Для связи в whatsapp +905441085890

Психотерапевтические и психодиагностические возможности современных изобразительных методов — Психодиагностическое использование изобразительного искусства

Арт-терапия считается относительно молодым направлением в практической психологии. Она быстро развивалась и стала очень популярной в работе с детьми. Его используют в детских садах, школах, кружках и просто дома.

Арт-терапия — это психотерапевтический метод воздействия через искусство и творчество. Впервые эту концепцию использовал британский художник Адриан Хилл. Он не стремился сделать великое открытие. С детства увлекался рисованием, окончил художественную школу. Во время Первой мировой войны он был на фронте в качестве художника. Работы, написанные им в те годы, хранятся в Имперском военном музее в Лондоне. После возвращения с фронта Хилл устроился на работу преподавателем в художественную школу.

В 1938 году ему пришлось остаться в санатории, где его лечили от туберкулеза. В свободное время, а его было достаточно, художник писал картины. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, и быстро поправился. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия по арт-терапии. Пациенты почувствовали, что стали чувствовать себя лучше, а эмоциональные и психологические проблемы отошли на второй план.

Несколько лет спустя другой британский художник, Эдвард Адамсон, подхватил развитие арт-терапии. Его работа в этой области получила широкое признание. Примерно в те же годы творчество как форму терапии исследовала Маргарет Наумбург, американский психолог, педагог и художник.

Арт-терапия преследует две основные, фундаментальные цели. С точки зрения искусства, это, прежде всего, получение удовольствия от процесса высвобождения творческого потенциала. С точки зрения психологии, эта терапия призвана оказать терапевтическое воздействие на пациента для разрешения внутренних психологических проблем и конфликтов. Арт-терапия применяется для пациентов с психиатрическими и психологическими расстройствами, умственной отсталостью, нарушениями речи, моторики. В последнее время эта техника все чаще используется для саморазвития абсолютно здоровых людей, она снимает негативные эмоции, помогает успокоиться, приводит эмоции, чувства, мысли в гармонию.

На пути к цели арт-терапия преследует ряд важных задач. Здесь представлена лишь малая часть из них:

  • Преодолеть чувство отверженности;
  • вызывать яркие эмоции;
  • приобрести новые знания и практические навыки;
  • дают надежду на избавление от боли, страданий и мучений;
  • дать волю агрессии и негативу;
  • получить материал для психологической диагностики;
  • облегчить процесс лечения;
  • развивать самоконтроль;
  • концентрировать внимание на чувствах и эмоциях;
  • повысить самооценку;
  • запустить механизм личностного роста;
  • помогают успокоиться и расслабиться;
  • выражать чувства;
  • утвердить свою индивидуальность, значимость.
Психотерапевтические и психодиагностические возможности современных изобразительных методов - Психодиагностическое использование изобразительного искусства

Психодиагностическое использование изобразительного искусства

Еще до появления арт-терапии как особой формы психологической помощи людям с различными заболеваниями, интерес к использованию изобразительного искусства в целях диагностики и оценки проявляли представители различных профессий — психиатры, психоаналитики, психологи, представители мира искусства (художники, культурологи, искусствоведы). Этот интерес сыграл важную роль в развитии различных моделей психодиагностики арт-терапии — медицинской (клинической, нозоцентрической), психодинамической (личностно-центрированной), бипсихосоциальной (адаптивной).

Эти модели были сформированы на основе следующих традиций изучения изобразительного искусства как объекта психодиагностики:

  • Патографический (клинико-психиатрический) анализ творческой продукции психически больных людей врачами-психиатрами;
  • Диагностическое применение рисуночных и проективных методов психодиагностики психологами.
  • Психоаналитические исследования творчества известных художников и пациентов.
  • Изучение творчества душевнобольных как оригинального культурного феномена художниками и искусствоведами.

Это направление психодиагностики характеризуется следующими особенностями:

(1) Во-первых, это характерно для стран с сильными школами клинической психиатрии, особенно стран континентальной Европы и, в последние два десятилетия, США, где наблюдается определенное сближение арт-терапии с медициной и клиническими дисциплинами;
(2) во-вторых, он был и остается разработанным в основном клиницистами;
(3) в-третьих, это направление исследований психодиагностических аспектов изобразительной деятельности базируется в основном на изучении спонтанной творческой продукции пациентов, часто — на анализе динамических проявлений за относительно длительные периоды времени, применении биографического метода;
(4) в-четвертых, он направляет внимание на изучение таких визуальных признаков, которые отражают либо некоторые психические процессы (которые обычно изменяются при психических расстройствах) и некоторые симптомы расстройства, либо особенности его нозологической формы и структуры психопатологического синдрома, но не уделяет особого внимания изучению личности авторов произведений искусства с присущим им внутренним содержанием и системой отношений, а также условиям, в которых личность развивается, строит свою индивидуальность.

Поэтому данное направление психодиагностического применения изобразительного искусства должно быть дополнено личностно-ориентированным и социальным подходами, которые, при условии их сочетания с клинической, биомедицинской моделью, позволяют наиболее полно воспринимать сущность и функции художественной экспрессии.

Изучение изобразительного искусства психиатрами и психоаналитиками послужило толчком к разработке и применению первых графических методов психодиагностики и способствовало развитию такой отрасли психологических исследований, как клиническая (медицинская) психология. Параллельно развивалось психологическое изучение детских рисунков.

Целью применения методов психодиагностики арт-терапии, как и психодиагностических методов в целом, является повышение адаптивного потенциала и эффективности жизни людей и целых сообществ, а также развитие и поддержка человеческих ресурсов.

Задачи применения методов психодиагностики арт-терапии могут быть различными, в зависимости от областей практической деятельности специалиста, а также от используемой модели.

Возможны различные варианты применения методов арт-терапевтической психодиагностики — как в связи с проведением арт-терапии, так и помимо нее.

1.Во-первых, отдельные техники психодиагностики арт-терапии могут использоваться и вне арт-терапевтического контекста, как инструмент, например, в спорных случаях (когда необходимо уточнить диагноз, провести расследование). Соответственно, эти техники могут использоваться не только арт-терапевтами, но и другими специалистами (психологами) в контексте одной или нескольких сессий с клиентом.

2.во-вторых, в рамках арт-терапии могут быть использованы психодиагностические методики. В этом случае их применение решает не только проблемы диагностики и оценки, но и непосредственно терапии (см. выше).

Арт терапевтическая психодиагностика

Мы вводим термин «психодиагностика арт-терапии» как рабочее понятие для обозначения особого направления в использовании изобразительной деятельности с целью психологической оценки и диагностики в связи с арт-терапией. Арт-терапевтическая психодиагностика может проводиться как в рамках арт-терапевтической деятельности, так и на основе применения отдельных ее техник специалистами, не имеющими углубленной арт-терапевтической подготовки.

Исходя из вышеизложенной информации о междисциплинарном исследовании психодиагностического потенциала визуального творчества, и принимая во внимание современное состояние арт-терапии, можно увидеть, что спектр ее методологических подходов к психодиагностическому использованию визуальных средств представлен следующими тремя моделями:

(1) Медицинская (клиническая, нозоцентрическая) модель, которая тесно связана, во-первых, с изучением природы и феноменологии клинических расстройств (психических и соматических заболеваний, а также «предболезненных» состояний), во-вторых, с изучением связи различных психологических и клинических проявлений с особенностями деятельности мозга и организма в целом.

(2) Психодинамическая (личностно-центрированная) модель с характерной для нее глубиной в изучении структуры и динамики психологических процессов и личностных проявлений клиента в процессе арт-терапии, в контексте его взаимодействия со специалистом. Для этой модели характерно представление о бессознательном как об особой сфере психических представлений человека, которая наряду с сознанием влияет на процесс и результаты творческой деятельности клиента и его общение с экспертом.

(3) Биопсихосоциальная (адаптационная) модель, которая характеризуется учетом множества не только причинных, но и различных опосредующих факторов, включая психологические, макросоциальные и микросоциальные, в связи с личностью клиента и окружающей средой. Его творческая продукция и поведение рассматриваются с учетом не только прошлого, но и нынешнего взрослого опыта, современных социальных и культурных (особенно дискурсивных) практик. Эта модель характеризуется тем, что в дополнение к нозологическому и синдромологическому диагнозу (т.е. диагнозу болезни) специалист стремится к «диагнозу здоровья», который позволяет клиенту интегрироваться в более широкую социальную, культурную среду.

Каждая из этих моделей отличается своими особенностями в оценке личности, психических процессов и состояний клиента на основе изучения процесса и продуктов его визуальной деятельности. Например, арт-терапевт, работающий на основе психодинамической, личностно-центрированной модели, будет стремиться позволить клиенту инициативу, предоставить ему свободный выбор материалов и занятий. Он также сформулирует динамические выводы в виде гипотез, объясняющих природу и психологические механизмы поведения клиента во время сессии и его реакций на терапевта. В рамках этой модели терапевт уделяет особое внимание тому, как визуальная продукция и поведение клиента отражают его сознательные и бессознательные реакции на терапевта, которые меняются по мере развития психотерапевтических отношений и в процессе постепенной интеграции бессознательного, конфликтного материала. Для этой модели характерен акцент на уникальности личности клиента и психотерапевтических отношений, а также частое использование биографического метода и критическое отношение к номотетическим методам (связанным с изучением общих характеристик, отличающих выборку), связанным с количественным анализом и психометрикой.

Арт-терапевт, работающий на основе клинической, биомедицинской (нооцентрической) модели, отличается большей директивностью. Он опрашивает клиента по известной схеме, которая заключается в ознакомлении с его жалобами, историей болезни и жизни, чтобы установить синдромальный и нозологический диагноз.

Для специалиста, строящего свою работу на основе биопсихосоциальной (адаптивной) модели, характерно сочетание индивидуального и номотетического подходов, акцент делается на многомерной диагностике, что позволяет определить не только клинический, но и психологический, «социальный диагноз» («диагноз здоровья») клиента.

Изотерапия и её формы проективный рисунок

Рисуночная терапия (изотерапия) — это терапевтическое вмешательство и коррекция посредством изобразительной деятельности, которая позволяет человеку пережить и понять себя, свободно выражать свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных эмоций, развивать эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды.

Рисование развивает сенсорно-моторную координацию. Его достоинство заключается в том, что он требует согласованного участия многих психических функций.

Показаниями к проведению рисуночной терапии являются:

  • Трудности в эмоциональном развитии;
  • фактическое бедствие;
  • депрессия;
  • эмоциональная депривация клиента;
  • Опыт эмоционального отвержения;
  • Наличие конфликта в межличностных отношениях;
  • Неудовлетворенность семейной ситуацией;
  • Ревность;
  • повышенная тревожность;
  • Тревоги;
  • негативная Я-концепция;
  • низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка;
  • низкий уровень самопринятия.

Существует две формы рисуночной терапии: пассивная и активная. При пассивной форме пациент использует произведения искусства, созданные другими людьми, — он смотрит на картинки. В ходе арт-терапии заключенный создает творческие продукты — рисунки и скульптуры.

Рисуночная терапия может проводиться в прямой и недирективной формах. В директивной терапии цель задается в виде темы рисунка, и дается руководство по поиску формы искусства для выражения этой темы. В недирективном — предоставляется свобода в выборе темы и формы искусства, а также оказывается эмоциональная поддержка.

Приведем несколько широко распространенных заданий по рисуночной терапии:

Упражнения с визуальными материалами (в нашем случае с мокрой бумагой, глиной, углем, сангиной и т.д.) Их цель — не только знакомство с этими материалами, изучение их возможностей, экспериментирование, но и адаптация для арт-терапевтической работы.

Проективное рисование. Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка является раскрытие и осознание трудно вербализуемых проблем и переживаний пациентов. Контролируя и направляя тему рисунков, можно добиться переключения внимания заключенного, его концентрации на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно для коррекции тревожности.

Некоторые авторы рассматривают проективное рисование как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать трудности общения, эмоциональные проблемы и т.д.

В проективном рисовании (классификация Кратохвила) используются следующие техники:

  • Свободное рисование (каждый рисует то, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально и обсуждаются в группе. Тема либо задается, либо выбирается членами группы. Время на рисование — 30 минут, затем рисунки демонстрируются и начинается обсуждение. Члены группы сначала рассказывают о рисунке, а затем об авторе. Дискуссия разворачивается вокруг различий в интерпретации рисунка;
  • коммуникативное рисование. Группа делится на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара рисует вместе на определенную тему, вербальный контакт обычно исключен, они общаются с помощью изображений, линий, цветов. В конце процесса рисования проводится обсуждение процесса рисования. Дискуссия ведется не о художественных достоинствах произведения, а о мыслях, чувствах и отношениях членов диады друг к другу в процессе рисования;
  • совместный чертеж. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

Дополнительное рисование графические приёмы

Дополнительное рисование. Рисование происходит по кругу — один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляет и т.д.

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

При интерпретации проективного рисунка внимание уделяется содержанию, выражениям, цвету, форме, композиции, размерам и специфическим особенностям, которые повторяются в различных рисунках заключенного.

Тематическое рисование. Основой рисунка является объект и его взаимодействие с окружающими предметами и людьми. Темы рисунков могут быть свободными или заданными.

Образно-символическое рисование. По сути, рисование связано с изображением различных эмоциональных состояний и чувств (радость, гнев, удивление), с морально-психологическим анализом абстрактных понятий (общечеловеческие ценности, альтруизм, предназначение человека) в виде образов, созданных воображением.

Ниже приводится техническое описание различных техник графического рисования.

Графика (греч. graphike, от grapho — «писать», «рисовать», «красить») — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (монотипия, гравюра, литография и т.д.), которые основаны на искусстве рисунка, но имеют собственные изобразительные средства и способы выражения.
Изучение графики развивает пространственное воображение, приучает к самостоятельным решениям.

Монотипия (от греч. monos — «один», «единый» и typos — «печать») — одна из самых простых графических техник. Масляная или гуашевая краска используется для рисования на гладкой, водонепроницаемой поверхности (стекло, пластиковый лист, фольга, плотная глянцевая бумага). Сверху кладется лист бумаги и плотно прижимается для создания зеркального изображения. Monotype производит только один оттиск, но количество цветов может быть любым. Чтобы изменить или улучшить качество монотипии, нужно перерисовать все заново или можно нарисовать изображение сверху, и тогда тот же отпечаток изображения приобретет новый вид, характеризующийся мягкостью и легкой размытостью контуров.

Диатопия (от греч. dia — «сквозь», «через» и typos — «печать») является разновидностью монотипии, но значительно отличается от нее.
Специальным валиком (например, для прокатки фотографий) или подушечкой наносят легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. На него кладется лист бумаги, на котором делается рисунок. Вы можете рисовать карандашом (несколькими карандашами) или просто заостренной палочкой.
На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, делается оттиск — зеркальная копия рисунка с интересной текстурой и цветным фоном.

АКВАТИПИЯ (от лат. aqua — вода) — это совсем другая техника, хотя она имеет много общего с двумя предыдущими благодаря своей наглядности. Помимо бумаги и краски в каждую емкость необходимо налить воду. Разведите гуашь и широкими мазками нарисуйте на бумаге любой рисунок, как можно крупнее. Когда гуашь высохнет, покройте весь лист черной тушью. Чернила быстро высыхают, если их слой не слишком толстый. Затем «раскройте» рисунок на водяной бане. Гуашь полностью смывается с листа, а тушь — лишь частично. Остается только необычный белый рисунок с немного размытыми контурами на черном фоне. Бумага, конечно, должна быть плотной, чтобы не рвалась при намокании.

Немецкая графика представляет собой рисунок на крупнозернистой бумаге, предварительно промытой. Японскую кисть следует использовать для получения мягко размазанного мазка; грубая ткань, смоченная в темной краске, оставит отпечаток.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическое общение
  2. Душа – целесообразная основа человека
  3. Когнитивные исследования в психологии
  4. Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной — Проблема «образа семьи» в современной психологии
  5. Коррекция негативных личностных качеств на основе сказочных историй
  6. Первичные психологические защиты
  7. Общение
  8. Психологические проблемы педагогической деятельности
  9. Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении
  10. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации