Для связи в whatsapp +905441085890

Рационализм в гносеологии — Рациональное познание

Гносеология — это отрасль философии, изучающая такие проблемы, как сущность знания, его возможности и ограничения, связь знания с реальностью, предмет и предмет знания, универсальные предпосылки процесса познания, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни знания и некоторые другие проблемы.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов «гнозис» — знание и «логос» — понятие, учение, т.е. учение (концепция) знания. В современной литературе этот термин используется в двух основных значениях: 1) как учение об общих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и типов; 2) как философское понятие, объектом изучения которого является научное знание в его конкретных характеристиках. В этом случае обычно используется термин «эпистемология». Однако в некоторых случаях термины «гносеология», «эпистемология» и «эпистемология» являются конгруэнтными и идентичными по содержанию.

Эпистемология (в обоих значениях термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология — доктрина бытия как такового, и диалектика — доктрина универсальных законов развития бытия и познания, а также логика (в ее различных модификациях) и методология. Поскольку предметом знания, «центром» всей эпистемологии, является человек, то в ней в значительной степени используются данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Поддержка эпистемологии тем более необходима, что, во-первых, процесс познания всегда происходит в определенном социокультурном контексте, а во-вторых, сегодня набирает силу тенденция социологизации эпистемологии, т.е. процесс трансформации последней в реальное социогуманитарное исследование.

При изучении личности когнитивного субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии и медицины. Математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки во всех их различных дисциплинах, история философии и науки и т.д. дают большой и разнообразный материал для обобщения выводов.

При разработке своих проблем, в разворачивании собственной эпистемологии следует «выжимать» последнюю в виде «квинтэссенции» из всех их источников, упомянутых и других. В то же время недопустимо недооценивать (а тем более полностью игнорировать) или абсолютизировать любую из них. Например, строить эпистемологию только и исключительно на основе анализа математических (Декарт) или естественнонаучных знаний (логический позитивизм) — значит действовать в одностороннем порядке и тем самым ошибочно.

История знания показывает, что знание (и его теоретический образ) всегда обусловлены потребностями общества (прежде всего, потребностями материального производства и практики) и поэтому должны принимать конкретную форму на каждом из качественно различных этапов общественного развития. В то же время, с точки зрения содержания, они должны впитать в себя все новое, что каждый из них приносит. Таким образом, развитие эпистемологических идей конца ХХ века определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества и базируется, в частности, на данных так называемой «пост-неклассической» науки. Этот этап развития характеризуется: Изменение объектов исследования (они становятся все более целостными, саморазвивающимися «человеко-размерными» системами), распространенные идеи и методы синергетики — науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом знания; связь объективного мира с миром человека; привнесение времени во все науки, его глубокая диалектизация и историзация (в частности, приоритет «становления» над «бытием» И. Пригожина) и ряд других.

Рационализм в гносеологии

Рациональное познание

Познание делится на две половинки, точнее, на части: сенсорную и рациональную. Основными формами сенсорного восприятия являются ощущение, восприятие, воображение.

Восприятие — это отражение индивидуальных свойств объекта или явления. В случае с таблицей, например, — ее форма, цвет, материал (дерево, пластик). По количеству органов чувств различают пять основных типов («модальностей») ощущений: зрительные, слуховые, тактильные (осязательные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является визуальная модальность: более 80% сенсорной информации поступает через нее.

Восприятие обеспечивает целостный образ объекта, который уже отражает ряд его свойств; в нашем примере — сенсорно-бетонное изображение таблицы. Итак, сырьем для восприятия является ощущение. В восприятии они не просто складываются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные «картинки» восприятия в той или иной (часто калейдоскопической) последовательности, а объект как нечто целое и стабильное. Восприятие в этом смысле инвариантно по отношению к содержащимся в нем ощущениям.

Восприятие выражает образ объекта, который запечатлен в памяти. Это воспроизведение изображений объектов, которые действовали на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое определенное, как восприятие. В нем кое-что пропущено. Но это хорошо: опуская одни черты или характеристики и сохраняя другие, репрезентация позволяет нам абстрагироваться, обобщать, изолировать повторяющиеся явления, что очень важно на втором, рациональном, этапе познания. Зрительное восприятие — это непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитые, неразделимые. Немедленное не означает ясное, очевидное и всегда правильное. Чувства, восприятия, представления часто искажают реальность, делают ее неточной и односторонней. Например, карандаш, погруженный в воду, воспринимается как зазубренный.

Углубление познания, отделение объекта от субъектно-объектного единства, данное на сенсорной фазе познания, приводит нас к рациональному познанию (иногда это называют абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное представление реальности. Опять же, есть три основные формы: Понятие, Суд и Отступление.

Понятие — это мысль, которая отражает общие и существенные свойства объектов, явлений и процессов реальности. Когда мы формируем понятие объекта, мы абстрагируемся от всех его ярких деталей, индивидуальных особенностей, от того, что именно отличает его от других объектов, оставляя только его общие, сущностные характеристики. Столы, в частности, отличаются друг от друга высотой, цветом, материалом и т.д. Но формируя понятие «стол», мы как бы не видим этого и концентрируемся на других, более существенных особенностях: возможность сидеть за столом, ноги, гладкая поверхность…..

Суждения и выводы — это формы познания, в которых движутся понятия, в которых и через которые мы думаем, устанавливая ту или иную связь между понятиями и, следовательно, объектами, стоящими за ними. Суждение — это мысль, которая утверждает или отрицает что-то об объекте или явлении: «Судебное разбирательство проводится», «В политике нельзя доверять словам». Решения фиксируются в формулировке предложения. Приговор, связанный с судебным решением, является своего рода материальной оболочкой, в то время как судебное решение представляет собой идеальную, семантическую сторону предложения. В предложении различают предмет и предикат; в суждении различают предмет и предикат.

Ментальная связь между несколькими суждениями и выводом из них нового суждения называется умозаключением. Например, «Человек смертен. Сократ — мужчина. Поэтому Сократ смертен. Суждения, на которых основаны выводы или, другими словами, суждения, на основании которых выносится новое суждение, называются предпосылками, а производное суждение — заключением.

Гносеологический рационализм: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц

Рене Декарт (1596-1650) — выдающийся французский математик, физик, физиолог, ключевая фигура в философии 17 века. Основные его работы — «Разговор о методе» (1637) и «Начала философии» (1644).

Декарт, как и Бэкон, видел главную задачу научного познания как овладение природными силами в природе. Однако французский философ, в отличие от эмпирики Бэкона, опирался на рационализм (латинское отношение, понимание), т.е. примат разума над чувствами, которые субъективны, ненадежны и ошибочны. Логика аргумента Декарта выглядит следующим образом:

  • Чувства ошибочны, поэтому можно сомневаться во всем, в том числе и в существовании собственного тела;
  • существование сомнения, которое является актом мышления, указывает на существование субъекта мышления;
  • Следовательно, единственная и определенная основа знания лежит в позиции: «Я думаю, поэтому я существую» («Cogito ergo sum»).

Идеалом научного знания Декарта была математика, в частности геометрия Евклида, построенная дедуктивным методом. Дедукция, по мнению Декарта, должна быть основным способом построения научной теории. Движение мысли должно быть от общего к частному, от общих идей к конкретным идеям. Общие идеи, по словам Декарта, являются «врожденными», то есть они присущи разуму. Обосновывая свой метод, Декарт подчеркивает следующие моменты:

  • В основе знания лежит «интеллектуальная интуиция» — ясное, неоспоримое представление о чем-то: «Все, что мы воспринимаем ясно и ясно, истинно».
  • Поэтому сложные вопросы сначала должны быть разбиты на простые и интуитивно понятные высказывания, которые не оставляют места для сомнений;
  • Из этих интуитивно понятных и понятных идей разум должен вывести все необходимые умозаключения.

К фундаментальным «врожденным идеям» Декарта относились геометрические аксиомы, основные математические понятия (например, идея числа), идея Бога, идеи материальной и духовной субстанции. Что касается ощущений, то они будут верны, если логически последовательны и последовательно вписываются в самоочевидные общие идеи. Последнее является критерием истины, а не сенсациями, которые только иллюстрируют истину.

В онтологии Декарт был дуалистом (латинский дуэт — два), то есть он позиционировал себя как основу двух самостоятельных начал: несущественного и материального. Человек, по словам Декарта, воплощает в себе единство этих двух начал: рациональной души и материального механизма тела.

Учение Декарта, а также течение в философии и естественных науках, продолжавшее его идеи, называлось картезианством (от латинизированной формы его имени — Картезиус). Влияние картезианства на развитие философии и науки в XVII-XVIII веках было глубоким и разнообразным. Эпистемологический рационализм Декарта заложил основу новой методологии научного познания, которая получила дальнейшее развитие в европейской традиции.

Ссылаясь на идеи картезианства, возникло учение голландского философа Бенедикта Спинозы (1632-1677), который построил свой главный труд «Этика», используя дедуктивный метод, основанный на геометрической модели. Однако, в отличие от дуализма Декарта, онтология Спинозы строилась на монистической основе: Там было не два вещества, а одно. Придерживаясь позиции пантеизма, Спиноза считал, что единственная субстанция — это необусловленная природа, созданная никем; это также Бог. Вещество является причиной самой себя (causa sui), бесконечной в пространстве, вечной во времени, и обладает лишь двумя фундаментальными свойствами (атрибутами), доступными для человеческого знания — расширением и мыслью. Индивидуальные явления природы (камень, цветок, животное и т.д.) являются индивидуальными проявлениями вещества, его «режима».

Преимущества рационализма

В то время как рационализм предполагает духовное единство человечества, иррационализм имеет тенденцию подчеркивать различия между людьми. Этого можно добиться не только попыткой выделить избранных особым мистическим даром.

В поисках иррациональных факторов, под влиянием которых находятся люди, иррационалисты отталкивают единство духа и делят людей прежде всего по «крови», «почве», «национальному характеру», посвящению в «мистические тайны».

Рационалист рассматривает в первую очередь идеи и доказательства, а не личность того, кто их выражает и доказывает. Иррационалист, с другой стороны, находит это трудным. Беспристрастность для него, как правило, чужеродное слово. Его отношение к идеям подчинено не столько логике и рациональному решению, сколько чувствам, симпатиям или антипатиям к их носителям, харизме и авторитету личности автора и т.д.

Для рационалиста все мужчины — партнеры по разуму; все имеют равное право выражать и критиковать. Вера в разум — это вера не только в свой собственный разум, но и в разум других представителей человеческого рода.

Таким образом, она близка к идеям индивидуального суверенитета и равенства людей. Иррационалист, с другой стороны, не должен быть последователем этих идей. Больше доверяя загадочным импульсам и спонтанным эмоциям, чем разуму, он может легко подорвать принципы социальной справедливости и равенства индивидуальных прав во имя классовой, национальной или религиозной солидарности, во имя любви или дружбы, чтобы предоставить привилегии «избранным», «блаженным» или просто «нашим».

Иррационалистическое принижение разума создает предпосылки для роста конфликтов в человеческом поведении. В то время как рациональный подход сосредоточен на разрешении споров путем переговоров по разногласиям и поиска путей взаимного примирения интересов, иррационализм подталкивает к урегулированию конфликтов не с помощью разумного соглашения, а с помощью принуждения и насилия.

Войны, восстания и революции часто бывают иррациональными. Мир обычно устанавливается, когда в игру вступает разум (последний пример — чеченская война).

Размышлять. «Тот, кто учит, что не разум, а любовь должны править, открывает путь тому, кто хочет быть убежденным, что ненависть должна править».

Иногда говорят, что рационализм невообразим, сухой и схоластический, в то время как иррационализм, движимый страстями, таинственными мотивами, интересом к мистике, чудесам и тайнам бытия, требует воображения и яркости духа.

Но, напротив, иррационализм сочетается с догматизмом, ибо его приверженцы не основывают свои убеждения на логических аргументах и не склонны подчиняться им, а потому у них нет иного выбора, кроме как упорствовать и либо полностью принимать, либо отвергать каждую точку зрения с порога.

Рационализм, с другой стороны, предполагает критическое мышление, поиск и выдумывание аргументов и доказательств, что требует умственной гибкости и воображения.

Выбор между рационализмом и иррационализмом — это выбор между верой в существование мистических сил, направляющих судьбы человечества, и верой в разум и единство человечества, которое должно решать все проблемы самого своего развития. В целом рационализм более тесно связан с понятиями гуманизма, творчества, равенства и демократии, чем иррационализм.

Рационализм нового времени

Современная философия охватывает период с семнадцатого по первую половину девятнадцатого века и разделена на несколько этапов: Просвещение семнадцатого и начала восемнадцатого веков, которое рассматривается в этом учебнике, и немецкая классическая философия восемнадцатого — первой половины девятнадцатого века. В это время человечество вступило в новый период своей истории, отмеченный грандиозным цивилизационным прорывом. За эти три столетия изменились экономические, политические и культурные формы человеческого существования. В экономической сфере утвердилось мануфактурное производство и связанное с ним промышленное разделение труда, и все больше людей стали использовать станки. В политической сфере начали развиваться новые идеи прав и свобод человека, конституционного государства, методы их реализации на практике. В сфере культуры на первый план стали выходить научные знания. Выдающиеся открытия в области науки и математики подготовили почву для научно-технической революции. Философия была в авангарде всех этих изменений. Он предвидел, стимулировал и обобщал их.

Семнадцатый век часто называют «эпохой науки». Научные знания о мире занимали важное место в повестке дня, и это нашло отражение в содержании и даже форме философии. Философия, участвуя и часто предвосхищая развитие научного знания, стремилась стать «великой реставрацией науки», чтобы использовать название работ Ф. Бекона, «размышления о методе», чтобы применить здесь название одного из произведений Декарта. Философы, такие как Р. Декарт, Б. Паскаль, Х. Лейбниц, сами были порой пионерами математики и естественных наук. В то же время они не пытались создать философию, которая фактически перестала быть слугой богословия, слугой естественных наук. Напротив, как того хотели Платон и Аристотель, они отводили философии особое место. Философия должна была играть роль широчайшей доктрины, синтезирующей знания о мире природы, о человеке как части природы и его особой «природе», о его сущности, об обществе, о человеческом разуме, и обязательно о Боге как первом существе, о первом деле, о первом движущем силе всего, что существует. Иными словами, процессы философствования мыслились как «метафизические размышления», чтобы снова использовать название работы Декарта. Поэтому философов 17 века называют «метафизиками». К этому, однако, следует добавить, что их метафизика (учение о происхождении всего сущего, о природе мира, об абсолютном, необусловленном и сверхчувствительном; кроме того, термин «метафизика» используется для обозначения метода и способа мышления, противоположных диалектике) не была простым продолжением традиционной метафизики, но стала ее новаторской переработкой. Таким образом, инновации являются важнейшей отличительной чертой философии Новой эры от схоластики. Но следует особо подчеркнуть, что первыми философами Нового времени были ученики нео-шоластики. Тем не менее, они стремились пересмотреть со всей силой ума и души, чтобы проверить истину и постоянство унаследованного ими знания. Критика «идолов» Ф. Бэкона и метод сомнений Р. Декарта — это в этом смысле не просто интеллектуальные изобретения, а особенности эпох: старое знание было пересмотрено, для нового ранга были найдены веские рациональные причины. Поиск рационально обоснованных и доказуемых истин философии, сравнимых с наукой, был еще одной особенностью философии Нового времени. Но главная трудность заключалась в том, что философские истины, как они были позднее найдены, не могли быть аксиоматическими и не могли быть доказаны способами, принятыми в математике.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Легизм и юснатурализм
  2. Понятие истории. История как реальный процесс развития и взаимодействия конкретных стран, народов и цивилизаций
  3. Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека
  4. Субъект и объект познания
  5. Феномен «толпы» в свете понятийного анализа сознания — Понятие и виды толпы
  6. Идеал мудреца и основания стоической этики
  7. Сократ, античный мыслитель, первый афинский философ
  8. Лейбниц о принципе достаточного обоснования — Жизнь и творчество Лейбница
  9. Идея права: право власти и власть права
  10. Арабская философия