Для связи в whatsapp +905441085890

Психология и педагогика игры — Понятия игра и педагогическая игра

Мы определяем игру как вид деятельности, направленный на отдых и приобретение социального опыта в созданных для этого условиях.

Одной из функций игры является социализация — формирование личности. По мнению Э. Эриксона, основным видом деятельности в детстве является игра. Дети легче усваивают новые знания, когда они занимаются привычной деятельностью. Следовательно, использование игровых технологий в обучении является эффективным способом развития новых знаний у учеников.

Игровая технология обучения — это заданная ситуация, основанная на социальном опыте. Создавая условия и обстоятельства, приближенные к реальности, можно развить у обучающегося новые качества, навыки и умения, что является основной задачей образования.

Использование игровых технологий возможно не только при обучении младших школьников, но и при обучении старших школьников, и различные виды игровых технологий делают это возможным. Использование игровых технологий позволяет ученикам заниматься интересной и увлекательной работой. Эмоциональный характер игровой деятельности активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Актуальность темы определяется тем, что одна из задач современного образования состоит в том, чтобы ученик не усваивал новые знания от учителя, а находил их самостоятельно, под руководством учителя. Игровые технологии позволяют создать условия для самостоятельного поиска необходимой информации.

Вопрос развития теории игр не нов, а интерес к изучению этой темы обусловлен тем, что игры как метод обучения являются одним из наиболее широко используемых методов в современных школах.

Психологические механизмы игровой деятельности основаны на базовых потребностях личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самоактуализации.

Способность к игре не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Содержание детских игр эволюционирует от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим межличностные отношения, и, наконец, к играм, в которых основным содержанием является подчинение правилам социального поведения и межличностных отношений.

Особую роль в возрастной периодизации детей играет исполнительская деятельность, которая в каждом возрасте имеет свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и развиваются соответствующие ментальные реформации. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровые технологии входят в комплекс современных педагогических технологий.

Современные игровые технологии в школах используются в различных областях. Она может использоваться как самостоятельная технология при изучении предметов и разделов школьных дисциплин, может применяться в комплексе с другими педагогическими технологиями, а также на самостоятельных уроках. Уроки с использованием игровых технологий могут быть разных типов: изучение нового материала, изучение новой темы, урок закрепления, комбинированный урок. Его также можно использовать во внеклассной работе.

Психология и педагогика игры

Понятия игра и педагогическая игра

Необходимо проводить различие между понятиями игры и образовательной игры. Образовательные игры имеют специфическую особенность: у них есть определенная цель обучения и соответствующий результат. Образовательные игры имеют образовательную и познавательную направленность.

В соответствии с характером педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • образование, обучение, контроль и обобщение;
  • когнитивные, образовательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные и творческие игры;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

В соответствии с характером игровых режимов:

  • Предметно-ориентированные;
  • Действия;
  • Ролевые;
  • Оперативный;
  • Имитационные игры;
  • Игры-драматизации;
  • Игры дифференцированы по темам во всех школьных предметах.

Образовательные игры имеют четкую цель. Педагогические цели очень разнообразны. Определены следующие целевые ориентации:

  • Дидактика: расширение восприятия, познавательной активности; применение знаний в практической деятельности; развитие определенных навыков и умений, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных навыков и умений; развитие готовности к работе.
  • Воспитание: воспитание самостоятельности, воли, выработка определенных установок, взглядов, моральных, эстетических и поведенческих форм; сотрудничество, коллективизм, общительность, коммуникабельность;
  • Развитие: внимания, памяти, речи, мышления, сравнения, контраста, умения находить аналогии, воображения, фантазии, креативности, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
  • Социализация: изучение норм и ценностей общества; адаптация к условиям окружающей среды; борьба со стрессом, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
  • Игровая деятельность, основанная на базовых потребностях человека. Независимо от возраста человек нуждается в самовыражении, самоактуализации и самореализации. В игре человек стремится выразить эти качества.

Игра относится к одной из форм психогенного поведения, т.е. действия человека в игре определяются его внутренним душевным состоянием, внутренними потребностями и способностями.

Игра также выполняет функцию социализации, благодаря которой ребенок приобретает социальные установки, принципы, стереотипы и ценности, принятые в обществе.

Как образовательный метод, игра может применяться для всех возрастов, но она имеет свои специфические особенности. Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Поэтому занятия в дошкольных учреждениях чаще всего строятся на основе игровой педагогики.

Именно в дошкольном возрасте развивается способность к обучению. Игра — самый эффективный метод. К трем годам ребенок начинает понимать и выражать свои чувства. Ребенок начинает интегрироваться в социальную среду.

При обучении детей младшего школьного возраста учитываются возрастные особенности. Дети легко вовлекаются в любую деятельность и умеют работать в группах.

Подростковый возраст характеризуется потребностью в самовыражении, создании собственного мира и живым воображением.

В средней школе акцент делается на самовыражении перед обществом. Игровые стили больше сосредоточены на высказывании, отстаивании собственной точки зрения.

Функции игры

В старшей возрастной группе основной формой игрового обучения является деловая игра. Деловые игры используются для решения сложных задач изучения нового материала, закрепления материала, развития творческих навыков, развития общих учебных навыков, позволяют студентам понять и изучить учебную программу с разных позиций. В учебном процессе используются различные варианты деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, бизнес-театр, психо- и социодрама.

Обязательным условием использования игрового метода в обучении является умозаключение учителя, который должен установить факты, отметить ошибки и сформулировать итог урока.

Специфика игры как метода обучения заключается в ее двойственности. Игрок выполняет реальную деятельность, но в то же время эта деятельность условна. Психологический стресс снимается, так как обучающийся может повторить игру несколько раз, учитывая свои ошибки. Специфика игры также включает в себя активность участников, чем они активнее, тем лучше достигаются цели игры. В игре всегда ставится проблема, которую участники должны решить. Поиск решений ведется с использованием новых и ранее приобретенных знаний, стимулируется мозговая деятельность. Все игры носят творческий характер, и учащийся проявляет воображение и креативность при выполнении поставленных перед ним задач.

В.В. Петрусинский определяет следующие функции игры:

  • обучение — приобретение знаний, закрепление, развитие навыков и умений, включая общую подготовку, память, внимание, мышление;
    развлечение — создание благоприятной атмосферы в классе;
  • коммуникативные — объединение учащихся, создание эмоциональных связей
  • релаксация — для снятия напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему во время занятий
  • психотехнические — развитие навыков подготовки к более эффективной деятельности в собственном физиологическом состоянии.

В.В. Петрусинский также предлагает классификацию игр, используемых в образовательном процессе:

  • обучающие игры — это игры, которые способствуют усвоению текстовой информации, развитию навыков и умений, необходимых для оптимального обучения, развивают восприятие, внимание, память;
  • игры в помещении и на улице — эти игры призваны способствовать психофизиологической релаксации, стимулировать творческую активность и поощрять работу в команде;
  • социально-психологические ролевые игры — игры, направленные на отработку различных социальных функций, социокультурных норм;
  • психотехнические игры — групповые процедуры обучения упражнениям, направленным на развитие различных психических функций — внимания, памяти, воображения, эмпатии.

Имитационная игра — это активная, самостоятельная деятельность по моделированию конкретных систем и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих системах.
Таким образом, игровые технологии являются одним из наиболее часто используемых инструментов в современных школах для обучения детей. Приобретение и закрепление знаний учащихся происходит в специфической для детей деятельности — игре.

Теория игры в истории

Игру как специфическую форму взаимодействия человека с окружающим миром начали изучать еще в античности. Игра посвящена их научным трудам, как таких философов, как Платон, Аристотель, Гераклит.

Греческие философы рассматривали игру не только с социальной, но и с политической и культурной точки зрения. Они определили его образовательную, эстетическую и этическую ценность.

Платон считал игру одним из полезных занятий. Размышляя об игре в своем проекте идеального государства, Платон приходит к выводу, что игра — это человеческое существо, пусть и не автономное, подчиненное существо, игра — достойное занятие для человека. «Человек, — пишет Платон в «Законах», — является своего рода придуманной игрушкой Бога, и в сущности это стало его лучшей целью…». Человек должен жить, играя ‘…’. Что это за игра? Жертвоприношения, песни, танцы, чтобы завоевать расположение богов игрой и жить в соответствии с качествами своей природы, ибо люди в основном младенцы и мало причастны к истине».

Аристотель считал игру важнейшим элементом воспитания детей, полагая, что именно через игру ребенок познает мир и совершенствует свои навыки в свободной форме. Аристотель не связывал игру со всеми формами человеческой деятельности, как это делал Платон, а рассматривал ее как развлечение.

Аристотель отмечал, что словесные игры развивают интеллект.

Римский философ Квинтилиан также отмечал пользу игр для обучения. В своем трактате «Воспитание оратора» он рассказал о пользе игр в обучении чтению.

Так, выдающиеся философы древности (Платон, Аристотель, Квинтилиан и другие) определяли игру как средство эстетического, интеллектуального и физического воспитания ребенка. Поэтому в древности игра использовалась как метод обучения.

Средние века характеризовались негативным отношением к игре, что сделало почти невозможным для человеческой мысли сосредоточиться на изучении этой деятельности. Именно в средние века в Западной Европе возникла так называемая драматизация игр как средство изучения латыни и как средство образования. Уже в 13 веке в некоторых аббатствах школьники участвовали в театральных представлениях: они разыгрывали мистерии на латыни.

Ренессанс ознаменовался возвращением пьесы. Школы начинают активно использовать пьесу в качестве метода обучения.

В XVI и XVII веках идеи эпохи Возрождения об эффективности игрового метода в обучении продолжали жить. В середине XVI века французский философ-гуманист Мишель Монтень опубликовал свое сочинение «Эссе». Монтень признает важность игры в воспитании детей, утверждая, что игра и физические упражнения необходимы перед любым методом обучения и должны играть важную роль в воспитании и образовании ребенка. «В детстве мне внушали отвращение к уродливым трюкам и уловкам, используемым в играх (и действительно, следует отметить, что для детей игры — это не игрушки, а самые серьезные вещи)».

Английский философ Джон Локк развил теорию игр дальше. Образовательные идеи английского Просвещения сыграли важную роль в развитии педагогики в XVIII и XIX веках. Он теоретически обосновал организацию развития ребенка в своем труде «Мысли о воспитании» (1693). Взгляды Локка на игру были развиты Ф. Фребелем, который считал, что, наблюдая за игрой ребенка, можно узнать о его характере и наклонностях.

В последней трети 19 века интерес к игровой деятельности возрос, появились первые научные теории. Игра рассматривается как средство развития навыков и способностей, необходимых для психофизического и личностного развития. Именно через игру ребенок знакомится с обществом. Таким образом, игра рассматривается как способ развития способности к обучению.

Значение игры

Теорию игр в отечественной педагогике разрабатывали Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, С.Т. Щацкий, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и другие известные педагоги.

Д. Б. Эльконин в своей работе «Психология игры» рассматривает вопрос о времени и предпосылках развития игры. Согласно одному из предложенных и вариантов, игра возникла на заре человечества, она была одной из ведущих форм деятельности первобытного человека. Когда охота была неудачной, пещерные люди заново разыгрывали сцену охоты, чтобы отработать свои действия для следующей охоты.

Д.Б. Эльконин рассматривает детскую игру со следующей точки зрения. Игра рассматривается как «форма жизни ребенка и особая деятельность по ориентировке в мире человеческих поступков, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности». Отвергая биологическую теорию игры, он рассматривает игру как особую деятельность, в которой воплощаются отношения ребенка с самим собой и окружающим миром.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своей работе «Антропология» размышлял об особенностях детской игры. Он считал, что в игре развивается не часть характера человека или какие-то его навыки, а весь человек в целом, его сердце, воля, разум. Учитель, наблюдающий за ребенком в игре, видит и отчасти понимает «всю душу жизни ребенка». Ушинский отмечает, что «это верно в двойном смысле: не только игра является выражением склонностей ребенка и относительных сил его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие способностей и склонностей ребенка, а значит, и на его будущую судьбу», тем самым указывая на прогностический характер игры. Только свободная, творческая деятельность ребенка может считаться игрой. Влияние взрослых на игру должно быть ограничено. Игра, по Ушинскому, — это не развлечение и не деятельность по принуждению взрослого. «Придумывать свой собственный цикл игр и занятий, как это делал Фрёбель, слишком обременительно, они придумываются взрослыми, а не создаются самими детьми, и всегда несут на себе печать искусственности, как и подражание народным песням. Современная педагогика не учитывает мнение воспитателя, и сейчас обучение в дошкольных образовательных учреждениях строится на игре. Творческая игра постепенно заменяется дидактической. Главными ценностями игры Ушинский считает свободу, творчество (креативность) и активность.

Игра — это деятельность, осуществляемая в определенных условиях, целью которой является эмоциональное, интеллектуальное и моральное развитие личности и выявление ее способностей.

Ценность игры велика. Игра — это развлечение и отдых, но также и способ обучения.

Теория игр прошла долгий путь в зарубежной психологии и педагогике. Существуют различные подходы к пониманию игры: физиологический, биогенетический, социальный, психотерапевтический, культурный.

Как в отечественной психологии, так и в педагогике выделяются различные взгляды на ценность детской игры. В 1930-х годах игра использовалась как метод обучения, но не получила дальнейшего развития. В настоящее время игровой метод является основным в обучении дошкольников, он широко используется в школе при изучении многих дисциплин, а также при получении профессиональной подготовки. Эффективность этого метода обучения обусловлена тем, что в игре ребенок легко усваивает материал и в созданных для этого условиях применяет его на практике, не боясь ошибиться, так как в любой момент может исправить свою ошибку. Имитация и деловые игры особенно важны при подготовке специалистов.

В современной школе игры делают процесс обучения более активным и интересным для учащихся.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общая педагогика
  2. Методы обучения в дидактике
  3. Правовое, экономическое воспитание
  4. Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией
  5. Вальдорфский детский сад
  6. Система воспитания патриотизма в человеке
  7. Сущность образовательного пространства педагога
  8. Необходимость и цели эстетического воспитания
  9. Внедрение образовательных технологий
  10. Социальная педагогика Макаренко