Для связи в whatsapp +905441085890

Психология рисунка — Исследования психологической диагностики

Психологический анализ рисунка как метод психологического исследования возник в первой четверти 20-го века. Трудно определить, кто из исследователей был первым. В 1913 году Э. Торндайк провел работу по классификации рисунков и их качественной оценке. В 1921 году К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры детей в возрасте от трех до четырнадцати лет. В работе Ф. Гудинафа использовался тест «Нарисуй человека». Затем появились другие тесты, в частности «Тест дерева» К. Коха, идея которого принадлежит Э. Хушеру, использовавшему рисунок дерева в качестве психометрического инструмента.

Использование тестов привело к появлению все новых и новых работ, содержащих более подробную информацию о тестах. К 1934 году Й. Шлибе собрал коллекцию рисунков деревьев, которая насчитывала более четырех с половиной тысяч рисунков. Согласно его указаниям, необходимо было изобразить «простое дерево», а затем последовательно «мертвое», «застывшее», «счастливое», «испуганное», «печальное» и «умирающее» дерево. В 1948 году Дж. Бич предложил испытательный дом. Дерево. Мужчина». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому испытуемому. Согласно книге, каждый рисунок — это автопортрет, детали которого имеют личное значение. В 1949 году была опубликована работа К. Коха, в которой содержится тщательный анализ, основанный на сравнении и сочетании признаков на рисунке. В 1978 году была опубликована работа Р. Стора, которая была основана на статистической проверке в ходе наблюдения за разновозрастной группой из восьмисот двадцати человек в возрасте от четырех до шестидесяти лет. На сегодняшний день интерпретация теста «Дерево Стора» является наиболее подробной. Тест «Нарисуй человека» также пересматривался несколько раз. В 1963 году Харрис предложил модификацию теста, которая включала рисование человека в трех вариантах — «мужчина», «женщина» и «автопортрет».

Психология рисунка - Исследования  психологической диагностики

Исследования психологической диагностики

В последние годы количество публикаций по анализу рисунков стремительно растет. В отечественной психологии графические тесты вызывают оправданный интерес. Появились исследования, которые позволяют распознать в рисунке ряд существенных для психологической диагностики признаков, таких как двигательные, личностные, интеллектуальные, опыт усвоения общечеловеческой культуры. Было показано, что возникновение и совершенствование отдельных элементов в рисовании отражает развитие специфических функций, связанных с изобразительной деятельностью, таких как восприятие, представление, сенсомоторная координация, а также общий уровень психического развития и наличие патологии. Несомненно, рисунок является одним из важнейших источников знаний о психике человека и служит для выявления, подтверждения и успешного использования разнообразной качественной и количественной информации в практике психодиагностического обследования.

Рисунок — это изображение, выполненное от руки графическими средствами (контурная линия, пунктир, пятно или их различные комбинации), и является мощным средством познания действительности. Существует множество разновидностей рисования, которые различаются по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и характеристикам исполнения. В рисовании процесс отражения человеком окружающего мира и своего внутреннего состояния, содержание воображения, фантазии. Рисунок отражает уровень развития воображения и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в суть явлений, духовного освоения природы, воплощения философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время, рисование — это еще и эстетическое явление, которое может оглядываться на тысячелетнюю историю. Рисование известно человечеству с древнейших времен. Предполагается, что человек впервые увидел рисунок углем на стене пещеры, отбрасывающий очертания теней, которые отбрасывали люди, сидящие вокруг костра. Рисунки различаются по методам рисования, темам, жанрам, содержанию, технике, настроению, композиции. Искусствоведы обращают больше внимания на эти особенности, а психологический анализ рисунка должен основываться на других показателях.

Добровольное и недобровольное рисование

Добровольное рисование — это рисование под контролем сознания, обычно на определенную тему, с определенной целью. Например, изобразить что-то, показать интерес другого человека к предмету рисунка и т.д. Непроизвольное рисование — это способ бессознательной саморегуляции. Рисование облегчает тягостное ожидание, выражает непроизвольное напряжение и может быть разряжено социально приемлемым способом. Непроизвольное рисование позволяет поддерживать душевное равновесие в ситуациях, когда личность находится под психологическим давлением. Более того, непроизвольное рисование — это способ самовыражения для каждого человека. С этой точки зрения, некреативных людей просто не существует. Непроизвольное рисование частично заменяет общение с другими людьми — появляется возможность общаться с одним из самых любимых и знакомых людей — самим собой. В непроизвольных каракулях находят выход наши бессознательные потребности, ожидания, мысли, чувства. Один и тот же рисунок будет получаться по-разному в зависимости от вашего настроения и текущих потребностей.
Психотерапевтический эффект понятен не только детям, которые в силу своего возраста любят рисовать и хотят рисовать, но и взрослым, многие из которых не брали в руки карандаш или кисть с тех пор, как окончили школу. Самовыражение, которое является неизбежным результатом рисования, приводит к воплощению мыслей, чувств, возможности взглянуть на них как бы со стороны, что приводит к психотерапевтическому эффекту. Деликатные расстройства, которые невозможно выразить словами, такие как сильная, тревожная тревога, мешающая жить, поддаются лечению с помощью рисунка.

Основы интерпретации рисунка

Сначала интерпретируется форма отпечатка. Сверхсильное давление (возможны отверстия в листе) — психическое давление. Сильный напор — амбиции, решительность. Слабое давление — неуверенность в себе, депрессия, возможно, хроническое заболевание.

Затем рассматриваются преобладающие линии. Горизонтальный — слабость, женственность, беспокойство. Отражают желание быть незаметным или даже покорным. Вертикальные линии: уверенность в себе, мужественность. Может указывать на решительность, вспыльчивость или даже агрессивность. Удлиненные линии указывают на импульсивный, возбудимый темперамент. Сплошные, вытянутые вертикальные линии характерны для людей с практичным темпераментом.

Кроме того, интерпретируется размер рисунков и почерка. Extra large — экспансивность, мания, стремление занять всю комнату. Маленький — астеничный, подавленный, скромный, даже неполноценный, низкая самооценка. Размер рисунка является довольно точным показателем состояния человека. В состоянии повышенного возбуждения рисунки крупнее, чем в подавленном состоянии.

Положение рисунка в пространстве подлежит интерпретации. Вверху — нереалистичный оптимизм, внизу — неуверенность, сбоку — желание получить поддержку, посередине — нормальное состояние души. При бессознательном рисовании можно проследить восходящее или нисходящее «движение» рисунков. Движение вверх указывает на высокий уровень надежды, оптимизма. Движение вниз указывает на растущую безнадежность и пессимизм. Испытуемые, разместившие рисунки посередине или вверху, чувствуют себя более уверенно, чем испытуемые, разместившие рисунки внизу листа.

Интересна интерпретация преобладающих цветов среди детей и взрослых. Предпочтение желтому цвету. У детей это показатель развитого воображения, мечтательности, непрактичности, предрасположенности к творческому и духовному. У взрослых (по Люшеру) — спонтанность, любопытство, склонность к планированию, мечтательность, решительность, оптимизм, инновационность.

Предпочтение фиолетовому цвету. У детей — показатель креативности, артистичности, мечтательности, развитого воображения, любви к прекрасному, ранимости. У взрослых — стремление к близости, мистицизм, фантазии, желание познать мир, слившись с ним.

Предпочтение красному цвету. Для детей — он показывает открытость, активность, живость и неугомонность, кипящую жизненную энергию. Для взрослых — интерес к внешнему миру, стремление к движению, активность в поведении, мышлении и чувствах, дух соперничества, стремление к успеху.

Предпочтение синего цвета. У детей: Признак перегрузки нервной системы, вызванной темпераментом и высокими требованиями. У взрослых — стремление к целостности, пассивность, высокая чувствительность, некоторая отстраненность, холодность, самообладание, склонность к эмпатии.

Предпочтение зеленого цвета. У детей — показатель того, что ребенок чувствует себя незащищенным и нуждается в любви матери. У взрослых — гибкость ума, желание и умение постоять за себя, напряженное состояние, желание оставаться на достигнутом уровне, претензия на роль основателя неоспоримых жизненных принципов.

Предпочтение оранжевого цвета. У детей — это показатель энергичности, активности, но в то же время неспособности найти выход для разрядки напряжения. Такие дети очень беспокойны, суетливы и крикливы.

Предпочтение коричневому цвету. У детей — показатель компенсаторных потребностей. Обычно проявлению таких потребностей предшествуют драматические события в жизни ребенка: неурядицы в семье, необходимость убежать от стихийных бедствий и несчастий, длительные болезни. У взрослых обостренное чувство «своих корней» — своего дома, своей семьи. Такие люди испытывают повышенную потребность в физическом благополучии, избавлении от проблем, вызывающих физический дискомфорт.

Предпочтение черному цвету. У детей — обычно показатель стрессового состояния, острого кризиса, свидетельствует о необходимости психологической помощи. У взрослых — отказ от всего, возможно, даже от собственной жизни. Выбирая черный цвет, личность показывает, что дела идут не так, как хотелось бы. Часто выбор этого цвета ассоциируется с суицидальными наклонностями.

Предпочтение серого цвета. У детей это показатель отчуждения от сверстников, желание быть «тихим», скромным, показатель замкнутости, иногда усталости. У взрослых это показатель желания остаться в одиночестве. Показатель нежелания заниматься, смотреть на все, включая собственные действия, со стороны.

Предпочтение белому цвету. У детей — показатель резкого внутреннего изменения, когда все «начинается сначала». Это происходит при резком изменении образа жизни, смене обстановки и т.д.

Необходимо учитывать цвет в жизни и культуре. В разных культурах цветам приписываются различные символические значения. Но существенные различия в значениях цветов видны при сравнении восточных и западных интерпретаций. Между тем, существуют и общие точки зрения на значения цветов. Например,

Красный цвет — ассоциируется во всем мире с властью, кровью, огнем, войной, переворотом.

Белый цвет — означает чистоту, незапятнанность, святость, что-то неземное. Продолжая эту серию, неизбежно приходишь к тому, что белый цвет может также означать небытие, смерть. У некоторых народов существует обычай хоронить в белых одеждах, в белых гробах, вывешивать траурные флаги белого цвета.

Черный цвет означает несчастье, печаль, горе. Также обозначает бездонность, великую тайну. Отсюда любовь как великая и непостижимая, сексуальность, плодородие и изобилие.

Желтый — это цвет солнца, зрелости. Но также в некоторых культурах — это цвет болезни (например, в Европе желтый крест — знак чумы), цвет ревности, а в Азии еще и цвет траура.

Синий цвет символизирует — во многих культурах — вечность, постоянство, расположение, верность. Сходство темно-синего с черным придает ему значение, которое объединяет людей.

Зеленый — символизирует молодость, надежду, жизнерадостность, незрелость. У некоторых народов (например, в Иране) зеленый цвет ассоциируется с несчастьем и печалью.

Стремится к взаимосвязи «цвет — сезон — темперамент». Предпочтения человека в выборе цветов зависят от времени года. Сами времена года также ассоциируются с определенными цветами.

Для европейца весна ассоциируется с желтым цветом. Лето ассоциируется с синим цветом. Осень ассоциируется с красным цветом. Зима ассоциируется с синим цветом.

Цвета, связанные с разными темпераментами

Относится к меланхолическому синему цвету. Это оказывает на него успокаивающее, расслабляющее действие. Красный, оранжевый и желтый цвета дают меланхолический импульс к действию.

Флегматик связан с зеленым цветом. Этот цвет обеспечивает баланс во внешнем мире. Некоторые флегматики предпочитают зелено-желтые, а некоторые сине-зеленые цвета.

Сангвиник связан с желтым цветом. Этот цвет оказывает на него оптимистическое воздействие, поднимает настроение, делает его дружелюбным. Другой цвет — фиолетовый. Этот цвет может слегка приглушить жизнерадостность и энергию сангвиника.

Холерик связан с красным цветом. Холерику нравится активность, стимулирующее начало этого цвета. Балансирующий умеренный темперамент синего и зеленого цветов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции
  2. Особенности пищевого поведения в зависимости от ценностных ориентаций у девушек-подростков
  3. Теории мышления
  4. Средства, используемые в невербальной коммуникации
  5. Дейл Карнеги — биография, библиография, авторский подход
  6. Развитие внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности
  7. Влияние ролевого поведения на взаимодействие супругов в конфликтной ситуации
  8. Новообразования в раннем возрасте — Когнитивное развитие ребенка дошкольного возраста. Восприятие, познание и память
  9. Психологические особенности системы обучения персонала в организации
  10. Проблема агрессии в социальной психологии