Для связи в whatsapp +905441085890

Психопатология обыденной жизни — Закономерность ошибочных действий

«Психопатология повседневной жизни» (1901-1904) — вторая большая работа Зигмунда Фрейда после «Толкования сновидений» (1899), подкрепляющая топологическую модель психики (сознательное / бессознательное / бессознательное) примерами проявления бессознательного в повседневной жизни.

Фрейд показал, что так называемый парапраксис — различного рода оговорки, промахи, проскальзывания, забывание, замена одного слова другим — не случайны и возникают в результате подавления мысли, которую человек хочет спрятать в бессознательном (репрессия).

Автор намеренно не ссылается на случаи из жизни своих пациентов, а ограничивается воспоминаниями из собственной жизни, а также из жизни своих друзей, которые, однако, оказываются более чем адекватными. Заметки и эссе на эту тему занимают главы I, II, III и V книги. Опубликованные под одной обложкой в 1904 году, они вызвали широкий отклик и стали одними из самых популярных работ автора среди широкой публики.

Фрейд предполагает существование двух интенций: сознательной и бессознательной. Когда они сталкиваются, ни одна из них не побеждает полностью, но находится некий компромисс, который проявляется как fehleistung — ошибочное действие. Вот три возможных варианта реакции человека на ошибку:

  • человек сам замечает это,
  • он/она выражает удивление, когда ему/ей указывают на это,
  • он/она полностью отвергает ошибку.

Конкретный вариант говорит о степени конфликта между сознательным и бессознательным.

Первый призыв Фрейда к серьезному, глубокому анализу правонарушений, выходящему за рамки поверхностных объяснений, был напрямую связан с его интроспекцией. Однажды он уже не мог вспомнить имя художника, автора знаменитых фресок в соборе маленького итальянского городка Орвието. Он знал имя художника, пытался вспомнить его, но вместо Синьорелли на ум упорно приходили два других имени — Боттичелли и Больтраффио. Несмотря на все свои усилия отбросить оба имени как ложные и вспомнить правильное имя художника, Фрейду так и не удалось извлечь из своей памяти то, что должно было появиться само собой. Только после того, как ему назвали правильное имя художника, он с некоторой досадой на себя, но без всякого сомнения, понял, что это Синьорелли.

Для другого человека забыть имя художника и вспомнить его неправильно было бы в худшем случае мелкой досадой, незначительным беспокойством по поводу его плохой памяти, а в лучшем — признанием недоразумения, на которое даже не стоит обращать внимания. Но Фрейд, который был искусен в эпизодическом и систематическом самоанализе, отнесся к этому инциденту серьезно и увидел за неприятным забыванием имени художника нечто такое, что заставило его задуматься о бессознательных процессах в глубинах его сознания.

Мы должны предположить, что именно сочетание феноменальной памяти со случаями забывания, имевшими место в его жизни, заставило Фрейда обратить особое внимание на собственные ошибочные действия. Поставив свою исследовательскую и терапевтическую деятельность на службу истине, он вряд ли мог пройти мимо тех небольших, но удивительных провалов в памяти, которые требовали объяснения как с точки зрения интроспекции, так и с точки зрения психоаналитического понимания бессознательного психики. Поэтому неудивительно, что, начав с собственного случая, когда он забыл имя итальянского художника, он перешел к психоаналитическому объяснению различных видов ошибок в своей жизни и проступков других людей.

Психопатология обыденной жизни - Закономерность ошибочных действий

Закономерность ошибочных действий

Схема анализа дезадаптивных действий, предложенная Фрейдом в статье 1898 года и воспроизведенная в его работе 1901 года «Психопатология повседневной жизни».

Психологический анализ забывания и неправильного запоминания имени художника привел Фрейда к выводам, которые легли в основу его психоаналитического исследования целого ряда дезадаптивных действий, являющихся яркими примерами проявления подавленного бессознательного в жизни человека. Один из этих выводов имел непосредственное отношение к его самоанализу. Так, касаясь собственных случаев забывания и искажения имен, Фрейд писал, что почти каждый раз, когда он наблюдал это явление у себя, он мог объяснить его именно таким образом, а именно как действие, мотивированное подавлением. Другой вывод касается общей ситуации с забыванием имен. Фрейд выразил это в довольно осторожной форме, сказав, что помимо обычного забывания имен собственных, существуют также случаи забывания, мотивированного подавлением. Наконец, он сделал еще один вывод, возможно, наиболее важный для психоанализа, согласно которому исчезновение имени из памяти и замена его одним или несколькими другими не может восприниматься как простое совпадение. В обобщенном виде этот вывод был равен одному из фундаментальных психоаналитических утверждений Фрейда, а именно, что ничто в психике не является случайным.

В книге «Психопатология повседневной жизни» Фрейд подробно рассмотрел те ошибочные действия, которые могут проявляться и наблюдаться у любого человека. Он выделил три группы таких действий. Первая группа ошибочных действий — это оговорки, промахи, шелуха и орфографические ошибки. Вторая — кратковременное временное забывание имен, иностранных слов, фраз, впечатлений и исполнения намерений. К третьей группе относятся сокрытие вещей, забывание вещей, совершение определенных ошибок и заблуждения, когда вы верите во что-то на некоторое время, прекрасно зная, что это неправда. К этой группе можно отнести и ряд других явлений, включая симптоматические и, по-видимому, случайные действия.

Отличительной особенностью подхода Фрейда к рассмотрению ошибочных действий было то, что он не был удовлетворен предыдущими попытками объяснить эти явления с физиологической или психофизиологической точки зрения. Он не отрицал, что нарушение нормальной жизнедеятельности человека может быть вызвано физиологическими причинами, такими как недомогание или нарушение кровообращения. Он также не отрицал, что соответствующие расстройства могут быть вызваны психофизиологическими причинами: Усталость, рассеянность или волнение. В то же время Фрейд утверждал, что существуют ошибочные действия, которые нельзя объяснить только физиологическими и психофизиологическими причинами. Так, человек часто может совершать ошибочные действия, даже если он не испытывает дискомфорта, не чувствует усталости, не отвлекается и не возбужден. Напротив, человек может быть исключительно бдительным, предельно внимательным, сосредоточенным на чем-то конкретном и в то же время совершать ошибочные действия.
С точки зрения физиологических или психофизиологических объяснений таких действий можно найти некоторые доказательства, но сами ошибочные действия в этом случае будут восприниматься как простая случайность или досадное недоразумение. Но можно посмотреть на эти действия с психологической (психоаналитической) точки зрения, то есть попытаться понять, что происходит, когда человек совершает неправильное действие, почему он сделал именно это действие, а не другое, и почему он сделал это именно так, а не иначе. Фрейд считал, что такой взгляд на ошибочные действия помогает нам понять, что они не являются простыми случайностями. Что кажущиеся закономерности на самом деле являются закономерностями, которые, хотя и не понимаются психологией сознания, могут быть идентифицированы из признания бессознательного психического и наличия подавленного материала, подавленного из сознания, который, тем не менее, остается действующим и обуславливает возникновение той или иной ошибки в жизни человека.

Психоаналитический подход к рассмотрению ошибочных действий

Психоаналитический подход к рассмотрению дезадаптивного поведения не ограничивается только физиологическим объяснением его причин. Она расширила границы возможного проникновения психологии в то, что Фрейд называл психопатологией повседневной жизни. С одной стороны, это обеспечило мост между клиническим материалом из терапевтической практики и наблюдениями за нормальными людьми, совершающими ошибочные действия в повседневной жизни. С другой стороны, удалось не только объяснить причины различных ляпсусов с точки зрения психологических знаний в человеческом поведении, но и понять, что они являются полностью психологическими действиями. По мнению Фрейда, психоанализ смог доказать, что все эти вещи легко поддаются чисто психологическому объяснению и существуют в уже известных связях психологических явлений.

Психоаналитический подход к ошибкам привел к довольно парадоксальной ситуации. На самом деле, с физиологической и психофизиологической точки зрения, различные промахи человека оказываются ничем иным, как ошибочными действиями. Более того, даже с точки зрения психологии (пусть и психологии сознания), недостатки человека — это именно неправильные действия. С точки зрения психоанализа все выглядит как раз наоборот. То, что обычно воспринимается как неправильное действие, может быть воспринято как удивительно правильное действие. Для бессознательной психологии ошибки человека — это правильные, законные действия, с той лишь небольшой поправкой, что они произошли вместо чего-то другого, ожидаемого или предполагаемого. Таким образом, в глазах психоаналитика ошибочные действия не просто выглядят как полноценные психические акты. У них есть определенная цель, своя форма выражения. И не только это. Для психоаналитика, который ошибается в логике сознания, но прав в логике бессознательного, действия человека имеют цель и смысл.

Для Фрейда смысл ошибочного действия представлял больший интерес, чем условия его возникновения. Психоаналитическое рассмотрение ошибочных действий было в первую очередь направлено на выявление их смысла. Под значением любого психического процесса Фрейд понимал не что иное, как намерение, которому он служит, тенденцию, которой он следует. В некоторых случаях смысл ошибочного действия оказывается очевидным и не требует особых усилий для понимания. В других случаях требуется аналитическая работа, прежде чем станет понятен смысл ошибочного действия. Бывают также случаи, когда за поверхностным, очевидным смыслом ошибочного действия скрывается более глубокий, скрытый смысл, который нелегко разглядеть, но он важен и необходим.

Ошибочные действия часто являются результатом столкновения двух различных намерений, когда одно намерение может быть заменено, искажено и изменено другим. Это иногда приводит к комбинациям, которые кажутся какими-то разумными или, наоборот, абсурдными, бессмысленными. Однако в любом случае, считал Фрейд, ошибочное действие выражает совершенно конкретное намерение индивида, прояснение которого необходимо для того, чтобы понять, что на самом деле стоит за тем или иным его проступком. В конечном итоге, вывод основателя психоанализа относительно ошибочных действий заключался в том, что это серьезные психические действия, имеющие смысл, и что они возникают в результате взаимодействия, или, скорее, противостояния, двух различных намерений.

Если ошибочный поступок является результатом столкновения двух различных намерений, то для понимания его смысла необходимо сначала определить эти намерения. Первое, нарушенное намерение, обычно несложно определить, поскольку лицо, совершившее противоправное деяние, знает о намерении и признает его. Второе, нарушенное намерение, в некоторых случаях может быть явным, и человек догадывается о нем, но в других случаях оно лишь частично выражает или искажает первоначальное намерение, что приводит к потере истинного понимания.

Память и множественный детерминизм психики

В работе Фрейда «Психопатология повседневной жизни» затрагивается проблема памяти и забывания, на примере некоторых различных видов забывания, а именно: забывание собственных имен, забывание иностранных слов, забывание имен и сочетаний слов, забывание впечатлений и намерений и т.д., показан механизм и причины таких расстройств (амнезии).

Основная проблема памяти, как кажется на первый взгляд, обозначена автором следующим образом: Человек не может вспомнить имя, часть информации, факт. Но в то же время намерение забыть не является ни успехом, ни неудачей, потому что вместо забытого факта человек открывает целый набор информации, связанной с этим фактом. Анализ этих связей позволяет Фрейду выяснить истинное значение и мотивы забывания.

Примечательно, что автору удалось из большого количества примеров для научной работы извлечь единственный источник проблемы — сдвиг мотива. Автор неоднократно подчеркивает, что определенный протест против такого хода мыслей рождается в бессознательном, исходит из чего-то подавленного. С этой идеей трудно не согласиться, и автор привел множество ярких примеров, описывающих этот тип проблем с памятью.

Фрейд постулирует мотив нежелания как причину забывания. Если иметь некоторое представление о том, как работает защита, можно согласиться, что мнение автора звучит разумно и логично, но тонкая взаимосвязь между мотивом неудовольствия и защитой не до конца понятна: Как срабатывает эта защита, например, в случае ярких неприятных воспоминаний, которые на сознательном уровне, она не срабатывает? Почему сильные негативные события не охватываются этими защитами, т.е. речь может идти только о неявно сформированных/бессознательных страхах и обидах?

Описание состава/архитектуры психического аппарата неоднозначно и несколько неаргументировано. Фрейд увидел в этой композиции некое «наложение инстанций», но никаких логических доводов не привел. Поясняющим комментарием к этой операции архитектоники является понимание стремления к сопротивлению и защите со стороны низших психических инстанций, парализованных другими, высшими. Можно ли дать аналогию структуры психики: Эго — Суперэго — ОДНО, до сих пор остается неясным.

Множественный детерминизм психики и «свобода воли».

Фрейд описал проблему детерминизма как явление, которое следует понимать следующим образом: все случайно выбранные имена или числа на самом деле не являются дитятей случая, а играют определенную роль в нашей психике. Через серию ассоциативных связей он показывает работу предопределенного выбора, который на первый взгляд может показаться случайным. При этом автор приходит к выводу, что на основе принципа детерминизма можно поставить под сомнение такое понятие, как «свобода воли». В качестве примеров служит ряд небольших событий, фактов из жизни пациентов. Если проанализировать наши собственные повседневные действия, то можно согласиться с мнением автора, однако в случае с параноиками невозможно найти логическую связь между явлениями, которые замечают параноики, и действиями нормальных людей. Трудно представить, какие неслучайные события могут совершить люди, поэтому люди с диагнозом паранойя приходят к выводу, что понятие «свобода воли» размыто и что все действия предопределены нашим бессознательным.

Инфантильная амнезия феномен дежавю

Для автора загадка инфантильной амнезии принимает форму следующего вопроса: почему забываются детские воспоминания, хотя ум и интеллект ребенка позволяют вспомнить и проанализировать большое количество информации в детстве. В этой работе Фрейд устанавливает связь между детскими переживаниями и амнезией, которая лежит в основе развития невротических симптомов. При этом он описывает особый тип памяти (аналогичный снам), а именно визуальные воспоминания. Исходя из личного опыта и переживаний, мы должны полностью согласиться с автором, ведь зрительные впечатления являются самыми яркими и запоминающимися, а информация, переданная во сне или детских воспоминаниях в виде звуков или через другие органы чувств, не оставляет такого яркого следа и эмоций.

Фрейд устанавливает логическую связь между сериями воспоминаний, например: перекрывающиеся воспоминания; предвосхищающие воспоминания; смежные воспоминания, которые ассоциативно образуют серию взаимосвязанных воспоминаний. Из этого можно сделать вывод, что существует тенденция отдавать предпочтение одной памяти и препятствовать другой. Я полагаю, что он делает этот вывод на основе мотива неудовольствия и механизма забывания, упомянутых ранее. То есть, он указывает на создание защиты от травмирующих воспоминаний.

Автор указывает, что на основании проведенного им ряда анализов невозможно поручиться за точность сохранившихся детских воспоминаний, поскольку они искажены и перевернуты во времени и пространстве. Причину такого искажения он видит в наличии сил, действующих в более позднем периоде жизни, которые повлияли на способность вспоминать детские переживания. Действительно, поначалу трудно согласиться или не согласиться с мнением автора, не проанализировав истории, факты и события детства. Однако даже краткий анализ фактов и их подтверждение взрослыми очевидцами событий личного детства может выявить наличие так называемой поздней переработки детских воспоминаний, имевших место в более поздний период времени. Поэтому я считаю, что темпоральность психики в данном контексте представлена как изменение отношения к фактам и событиям в зависимости от временного периода анализа: Впечатления из детства могут не совпадать с впечатлениями от тех же событий во взрослом/сознательном периоде.

Суеверие, психоанализ и паранойя.
В психоанализе акцент делается на том, что наши действия и поступки предопределены нашим внутренним мотивом: сознательным или бессознательным. В случае с суеверием и паранойей существует обратная связь с проблемой свободы воли и детерминизма. Суеверный человек настроен на то, что внешнее событие реально, и когда некоторые события/приметы совпадают, делается вывод о неслучайном характере события. Приведенные автором аргументы достаточно полны и весомы, а анализ личного опыта позволяет согласиться с выводами о том, что суеверие — это подавленное чувство ожидания несчастья. Я считаю, что это свойственно многим людям из-за неопределенности будущих событий: человек заранее готовится к негативным случаям, чтобы облегчить душевные страдания в случае, если несчастье действительно произойдет. Вера в верования и предсказания — это всего лишь вера, которая не основана на систематически происходящих событиях и поэтому не имеет доказательств.

Стоит отметить описание феномена «дежавю» как бессознательной фантазии. Дежавю — это бессознательное и недоказуемое ощущение предыдущего события в прошлом, но связь, которую автор устанавливает со всеми фактами суеверия и паранойи, кажется поразительной, и все же между этими двумя явлениями можно различить один психологический феномен.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды психологического анализа
  2. Психологические проблемы в обществе
  3. Психологическая коррекция подростковой агрессивности
  4. Организационная психология
  5. Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание
  6. Гуманистическая психология: Карл Роджерс
  7. Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием
  8. Виды психических процессов, их группирование
  9. Психические процессы у детей с ЗПР
  10. Проблема психологической готовности ребенка к школе