Для связи в whatsapp +905441085890

Различие направленного социокультурного изменения и стихийного процесса социальной трансформации — Разнообразие социальных изменений

Если общество не меняется, оно умирает, начинает застаиваться (распадаться). Общество — это живая, динамичная система, подверженная влиянию внутренних и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, сообщества) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественным образом приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, т.е. под влиянием роли индивидуума, так и на макроуровне.

Социальные изменения, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, — это переход социальных систем, сообществ, институтов и организаций из одного государства в другое. Понятие «социальные перемены» носит общий характер и может быть конкретизировано понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от нижнего к верхнему. Именно такое движение общества связано не с какими-то изменениями, а с глубокими, меняющими структуру общества, приводящими к появлению новых социальных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в повседневной речи термин «развитие» обычно используется как синоним термина «изменение». И в этом случае можно сказать, что термин «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, включают в себя рост населения, изменение отношений между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут касаться сферы изобретений, правил русского языка, норм морали и др.

Под социальными изменениями понимаются любые изменения, которые происходят с течением времени в социальных сообществах, группах, учреждениях, организациях и обществах, в их отношениях друг с другом, а также с отдельными людьми; социальные изменения — это наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику.

Социальное развитие рассматривается как особый случай социальных изменений, который имеет направление либо улучшения/улучшения, либо регресса.

Таким образом, социальные изменения, которые включают в себя социальный прогресс, определяют развитие. Другие, не имеющие ни положительного, ни отрицательного значения, определяются как социальные изменения. В то же время одни и те же социальные изменения в обществе иногда можно охарактеризовать как прогресс/регресс, а иногда как простые социальные изменения.

Поскольку социальные изменения затрагивают все элементы общества, принято разделять их на 4 уровня:

  • социальный (глобальный) уровень — это изменения, которые затрагивают все сферы жизни общества (экономическое и технологическое развитие, политические революции, кризисы, глобальная миграция, урбанизация).
  • уровень крупных социальных групп — изменения в социальной структуре общества (социальная стратификация, социальная и профессиональная мобильность)
  • уровень учреждений и организаций — изменения, происходящие в отдельных социальных институтах (реформирование и реорганизация отдельных сфер общественной жизни)
  • уровень межличностных отношений — изменения в социальных отношениях между индивидами.

Социальные изменения на более высоком уровне обычно приводят к изменениям на более низком уровне. Изменения на более низком уровне обычно не приводят к изменениям на более высоком уровне, если только эти изменения не становятся массивными и кумулятивными.

Г.В. Осипов предлагает следующую классификацию изменений:

  • структурные — изменения в структуре различных социальных преобразований.
  • функциональный — изменение функций отдельных социальных институтов и организаций
  • процессуальные — в сфере социального взаимодействия и взаимодействия между различными сообществами, институтами, организациями
  • мотивационный — изменения в сфере мотивации индивидуально-типичной деятельности
  • структурные — изменения в структуре различных социальных преобразований.
  • функциональный — изменение функций отдельных социальных институтов и организаций
  • процессуальные — в сфере социального взаимодействия и взаимодействия между различными сообществами, институтами, организациями
  • мотивационный — изменения в сфере мотивации индивидуально-типичной деятельности
Различие направленного социокультурного изменения и стихийного процесса социальной трансформации

Разнообразие социальных изменений

Действительно, современные исследователи сходятся во мнении, что в наш век бурных социальных перемен практически невозможно построить более или менее полную теоретическую картину социальных изменений. Перекрывающиеся события дают такие закономерности изменения, которые не вписываются ни в одну теоретическую схему, кажутся непредсказуемыми, даже случайными. И главное, что они многомерны, многозначны и не подлежат какой-либо четкой оценке. Более того, оказывается, что многие прошлые социальные изменения, в том числе и социальные революции, не являются «черно-белыми» («красно-белыми»), а должны оцениваться во всех их многочисленных цветах,

В научной литературе часто проводится различие между краткосрочными и долгосрочными социальными изменениями, т.е. теми, которые происходят за короткое время (например, организационная перестройка любых учреждений, органов власти и т.д.), и теми, которые осуществляются в течение длительного и очень длительного времени (таким образом, изменение обычаев, традиций, обычаев людей — социальных групп, особенно народов, требует многих десятилетий, а иногда и столетий). Существуют также частичные социальные изменения, которые затрагивают отдельные сегменты социальной реальности (например, систему среднего или высшего образования, систему управления производством, строительство или управление регионом), а также социальные изменения всего общества или, по крайней мере, многих сфер социальной жизни, то есть социальные изменения.

Социальные структуры — социальные институты и организации, социальные группы и сообщества, социальные процессы — социальное взаимодействие, социальное поведение людей, их менталитет и др. — подвержены социальным изменениям. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменение структуры и функций семьи); на уровне организаций и учреждений (образование, наука постоянно меняются по своему содержанию и организации); на уровне малых и больших групп (в частности, появилась структура рабочего класса, крестьянство, новые социальные группы — предприниматели); на социальном и глобальном уровне (миграционные процессы, ускоренное развитие одних стран и стагнационное и кризисное состояние других); на социальном и глобальном уровне (миграционные процессы, ускоренное развитие одних стран и стагнационное и кризисное состояние других).

Все виды социальных изменений, и особенно социальное развитие, можно разделить на две основные группы в зависимости от их сущности, внутренней структуры и степени влияния на общество — эволюционные и революционные изменения.

Однако следует иметь в виду, что социальные изменения напрямую связаны с другими изменениями в обществе — экономическими, политическими, технологическими и др. Природа этой взаимосвязи очень сложна, многолинейна и неоднозначна. Например, реальная практика постсоциалистических преобразований в нашей стране и в других странах показала, что определенная государственная политика в экономической сфере приводит к различным социальным последствиям — ожидаемым и, прежде всего, не ожидаемым, — а зачастую и к отсутствию ожидаемых социальных изменений. Таким образом, изменения одного вида или в одной сфере общества в целом влияют на изменения другого вида или в других сферах общества, но эти эффекты не являются ни автоматическими, ни четко предсказуемыми. Поэтому каждая ситуация, каждый случай социальных изменений требует всестороннего и детального конкретного анализа совокупности взаимодействующих факторов.

Эволюционные изменения

Эволюционные изменения — это частичные и постепенные изменения, реализуемые как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению некоторых свойств, качеств и элементов в различных социальных системах, и, следовательно, приобретающие направление восходящего или нисходящего движения.

В XX веке ученые отошли от понятия линейности эволюции. В современной социологии эволюционные изменения определяются как многочисленные разнонаправленные изменения, которые носят кумулятивный характер и представляют собой процесс постепенного накопления любых качеств или характеристик, влекущих за собой изменения в социальной системе. Направление изменений определяется законом о добавлении векторов.

Обычно в процессе эволюции различают 2 процесса:

Формирование инноваций (процесс возникновения, возникновения, усиления новых свойств, качеств, элементов, процессов в социальной системе.

Отбор инноваций — это процесс получения одних инноваций и отбрасывания других.

Инновация — это сложный процесс создания, распространения и использования любых новых средств удовлетворения социальных или индивидуальных потребностей, а также изменений в социальной и материальной среде, связанных с этой инновацией.

Эволюционный подход имеет свои истоки и методологические основы в исследованиях К. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии была идентификация детерминанта социальных изменений. О. Комте рассматривал прогресс в знаниях как такой определяющий фактор. Эволюция знаний от богословской, мистифицированной формы к позитивной обусловила переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествленных героев и лидеров к индустриальному обществу, реализованному благодаря человеческому разуму.

Спенсер видел сущность эволюции и социального изменения общества в его сложности, усиление его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается осложнениями в обществе, что приводит к росту самостоятельности граждан, росту свободы личности и более полному удовлетворению обществом своих интересов.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на непохожести и сходстве людей и их социальных функций, к органической солидарности, основанной на разделении труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единое общество и представляет собой высший нравственный принцип общества.

К. Маркс рассматривал в качестве определяющего фактора социальных изменений производительные силы общества, рост которых приводит к изменению способа производства, что, являясь основой развития всего общества, вызывает изменение социально-экономических формаций. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» К. Маркса, производительные силы развиваются объективно и эволюционно, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в процессе их развития формируются новые классы, интересы которых вступают в противоречие с интересами правящих классов, определяющих характер существующих производственных отношений. При этом конфликт возникает в рамках способа производства, формируемого единством производительных сил и отношений производства. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут возникнуть только в результате социальной революции, осуществленной новыми классами против прежних правящих классов. Поэтому, по мнению Маркса, социальные революции являются локомотивами истории, которые обеспечивают обновление и ускорение социального развития. Таким образом, в подходе Маркса представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Революционные изменения

В отличие от социальной эволюции, которая принята всеми школами социологии и считается естественным состоянием общества, в социологии нет единого мнения о понятии революции, ее определении и значении для развития общества.

Можно выделить три подхода к определению революции:

Подчеркивает масштаб и радикальный характер изменений («Революция — неожиданные, радикальные изменения в политической, экономической и социальной структуре общества» — Алан Баллок).

Подчеркивает насильственный характер происходящих изменений («Революция — это фундаментальные социально-политические изменения, порожденные насилием»).

Делает упор на предварительные условия и обусловленность («Революция — это насильственный захват государственной власти лидерами массовых партий и ее последующее использование для проведения крупных реформ» — Энтони Гидденс).

Суммируя все доступные понятия, можно выделить особенности революционных изменений, отличающие их от эволюционных:

Они затрагивают все сферы общества

Изменения влияют на основы общества

Изменения, вызванные революцией, стремительны

Эти изменения носят жестокий характер.

Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие конкретные элементы социальных и общественных систем подвержены изменениям. По этой особенности можно выделить четыре основных типа социальных изменений.

Изменения, затрагивающие структуры различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Это, например, изменения в структуре семьи (полигамные, моногамные, расширенные семьи, маленькие дети и т.д.), в структуре любой другой общности — малой группы, профессиональной группы, территории, класса, нации, общества в целом, изменения во властных структурах, структурах господства и т.д. К этому типу изменений относятся также структурные изменения в социальных учреждениях (государство, система образования, наука, религия); общественных организациях и т.д. Такие изменения подразумевают как изменения внутри существующих структур, так и формирование новых социальных структур.

Изменения в социальных процессах. С определенной степенью условности их можно назвать процессными социальными изменениями. Таким образом, мы постоянно наблюдаем изменения в области социальных взаимодействий и отношений между различными сообществами, сообществами и институтами, социальными структурами и индивидами и т.д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликтов, отношений равенства и подчинения и т.д., которые постоянно меняются.

Изменения, связанные с функциями различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. Так, в соответствии с новой Конституцией Российской Федерации произошли существенные изменения в функциях исполнительной и законодательной властей страны. Федеральное Собрание, как парламент страны, значительно отличается от предыдущего парламента — Верховного Совета — как по структуре, так и по функциям. Этот тип изменений включает в себя изменение существующих функций, а также «появление новых функций любых социальных акторов».

Изменения в ментальной сфере — сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Для социолога очень важно зафиксировать изменения в ценностях, целях, нормах и идеалах, которыми люди руководствуются в своем поведении, работе, общественной и другой деятельности. Например, при переходе к рыночной экономике мотивы огромных народных масс существенно меняются. На первый план выходят мотивы личного зарабатывания денег, доходов, что влияет на их поведение, мышление, сознание. Этот вид изменений часто квалифицируется в научной литературе как своего рода культурное изменение, подчеркивающее его специфику и отличие от других видов социальных изменений.

Социокультурный процесс и культурная динамика

«Культурные процессы представляют собой целенаправленную жизненную деятельность людей и представляют собой осуществление более или менее типичной последовательности событий: Понимание людьми своих интересов и потребностей, возникающих в контексте тех или иных обстоятельств; разработка технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизация уже существующих технологий для решения новых задач); практическое применение этих технологий и получение некоторых результатов (продуктов); оценка эффективности применяемых технологий и соответствие полученных результатов преследуемым целям; Выбор наиболее утилитарных, эффективных и социально приемлемых способов и результатов этой деятельности; В форме «культурных текстов», содержащих организационно-технологическую, нормативно-регулирующую, коммуникативно-эвалюативную и иную информацию о наиболее эффективных и социально приемлемых способах удовлетворения определенных интересов и потребностей людей (т.е. т.е. социальный опыт деятельности в формах, не имеющих деструктивных последствий для уровня социальной интеграции и консолидации сообществ). Совокупность таких «текстов» — это культура данного сообщества.

Национальные культуры представляют собой специфические культурные системы с относительной автономией и автохтонным (родным) происхождением. Различные культуры многих народов и национальностей имеют в своей основе единое универсальное творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, определяемой особенностями истории отдельных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать тот факт, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции и активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры являются результатом взаимодействия между несколькими народами, которые живут (или жили) бок о бок.

Культурная дифференциация — это качество изменений в культуре, связанных с выделением, отделением, отделением частей от целого.

Взаимодействие культур — особый вид прямых отношений и связей, которые возникают как минимум между двумя культурами, а также влияний, взаимных изменений, которые происходят в процессе таких отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает смена состояний, характеристик, сфер деятельности, ценностей той или иной культуры, появление новых форм культурной деятельности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под воздействием импульсов, идущих извне.

Выделяются различные уровни взаимодействия. Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между местными этническими группами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими сообществами. На национальном уровне взаимодействия государственно-политические структуры в значительной степени выполняют регулятивные функции. Цивилизационный уровень взаимодействия предполагает спонтанно-исторические формы, однако именно на этом уровне наиболее значимые результаты в обмене интеллектуальными, художественными и научными достижениями были возможны в прошлом и возможны сегодня. В повседневной практике общения стран и народов мира чаще всего перекрываются процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия. В межкультурных отношениях, особенно в рамках многонационального государства, одновременно участвуют как большие, так и малые народы с их административно-управленческими формами регулирования этнических образований, а также те, кто не имеет таких форм.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Истина как главная цель познания. Объект и субъект познания
  2. Научная революция начала xx века и эмпириокритицизм
  3. Политическая философия 17-18 века. Апология государства в «левиафане» Т. Гоббса
  4. Структурализм
  5. Аристотель, влиятельный философ древности
  6. Габриэль Оноре Марсель и его философия
  7. Что такое «средневековье» в Индии
  8. Фридрих Шлейермахер, немецкий представитель протестантской теологии и философии
  9. Научное сознание и мир науки
  10. История западной философии 19 и начала 20 века