Для связи в whatsapp +905441085890

Рационально-эмотивная терапия (рэт) — Основные принципы рационально-двигательной терапии

В 1954 году, пытаясь привнести логику и разум в психотерапию, Эллис начал развивать свою систему консультирования, основанную на принципах логического и рационального анализа. Это было вызвано его неудовлетворенностью результатами и теорией и техникой психоанализа, в которых он видел пассивность и бездействие.

В результате своей терапевтической работы Эллис пришел к выводу, что иррациональные, невротические ранние навыки обладают значительной настойчивостью, потому что люди настаивают на переобучении этим навыкам и сопротивляются терапии и достижению проницательности. Затем Эллис приступил к обучению своих пациентов, чтобы изменить их мышление и принять рациональный подход к проблемам. Чтобы усовершенствовать и популяризировать этот подход, позднее названный рационально-двигательной терапией, Эллис написал сотни книг, статей и даже песен и книжек-раскрасок. В течение многих лет он работал со своими коллегами над созданием прочной эмпирической основы своей теории.

Рационально-эмотивная терапия (рэт) - Основные принципы рационально-двигательной терапии

Основные принципы рационально-двигательной терапии

Основные идеи рационально-двигательной терапии (РЭТ) были сформулированы Альберотом Эллисом в 1955 году и постоянно развиваются. По словам Г. Кассинова, представленного на I съезде Российской психотерапевтической ассоциации, Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: от теории к практике. Материалы I съезда Ассоциации психотерапевтов России. — СПб., Издательство Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — с. 89, А. Эллис признан одним из трех наиболее выдающихся и влиятельных психотерапевтов в Америке и Канаде.

Первоначально этот метод назывался рациональной терапией, потому что он был направлен на коррекцию образа мышления пациента. Затем она была переименована в рационально-эмоциональную терапию, чтобы «сосредоточить внимание психотерапевта на лечении эмоциональных расстройств, вызванных неадекватными мыслительными процессами».

В 1993 году А. Эллис снова переименовал этот метод рационально-эмоционально-поведенческой терапии (REPT), чтобы подчеркнуть, что это полная и всеобъемлющая форма психотерапии, которая использует различные методы (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) для лечения как эмоциональных, так и поведенческих проблем.

Эллис утверждает, что понятия, составляющие его систему, не являются оригинальными. Хотя многие из них он открыл для себя на собственном опыте, некоторые из них уже сформулированы древними и современными философами, психологами, психотерапевтами и социологами Паттерсоном С, Уоткинсом Е.

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) основана на ряде предположений о природе человека и происхождении человеческих страданий или эмоциональных расстройств. Вот некоторые из этих предположений: Айви А.Е., Айви М.Б., Сайман-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия.

  1. Люди сочетают в себе рациональное и иррациональное. Если они мыслят и действуют рационально, то, скорее всего, будут эффективными, счастливыми и компетентными.
  2. Мысли и эмоции неразделимы. Эмоции сопровождают мышление, а мышление имеет тенденцию быть предвзятым, субъективным и иррациональным. Эмоциональное или психологическое расстройство — невротическое поведение — является результатом иррационального и нелогичного мышления.
  3. люди биологически предрасположены к иррациональному мышлению и соответствующему построению окружающей их среды и опыта. Люди с тяжелыми расстройствами (психотиками) более склонны к нарушениям мышления.
  4. люди склонны думать, используя символы или язык. Лица с тяжелыми эмоциональными расстройствами характеризуются поддержанием своих расстройств и поддержанием нелогичного поведения путем внутренней вербализации своих иррациональных идей и мыслей. Эллис утверждает, что фразы и предложения, которые люди часто повторяют себе, становятся их мыслями и чувствами. По его мнению, постоянная стимуляция вызывает сохранение поведенческих и эмоциональных расстройств, и простого понимания корней расстройства в процессе психоанализа недостаточно для его разрешения.
  5. Таким образом, длительность состояний эмоционального расстройства в результате интернализованной вербализации определяется не внешними событиями или обстоятельствами, а восприятиями и отношением к тем событиям, которые подпитывают интернализованные высказывания о них. Эллис находит истоки этого понятия в Эпиктете, цитируя его заявление: «Люди расстраиваются не столько из-за вещей, сколько из-за своих взглядов на них». Он также цитирует аналогичную фразу из «Гамлета»: «Нет ни хорошего, ни плохого, все это сделано так или иначе нашим сознанием».
  6. Отрицательные и саморазрушающиеся мысли и эмоции могут быть устранены путем перестройки восприятия и мышления таким образом, чтобы мышление стало логичным и рациональным, а не нелогичным и иррациональным.

На ТВЭ выделены три основных психологических аспекта функционирования человека: мысли (познания), эмоции и поведение.

А. Эллис выделил два типа познаний: описательный и оценочный.

Описательные познания содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире; это «чистая» информация о реальности. Оценочные суждения отражают отношение человека к этой реальности. Описательные познания обязательно связаны с оценочными связями различной степени тяжести.

Эллис также делит когниции на холодные, теплые и горячие. Горячие познания влияют на более сильные чувства. Холодные когниции носят описательный характер и свидетельствуют об относительно слабом чувстве или его отсутствии. Теплые познания — это предпочтительные мысли или рациональное отношение. Они включают в себя оценку холодных когниций, воздействуют на чувства, как слабые, так и сильные, и вызывают эти чувства.

По мнению Эллиса, источником душевных расстройств является система индивидуальных иррациональных представлений о мире, обычно усваиваемых в детстве у значительных взрослых. А. Эллис назвал эти расстройства иррациональными. С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между описательными и оценочными познаниями предписывающего, требовательного, обязательного порядка без исключений. Поэтому иррациональные установки не соответствуют действительности, как по силе, так и по качеству этого рецепта. Когда иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неуместным эмоциям и препятствуют деятельности человека. Сердцевина эмоциональных расстройств, по словам Эллиса, — это вина самого себя.

Важным в ТВЭ является понятие «захват», т.е. все те когниции, которые создают необоснованную невротическую тревогу. Нормально функционирующий человек имеет рациональную систему оценочных суждений, т.е. систему гибких связей между описательными и оценочными суждениями. Она выражает скорее желание, предпочтение определенному курсу событий, таким образом, приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они могут быть интенсивными, но они не останавливают человека надолго и, следовательно, не блокируют его деятельность и не препятствуют достижению поставленных целей.

Формула А-В-С в рационально-двигательной терапии

Компания RET считает, что практически все, что делает человек, это потому, что он хочет жить и получать удовлетворение от жизни. Обычно целью человека является получение удовлетворения от общения с самим собой и другими, удовлетворение от работы и финансов, а также от других видов деятельности. Когда возникает препятствие на пути к достижению этих целей, у человека есть выбор между подходящими и неподходящими эмоциональными ответами и между полезным и вредным поведением.

Для иллюстрации этого процесса Эллис создал модель A-B-C. В этой модели А — это активирующее событие, Б — система убеждений, а В — эмоциональное следствие.

Если за крупным активирующим событием «А» следует сильное эмоциональное последствие «В», то может показаться, что «А» является причиной «В», но в действительности эмоциональное последствие вызвано «В», системой верований человека.

Рассмотрим подробнее каждый из трех компонентов модели ABC.

Пытаясь достичь своих целей, люди взаимодействуют с серией активирующих мероприятий «А», которые могут способствовать или блокировать достижение этих целей. Чаще всего это события, которые происходят в настоящем, или собственные мысли и чувства людей, которые возникают в настоящем моменте, но иногда активирующие события могут состоять из воспоминаний или мыслей о прошлых переживаниях. Эллис считает, что люди врожденные, чтобы обнаружить и реагировать на такие «А» из-за их биологического и генетического состава, их конституционной истории, их прошлого межличностного и социального опыта, и их обусловленных врожденных тенденций и приобретенных привычек.

Эллис также отмечает, что «А» никогда не бывают в чистом виде, они почти всегда взаимодействуют с «Б» и «В» или частично включают их.

Согласно теории ТВЭ, люди имеют несколько взглядов, мыслей или представлений «В» об активизации событий «А», и эти «В» оказывают сильное влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие последствия «В». Как отмечалось выше, часто оказывается, что буквы «А» непосредственно вызывают или играют важную роль в буквах «С». Эллис показывает, что это понятие редко бывает верным, утверждая, что обычно «В» служит главным посредником между «А» и «С» и поэтому вызывает или определяет «С» более непосредственно.

«Б» может принимать разные формы, потому что есть много типов познаний. В рамках ТВЭ основное внимание уделяется рациональным отношениям, которые, по мнению Эллиса, приводят к продуктивному поведению, а иррациональные отношения, которые он теоретически формирует, приводят к саморазрушению и антисоциальному поведению.

Основными типами «С», выявленными на ТВЭ, являются: недооцененное наблюдение, недооцененный вывод, положительные оценочные предпочтения, положительные оценочные суждения, отрицательные оценочные предпочтения и отрицательные оценочные суждения.

«С» всегда генерируется взаимодействием «А» и «Б». Несмотря на то, что «С» не является прямым следствием возбуждающего события «А», на него всегда значительное влияние оказывает «А», потому что люди всегда в той или иной степени реагируют на экологические стимулы.

Когда «С» является эмоциональным расстройством, «В» обычно является основной или самой непосредственной причиной «С». Однако в тех случаях, когда «А» очень сильно влияет на «С», воздействие на «С» может быть весьма значительным. Примерами таких сильно расстраивающих событий «А», вызывающих значительные эмоциональные расстройства, могут быть стихийные бедствия, такие как наводнение, землетрясение и т.д.

«С» обычно включает в себя чувства и поведение, но может также включать в себя мысли. Эллис приводит этот пример: Если «A» — неприятное событие, а «B» — рациональная или иррациональная идея, то «C», вероятно, будет представлять собой здоровое чувство фрустрации или разочарования в первом случае, нездоровое чувство сильной тревоги, неадекватности, депрессии во втором.

Итак, в основе патологических эмоциональных реакций обычно лежат иррациональные убеждения.

В своей первой лекции по RET на конференции Американской психологической ассоциации Эллис перечислил 12 иррациональных убеждений, которые он выявил. При дальнейшем развитии ТВЭ он пришел к выводу о том, что все иррациональные убеждения можно свести к трем основным. Все остальные являются подмножеством этих убеждений. Эллис сформулировал эти три веры следующим образом:

«Я должен быть успешным и получить одобрение от близких мне людей, и если я не делаю то, что должен и должен делать, то со мной что-то не так». Это ужасно, а я — ничто». Эта иррациональная вера приводит к депрессии, тревоге, отчаянию и сомнениям в себе. Это требование эго. «Я должен преуспеть, или я ничтожество».

Вторая иррациональная вера: «Они — люди, с которыми я общаюсь, мои родители, моя семья, мои родственники и коллеги — должны, должны относиться ко мне хорошо и быть справедливыми! Просто ужасно, что ты этого не делаешь!» Отсюда горечь, гнев, убийство, геноцид.

И, наконец, третья иррациональная вера: «Условия, в которых я живу — окружающая среда, социальные отношения, политическая ситуация — должны быть такими, чтобы я мог легко и без особых усилий получить все, что мне нужно». Разве это не кошмар, что эти условия трудны и вызывают у меня горе? Я не могу этого вынести! Я ни за что не смогу быть счастлив, я либо останусь несчастным навсегда, либо убью себя»! Отсюда низкая устойчивость к фрустрации.

Эллис убежден, что эти ложные идеи, принятые и подкрепленные постоянным самовлиянием, могут привести к эмоциональным расстройствам или неврозам, потому что они не могут быть реализованы. Эти основные иррациональные убеждения, которые на самом деле представляют собой различные комбинации двенадцати идей, сведенных к трем, отражают еще один ключевой аспект ТВЭ: использование в нашем мышлении таких выражений, как «должен», «должен» и «должен». По словам Эллиса, именно такое категорическое мышление создает людям проблемы. Категорические высказывания такого рода отражают иррациональность и могут вызывать или усугублять эмоциональные переживания. Все эти «должны» являются отличительными признаками иррациональных или нелогичных убеждений в системе ТВЭ.

Цель, задачи и этапы терапевтического процесса

По мнению Эллиса, рационально-двигательная терапия — это «лечение иррациональности со здравым смыслом». Эллис А, Ланге А. Не давите на мою психику! — Питер Пресс, 1997 год. С. 43 Хотя существуют и другие способы управления эмоциями — через электрические и химические процессы, использование сенсоримоторных техник или через действия, продиктованные любовью и уважением к другому человеку — психотерапия делает все это через использование мозговых процессов. Как мыслящие существа, человек способен избежать большинства эмоциональных переживаний или несчастий, научившись рассуждать.

Основная цель ТВЭ состоит в том, чтобы помочь людям понять, что они могут жить более рационально и продуктивно. По словам Глэддинга, люди часто сами создают беспорядки, заменяя желания и чаяния обязательствами и внутренним давлением. Глэддинг С. Психологическая консультация. — СПб: Питер, 2009. С. 230 Эллис указывает на то, что когда человек использует такие слова, как «должен», «должен» или «должен», он превращает желания в требования и начинает мыслить иррационально. Многие считают, что желания должны быть исполнены и что если их оставить невыполненными, то результат будет катастрофическим. RET помогает клиентам перестать предъявлять такие требования и превратить неудачу в «катастрофу». В ТВЭ клиенты могут выражать некоторые негативные чувства, но главная цель — помочь им избежать эмоциональной чрезмерной реакции на событие.

Одной из целей терапии является помощь клиенту в преодолении или смягчении иррациональных последствий или эмоциональных расстройств. Секунда заключается в том, чтобы уменьшить страх (чувство вины), враждебность и гнев (обвинение других людей или обстоятельств). Третья цель — предоставить клиентам метод аргументированного анализа их собственных расстройств, чтобы они могли поддерживать состояние минимальной тревоги и враждебности. Глэддинг С. Психологическая консультация. — СПб: Питер, 2009. С. 232

Паттерсон и Уоткинс считают, что в рационально-двигательной терапии есть и другие цели в области психического здоровья, которые не являются явными, а только неявными. К ним относятся, хотя и не исключительно, пробуждающийся интерес к себе (с признанием прав других); социальный интерес, стремление к независимости, автономии и ответственности; терпимость к несовершенствам человеческой природы; принятие неопределенности; гибкость и открытость к переменам; научное мышление; приверженность к чему-то вне себя; принятие риска или желание попробовать что-то новое; самопринятие; реализм (осознание нереальности утопий).

Чтобы помочь клиентам избавиться от алогичных, иррациональных идей и установок и заменить их логическими, рациональными идеями и установками, психотерапевт должен сначала показать клиентам, что эти идеи и установки алогичны, объяснить, почему это так, и (используя модель A-B-C) показать связь между иррациональными идеями и дистрессом и эмоциональным расстройством. Эллис предполагает, что это происходит в большинстве психотерапевтических подходов; однако, это происходит пассивно, косвенно и не выходит за их рамки.

Во-вторых, необходимо помочь клиентам осознать, что их эмоциональное расстройство поддерживается алогическим мышлением; иными словами, их состояние обусловлено их собственным иррациональным мышлением в настоящем, а не продолжительным влиянием прошлых событий.

В-третьих, терапевт должен помочь клиенту изменить свое мышление и отказаться от иррациональных идей. В то время как некоторые подходы предполагают, что клиенты могут сделать все это самостоятельно, сторонники рационально-эмоциональной терапии осознают, что нелогическое мышление может быть настолько сильным, что клиенты не могут добиться изменений без посторонней помощи. Таким образом, терапия состоит, в первую очередь, из противостояния иррациональным убеждениям. Считается, что процесс вызова производит желательные когнитивные, эмоциональные и поведенческие эффекты.

Четвертый и последний шаг — выйти за рамки обсуждения конкретных нелогичных идей клиента; иррациональные идеи в целом рассматриваются вместе с более рациональной жизненной философией. В результате этого процесса клиенты интернализируют рациональную философию жизни; иррациональные установки и убеждения заменяются рациональными. Таким образом, устраняются как негативные эмоции, так и саморазрушительное поведение

В методе рационально-эмоциональной терапии работа с клиентом разделена на несколько этапов и основана на модели A-B-C.

Первый этап — уточнение параметров события «А», в том числе параметров, которые наиболее эмоционально повлияли на клиента и вызвали его неподобающую реакцию. «А» включает в себя объективное событие и субъективное восприятие этого события.

На этом этапе происходит персональная оценка события. Уточнение позволяет клиенту различать изменяющиеся и неизменяющиеся события. Таким образом, по мнению Осиповой, цель коррекции не в том, чтобы побудить клиента избежать столкновения с событием, не изменить его (например, перейти на новое место работы при постоянном конфликте с боссом), а в том, чтобы выявить систему оценочных суждений, препятствующих разрешению этого конфликта, перестроить эту систему, и только после этого принять решение об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в подобных ситуациях.

Второй этап — выявление эмоциональных и поведенческих последствий воспринимаемого события «С». Целью данного этапа является выявление всего спектра эмоциональных реакций на событие, так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не реализуются за счет активизации рационализации и других защитных механизмов.

Для некоторых клиентов может быть трудно воспринимать и вербализировать эмоции, которые они испытывают. Осипова считает, что такие сложности могут возникать у одних из-за словарного дефицита, а у других — из-за поведенческих недостатков (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, как правило, связанных с умеренными проявлениями эмоций). Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, либо сильной привязанностью, либо откровенным отказом.

Выявлению иррационального отношения способствует анализ слов, используемых клиентом. Обычно иррациональные установки ассоциируются со словами, которые отражают крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарная, страшная, ужасная, невыносимая и т.д.), имеют характер обязательных приказов (необходимых, должен, должен и т.д.) и глобальных оценок человека, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррационального отношения, которые вызывают проблем:

  1. катастрофическое отношение.
  2. отношение к долгу.
  3. отношение к обязательному удовлетворению своих потребностей.
  4. глобальные оценочные подходы.

Достигнута цель этапа, когда иррациональные установки (их может быть несколько) в проблемной области идентифицированы, показана природа связей между ними (параллелизм, артикуляция, иерархическая зависимость), что позволяет понять многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.

Необходимо также определить рациональные установки клиента, так как они составляют положительную часть установки, которая может быть расширена в дальнейшем.

Третий этап — реконструкция иррациональных установок. Реконструкция должна начинаться тогда, когда клиент готов выявить иррациональное отношение в проблемной ситуации. Это можно сделать: на когнитивном уровне, на уровне воображения, на уровне поведения — прямое действие.

Реконструкция на когнитивном уровне предполагает доказательство клиентом правдивости отношения, необходимости его поддержания в данной ситуации. При подобном доказывании клиент еще более отчетливо видит негативные последствия поддержания такого отношения. Использование вспомогательных моделей (как другие решат эту проблему, какие установки у них будут в этом случае) позволяет формировать новые рациональные установки на когнитивном уровне.

При реконструкции на уровне воображения используется как отрицательное, так и положительное воображение. Клиента просят мысленно поставить себя в психологически травмирующую ситуацию. В негативном воображении он должен как можно более полно ощутить прежние эмоции, а затем попытаться снизить их уровень и посмотреть, какие новые настройки он достиг. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию повторяется несколько раз. Тренинг можно считать эффективно завершенным, если клиент снизил интенсивность эмоций, которые он испытывает через несколько установок. В позитивном воображении клиент сразу же представляет себе проблемную ситуацию с позитивно окрашенными эмоциями.

Реконструкция прямым действием является подтверждением успешности изменения отношения на познавательном уровне и в воображении. Прямое действие осуществляется в соответствии с типом техники затопления, парадоксальным намерением и методами моделирования.

Четвертый этап — консолидация адаптивного поведения с помощью домашнего задания, которое клиент выполняет самостоятельно. Они также могут выполняться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямого действия.

RET в первую очередь подходит для клиентов, которые способны к интроспекции, отражению и анализу своих мыслей.

Основные методы рационально-эмоциональной терапии

Некоторые когнитивные психотерапевты, такие как Пол Дюбуа и Альфред Адлер, использовали в своей работе почти исключительно интеллектуальные методы — такие как убеждение и обучение. Другие когнитивные терапевты, такие как Джордж Келли, работали в основном с эмоциональными техниками, такими как фиксированная ролевая игра. Некоторые когнитивно-поведенческие психотерапевты, одним из которых является Emmelkamp, в основном использовали поведенческие техники, такие как десенсибилизация in vivo. Когнитивно-поведенческий подход к психотерапии и консультированию: хрестоматия.

Как упоминалось выше, теория ТВЭ утверждает, что мысли, эмоции и чувства неразделимы. Поэтому с самого начала ТВЭ уделяла равное внимание всем трем модальностям (когнитивной, эмоциональной и поведенческой). Она стала первой по-настоящему мультимодальной школой психотерапии.

EHT берет методики свободно от других систем терапии, но принимает только те, которые не противоречат основополагающей теории EHT. Что касается методик, Эллис подчеркивает, что специалисты по ТВЭ-терапии уделяют особое внимание краткосрочному и долгосрочному эффекту конкретных терапевтических методик: они редко используют методики, которые дают немедленный положительный результат, но отрицательный эффект на поздних стадиях

В настоящее время существует большое количество когнитивных, эмоциональных и поведенческих методик терапии, но, по словам Эллиса, они не являются «чистыми». То есть каждый из них содержит как когнитивные, так и эмоциональные и поведенческие элементы, но один из них преобладает. Теперь рассмотрим основные приемы ТВЭ.

Когнитивные техники.

Наиболее широко используется метод дискурса (оспаривания) иррациональных идей. Существует три подкатегории споров: обнаружение, дебаты и дискриминация.

Обнаружение включает в себя поиск дисфункциональных взглядов, которые приводят к саморазрушающим эмоциям и действиям. Когнитивно-рациональные установки могут быть обнаружены с помощью явных или неявно выраженных признаков требовательности «следует», «мышцы» и «мускулы». Кроме того, Эллис обращает внимание на явные и неявные фразы, такие как «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести!», которые указывают на производные от существующих первичных и вторичных иррациональных убеждений.

Дебрифинг — это серия вопросов, которые терапевт просит клиента помочь ему отказаться от своих иррациональных убеждений. Терапевт требует от клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Цель этого допроса — объяснить клиенту, почему его иррациональные убеждения не выдерживают критики. Нельсон-Джонс перечисляет некоторые дискуссионные вопросы, которые терапевты должны задавать своим клиентам, а клиенты — самим себе:

  • «Какие иррациональные убеждения я хочу обсудить и от каких иррациональных убеждений я хочу отказаться?»
  • «Могу ли я разумно защитить эту веру?»
  • «Какие есть доказательства истинности этой веры?»
  • «Какие есть доказательства ошибочности этой веры?»
  • «Почему это так ужасно?»
  • «Почему я не могу этого вынести?»
  • «Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»
  • «Почему я всегда должен делать все плохо в будущем?»
  • «Какое эффективное новое убеждение (философия) я могу иметь вместо моего иррационального убеждения?»

По мнению Нельсона-Джонса, желательным когнитивным результатом противостояния определенным иррациональным убеждениям и их производным является разработка оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий, связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть выведены из эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с этими философиями.

Под дисперсностью понимается терапевт, помогающий клиенту определить четкие различия между неабсолютными и абсолютистскими ценностями. Формальная версия дискурса, содержащая несколько основных компонентов, называется DIV (дискурс иррациональных взглядов). DIV является примером когнитивного домашнего задания, которое часто дается клиентам в промежутках между сессиями после того, как их научили, как это делать.

Клиенты могут использовать аудиокассеты для облегчения процесса обсуждения. Они могут прослушивать аудиозаписи сеансов терапии и записывать собственные дискуссии о своих иррациональных убеждениях.

Существует три когнитивных метода, которые терапевты часто предлагают своим клиентам для укрепления новой рациональной философии:

  • Библиотерапия, в которой клиентам рекомендуются материалы для чтения и книги самопомощи;
  • прослушивание аудиокассет RET-лекций на различные темы;
  • выполнение RET с другими, когда клиенты используют RET, чтобы помочь своим друзьям и семье решить их проблемы.

Используется также много семантических техник. Иногда используются приемы дефиниции, которые направлены на то, чтобы помочь клиенту использовать язык менее саморазрушающим образом. Например, вместо того, чтобы сказать «Я не могу…»… Эллис предлагает использовать фразу «Я еще не научился». Здесь клиентам предлагается перечислить как негативные, так и положительные вещи, которые относятся к тому или иному понятию, например, «курение».

Терапевты RET используют множество творческих техник. Они часто прибегают к рационально-эмоциональному воображению и методу прогнозирования времени.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Ощущение – первичная форма отражения действительности — Понятие ощущения
  2. Членство в группе и социальная идентичность
  3. Книги по детской психологии — список
  4. Влияние профессионального стресса на психические состояния персонала организации
  5. Особенности представлений о мужественности и женственности в юношеском возрасте
  6. Особенности пасторского консультирования — Сущность пасторской психологии
  7. Феноменологическая теория личности К. Роджерса
  8. Зоны общения в психологии
  9. Изучение жизненных перспектив в период взрослости
  10. Зависимости состояния человека и его психических процессов