Для связи в whatsapp +905441085890

П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева

В данной статье рассматриваются наиболее значимые работы известного русского мыслителя и публициста П. Чаадаева. «Письма о философии истории» — таково официальное название его «Философских писем», были написаны на французском языке в 1829-1831 годах. Они были переведены другом Чаадаева, известным западным писателем Кетчером. Первое письмо («Миссис ***») было опубликовано в журнале «Телескоп» в сентябре 1836 года в разделе «Наука и искусство». Письму предшествовала редакционная заметка: «Эти письма написаны одним из наших соотечественников. Их серия образует единое целое, пронизанное духом, который развивает одну главную идею. Возвышенность темы, глубина и широта взглядов, строгая последовательность выводов и энергичная искренность выражения дают им особое право на внимание думающего читателя….. Предлагаемый перевод не обладает всеми преимуществами оригинала, если говорить о внешнем исполнении. Мы рады сообщить нашим читателям, что у нас есть разрешение украсить наш журнал новыми письмами из этой серии. Публикация письма вызвала сильное недовольство властей, журнал был закрыт, а Чадаев признан невменяемым.

Тем не менее, письмо способствовало резкому перелому в развитии русской философии. После появления этого произведения полемика разделилась на западников (сторонников Чаадаева) и его критиков на славянофилов. Однако, на мой взгляд, сам Чадаев не принадлежит ни к одной из сторон. Автор своих писем говорит об особенности России. Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы исключительный народ». Правда, он противоречит сам себе, когда говорит, что цивилизация едина и что все попытки найти свою идентичность — это «национальные предрассудки». Эта идея не единственная в «Письмах», более подробная информация будет приведена в основном тексте статьи.

Для полного понимания поставленной проблемы необходимо фактически обратиться к текстам «Философских писем». Кроме того, необходимо дать биографическую справку о Чаадаеве, для этого обратимся к одной из энциклопедий русских писателей. Интересным в этом отношении является эссе В.В. Интересен в этом отношении очерк Зеньковского о Чаадаеве, где автор не только приводит его биографию, но и рассказывает о его мировоззрении, о религиозном мировоззрении. Это важно для понимания «Писем», потому что их тема носит именно религиозно-философский характер. В работе также приводятся некоторые факты о том, что произошло после публикации, о судьбе. Говоря об идеях «Философических писем», важно также изучить критику А.С. Хомякова — самого известного славянофила того времени.

Петр Яковлевич Чаадаев родился в Москве в 1794 году (точная дата неизвестна), сын старинной, богатой дворянской семьи. По материнской линии Чаадаев был внуком князя Щербатова, русского историка и публициста. В раннем возрасте он осиротел, но это не помешало ему получить хорошее домашнее образование. Чаадаев любил читать, собрал собственную библиотеку. В 1808 году он поступил в Московский университет, где учился до 1811 года. Там Чаадаев дружил с писателем А.С. Грибоедовым (а, как известно, Чаадаев, вероятно, является прототипом героя комедии «Горе от ума» — Чацкого), а также будущими декабристами Н.И. Тургеневым, И.Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 года он участвовал в Бородинском сражении. Чаадаев познакомился с А.С. Пушкиным в доме Н.М. Карамзина; тот оказал на него большое влияние. Не найдя морально возможным продолжать службу после наказания близких друзей из мятежного Семеновского полка в 1820 году, Чаадаев вышел в отставку в 1821 году. Чаадаев вступил в тайное общество декабристов, но не участвовал в его делах. С 1823 по 1826 год он путешествовал по Европе. Во время своих путешествий Чаадаев познакомился с немецкой классической философией в лице Шеллинга, который оказал на него сильное влияние. Петр Яковлевич формулировал свои мысли в виде писем к знакомым и в случайных заметках. Когда Чаадаев вернулся в Россию, он был арестован по подозрению в причастности к декабристам, но через 40 дней был освобожден. Он жил в Москве и в своем загородном имении. В 1829-1831 годах Чаадаев написал «Философические письма» — размышления о пути человечества к Царству Божьему на земле.

П.Я. Чаадаев. «Философические письма» - Жизненный путь П.Я. Чаадаева

Жизненный путь П.Я. Чаадаева

Год рождения Петра Яковлевича точно не известен. Лонгинов говорит, что он родился 27 мая 1793 года, Жихарев считает годом его рождения 1796-й, Свербеев смутно относит его к «первым годам последнего десятилетия XVIII века». Чаадаев родился в старой, богатой дворянской семье. Осиротела в раннем возрасте. Его и его брата Михаила, совсем маленького, привезла в Москву тетка — княгиня А. М. Щербатовой, с ней они жили в Москве, в Серебряном переулке, рядом со знаменитой церковью Святителя Николая на Арбате. По материнской линии Чаадаев является племянником князя Щербатова и внуком известного русского историка.

В руках этой семьи Чаадаев получил замечательное для того времени раннее образование, которое он завершил посещением лекций в Московском университете. Поступив кадетом в Семеновский полк, он участвовал в войне 1812 года и последующих военных действиях Тарасов Б., Чаадаев в Москве, М.: Мик, 2007. После службы в лейб-гвардии полку Чаадаев завязал тесную дружбу с молодым Пушкиным, который в то время учился в Царскосельском лицее. По словам Лонгинова, «Чаадаев своими лекциями способствовал развитию Пушкина больше, чем всевозможные профессора. О сути бесед между друзьями можно судить по стихотворениям Пушкина «К Петру Яковлевичу Чаадаеву», «К портрету Чаадаева» и др. Чаадаев пал, чтобы спасти Пушкина от угрозы ссылки в Сибирь или заточения в Соловецком монастыре. Узнав об опасности, Чаадаев, в то время адъютант командира Гвардейского корпуса князя Васильчикова, в последнюю минуту добился встречи с Карамзиным и убедил его вступиться за Пушкина. Пушкин платил Чадаеву сердечной дружбой. Среди «самых необходимых в жизни вещей» он просит прислать ему портрет Чаадаева в Михайловском. Он посылает ему первый экземпляр «Бориса Годунова» и тепло спрашивает его мнение об этом произведении; он также посылает ему целое письмо от Михайловского, в котором тот выражает сильное желание как можно скорее «чествовать, судить, бранить и возродить свои распутные надежды» в обществе Чаадаева.

В предисловии к «Избранным произведениям Пьера Чаадаева, изданным впервые П. Гагариным» говорится: «В молодости Чаадаев был близок к либеральному движению, которое закончилось катастрофой 14 декабря 1825 года. Он разделял либеральные идеи людей, участвовавших в этом движении; он соглашался с ними в реальности тяжкого зла, от которого страдала и страдает Россия, но не соглашался с ними в его причинах и, прежде всего, в том, как его устранить. Если это так, то Чадаев мог вполне искренне встать на сторону «Союза благоденствия» и столь же искренне не согласиться с тем направлением, которое тогда преобладало в северном и особенно южном обществе. В 1820 году в Петербурге произошли знаменитые беспорядки в Семеновском полку. Чаадаев попросил у императора Александра единственной милости — отставки, и получил ее даже без обычного пожалования очередного чина.

В этот момент Чаадаева постиг двойной удар: его блестящая карьера оборвалась, и в то же время он резко упал во мнении своих сослуживцев, среди которых был весь цвет тогдашней интеллигенции. Говорили, что он никогда не должен был брать на себя столь деликатную миссию, а звание адъютанта в таких случаях, должно быть, особенно позорило его перед бывшими сослуживцами по Семеновскому полку, на которых было наложено тяжелое взыскание. Вполне возможно, что в результате этого члены тайного общества, в которое его принял Якушкин, отдалились от него, и именно поэтому Чаадаев не любил впоследствии рассказывать о своих отношениях с декабристами, о поездке в Троппау и разговоре с Александром. После выхода на пенсию он целых шесть лет жил за границей.

В Европе Чаадаев общался с выдающимися умами. Среди его личных знакомых были Шеллинг, Ламенне и другие. Взгляды этих людей не могли не оказать влияния на Чаадаева, который от природы обладал сильным умом и определенной философской школой мышления. Обширное чтение также во многом способствовало формированию у Чадаева сильного мировоззрения. «Для меня, — говорит Шихарев, — Чаадаев был самым сильным, глубоким и разносторонним мыслителем, которого когда-либо производила Россия.

Первое письмо

Необходимо выделить первую букву Чаадаева в отдельный пункт произведения. В ней автор рассматривает место России по отношению к всеобщему историческому процессу. (Последующие письма были посвящены общефилософским проблемам.) Выводы Чаадаева в отношении этой проблемы отнюдь не позитивны. В России, утверждает Чаадаев, не было периода великих достижений. Вся история России — это непрерывная стагнация. «Когда люди говорят о России, они всегда представляют, что речь идет о такой же стране, как и все остальные, но на самом деле это не так.

Россия — это отдельный мир, подчиняющийся воле, воле одного человека. Как его зовут — Петр или Иван — несущественно. У нас нет ничего прочного, все ценности во всех сферах жизни заменяются другими и забываются (социально или личностно). Чаадаев слишком критически оценивает значение страны в мировой истории: «Одни в мире мы ничего не дали миру, ничего не взяли от мира, мы не внесли ни одной идеи в массу человеческих идей, мы ничего не внесли в прогресс человеческого разума, и все, что мы унаследовали от этого движения, мы исказили. Он отмечает, что Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку и идет своим собственным путем. И все же страна отстает от других цивилизаций в поисках истины: то, что привычно для других, ново для нас. Юность наций — время возбуждения, страстных порывов, беспокойства, активности, подстегивающей к великим достижениям — у других цивилизаций все это было, но не у нас. «Все общества прошли через это — вот из чего состоят социальные устои». Наша молодость: дикое варварство, затем грубое суеверие. Наша страна тоже хочет иметь свое лицо как цивилизация, и Чаадаев утверждает, что для этого ее нужно воспитывать (другие народы воспитываются на собственном прошлом). Я не совсем могу согласиться с этой мыслью Чаадаева, возможно то, что он называет молодостью, это скорее высшая точка в развитии цивилизации, когда достижения и духовное возвышение делают страну настоящей цивилизацией и вехой в истории, такими вехами в его время были Греция, Римская империя, Европа и т.д. Возможно, очередь России еще не наступила?

Вторая важная мысль Чаадаева заключается в том, что каждый народ имеет свою миссию и призван реализовать божественный замысел. Наша цель в истории — «преподать миру великий урок». Чаадаева несправедливо обвиняют в отсутствии патриотизма, потому что он видит перед собой высокую цель для России. Только он видит ее осуществление в далеком, неопределенном будущем, и он не знает, сколько страданий ему придется пережить, чтобы достичь ее. И здесь он также обвиняет страну в отставании от Европы с ее высокими представлениями о чести, долге и морали. Чаадаев почти сравнивает наш народ с дикарями: «Я даже нахожу, что в нашем взгляде есть что-то странно смутное, холодное, неопределенное, напоминающее различие народов, стоящих на самых нижних ступенях социальной лестницы. Иностранцы ценят в нас мужество (очевидно, узнав о партизанах в войне 1812 года, ведь Чаадаев упоминает, что они означают низшие слои общества), но и это отвергается автором — за этим мужеством стоит неприятие истины, добра, зла — одним словом, равнодушие — оно не позволяет нам самосовершенствоваться. «…Если у нас есть некоторые достоинства молодых и отсталых от цивилизации наций, то у нас нет ни одного, которое отличало бы зрелые и высококультурные нации».

Философ также обвиняет массы в том, что они не умеют думать и лишь слепо подчиняются авторитетам (разумеется, властям). Почему это важно? Потому что автор предполагает, что среди этих масс есть мыслители, способные повести за собой нацию своими идеями. В интеллектуальном плане мы — пустота, как будто у нас в крови есть что-то, что отвергает прогресс. Такие пессимистические мысли, но Чаадаев не оставлял надежды на лучшее. И мыслитель надеется на изменение духовных основ страны, что приведет к изменению мирового общественного устройства в целом.

Изложение философских писем

Чаадаев не вызвал бы в свое время столько споров, если бы не занял личную позицию против западного мира:
«Все народы Европы выработали определенные идеи. Это идеи долга, закона, правды, порядка, и они составляют не только историю Европы, но и ее атмосферу. Это больше, чем история, больше, чем психология: это физиология европейца. Чем вы замените все это? Силлогизм Запада нам неизвестен. В наших лучших умах есть нечто большее, чем беспочвенность. Лучшие идеи окаменевают в наших мозгах, как бесплодные призраки, из-за отсутствия связи и последовательности….. Даже в нашем взгляде я нахожу что-то крайне неопределенное, холодное, напоминающее физиономию людей, находящихся на самых нижних ступенях социальной лестницы. В нашем локальном положении между Востоком и Западом, когда один локоть опирается на Китай, а другой — на Германию, мы должны сочетать два великих принципа разведки: Воображение и интеллект должны объединить в нашем гражданском образовании историю всего мира.

Петр Яковлевич считал, что русские — это вечные отшельники, выросшие на бесплодном пустыре на мировоззренческих раздумьях. Мы ничего не дали миру (потому что не можем), в нашей стране не родилось ни одного постулата, который был бы полезен окружающей цивилизации. В силу своей неразумности и отсутствия последовательности суждений мы искажаем истину, принесенную нам гуманистическим Западом, превращая ее в более подходящую варварскую веру, выбирая из этой истины лишь поверхностный шик и красоту и не желая смотреть глубже. Мы (Россия) — злая шутка судьбы, грозный урок внешнему миру того, как отсутствие самосознания у народа влияет на нацию и общество в целом. Россия — это пустота, в которой нет ничего, кроме пустоты и хаоса.

Во втором письме Чаадаев рассуждает о том, что прогресс происходит благодаря провидению, благодаря избранному народу и избранному населению. Христианство охватило мир в период упадка языческих доктрин — насилия, разврата и морального голода. Не варвары разрушили великие цивилизации Рима и Египта — они сами пришли в упадок, начали морально устаревать и распадаться. Вот как Чаадаев описывает концепцию Запада в свете принятого христианства:
«Европейское общество в течение нескольких веков покоилось на основе федерации, которая была нарушена только Реформацией; до этого печального события народы Европы считали себя не более чем единым социальным организмом, разделенным географически на различные государства, но образующим в моральном смысле единое целое; между этими народами не существовало никакого общественного права, кроме постановлений церкви; войны казались междоусобицами, один интерес одушевлял всех, одна и та же тенденция приводила в движение весь европейский мир. История Средних веков была буквально историей народа, христианского народа».

Христианство, по мнению Чаадаева, — это идея, которая дает людям право на существование, нечто более высокое, чем их интеллект, но также направлена на выражение человечности человека, то есть с лучшей стороны; она ведет к единению народов.

В третьем письме Чаадаев развивает те же мысли и иллюстрирует их своими взглядами на Моисея, Аристотеля, Марка Аврелия, Эпикура и Гомера Тарасов Б., Чаадаев в Москве, М.: Мик, 2007. Возвращаясь к России и своему взгляду на русских, которые не принадлежат ни к одной системе нравственного мира, но по своей социальной поверхности примыкают к Западу, Чаадаев рекомендует сделать все возможное, чтобы подготовить путь для грядущих поколений.

Поскольку мы не можем оставить им то, чего не имели сами»: Убеждения, разум, сформированный временем, четко определенная личность, развитая в ходе долгой, насыщенной событиями, активной, богатой результатами интеллектуальной жизни, мнения, так давайте оставим им хотя бы некоторые идеи, которые, хотя мы и не нашли их сами, будут передаваться из поколения в поколение, будут иметь более традиционный элемент и, следовательно, большую силу, большую плодотворность, чем наши собственные мысли. Таким образом, мы заслужим благодарность потомков и не будем ходить по земле напрасно».

Будущее России через «Философические письма», «Апологию сумасшедшего»

В историографии глубоко укоренилось мнение о пессимистической концепции Чаадаева в отношении России. Герцен считал, что после Чаадаева у России нет будущего; Плеханов даже назвал одну из своих статей о Чаадаеве «Пессимизм П.Я. Чаадаева».

И все же Чаадаев смотрит в будущее России с оптимизмом. Называть взгляд Чаадаева на историю России пессимистическим неверно.

При всей своей критике он, безусловно, утверждает, что «в России есть не только пороки, а среди народов Европы — одни добродетели, не дай Бог». Его мнение однозначно: «Придет время размышлений, мы снова окажемся среди людей, хотя трудно сказать когда».

Он весьма парадоксальным образом указывает на то, какое будущее ждет Россию, хотя «Провидение не предназначило нам этой роли, и мы должны были бы соединить два великих начала духовной природы, воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара».

«Проклятая реальность» подавляет все усилия, порывы разума, и без новых продуктивных идей ее невозможно изменить. Чтобы сделать движение вперед, «сначала надо все создать самим, вплоть до воздуха, которым мы дышим, вплоть до земли над нашими ногами, и прежде всего уничтожить в русском рабе».

Самодержавие и крепостное право — вот главные пороки русской жизни, ее темные, позорные пятна. По мнению Чаадаева, русские одарены природным умом. Мы не можем отрицать универсальную роль русского народа. Она великая, но чисто негативная, и в своем прошлом и настоящем состоит в том, чтобы преподать народам важный урок.

Чаадаев ждет от людей прогрессивных, истинных идей. В своем первом философском письме он называет их имена. Это идеи родины, справедливости, закона, порядка.

Сказать, даже в завуалированной форме, что в России нет ничего подобного, что ее история покоится на других основаниях, было необычайной смелостью. Не зря слова первого русского критика русской истории прижились в мыслителе.

Нельзя не отметить большие познания Чаадаева в области всеобщей политической истории, которые обеспечивали его соответствующим материалом для оценок. В 1855 году он писал Антону Тургеневу: «Я держусь мнения, что перед Россией стоит громадная интеллектуальная задача разрешить все вопросы, вызывающие споры в Европе. Интересы человечества вверены России, и в этом ее будущее и прогресс. Настанет день, когда мы станем интеллектуальным центром Европы, как сейчас являемся ее политическим центром, и наша будущая власть, основанная на разуме, превзойдет нашу нынешнюю власть, основанную на материальной силе».

Отвечая на многочисленные обвинения в пессимизме относительно судьбы России, Чаадаев говорит: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большинство проблем общественного устройства, завершить большинство идей, возникших в древних обществах, ответить на самые важные вопросы, волнующие человечество.

Но прежде чем Россия станет «совестным судом» для юридических споров человеческого разума, она должна понять свое прошлое, признать собственные ошибки, раскаяться в них и сделать плодотворные выводы для будущего:

Хорошо известно, что как в первом философском письме, так и в ряде других писем, в том числе частных, Чаадаев постоянно подчеркивает важность духовной жизни человека.

Именно духовный прогресс, прогресс в образовании, в освоении прогрессивных идей, их воплощении в жизнь, в первую очередь волнует Чаадаева при рассмотрении будущего России. Уже в своем первом философском письме он замечает: «У нас нет собственного оригинального развития, нет совершенствования логического. Старые идеи уничтожаются новыми, потому что последние не исключаются из первых и попадают к нам Бог знает куда, наш ум не изборожден неизгладимыми следами постоянного движения идей, составляющих его силу, потому что мы заимствуем идеи, которые уже выработаны. Мы угадываем, а не изучаем, мы присваиваем себе с необыкновенным мастерством изобретение другого, а сами не изобретаем».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные понятия политической философии Канта
  2. Астрономические приборы и механические часы как посредники между сферами науки и ремесла
  3. Иррационалистическое учение Ф. Ницше
  4. Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
  5. Карл Теодор Ясперс и его философия
  6. Структуралистские идеи в современной культуре
  7. Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты
  8. Теория социокультурной динамики П.А. Сорокина
  9. Основные сферы жизнедеятельности общества
  10. В. Розанов и его философия