Для связи в whatsapp +905441085890

Рациональность в доклассической науке

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Типы научной рациональности Нового времени (XVII–XXI вв.): классический, неклассический и постнеклассический
  2. Классическое естествознание (XVII–XVIII вв.): торжество механицизма и дисциплинарно организованная наука
  3. Поиск путей дифференциации научного знания в конце XVIII – нач. XIX в
  4. Неклассическая наука и её особенности
  5. Современная постнеклассическая наука (посл. треть XX в.)
  6. Классическая наука и классическая рациональность
  7. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
  8. История науки как смена типов рациональности
  9. История науки как смена научных картин мира
  10. Прогностическая роль научного знания в развитии науки

Введение

Наиболее развитой философской традицией древности является античная философия, включающая философские учения мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, которые вам следует изучить в достаточной степени. Именно античная философия легла в основу средиземноморского типа философствования, который впоследствии распространился в странах Европы и Ближнего Востока и стал определяющей формой философии. Мы должны попытаться выяснить, какие культурные, политические и религиозные факторы способствовали быстрому возникновению и развитию философии в Греции, которое оказалось тесно связанным с общим расцветом античной культуры, так называемым «греческим чудом».
Обращение к проблеме генезиса философии позволяет нам восстановить уверенность в ее антропологическом прочтении и понимании. В данном случае «происхождение», «возникновение» и «генезис» — это взаимодополняющие термины, характеризующие возникновение и развитие философии от ее истоков, включая предпосылки, до ее становления как самостоятельного феномена античной культуры. В то время как современность, динамичное, сжимающееся время, ставит вопрос о судьбе человеческой цивилизации и обостряет наш интерес к историческому прошлому, ранняя греческая философия раскрывает вопросы об отношениях между природой и человеком, о силе и направлении человеческого духа, которые созвучны нашему времени.
Эти вопросы были поставлены еще в ранней греческой натурфилософии, но обращение к истокам европейской цивилизации представляет не только исторический интерес. В основе современной теоретической мысли лежат исторические экспликации специфики развития науки и гуманизации научного поиска. Более того, обращение к античной философии, в истоках которой уже развиты рационалистические представления о мире и человеке, позволяет обосновать ряд проблем, которые актуализируются при усилении роли человека в современном обществе.

Понятие «Античная философия». Основные этапы развития античной философии

Античная философия возникла и развивалась в период возникновения и становления рабовладельческого общества, когда оно было разделено на классы и изолированную социальную группу людей, занимающихся только интеллектуальным трудом. Своим появлением эта философия обязана развитию науки, особенно математики и астрономии. Однако в это далекое время наука еще не выделилась в отдельную сферу человеческого знания. Все знания о мире и человеке были объединены в философии. По сути, он был синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли в целом, а совокупное знание, которое до этого времени не делилось на конкретные разделы, было одновременно конкретным и обобщенным. Не случайно античную философию до сих пор называют наукой наук Калый И.И. Философия для аспирантов: Учебное пособие / И.И. Калны, Ю.А. Сандулов. — СПб: Издательство «Лань», 2008. -С. 42..
В ней, как и в любой другой, в том числе современной, существовало два прямо противоположных направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона).
Политические и экономические обстоятельства благоприятствовали подъему философии. Культура греков — это результат и условие свободы. Социально-государственный принцип организации — полис — греческий город-государство представлял собой этический горизонт гражданина. Цели государства воспринимались как личные, свобода государства как гарант собственной свободы гражданина.
Это философия древних греков и римлян, которая зародилась в Греции в 6 веке до нашей эры и просуществовала до 5 века нашей эры. Формально датой завершения строительства считается 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Академию Платона, последнюю философскую школу античности.
Для древней религии был характерен последовательно внедряемый антропоморфизм, то есть полное уравнивание богов с людьми. По сути, древние боги — это образы прекрасных мужчин и женщин; боги отличаются от людей только бессмертием, большей физической силой и способностью менять свой облик. Древние боги также похожи на людей по своим духовным характеристикам. Они обладали теми же достоинствами и недостатками, что и люди. Мифы изображали богов как существ, возбужденных страстями и склонных к порокам, присущим людям. Греческие боги были эстетическими идеалами, но ни в коем случае не образцами этического поведения. Невозможно было уважать богов, как это описано в поэмах Гесиода и других мифологических источниках. Греки боялись власти богов, но считали возможным бороться с богами и обманывать их (вспомните миф о богоборце Прометее). Греческие боги не были всесильны и подчинялись законам природы; даже Зевс не мог изменить то, что было предписано судьбой. Отметим также изначальную слабость греческого жречества, которое не образовывало целостной социальной группы, подобной индийским браминам. Жречество быстро утратило свое духовное лидерство в Греции и использовалось исключительно для исполнения религиозных церемоний. Все эти особенности античной религии значительно облегчили путь греческой мысли «от мифа к логосу». Еще первые греческие философы выступали против «мифографов», создателей мифов, и требовали только рационального объяснения всему существующему. Слабость древнего жречества, которое не воспринималось как хранитель истины, данной богами, привела к выводу, что истину следует искать самостоятельно с помощью интеллектуальных усилий. Это привело к возникновению философии.

Развитие доклассической античной философии

В общей сложности несколько имен в различных комбинациях встречаются в разных источниках как «семь мудрецов». Разнообразие списков обусловлено их «привязанностью» к определенному месту и времени. Эти списки появились в Греции благодаря практике состязаний между мудрецами. Эти состязания проходили во время Олимпийских игр, а также во время других греческих праздников. По этой причине появилось несколько списков, и таким образом общее число мудрецов намного превышает семь. Состав варьируется в зависимости от источника: всего 17 имен в различных сочетаниях.

Первый список мудрецов встречается в диалоге Платона «Протагор» (4 век до н.э.):
Фалес Милетский.
Питтак из Митилены.
Биант из Приена.
Солон Афинский
Клеобул из Линдии
Майсон из Ханьи
Хилон из Спарты.

В других списках, например, у Диогена Лаэрция, вместо Майсона из Генеи указан коринфский тиран Периандр.

В этот список некоторые античные авторы включали также Акулая, Анаксагора, Анахарсиса, Ариотодема, Ласа, Леофанта, Лина, Орфея, Памфила, Пифагора, Ферекида, Эпименида, Эпихарма и Эфора.

Древнегреческая философия зародилась не в самой Греции, а в ионийских городах, основанных греками на западном побережье Малой Азии. Здесь раньше, чем в Греции, на его фундаменте выросли рабовладельческое производство, торговля и интеллектуальная культура.

Материалистическое учение возникло на рубеже VII — VI веков до н.э. в Милете — крупнейшем городе Малой Азии в Греции.

Это учение получило название Милетской школы, которая впервые сознательно поставила вопрос об основных принципах всего сущего.

Его основателем был Фалес (640-562 гг. до н.э.) — стихийный материалист, считавший воду основой всего сущего.

Другим выдающимся философом из Милета был Анаксимандр (611 — 546 гг. до н.э.), который утверждал, что «первичным и фундаментальным элементом является беспредельное — апейрон», который описывается как нечто «безграничное, неопределенное, из которого выходят все своды небес и миры внутри них».

Третьим философом из Милета был Анаксимен (585 — 524 гг. до н.э.), который считал, что «воздух — начало бытия, ибо из него все возникает и в него все возвращается».

Вторым оплотом древнегреческой философии в Малой Азии был Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530 — 470 гг. до н.э.). Гераклит был аристократом по происхождению и отстранился от участия в управлении государством.

Сочинение Гераклита «О природе», дошедшее до нас лишь во фрагментах, славилось в античности своей глубокой мыслью и загадочным изложением (отсюда эпитет Гераклита — «темный»). Согласно Гераклиту, первой субстанцией природы является огонь, который наиболее изменчив и подвижен. Из огня возник мир в целом, отдельные вещи и даже души. «Этот космос, единый для всех существующих вещей, не был создан ни богом, ни человеком, но был, есть и всегда будет вечным живым огнем, с мерами разжигания и мерами угасания». Этот афоризм можно считать очень хорошим изложением начал диалектического идеализма.

На западном побережье Малой Азии, в Эфесе, жил и работал в досократовские времена Гераклит (ок. 535-475 гг. до н.э.), который признан «отцом» древнегреческой стихийной диалектики. Он первым из философов сформулировал ее основные принципы: постоянная изменчивость мира, универсальность развития и движения, превращение вещей в свою противоположность: «Все течет, все изменяется». В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Ибо то, что изменилось, есть то, и наоборот, то, что изменилось, есть то. Отвергая идеи ионийцев и элеатов, Гераклит пошел неизмеримо дальше. Как и они, он стремится найти изначальную субстанцию, лежащую в основе мира. Гераклит считает огонь изначальной субстанцией. Его «огонь» аналогичен первоэлементам ионийцев: он материален и осязаем, как «вода» Фалеса и «воздух» Анаксимена. Однако если милетские первообразы были статичны, то огонь Гераклита, напротив, динамичен и является символом постоянной изменчивости. По мнению Гераклита, мировой процесс, который предполагает противоположности и в то же время соединяет их, причем таким образом, что «расходящееся сходится», а противоположное соединяется, является величайшей тайной Вселенной, ее своеобразной загадкой, которую никто не может попытаться разгадать.

Возникновение греческой культуры и ее периодизация

Создатели одной из самых ярких культур в мире, греки всегда гордились своей страной. Они искренне верили, что их страна находится под защитой богов.

Древние греки создали культуру, которую в последующие века назвали «греческим чудом». Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: Институт «Маркетинг». Новосибирск: «Издательство ЮКЭА», 2000. С, 259 В его развитии можно выделить три этапа: возникновение, золотой век и упадок, или архаика, классика и эллинизм.

Архаика (восьмой-шестой века до нашей эры) была периодом многочисленных изменений в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, южную Италию, берега Черного моря и даже на Египет. В этот период были основаны первые греческие города-государства, в IX веке до н.э. на основе финикийского письма был создан греческий алфавит, появились первые исторические труды и географические описания, были разработаны поэзия и театр, началось строительство храмов.

Классический период (V-IV века до н.э.) — это пик греческой культуры, время консолидации греческой демократии. Война с персами (500-449 гг. до н.э.), длившаяся почти полвека, объединила греческие города и укрепила греков в их патриотических чувствах и идее, что грек не может быть рабом. Эта уверенность в себе имела своим источником не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и творчество Эсхила, Софокла и Еврипида, великие произведения искусства, прославлявшие человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и моральное совершенство полисмена.

Эллинизм (конец четвертого — первый век до н.э.) — завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский в своих походах (334-324 гг. до н.э.) завоевал огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до Аравийских пустынь. Но греки оказались неспособны справиться с такой силой: Их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность к легкой добыче и обогащению. Некоторые полководцы Македонии образовали отдельные монархии, среди которых Египет, Сирия и Македония находились в постоянной оппозиции.

В то же время пространство греческого мира расширялось, новые торговые пути привели к возникновению новых городов, особенно на востоке. Эти города, сохранившие традиции восточных культур, восприняли греческое влияние и украсили себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, изучали культурные достижения Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики и медицины, а исчезновение городов-государств и рост монархий привели к новым представлениям о месте человека в мире и появлению новых философских теорий.

Доклассический период

Сегодня считается, что история Древней Греции начинается на рубеже 3-го тысячелетия до н.э., когда бронзовые орудия труда были распространены по всей территории. На рубеже III-II тысячелетия до н.э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют минойской по имени Миноса — легендарного царя острова. Культурология. История мировой культуры : учебник для вузов / под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е С. 101

Религия играла важную роль в жизни островов, где установилась особая форма королевского правления — теократия, при которой мирская и духовная власть находятся в одном лице. Среди сохранившихся реликвий искусства и ремесел критской цивилизации, помимо прекрасных фресок, есть замечательные бронзовые статуи, оружие, великолепная красочная керамика и т.д.

Предклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) — по имени древнегреческого мыслителя Сократа, заложившего основы классической философии. В этот период центрами философской мысли были греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др.

Центральным вопросом учения досократиков было происхождение мира. Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Анаксимандр — апейрон, Пифагор — число как символ мировой гармонии. Философия: краткий курс — СПб: Питер, 2004. С. 53-54

Первая философская школа в Древней Греции возникла в Милете в 6 веке до н.э. и называлась Милетской школой. Его главными представителями были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Фалес (625-547 гг. до н.э.) отстаивал идею первоматерии и видел в воде первопричину всего, потому что она есть везде. Будучи природным началом, вода предстает как носитель всех изменений и трансформаций: Все возникает из воды и само становится водой.

Представителем древнегреческой философии был Гераклит Эфесский (544-483 гг. до н.э.), который считал огонь субстанциональным и генетическим принципом Вселенной. Согласно Гераклиту, огонь — это субстанция бытия, потому что он всегда приходит к себе одному и тому же, неизменному во всех превращениях и как первоначальный, конкретный элемент.

Мир — это упорядоченный космос; он был, есть и всегда будет вечно живым огнем, который зажигается и гаснет через равные промежутки времени. Этот космос формируется на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. Движение присуще всему существующему. Вся природа меняет свое состояние без перерыва. Философия единства 1. что такое философия? История философии./ Современный гуманитарный университет. -Москва, 2003. С. 19-20

Таким образом, в объяснении первичного мира ранняя греческая философия сочетает философский и физический, научный подходы.

Расцвет минойской культуры приходится на XVI — первую половину XV века до нашей эры.

Расцвет микенской цивилизации приходится на XV-XIII века до н.э. Как и на Крите, главными центрами были дворцы.

Одиннадцатый-девятый века до нашей эры называют гомеровским периодом, в честь великого Гомера.

От гомеровского периода сохранилось мало памятников. Основными строительными материалами были дерево и глина, а монументальная скульптура также изготавливалась из дерева. Керамические вазы с геометрическими узорами, а также терракотовые и бронзовые статуэтки являются наиболее яркими примерами искусства этого периода.

Гомеровский период был бесписьменным. В целом, гомеровский период был временем упадка, стагнации культуры, но именно тогда возникли условия для быстрого подъема греческого общества в архаический и классический периоды.

В архаический период, с окончательным разложением родовой общины, происходит формирование античного полиса — города-государства, гражданского общества, которому принадлежали окружающие город и сельскохозяйственный район. Крупнейшими полисами были Афины, Спарта, Аргос и Фивы.

Для греческой религии был характерен политеизм. Аполлон был богом света и поэзии, которого обычно сопровождали девять Муз — покровительниц искусств и наук. Афродита была богиней красоты, Афина — богом мудрости, Гефест — богом огня и ковки, а Арес — богом войны. Каждая сфера экономической деятельности имела своего покровителя: Деметра — земледелие, Афина — ткачество, Дионис — виноградарство, Гермес — торговля и т.д.

Заключение

Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в процессе ее становления и развития возникла основная проблема философии и выявились основные линии ее развития. Философия оказывается учением о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда объективистская, натуралистическая тенденция в ранней греческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие впервые осмысливается как бытие человека. Объективистский натурализм заменяется субъективистским антропологизмом. Натурализм и антропология развиваются в рамках космоцентризма. Древняя философия рассматривает бытие как упорядоченную систему — космос, важным компонентом которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с его местом и ролью в космосе. Этот подход выражают физики, софисты, эпикурейцы и стоики. Но наиболее яркое и полное воплощение она нашла в системах Платона и Аристотеля Соколов В.В. От философии античности к философии современности: субъект-объектная парадигма / В.В. Соколов. — М.: Эдиториал УРСС, 2009 г. — С. 168.

Список литературы

  1. Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. — М.: Высшая школа, 2009, — 400 с.
  2. Бессонов, Б.Н. Философия: цикл лекций / Б.Н. Бессонов. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астриль», 2011. — 318 с.
  3. Калый И.И. Философия для аспирантов: учеб. пособие / И.И. Калый, Ю.А. Сандулов. — СПб.: Издательство «Лань», 2008. -512 с.
  4. Сальников В.П. Философия: учебник для студентов юридических вузов. / В.П. Сальников, Г.Н. Хон. — Санкт-Петербург: «Университет», 2010. — 320 с.
  5. Соколов В.В. От философии античности к философии современности: субъект-объектная парадигма / В.В. Соколов. — М.: Эдиториал УрСС, 2009. — 336 с.