристикам: индивидуализм—коллективизм (в западных культурах преобладает индивидуализм, а в восточных — коллективизм); низкая и высокая контекстуальная коммуникация (большинство азиатских народов относятся к высококонтекстуальным, а западные — к низкоконтекстуальным); низкий — высокий уровень избежания неопределенности (у западных этносов — низкий уровень, а у восточных — высокий); властная дистанция (у восточных народов — высокий уровень, а у западных — низкий) и маскулинность—фемининность (к примеру, в США и Германии низкий уровень маскулинности, а в Японии — высокий).

Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность. Наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь народное искусство и язык. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которые имеются в исследованиях проблем наций. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком «привязывании» определенного типа темперамента к определенной этнической группе.

Важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гордости. По вопросу о лучшей кухне – представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня наблюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвежцы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос.

Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина назвали шведок, австрийцы – итальянок, датчане – немок, а у остальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гордости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени относительности представлений о содержании типичных характеристик различных национальных групп.

Несмотря на относительность психологических различий, этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Основной психологической характеристикой, отличающей этнические группы, является этническое самосознание.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методологический либерализм в психологии
  2. Гештальт психология
  3. Теоретическая консультативная психология
  4. Психология педагогического воздействия
  5. Гендерные психологические особенности
  6. Причины возникновения неврозов и неврозоподобных состояний
  7. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
  8. Предмет юридической психологии
  9. Профессиональные нормы как психологическая проблема
  10. Конфликт сознательного и бессознательного в психической деятельности человека