Для связи в whatsapp +905441085890

Психология больших социальных групп — Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений

Большие группы организованы структурно и функционально. Их не следует путать с массовыми сообществами (молодежь, подростки, женщины, мужчины, профессиональные сообщества).

Социально-психологическими регуляторами жизнедеятельности больших групп являются групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным духовным лагерем, имеет групповую психологию.

Этническая группа или этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, духовного склада, поведенческих характеристик, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этнические группы могут утратить единство территории, но сохранить свой язык, нормы поведения, обычаи, привычки и культуру. Этнические группы характеризуются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, в основе которого лежит идея общего происхождения всех представителей конкретного этноса, общего исторического опыта предков. На самом высоком уровне развития многие этнические группы образуют стабильную социально-экономическую единицу.

В соответствии с положением больших социальных общностей в системе общественного производства выделяются социальные классы (лат. classis — категория). Существование классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, разделением организаторской и исполнительской деятельности.

Разница между классами проявляется в образе жизни, социально-психологическом составе, типичных нормах поведения. В то же время большие группы являются частью единого общества и несут в себе общие черты конкретного общества, которое действует по принципу социального партнерства всех общественных структур.

Стихийные группы и массовые движения — это кратковременное объединение большого количества людей, часто с очень разными интересами, по определенной причине, которое демонстрирует некоторые общие действия.

Основным фактором формирования стихийных групп является общественное мнение, которое выражает массовое сознание общества. Она формируется по поводу отдельных событий, достаточно подвижна и быстро меняет свои оценки под влиянием новых, часто кратковременных обстоятельств.

Толпа образуется на улице из-за самых разных событий: ДТП, недовольство действиями представителя власти или просто проходящего мимо человека. Основным фоном поведения толпы является стихия, которая часто приводит к агрессивному поведению.

Толпа обычно описывается как более устойчивое образование с довольно нечеткими границами. Толпа — это не обязательно сиюминутное образование (как толпа). Она вполне может быть организованной (определенные слои населения собираются для проведения акции, т.е. демонстрации, собрания и т.д.). Здесь больше роль организаторов: они обычно не выдвигаются в момент начала акции, а известны заранее: Они являются лидерами тех организованных групп, которые участвуют в конкретной массовой акции. В действиях масс становятся яснее конечные цели и тактика поведения. В то же время, масса, как и толпа, весьма неоднородна и поэтому весьма нестабильна.

Публика — это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-либо зрелищем. В закрытых помещениях аудитория называется слушателями. Элемент спонтанности менее выражен в публике, поскольку она собирается ради общей и заранее определенной цели, и поэтому более управляема. Однако в то же время здесь действуют и законы толпы; достаточно одного инцидента, чтобы стать неуправляемым (Страсти болельщиков на футболе и их последствия).

Психология больших социальных групп - Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений

Феномен толпы, психология стихийных массовых явлений

Большая социальная группа обладает следующими основными характеристиками:

включает значительное число членов;

характеризуется отсутствием принудительных личных контактов между ними;

имеет относительно более низкую степень внутренней сплоченности и организованности.

К типам групп относятся:

Профессиональные группы (шахтеры, военнослужащие, врачи и т.д.).

этнические группы (русские, татары, башкиры, удмурты и т.д.)

социально-демографические группы (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди и т.д.).

В социальной психологии принято делить большие социальные группы на два типа. Основанием для такого разделения является характер новых социальных связей между группами и внутри группы. 1) Первый тип включает людей, объединенных в группы объективными отношениями, которые существуют независимо от их сознания или воли. 2) Во втором случае речь идет о группах, образованных в результате сознательного объединения людей. Если мы примем это деление, то первые будут называться объективными макрогруппами, а вторые — субъективными психологическими группами.

По времени существования большие группы (классы, партии) существуют долго, а большие группы (собрания, аудитории, толпы) существуют короткое время.

Существуют организованные группы (партии, профсоюзы, толпы). Некоторые большие группы формируются спонтанно (толпы), другие намеренно организуются (партии, профсоюзы).

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последней определяется внутренними правилами группы. Большие социальные группы можно разделить на группы, основанные на наличии определенных общих характеристик и механизма связей со своим сообществом. Г. Г. Дилигенский классифицирует два типа социальных групп. Первый тип — это объединение людей, которые имеют общий объективно существующий и социально значимый признак. Это может быть, например, демографическая характеристика. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, образующие их, сознательно стремятся к единству. Примерами таких групп являются религиозные группы, партии, профсоюзы и общественные движения.

Регулярные (партии, профсоюзы); иррегулярные (Общественные — большая социальная группа с определенными правилами поведения, функционирующая на уровне общественного договора. Толпа — большое нерегулируемое сообщество, не имеющее внутренней структуры, но имеющее схожие интересы. Толпа — нерегулируемая большая социальная группа, объединенная только центром внимания, эмоцией, распространяющейся путем заражения (бессознательное восприятие и воспроизведение эмоций)).

Типы толпы:

  • Активные (приобретательские, панические, агрессивные)
  • Пассивный (случайный, эмоциональный, эпизодический).

Психологическое воздействие — это влияние на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не действие непосредственно на организм человека или объективную окружающую ситуацию.

Феномен толпы: Фрейд считал идентификацию с лидером самым важным психологическим механизмом, объясняющим поведение индивида в толпе. Для членов толпы лидер представляется «отцом», и, идентифицируясь с ним, они отказываются от собственного эго или суперэго и передают соответствующие функции лидеру. Члены толпы становятся полностью зависимыми от решений лидера и выполняют все его указания.

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп

Проблемы исследования:

  • Определение объекта исследования.
  • Методологические проблемы исследования.

Отличие больших групп от малых в том, что в больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения: Обычаи, традиции, в целом образ жизни группы. Существует также специфический язык.

Структура психологии больших социальных групп. Влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей, которое достигается 2 путями: через личный жизненный опыт и через общение.

Проблема взаимосвязи между психологическими характеристиками большой группы и сознанием каждого индивида в ней. Психологические характеристики группы представляют собой нечто типичное для всех индивидов. Но это не сумма характеристик, присущих каждому человеку.

Методы исследования:

  • Этнография — анализ продуктов культуры.
  • Сравнительные кросс-культурные исследования
  • Традиционные социологические методы, включая статистический анализ.

Гюстав Лебон (1841-1931) считается основателем «массовой психологии».

Основной позицией Лебона является идея о том, что современность — это эпоха значительных изменений. И самым важным фактором этих изменений является невиданное в истории мощное влияние масс на общество. Все развитие цивилизации, все великие исторические потрясения связаны с изменениями в сознании людей. Сила вмененных идей чрезвычайно велика, и она определяет поступки людей. И в то же время Французская революция показала, что нельзя изменить общество только по велению чистого разума. В обществе распространяются новые идеи, связанные с интересами масс, и именно распространением этих новых идей объясняется рост власти масс. Но массы не только знают об этих идеях через свои организации, они пытаются влиять на власть, пытаясь реализовать свои идеи. «В то время как все наши старые убеждения колеблются и исчезают, старые столпы общества рушатся один за другим, власть масс представляет собой единственную силу, которой ничто не угрожает и значение которой все возрастает. Грядущая эра станет поистине эрой масс.

Если раньше главной ролью масс было разрушение устаревших цивилизаций, поскольку власть масс всегда направлена на разрушение, то теперь массы диктуют поведение политиков. «Божественное право масс должно заменить божественное право королей».

Главный вклад Лебона заключается в том, что он показал, что толпа — это не совокупность отдельных людей, а нечто принципиально иное. Толпа — это единое целое, единое существо, наделенное собственной коллективной душой. Характеристики толпы не имеют ничего общего с характеристиками составляющих ее людей. Это не сумма индивидов, не усредненная сущность этих отдельных индивидов. Образ жизни человека, его род занятий, его умственное развитие не имеют никакого отношения к природе Толпы, потому что Толпа имеет коллективную душу, которая определяет ее действия, чувства и мысли, и это не имеет ничего общего с тем, как бы вел себя или чувствовал отдельный человек. Толпа — это временный организм, наделенный коллективной душой. Это одухотворенная толпа, состоящая из разнородных элементов. «Самые несхожие люди могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами… Между великим математиком и его сапожником может быть довольно большая пропасть в плане интеллектуальной жизни, но в плане характера между ними часто нет или почти нет разницы. Эти общие черты характера, которые контролируются бессознательным,? собираются в толпу… Гетерогенное тонет в гомогенном, и преобладают бессознательные качества». Именно исчезновение сознательной личности в толпе и общая направленность чувств людей, объединенных в толпу, составляют характерные черты толпы. Другими словами, это специфические качества, которые привносит толпа, отличающиеся от качеств отдельного человека.

Толпа и публика как большие группы

Известный французский социолог Габриэль Тарде (1843-1904) также изучал феномен толпы почти в то же время, что и Лебон. Он обращает внимание на то, что толпа сама по себе привлекательна, более того, как он выражается, обладает определенным чарующим эффектом. Он различает такие понятия, как толпа и публика, и, в отличие от Лебона, считает современность веком публики. По его мнению, толпа как социальная группа принадлежит прошлому, это нечто низшее. Под общественной сферой он понимает «чисто духовное коллективное целое», в котором индивиды не собраны вместе, как в толпе, но, хотя физически отделены друг от друга, связаны духовными узами, а именно общностью убеждений и страстей. Аудитория, утверждает Тарде, гораздо шире и многочисленнее, чем толпа. Появление печати, и в частности газет, произвело своего рода революцию в облике и роли публики. Массы людей стали читать те же газеты, сидя дома, испытывая схожие чувства. Периодическая печать занимается теми же насущными проблемами. Появление публичности подразумевает большее интеллектуальное и социальное развитие, чем формирование толпы.

Если возникновение публичной сферы связано с основанием книгопечатания в XVI веке, то в XVIII веке возникает и развивается «политическая публичная сфера», которая вскоре «всасывает, подобно реке с ее притоками, всевозможные другие публики: литературную, философскую, научную….. И это начинает иметь значение только как следствие жизни в толпе». Революция не только до крайности активизировала толпу, но и породила небывалое обилие «жадно читаемых газет». В то время о существовании такой публики можно было говорить только в отношении Парижа, но не в отношении провинций. И только «наш век, с его возможностями усовершенствованного передвижения и мгновенной передачи мысли на любые расстояния, позволил нам придать различным видам публики ту безграничную широту, на которую она способна, и в этом заключается ее резкое отличие от толпы». Толпа не может превышать определенные пределы, иначе она перестает быть единым целым и не может заниматься той же деятельностью. А сочетание печати, железных дорог, телеграфа и телефона сделало публику настолько многочисленной, что мы говорим уже не об эпохе толпы, а об эпохе публики.

Толпа обнимает человека целиком, она более эмоциональна, чем публика, поэтому более нетерпима. Падение публики в толпу очень опасно для общества. Лидер воздействует на толпу более эмоционально и быстро, но влияние публициста длится дольше. Если толпа неизменна в своих характеристиках, то публика восприимчива к изменениям. Социалистическая общественность во времена Прудона и в конце девятнадцатого века довольно сильно изменилась. Роль публицистов постоянно возрастает; они создают общественное мнение, не говоря уже о постоянно растущем приливе прессы. Общественность никогда не была международной, в то время как современная общественность постоянно интернациональна. Публика, по мнению Тарде, менее слепа и гораздо более долговечна, чем массы.

Это, так сказать, конечное состояние, в котором происходит слияние религиозных, политических, национальных групп. По его словам, аудитория — это огромная, рассеянная толпа с неопределенными и постоянно меняющимися контурами, внушаемая издалека. Но в то же время зрители и толпа зеркально отражают друг друга, заражаясь одними и теми же мыслями и страстями.

Лебон, говоря о заражении, происходящем в толпе, обращает внимание на подражание. Тарде, характеризуя толпу и зрителей, уделяет особое внимание моменту подражания. В целом это одна из основных идей его социологических теорий, которой он посвятил отдельную работу «Законы подражания». Он воспринимает общество как имитацию, а сама имитация выступает как своего рода сомнамбулизм. Он считал, что любой прогресс, не исключая и прогресс равенства, достигается путем подражания, повторения. Эта характеристика особенно ярко проявляется при изучении поведения толпы, публики.

Психология межгрупповых отношений

Психология межгрупповых отношений — одна из самых молодых и быстро развивающихся областей социальной психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и особенно межгрупповой агрессии можно найти в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одну из причин этого специалисты видят в традиционной для социологической науки специфике объекта исследования. Между тем, рассмотрение проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Учитывая специфику предмета социальной психологии, Б.Ф. Поршнев (1979) указывает, что социальная психология может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины только в том случае, если исходной единицей психологического знания становятся не отношения между индивидами, а отношения между общностями.

Б.Ф. Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого означает выход за рамки индивидуально-психологического исследования, является общность, понимаемая не только как социальная объективация, но и как субъективное психологическое объединение людей. По мнению Б.Ф. Поршнева, общая теория социальной психологии есть не что иное, как всесторонний психологический анализ этого центрального понятия — понятия общности. Б.Ф. Поршнев выделяет в качестве психологического корня формирования общности не межличностные отношения и взаимодействия, которые складываются между отдельными индивидами и объединяют людей в группы, а отношения между группами, построенные по типу противопоставления и обособления, которые составляют основу группового самосознания и чувства общности.

Объединение людей в сообщество, происходящее как процесс обособления и противопоставления себя внешней социальной среде одновременно со сходством и единством сообщества внутри, является универсальным социально-психологическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами — социальные отношения. В то же время социально-психологические общности или «сцепки» являются, по меткому определению автора, своеобразной формой, которая наполняется объективным социальным содержанием в определенных экономических и социально-исторических условиях.

Выделение этих двух процессов или тенденций — дифференциации и интеграции — в социально-психологических явлениях проводится многими авторами. Однако содержание этих процессов с точки зрения характеристик межгрупповых отношений, их соотношения друг с другом и особенностей динамики требует серьезного уточнения.

Понятие межгрупповой дифференциации относится к социально-психологическим процессам межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанным с выявлением различий между своей и другими группами. В.С.Агеев и А.А.Сыродеева используют этот термин для определения таких процессов и явлений, в которых существует тенденция к выделению собственной группы как самостоятельного образования со специфическими характеристиками. Понятие межгрупповой дифференциации является одним из центральных в теории межгрупповых отношений Г. Тэджфела и Дж. Трнера, где оно используется в сочетании с понятиями социальной категоризации, идентификации и сравнения. По мнению Г. Тадгфела, совокупность вышеупомянутых когнитивных процессов, связанных с осознанием индивидом своей принадлежности к группе, отличающейся от других, является минимальной предпосылкой для установления позитивно оцениваемых различий в пользу ингруппы, то есть возникновения межгрупповой дискриминации в форме фаворитизма ингруппы и враждебности аутгруппы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Природа человеческих способностей
  2. Большие социальные группы — Характер и типы больших социальных групп
  3. Критика основных теоретических положений психологии сознания
  4. Особенности развития и диагностика наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями зрения — Теории мышления тифлопсихологии
  5. Когнитивная социальная психология
  6. Психологические защиты личности
  7. Психологические особенности возрастных групп
  8. Примеры невербальной коммуникации
  9. Виды психических процессов: воля
  10. Должностная инструкция психолога и специфика работы в интернатных учреждениях