Для связи в whatsapp +905441085890

Психологическое исследование иррационального чувства вины и страха осуждения в парадигме глубинной психологии — Как распознать чувство вины

Чувство вины (негативное отношение, когда мы чувствуем, что наши поступки — а в некоторых случаях и мы сами — являются причиной страданий других людей) имеет различные проявления и не всегда напрямую связано с «виной» или «чувством вины». Это чувство может возникнуть не только там, где человек может быть виноват. Он может возникнуть в любой ситуации, когда произошел сильный стресс (на языке психологии — травма).

Сформировавшись в психике человека, это неприятное чувство выполняет важную функцию — оно помогает адаптироваться к сложной ситуации, чтобы пройти через нее с меньшими потерями: Вместо того чтобы сосредоточиться на травмирующей ситуации, мы обращаемся к чувству вины, потому что это не так болезненно и требует меньшей внутренней работы. Можно сказать, что само чувство вины почти случайно, и на его месте могло бы сформироваться любое другое негативное отношение. Но почему именно чувство вины так популярно и мы так часто говорим о нем?

Считается, что на бессознательном уровне самобичевание может происходить даже в младенчестве, то есть этот механизм знаком нам еще с тех времен, когда мы не могли выразить что-то словами или полностью осознать происходящее. С появлением зрелого мышления инструмент «обвинения» становится еще более удобным для использования.

Для маленького ребенка родители являются оплотом безопасности, силы и стабильности. Они обеспечивают его выживание и развитие. Бессознательно младенцы и дети младшего возраста безоговорочно доверяют авторитету своих родителей. Но если по какой-то причине ребенок страдает от поведения своих родителей, перед ним встает дилемма: кто не прав? Его всемогущие родители, которых он до сих пор безоговорочно обожал и боготворил, или сама проблема? Чтобы не поколебать стабильность своего существования, ребенок бессознательно винит себя в том, что между ним и родителем что-то пошло не так. В некоторых ситуациях такое отношение остается с человеком на долгие годы и может определять его поведение.

Хорошая новость заключается в том, что психотерапия может помочь вам справиться с проблемой и перестать жить по шаблону травмирующего события, который укоренился в вашем бессознательном. Вопреки слухам, психотерапия не предназначена для того, чтобы проникнуть в каждый уголок бессознательного и добраться до памяти младенчества. Часто достаточно обратить внимание на внешние проявления проблемы, чтобы приблизиться к пониманию причин вины, проработать их и изменить поведение на процветающее и продуктивное.

Чувство вины съедает ресурсы человека, потому что ему приходится отдавать свою жизненную энергию на «обслуживание» проблемы.

Жизнь с чувством вины обходится очень дорого и в конечном итоге может привести к краху. Поэтому важно справиться с тревожными симптомами и проработать их самостоятельно или в процессе психотерапии. Эти симптомы включают: Нервные срывы, наркомания, хронические заболевания и многие другие проявления, которые делают жизнь трудной, бедной и несчастной.

Работа с чувством вины заключается в воспитании новых, здоровых привычек восприятия реальности и поведения.

Психологическое исследование иррационального чувства вины и страха осуждения в парадигме глубинной психологии -  Как распознать чувство вины

Как распознать чувство вины 

Чувство вины бывает разным и принимает различные формы, помимо непосредственного чувства «вины».

Извинения
Прежде всего, обратите внимание, нет ли у вас привычки слишком извиняться. «Извините, можно войти?», «Извините, если отнимаю у вас время». В таких ситуациях извинение — это попытка смягчить наше вторжение, хотя это можно сделать и с помощью других любезностей.

Механизм извинения неуместным и не соответствующим ситуации образом может также использоваться людьми, склонными к самобичеванию.

Отношение «Я не заслуживаю счастья».
Хроническое чувство, что вы «плохая» и не соответствуете идеалам (придуманным вами самими или внушенным другими), может быть признаком того, что вами управляет чувство вины. Это заставляет вас думать, что вы недостойны похвалы, счастливой жизни или чего-то еще, чего вы действительно хотите.

Жизнь рядом с человеком, которого вы не любите ради высшей цели, является четким отражением менталитета «я недостоин счастья», который напрямую связан с чувством вины.

Агрессия
Другой полюс вины — агрессия, направленная на других и на себя.

Агрессия вины — это невысказанная обида на обидчика, который когда-то нанес ущерб вашей самооценке, самоуважению и позитивному самовосприятию. Здесь речь идет о бессознательном восприятии, и если вы не можете точно сказать, в чем проблема, то конфликт остается в вашей психике, а все его участники со своими ролями закрепляются на бессознательном уровне
Если после конфликта не произошло «отмщения» (например, конструктивного выяснения отношений), то, скорее всего, ваше бессознательное желание наказать врага будет преследовать вас, пока не найдет выхода.

Очевидные примеры открытой агрессии включают привычку критиковать других и желание быть правым и иметь последнее слово в любой ситуации. Такое поведение свойственно людям, внутренне презирающим право на ошибку, считающим слабостью даже малейшее несовершенство.
Нередко чувство вины сопровождается невыраженной агрессией. В случае с привычкой критиковать, когда мы видим ее очевидное проявление, подавленную агрессию не так легко распознать. Это может проявляться в виде легкой враждебности, конфликта на работе или агрессивного вождения, но иногда подавленные эмоции могут проявляться парадоксальным образом.

Например, через чрезмерное дружелюбие или страх выразить недовольство, боязнь отстаивать свои потребности, добиваться своего, вести конструктивный спор. Страх быть отвергнутым приводит к страху постоять за себя.

Страхи
Другими, не столь очевидными способами чувство вины проявляется в высокой тревожности.

Все мы испытываем тревогу в определенные периоды жизни: из-за болезни близких, на работе в конфликте с коллегами, при получении печальных новостей и т.п. Но у здорового человека тревога соответствует ситуации и со временем проходит.

Под высокой тревожностью понимается широкий спектр стрессовых состояний, которые трудно контролировать и иногда трудно понять («Что-то меня беспокоит, хотя объективно в жизни все хорошо»).

Три чувства вины

Три чувства вины преследуют человека на протяжении всей его жизни: реальная вина, иррациональная вина и экзистенциальная вина.

Рациональное чувство вины имеет огромное значение. Она отражает реальность, говоря человеку, что он или она причинили вред другим. Рациональное чувство вины сигнализирует человеку, что ему необходимо исправить свое поведение. Человек, способный испытывать рациональное чувство вины, может использовать это чувство как руководство для нравственного поведения. Способность испытывать рациональное чувство вины позволяет регулярно анализировать свои ценности и стараться жить в соответствии с ними, насколько это возможно.
Рациональное чувство вины помогает человеку исправлять свои ошибки, поступать нравственно и проявлять инициативу. Рациональное чувство вины — хорошее подспорье для того, чтобы относиться друг к другу доброжелательно и великодушно. Рациональное чувство вины — это определенно человеческое состояние. Каждый человек совершает агрессивные действия или имеет морально неоправданные агрессивные мысли. Когда это происходит, люди испытывают настоящее чувство вины; они чувствуют себя неловко, потому что нарушили свои собственные этические нормы. Рациональное чувство вины побуждает их как исправлять свои ошибки, так и быть великодушными по отношению к другим.
Рациональное чувство вины — это реалистичная реакция на вред, фактически причиненный другим, оно всегда пропорционально реальному размеру вреда и уменьшается, когда человек прекращает вызывающее чувство вины поведение и исправляет свои ошибки.

Чувство иррациональной вины возникает в детстве. Дети часто считают, что они являются причиной проблем, над которыми они не имеют реального контроля.

Экзистенциальному чувству вины Ялом отводит совещательную роль. Как распознать свой потенциал? Как распознать его, когда мы сталкиваемся с его проявлением? Как распознать, что мы сбились с пути? — таков вопрос Ялома. Ответы на эти вопросы он черпает из трудов М. Хайдеггера, П. Тиллиха, А. Маслоу и Р. Мэя. «Чувством вины! Страхами! По зову бессознательного!». Вышеперечисленные мыслители согласны между собой в том, что экзистенциальная вина — это позитивная конструктивная сила, советчик, который возвращает нас к самим себе. Экзистенциальная вина универсальна и не является результатом невыполнения родительских предписаний, «а проистекает из того, что человек может рассматривать себя как личность, способную или неспособную делать выбор» (Р. Мэй). Таким образом, понятие экзистенциальной вины тесно связано с понятием личной ответственности. Экзистенциальная вина приходит к человеку, когда он осознает, что у него действительно есть обязательства перед собственным бытием, когда он осознает важность реализации потенциала, определенного его природой. Экзистенциальная вина не имеет ничего общего с культурными запретами или интроекцией культурных предписаний; ее корни лежат в факте самопознания. Каждый человек испытывает экзистенциальное чувство вины, даже если его природа меняется в разных обществах и в большей степени определяется самим обществом.
Экзистенциальная вина сама по себе не является невротической виной, хотя и имеет потенциал для трансформации в невротическую вину.

Иррациональное чувство вины

Чувство иррациональной вины возникает в детстве. Дети часто считают, что они являются причиной проблем, над которыми они не имеют реального контроля, включая разводы, скандалы членов семьи или их зависимость. Дети могут пытаться исправить свои ошибки, усердно заниматься самонаказанием или принять решение никогда больше никому не причинять вреда. Они начинают сторониться естественного самоутверждения, считая его опасной агрессией. Они также могут бояться, что другие будут сердиться на них за их поведение и попытки самоутверждения. Дети часто переносят такое иррациональное чувство вины во взрослую жизнь.
Человек, склонный к развитию иррационального чувства вины, не чувствует себя полноценным человеком. Его личность неприемлема — он чувствует свою вину. Переживание иррациональной вины может быть результатом угрозы лишения родительской любви, когда ребенку объясняют причинно-следственную связь между его неправильным поведением и угрозой. В этом случае угроза лишения любви становится сигналом для ребенка о том, что он совершил неправильный поступок по отношению к любимому человеку. Ребенок осознает, что его реальное или воображаемое плохое поведение стало барьером между ним и любимым родителем, что оно вызвало родительское отчуждение, что его поведение мешает нормальному взаимодействию с любимым человеком.
В некоторых случаях родитель вызывает в ребенке чувство вины за сам факт его существования («Если бы тебя не было, я мог бы добиться успеха», «Если бы ты не родился так рано, я мог бы учиться», «Если бы не ты, мне не пришлось бы жить с твоим отцом»). Таким образом, с самых ранних лет жизни у человека развивается иррациональное чувство вины за факт своего существования, которое в некоторых наиболее экстремальных вариантах может привести к лишению себя жизни. Такое отношение со стороны членов семьи часто передается из поколения в поколение, что становится социально опасным, поскольку такие люди сами становятся побудителями, заражающими других неудачей, неверием, разочарованием и конфликтами. Иррациональное чувство вины имеет столько же общего с виной, сколько высокомерие — со стыдом. В каждой из этих ситуаций человек пытается обойти проблему, а не перерасти ее.
Существует также тип иррациональных моралистов, которые пытаются сохранить свою моральную идентичность как самовлюбленных людей без всякого эгоизма. Они могут стать «праведниками» и убеждены, что овладели способностью заботиться о других. Они «исповедуют» свои добродетели (чего они не могут сделать без иррационального чувства вины), вместо того чтобы признать свои грехи. Иррациональное чувство вины иногда называют защитным чувством вины — оно помогает поддерживать идеальный образ самого себя, защищает от внутреннего напряжения. В некоторых случаях человек преувеличивает свою истинную вину. Одно из психологических объяснений этому следующее. Если я являюсь причиной какого-то события (даже плохого), то я не «пустое место», а что-то зависит от меня. То есть с помощью иррационального чувства вины человек пытается подтвердить свою значимость. Для него гораздо больнее признать, что он не имеет к этому никакого отношения, что он не может ничего изменить, чем сказать: «Это все из-за меня!
И. Ялом указывает на феномен невротической вины, которая «возникает из-за воображаемых преступлений (или незначительных проступков, которые вызывают непропорциональную реакцию) против другого человека, из-за древних и современных табу, родительских и социальных табу». «Справиться с невротическим чувством вины можно, прорабатывая собственную «плохость», бессознательную агрессивность и желание наказания.
Существуют хронически иррационально виноватые люди, обычно это чувство является тяжелым наследием эго-комплексного детства, но даже люди, не склонные к развитию подобных чувств, могут время от времени испытывать иррациональное чувство вины. Например, когда они сталкиваются с искусным нарциссическим манипулятором или психопатом, или когда конкретная ситуация, вызывающая это чувство, является психологическим напоминанием о прежних, ранее неосознанных проступках.

Страх осуждения

Как часто мы боимся оценок других людей. Мы беспокоимся о том, что скажут другие, что они подумают обо мне, мы хотим нравиться всем, мы хотим одобрения, и больше всего мы боимся отказа.

Откуда это берется? Из малых «кругов» — семья, класс, деревня, община, маленький город. В больших городах, где количество людей вокруг нас измеряется большими цифрами — страх осуждения и оценки не является нормой, но здесь ценится индивидуальность, смелость быть другим, отличаться, «быть собой».

Почему? Потому что малые системы закрыты и основаны на созависимости их членов. Изначально, когда люди жили «стаями», самым страшным было быть изгнанным, потому что это почти всегда означало смерть. «Только вместе мы сможем выжить». А «вместе» здесь означает равные, послушные, в гармонии.

Те, кто полагается на мнение других, боятся сказать «нет». Часто соглашение является формой самообороны. Но парадокс заключается в том, что те, кто говорит «да» всему и всегда, всегда находятся в рабстве и зависимости, их постоянно насилуют, и они жалуются, что живут не своей жизнью, а всегда под гнетом других людей, веществ или обстоятельств. Они не умеют говорить «нет» и должны сначала научиться этому.

Сказать «нет» — это простой способ защитить себя, свои интересы и границы своей личности. Воспитанные хорошие девочки и мальчики, когда вырастают, сталкиваются с парадоксальной жизненной необходимостью: чтобы стать хорошим — нужно перестать «быть хорошим».
Видите ли, вы не десять рублей, чтобы всем нравиться.

«Да» и «Нет» — это два самых важных слова, а все остальные слова — это просто способ сказать «Да» и «Нет» по-другому или чуть более подробно. Научившись говорить «нет» без страха или вины, вы обретаете свободу быть самим собой.

Но вернемся к страху осуждения.
Правда в том, что когда кто-то говорит вам, что «вы ему не нравитесь» — он говорит не о вас, а о своих чувствах. Так работают все прилагательные и их сравнительные формы — они субъективны.
Говоря «хорошо», я выражаю себя, свое чувство, которое зависит в первую очередь от того, как я себя чувствую. Когда я чувствую себя хорошо, удовлетворена, мне все нравится, и я хочу обратить внимание на красивые вещи, я ищу красивые вещи. Но когда я чувствую себя плохо, все вокруг меня темнеет. По этой причине «красота — в глазах смотрящего».
Внимание организовано так, что мы видим только то, что ищем. Это заставляет вспомнить старую поговорку: «Свинья может найти грязь где угодно»).

Как только вы начнете это понимать, страх перед чужим мнением, зависимость от признания и иллюзия, что если вы станете лучшим — то понравитесь всем, вы сможете вздохнуть с облегчением).

Поэтому те, кто имеет смелость быть самим собой, становятся «лучшими».
Все люди условно делятся на тех, кто хочет быть как все — 45% (они носят короткие волосы, например), тех, кто хочет быть другим — 45% (они самовыражаются, наоборот, носят длинные волосы), и тех, кто хочет быть самим собой — 10% (их еще называют лидерами мнений) — они способны придумывать новые тенденции, они нам нравятся, они нас впечатляют, мы им подражаем и следуем за ними.
Потому что свобода истинного самовыражения основана на смелости быть самим собой.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Предмет теоретической психологии
  2. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований
  3. Психика и сознание
  4. Методы исследования возрастной психологии
  5. Мышление дошкольника
  6. Факты сознания
  7. Межличностные отношения в коллективе
  8. Божович Лидия Ильинична, советский психолог — Новаторство в изучении проблематики самосознания, самооценки, эмпатии личности
  9. Оксфордский тест анализа личности
  10. Особенности психической средовой дезадаптации у несовершеннолетних с аномалиями в сфере характера