Для связи в whatsapp +905441085890

Психологический анализ детского рисунка — Общее значение детских рисунков

Деятельность фантазии ребенка более легко возбуждаема и более жизненна, чем деятельность фантазии взрослого человека — это ясно доказывается тысячами отдельных черт фантастических преувеличений и искажений действительности ребенком, а особенно его неудержимым стремлением к игре. Но вникнуть в эту жизнь фантазии ребенка — далеко не легкая задача.

У ребенка закономерной аналогией искусству является игра. В ней в известном смысле развиваются все роды искусства в том не стесненном единстве, которое свойственно и началам самого искусства. Тем удивительнее, что когда речь идет о произведениях искусства ребенка, обыкновенно имеют в виду не ту, все время изменяющуюся, вновь возникающую и снова прекращающуюся деятельность фантазии; но в качестве области, в которой, если не исключительно, то все же предпочтительнее всего проявляется стремление к искусству ребенка, рассматривают искусство рисовать. Один из мотивов этого может заключаться в том, что рисование дает постоянные объекты, подчиняющиеся нашему наблюдению, тогда как природа эпически-драматических действий игры и еще более свободных разветвлений фантазии — в высшей степени скоропреходящая.

Психологический анализ детского рисунка - Общее значение детских рисунков

Общее значение детских рисунков

Рисунок — продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни, обычно начиная с 2-3-лет, с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; «верность» рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.

Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.

Изобразительная деятельность требует согласованною участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходится во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Стадии развития детского искусства рисовать

Первоначально графическая деятельность ребенка даже не является собственно рисованием. Это так называемый доизобразительный этап графической деятельности. Карандаш и бумага первоначально не выступают для ребенка специфическими орудиями, и неудивительно их использование не по назначению. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Важным выступает и механизм, подражания: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него — след на бумаге. Этот след ребенок оставляет сам, осуществляя по сути едва ли не первые свои продуктивные действия. Он испытывает удовлетворение уже от того, что чувствует себя виновником появления некоего продукта.

Данная стадия часто именуется стадией «марания», «каракулей». Она характеризуется как доэстетическая — не красоте подчинен детский рисунок, поскольку еще отсутствует эстетическая задача как таковая. Часто стадию каракулей считают сходной с гудением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок овладевает «звуковой материей» и порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки.
На четвертом-пятом году жизни ребенок вступает в следующую стадию — схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием. Например, человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей — головы и какой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму — квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.п. Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например — зубы, выступают довольно часто.

Эти несовершенные портреты ребенок как правило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующими статусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению отдельных органов — рта, носа и др.

Психология детских рисунков

Очень часто детские рисунки сравнивают с произведениями искусства первобытных народов. Первобытное искусство также берет свои объекты из среды воспоминаний, и только в ограниченном числе случаев — из среды непосредственных созерцаний. Первобытное искусство отдает предпочтение наиболее интересным объектам.

Изображение человека и животных предшествует в первобытном искусстве так же, как и в рисунках детей, всяким другим изображениям: здесь отдельный человек, когда он изображается изолированно, даже в весьма совершенной стадии развития, всегда изображается en face, животное же в профиль, это обусловливается тем, что в воспоминаниях о человеке над всякими человеческими образами господствует воспоминание о переднем виде человека; наоборот животные представляются нашему взгляду чаще всего в профиль, то есть в положение при котором яснее всего видна их общая форма. Кроме всех этих детских черт, рисунки дикаря не всегда, но в отдельных случаях, напоминают детские рисунки еще одною важною особенностью, а именно схематичностью, то есть изображением форм посредством простейших линий и контуров, совершенно независимо от действительных соотношений, а так же изображением мест соединения предметов знаками, носящими скорее характер символов памяти, чем воспроизведения предметов. Однако часто подобные схематические картины в действительности совсем не являются собственно произведениями искусства: тогда они или непосредственно принадлежат к области картинного письма (петроглифов), или же, по крайней мере, по своему психологическому значению родственны знакам последнего; они не воспроизводят предметы, а скорее обозначают их с помощью каких-либо значительных признаков.

Это становится еще более очевидно, если у нас, кроме этой первобытной картины, имеются более совершенные произведения собственно искусства, того же происхождения, что и вышеупомянутые картины, сходные с детскими рисунками; при этом безразлично, будут ли эти произведения изображениями человека и животных, или же более или менее художественным орнаментом.

Громадная разница между ребенком и дикарем, идеографические рисунки которого на песке, коре деревьев или камне похожи на рисунки ребенка, заключается в том, что ребенок вообще не может изобразить более сложных объектов искусства, тогда как дикарь обыкновенно отказывается от их изображения только вследствие мимолетных целей, преследуемых им. Но нельзя не согласиться с тем, что в сознании ребенка, сделанный им рисунок является гораздо более идеографической картиной, чем произведением искусства. Ребенок хочет первым долгом выразить то, что кидается ему в глаза в рисуемом объекте, что притягивает его интерес.

Однако намерение сделать свою картину как можно более похожей на действительность едва заметно. Точно так же ребенок почти не поддается тому заблуждение, что его картина, похожа на действительность. Значит по своему психологическому значению, рисунки ребенка по отношению к картинному письму представляют столь же малую аналогию, как это последнее к первобытному искусству. Пожалуй, еще вернее определить их, как такую ступень, первобытного искусства, на которой искусство и картинные значки еще не отделились друг от друга, вследствие того, что здесь еще нет присущей будущему искусству деятельности, ни в коем случае не носящей характера идеографической символики.

У примитивных народов, вероятно, всегда имеется различие между этими обеими областями. Таким образом, ребенок стоит на ступени развития, которая предшествует первой доисторической эпохе, поддающейся точному наблюдению. При этом предполагается, что эти рисунки также не принадлежат к тому более позднему периоду развития, когда определенные художественными целями возбуждения подчиняются влиянию окружающего. Поэтому первые рисунки ребенка являются произведениями искусства только в очень ограниченном смысле.

Конечно, ребенок, уже вследствие того, что делаемый им рисунок возбуждает его фантазию, вносит в созданную им картину собственную жизнь. Но это оживление происходит здесь, как и везде в картинном письме и во всех его метаморфозах, только вследствие впечатления, производимого рисунком. Оно или совсем, или почти совсем не действует при возникновении последнего. Впервые возникает оно под влиянием стремления зафиксировать во внешнем рисунке приковывающие интерес воспоминания.

Сходство же рисунка с предметом имеет своей основой то, что в таком случае рисунок более всего напоминает объект. Но когда рисунок занесен уже на бумагу, он возбуждает в ребенке те же чувства и представления, что и сам предмет; расплывающиеся картины памяти, окружающие примитивную схему рисунка, оживляют его точно так же, как и игрушку, которая, собственно говоря, в своей основе является таким же рисунком воспоминания о предмете.

Но только к рисунку присоединяется сознание, что этот объект игры создан собственной рукой; вследствие этого в дальнейшей стадий этого развития возникает стремление изменить рисунок таким образом, чтобы сделать его возможно более, похожим на действительность, а это опять усиливает действие чувства. Только вследствие этого объект игры, бывший первоначально рисунком, действительно превращается в объект зарождающегося искусства.

Рисуночные тесты

Рисуночные тесты, которые в отличие от большинства прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проектных. То есть они как бы дают проекцию — портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного.

Бессознательное — это самый темный уголок нашей души. Проникнуть в свое — и тем более в чужое — бессознательное очень сложно. Психоаналитику требуются годы работы с каким-то определенным человеком, чтобы этого добиться. Поэтому пользоваться тестами надо с особой осторожностью, особенно когда дело доходит до интерпретации.

Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого (цензора сознания) ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию о нем.

Рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего — трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя — проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.

Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при обычном тестировании. В целом толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о том, кого вы тестировали, его прошлом и настоящем.

Было замечено, что замкнутые люди становятся более раскрепощенными, когда увлечены процессом рисования. Оказалось, что паузу в рисовании — можно с успехом использовать, чтобы разговорить испытуемого.

Материал, который используется во всех тестах, — стандартный лист бумаги (А4), простой карандаш (лучше мягкий), ластик.

Кроме того, помните, что дети часто копируют рисунки друг друга — особенно если рисунок товарища получил высокую оценку взрослых. Они стараются точно воспроизвести то, что им нарисовал старший. Поскольку чистосердечно полагают, что именно так и «надо рисовать». Дети также охотно рисуют иллюстрации к сказкам. Причем персонажи имеют именно сказочный, а не «символический» смысл. И в этом случае меч-кладенец — это именно меч. Бывают и рисунки-игры. И лист бумаги может превратиться в кукольный театр или поле битвы. И если вы попросите ребенка нарисовать, например, дом, то он, скорее всего, постарается сделать это так, как делаете вы сами — потому что в его представлении это «правильный» рисунок. Или он нарисует дом, в котором хотел бы жить. А рядом — дерево, а на дереве — птицу. И деревьев будет много, потому что это сад, а в саду — фонтан, и обязательно — много детей. И обязательно — собаку, и кошку, и котенка. Это вполне нормально.

Тесты-рисунки помогают психологам в диагностике различных заболеваний. А учитель ИЗО, если он знаком с психологией детского рисунка, может не только констатировать факт обо всех негативных сторонах жизни и развития ребенка, но и постараться исправить, успеть изменить в лучшую сторону. Во многих трудах по психологии неоднократно подчеркивается то, что урок ИЗО способен остановить отрицательное развитие личности

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Профессиональный стандарт психолога. Основные трудовые функции
  2. Понятие порядковой шкалы в педагогике
  3. Практика наблюдений и организации различных видов деятельности и общения детей
  4. Психоанализ в психологии
  5. Педагогика свободы л.Н. Толстого
  6. Перспективы клинической психологии
  7. Архетипы мужчин — Концепция архетипов по Юнгу
  8. Мышление, сознание, язык и речь
  9. Копинг-стратегии у студентов, обучающихся творческим профессиям
  10. Гипноз-психотерапия