Для связи в whatsapp +905441085890

Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов

Введение

Алхимия — (арабское слово, означающее «философский камень», скрытое искусство. Средневековая мистическая наука, предшествовавшая химии и искавшая так называемый философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные и т.д.

Превращение («трансмутация») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества, «философского камня», алхимики считали своей главной задачей. Истоки и попытки решить эту задачу восходят к глубокой древности. Алхимический период (IV-XVI века) характеризуется не только распространением спекулятивной (умозрительной) и «экспериментальной» алхимии, но и одновременным развитием практической, ремесленной химии. Однако было бы несправедливо приписывать последнему весь рост реального химического знания в алхимический период; зачатки позитивного знания можно увидеть в каждой из ветвей алхимии. Дошедшие до нас алхимические тексты показывают, что алхимики открыли или усовершенствовали методы получения практически ценных соединений и смесей (минеральные и растительные красители, стекло, эмали, сплавы металлов, кислоты, щелочи, соли, лекарства). А также создание или усовершенствование методов лабораторной работы (перегонка, возгонка, фильтрование), изобретение нового лабораторного оборудования (например, печей для длительного нагрева, перегонных кубов). Иногда у алхимиков можно обнаружить нечто вроде предвосхищения законов химии, открытых позднее, но это восходит к взглядам арабов, которые в свою очередь изменили взгляды Аристотеля на этот вопрос. Алхимики были первыми, кто открыл законы химии.

Очень трудно с первого взгляда охватить исторический период развития алхимии, прежде всего из-за его продолжительности — более тысячи лет, в течение которых одни цивилизации возникали, а другие погибали. Многочисленные связи алхимии со средневековым миром, присутствие в ней отпечатков многих культур, также усложняют ее понимание для современного человека. В истории алхимии можно выделить несколько этапов, каждый из которых характеризуется собственным восприятием мира и собственным влиянием на него.

Первый этап: Александрийская алхимия со второго по первый век. Три тысячелетия египетской и греческой истории легли в основу его возникновения и развития.

Второй этап: средневековая алхимия, физический мистицизм, начавшийся с арабской алхимии. После завоевания Египта в VII веке арабы не только усвоили алхимию Александрии, но и продублировали там многие научные и технические открытия, которые затем переняли алхимики из Европы. Различные арабские ученые выступали в качестве ассимиляторов арабских алхимических знаний.

Третий этап — алхимия европейского средневековья или алхимия христианских врачей — является периодом наибольшего развития этой деятельности. Оно началось с переводов арабских ученых и знакомства с александрийскими текстами в десятом веке.

Заключительный этап. Она началась в конце шестнадцатого века и продолжалась до конца восемнадцатого.

Характеристика развития фармации в Средние века

Средневековая фармация была тесно связана с алхимией, которая преследовала фантастические задачи (поиск «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото, попытки найти «эликсир жизни» и панацею — универсальное лекарство от всех болезней), и в то же время приобретала опыт исследования веществ.

Раннее Средневековье характеризовалось теологическим мировоззрением. Католическая церковь жестоко преследовала научные исследования, философские и рационалистические устремления, светскую науку и культуру. Церковь требовала безоговорочного подчинения своему авторитету, подавляя прогрессивную мысль. Процветали мрачный аскетизм и безудержный мистицизм, периодически полыхали костры инквизиции.

Характерной особенностью средневековой аптеки было появление сложных медицинских рецептов — полифармации. Часто количество ингредиентов в рецепте исчислялось десятками. Особое место среди наркотиков занимал терияки (порошкообразный картофель с медом, опиумом и змеиным мясом — главными ингредиентами). Терияк использовался для иммунизации организма, он также считался средством от всех внутренних болезней. Это средство было очень дорогим. В городах Арабского халифата изготовление терьяка происходило публично и с большой торжественностью в присутствии властей и приглашенных лиц.

Арабская языческая медицина занимала ведущее место в Средиземноморье на протяжении восьми веков. Она сохранила, дополнила и вернула в Европу в усовершенствованном виде все основные знания, накопленные в регионе до раннего Средневековья. В области учения о болезнях арабы восприняли древнегреческое учение о четырех элементах и четырех гуморах (ахлат), изложенное в кодексе Гиппократа и трудах Аристотеля, а затем прокомментированное в трудах Галена. Согласно арабам, каждый из элементов и жидкостей (в различных пропорциях) участвует в формировании четырех качеств — тепла, холода, сухости и сырости, которые определяют мизадж (араб. мизаг — темперамент) каждого человека.

Она может быть нормальной, когда все компоненты находятся в равновесии, или «разбалансированной» (с разной степенью сложности). Когда баланс нарушен, врач отвечает за возвращение его в исходное состояние. Мисадж не является константой и меняется с возрастом и в ответ на природную среду. В лечении внутренних болезней на первом месте стояло установление правильного режима, и только после этого появлялись простые и сложные лекарства, в приготовлении которых арабы достигли высокой степени совершенства.

Арабские халифаты

В период раннего и развитого средневековья медицина и фармация достигли высокого уровня в арабских халифатах.

Самым ранним районом расселения арабов был Аравийский полуостров Аравия. Благодаря значительным водным ресурсам в его южной части (территория современного Йемена) в I тысячелетии до н.э. возникла развитая земледельческая культура, на основе которой были созданы первые арабские города-государства. Развитию южных регионов способствовало создание орошаемого земледелия, добыча золота, производство благовоний, развитие ремесел и промежуточной торговли между Средиземноморьем и восточными странами — Индией и Эфиопией.

В VI веке юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые боролись за караванные торговые пути между востоком и западом. В результате некогда процветающие государства юго-западной Аравии потеряли свою независимость, сначала от Эфиопии (с 525 года), а затем от Сасанидского Ирана (572-628).

В 6-7 веках большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним захватчикам и создать единое арабское государство нашло свое выражение в проповеди монотеизма, что привело к возникновению ислама (в переводе с арабского — покорность). — Из Мекки ее основатель Мухаммед (ок. 570-632) создал первую мусульманскую общину (умму) в западной Аравии, которая стала началом первого исламского государства. Позднее арабские завоевания за пределами Аравийского полуострова превратили это государство в огромную феодальную мусульманскую державу — халифат.

В истории халифата можно выделить три периода.

Первый период (632-750 гг.) связан с правлением первых четырех халифов («наместников» Пророка): Абу Бакр . (632-634), Омара (634-644), Османа (644- 656) и Али (656-661), и династии Омейядов (661-750).

Первый этап завоеваний в седьмом веке привел к включению в состав халифата крупных византийских (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидских (Сасанидский Иран) владений, а также значительных территорий в Армении и Грузии.

При династии Омейядов второй этап завоеваний привел к покорению Северной Африки (Магриба), Испании, большей части Средней Азии и Закавказья. Границы халифата простирались от Атлантики до Инда, от Центральной Азии до Северной Африки. Халифат превзошел империю Александра Македонского и Римскую империю в период ее расцвета. В VII-VIII веках столица халифата находилась в Дамаске.

Арабский язык и ислам распространились в завоеванных землях, что в значительной степени определило дальнейшее развитие философии и других наук в регионе. Завоевывая города, арабы не пытались сломать или перестроить устоявшийся порядок византийцев и персов (они не желали этого делать). Даже в религиозной сфере (самой важной по обычаям того времени) арабы-мусульмане в период правления Омейядов проявляли значительную терпимость к другим конфессиям (христианам, иудеям, зороастрийцам): они платили поземельный налог (харадок) и суточные (докизья), могли сохранять свою древнюю веру и принимали активное участие в экономической и научной жизни халифата, служа при дворе и участвуя в управлении. Это произошло в основном потому, что завоеванные арабами народы в то время находились на более высокой ступени социального и культурного развития, чем их завоеватели. Некоторые ученые из других земель приняли ислам, что также имело свои последствия: будучи образованными людьми, они во многом определили развитие мусульманской культуры.

Второй период истории халифата (750 — середина IX века) — период правления династии Аббасидов — был расцветом разнообразной арабоязычной культуры — великой средневековой культуры мирового значения. Обычно ее называют «арабской» или «арабо-исламской» культурой. Однако такой подход не отражает всей глубины и характера происходивших процессов. Термин «арабская культура» будет правильным для обозначения культуры арабов на Аравийском полуострове. После VII века в состав халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамеи, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для них языком политики и религии, науки и культуры, который впитал, приумножил и развил вековые традиции многочисленных народов, объединенных одним языком — арабским.

Халифат как государственная структура оказался нестабильным.

Третий период его истории (9-13 века) стал временем распада на ряд мелких халифатов (Багдад, Египет, Кордова) и национальных государств (например, государство Саманидов в Центральной Азии). Некогда могущественный халифат постепенно превратился в маленький Багдадский халифат. Монгольские и сельджукские завоевания нанесли ему последний удар: в 1258 году, после падения династии Аббасидов, Багдадский халифат прекратил свое существование. В некоторых странах, завоеванных арабами (Сирия, Палестина, Ирак, Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Восточный Судан), коренное население частично или полностью приняло мусульманскую религию и арабский язык. В других странах (Пиренейский полуостров на западе, Закавказье, Средняя Азия и Персия на востоке) завоеванным народам удалось сохранить не только политическую независимость, но и национальный язык и культуру.

Организация больничного дела претерпела значительное развитие в халифатах. Создание больниц изначально было светским делом. Название госпиталя — бимаристан — персидское; это еще раз подтверждает, что управление госпиталями в халифатах находилось под значительным влиянием иранских и византийских традиций.

Согласно историку аль-Макризи, первый известный госпиталь в мусульманском мире был построен в период правления Омейядов при халифе аль-Валиде (705-715 гг.). Больница в современном понимании этого слова возникла в Багдаде около 800 года н.э. Она была создана по инициативе халифа Гаруна ар-Рашида и организована армянским врачом-христианином из Гундишапура — Джибраилом ибн Бахтишу, третьим в знаменитой династии Бахтишу. Его дед Джурджус ибн Джибраил ибн Бахтишу, основатель династии и глава медицинской школы в Гундишапуре, в 765 году вылечил тяжело больного халифа аль-Мансура, которого никто не мог вылечить. Хотя Джурджус ибн Бахтишу был христианином и не принял ислам, он был назначен халифом главным врачом в Багдаде, столице халифата. Он и все его потомки успешно служили придворными врачами при халифах на протяжении шести поколений и к началу XI века были хорошо известны в мусульманском мире и высоко почитались правителями.

Больницы, основанные мусульманами, были трех типов.

К первому типу относятся больницы, основанные халифами или известными мусульманскими деятелями и предназначенные для широких слоев населения. Они финансировались государством и имели штат врачей и немедицинского медперсонала. При больницах были созданы библиотеки и медицинские школы. Преподавание было теоретическим и практическим: студенты сопровождали преподавателя во время обходов в больнице и вместе с ним посещали пациентов на дому.

В Египте первая большая больница была основана в 873 году правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедных (ни солдаты, ни придворные не имели права на лечение в ней). Правитель выделял на его нужды 60 тысяч динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, Ахмад ибн Тулун основал в своей дворцовой мечети аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, в больнице были «мужская и женская половины, мужские и женские бани; пациентов распределяли по палатам в соответствии с их заболеваниями».

В 916 году в Багдаде было пять таких больниц. В 918 году были открыты еще две больницы: Халиф ежемесячно давал 2 тысячи динаров на содержание первого и 600 динаров на содержание второго (который был основан его матерью). В 978 году Аджуд ад-Даул завершил строительство еще одной большой больницы на западном берегу Тигра, где раньше стоял дворец Харуна ар-Рашн-да, а врачи, слуги, носильщики, администраторы и надсмотрщики взяли на себя заботу о ней. К 1160 году в Багдаде было более 60 больниц.

Одной из крупнейших была больница Аль-Мансури в Каире. Открытая в 1284 году в бывшем дворце, она была рассчитана, по словам историков, на 8 тысяч пациентов, которые были разделены на мужское и женское отделения в соответствии с их заболеваниями. Лечащие врачи обоих полов специализировались в различных областях медицинских знаний.

Больницы второго типа финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими.

Третьим типом госпиталей были военные госпитали. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках и цитаделях. Во время военных кампаний женщины-врачи сопровождали солдат и ухаживали за ранеными в дополнение к врачам-мужчинам. Некоторые мусульманские женщины, занимавшиеся медициной, получили широкое признание. Например, Зайнаб, женщина-офтальмолог из племени авд, стала знаменитой среди омойядов. Сестра аль-Хафид ибн Зухра и ее дочери (их имена нам неизвестны) были высококвалифицированными специалистами в лечении женских болезней; они были единственными врачами, которым разрешалось лечить в гареме халифа аль-Мансура.

Высокая степень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связана с развитием гигиены и профилактики заболеваний. С одной стороны, запрет на вскрытия ограничивал исследования структуры и функций организма; с другой стороны, он направил усилия врачей на поиск других способов сохранения здоровья и привел к разработке рациональных гигиенических мер. Многие из них изложены в «Коране» (пятикратное омовение и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т.д.). Согласно традиции, пророк Мухаммад получил свои медицинские знания от врача аль-Харита ибн Каладаха, который родился в Мекке в середине VI века и учился в медицинской школе Гундишапура.

В XII веке, когда в Западной Европе было всего два университета (в Салерно и Болонье), только в мусульманской Испании (Кордовский халифат) существовало 70 библиотек и 17 высших школ, где медицина преподавалась наряду с другими дисциплинами.

Развитие фармации как медицины в арабских халифатах было тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии.

Развитие алхимии. Первые аптеки

Значительный расцвет химических знаний произошел с 800 года, когда арабская медицина начала широко использовать фармацевтику.

После организации больниц в Арабском халифате впервые появились аптеки.

С увеличением количества лекарств и усложнением технологий их приготовления возникла необходимость разделения профессий врача и фармацевта. Королевские указы (XII-XIII в.) запрещали врачам готовить и продавать лекарства, а фармацевтам (аптекарям) — лечить пациентов. Королевские указы регулировали деятельность аптек, хотя они открывались частными лицами.

Но ни одно новое лекарство не может быть одобрено без фармакологического исследования врачей, равно как и врачи не могут обойтись без фармацевтов, которые предлагают им новые лекарства.

Особенно плодотворной она была для выпускников медицинской школы Салерно, к югу от Неаполя (IX-X вв.), которая в XI в. была реорганизована в университет и где готовили врачей и фармацевтов. Именно в этой школе в 1140 году была составлена первая европейская фармакопея «Antidotalerium» — сборник снадобий, содержащий около 60 лекарственных рецептов, но в котором впервые была введена единица веса — пшеничное зерно среднего размера, а также другие единицы (скрупула, драхма, унция). Введение этих единиц позволило врачам более точно определять разовые, суточные и недельные дозы лекарств для изучения их фармакологического действия, а фармацевтам — вводить кондиционные нормы на лекарства.

Первая регулируемая аптека была открыта в Багдаде в 754 году (в Европе первые аптеки появились в XIII-X веках). В этих аптеках арабы ввели правила приготовления лекарств. Они издавали эти правила в виде специальных фармакопей, диспенсаторий «карабадини». Арабы избегали использования препаратов для потенции и рекомендовали добавлять в них лимонный сок, корень фиалки и другие вещества. Для лечения пациентов они часто использовали мягкие слабительные средства: сенну, тамаринд.

Изучение ядов и противоядий занимало особое место в арабской фармации. Алкоголь, юлеп (по-персидски «розовая вода»), лох, нафта, камфора, безоар и многие другие термины имеют арабское происхождение.

Арабы ввели в фармацевтическую практику сахар (вместо меда) и лекарственные сиропы. В лечебных целях использовали мускус, корицу, мускатный орех, гвоздику и т.д. Рецепты арабов были сложными и содержали до 60 ингредиентов. Арабы готовили пилюли, каши, сиропы, пластыри и ароматные масла. В Дамаске существовало специальное производство по перегонке ароматических вод, получению душистых мазей и другой фармацевтической продукции.

Апотекарии достигли особого искусства в приготовлении эфирных и других масел и в перегонке с отвариванием «смолистых масел», таких как можжевеловое масло.

Развивались и методы фармацевтики.

Алхимики средневекового арабоязычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрацию, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (который был назван алкохолом). Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

Заключение

Алхимия — неотъемлемая часть средневековой культуры, но это алхимия особого рода: полифункциональная и синтетическая. Она развивалась из практического опыта металлургии, механики, медицины, переплетаясь с магией и культовыми обрядами. Она отражает основное направление средневековой мысли. Наряду со средневековым мировоззрением, которое основывалось на магических знаниях, развивалось новое мировоззрение, основанное на научных знаниях. Важность алхимии также заключается в том, что она продвинула Средневековье к Новому времени.

Арабские врачи заложили основы научной медицины. Исследования, которыми интересовалась арабоязычная культура, определили последующее развитие и углубление естественных наук в европейских странах.

Таким образом, развитие медицины (фармации и фармакологии) началось с интуиции, наблюдения, эмпиризма, затем возникла зарождающаяся медицина, основанная на накопленном опыте лечения больных, особенно в период раннего и развитого средневековья, были предприняты попытки понять и проанализировать действие тех или иных лекарств на организм животных. Дальнейший расцвет и подъем медицины и фармации начался в позднем Средневековье, в эпоху Возрождения.

Список литературы

  1. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. Москва. Альта-Принт.2006.
  2. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. 1979.
  3. Семенченко В.Ф. История фармации. M: 2003.
  4. Сорокина Т.С. История медицины в двух томах 2000.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Историко-философские подходы к решению проблемы социокультурной обусловленности познания
  2. Мартин Бубер и его философия
  3. Экзистенциальная антропология
  4. Понятие отчуждения в философии марксизма
  5. Яков Абель, немецкий философ
  6. Пространство и время
  7. Дэвид Юм, английский философ
  8. Николай Александрович Бердяев, религиозный философ
  9. Античный атомизм
  10. Экономическая мысль древнегреческих философов