Для связи в whatsapp +905441085890

Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли — Общество как философская категория

Общее время жизни Вселенной оказывается чрезвычайно коротким, если сравнить время существования метагалактики со временем существования ее компонентов (например, Солнца). Эволюционная история космоса измеряется временем жизни только двух поколений метагалактического «населения». Эволюция самой Земли и органической природы также оказывается быстрой и короткой. За время существования Земли вместе с Солнцем она сделала всего 23 оборота вокруг центра галактики, а вместе с человеком она прошла 1/130 часть этой космической орбиты. Если предположить, что Земля существует 24 часа, то время существования человека составляет около 1 минуты.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда на Земле не было людей. Но с появлением людей возникло человеческое общество. Люди не могут существовать вне общества. Еще Аристотель (IV век до н.э.) называл человека политическим животным, то есть он живет в государстве (политике), в обществе.

А. Фергюсон в своей работе «Очерки по истории гражданского общества» (1767) писал, что «человечество следует рассматривать в тех группах, в которых оно всегда существовало». История отдельного человека — это всего лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных в связи с его видом, и любое исследование, касающееся этой темы, должно основываться на целых обществах, но не на отдельных людях».

Коллективная жизнь человеческих существ представляет собой сложное системное образование. Общество — это саморазвивающаяся, динамическая система, «способная изменять свои состояния самым существенным образом, сохраняя при этом свою качественную детерминированность».1 Общество — это социальное бытие («бытие» — это мир, существующий как неизменная сущность вне и независимо от воли и сознания человека. Это реальность, которая имеет внутреннюю логику своего существования и развития и фактически предопределена сознанием, действиями отдельных людей и поколений людей; объективная реальность, своего рода социальная материя, результат функционирования, эволюции и дифференциации биосферы в рамках интегрально развивающейся большей вселенной. Как особый уровень организации материи, человеческое общество существует благодаря деятельности людей и включает в себя духовную жизнь как необходимое условие своего функционирования и развития. Благодаря деятельности людей объекты, охваченные практической деятельностью людей, становятся частью социального мира.

Общество — это продукт совместной деятельности людей, способных своими усилиями создать необходимые условия для его существования. Даже в классовом обществе, где возникают социальные конфликты, существуют объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий для поддержания единства противоположностей.

Информационное общество — это социологическая и футурологическая концепция, рассматривающая производство и использование научной, технической и другой информации как основной фактор общественного развития. Концепция информационного общества — это вариант теории постиндустриального общества, основанный на Z. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как «ступенчатое изменение», представители теории информационного общества связывают его возникновение с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, после сельского хозяйства, промышленности и экономики услуг. Утверждается, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. Революционный эффект информационных технологий приводит к замене классов социально недифференцированными «информационными сообществами» в информационном обществе (Э. Масуда).

Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли

Общество как философская категория

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды, субъекты деятельности, с которыми связаны их пусковые и регулирующие механизмы. Несмотря на то, что человек — это целый и целостный «микрокосм», он является элементом деятельности, то есть ее простейшим, далее неделимым образованием.

Второй элемент — это объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, «инструменты», с помощью которых люди оказывают свое влияние на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, они приспосабливаются к окружающей среде, преобразуя ее материально и энергетически, целенаправленно.

Символы, знаки (книги, картины, иконы и т.д.). Эти объекты служат не для прямого изменения реальности, а для изменения нашего восприятия мира. Они влияют на наше сознание, наши стремления, наши цели, а через них косвенно воздействуют на реальность, отличную от сознания. Функция символов заключается в том, чтобы воплощать закодированную информацию определенным образом, хранить, накапливать и передавать ее, чтобы люди могли координировать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что все идеи, образы и чувства, которые должны влиять на поведение людей, могут делать это только в том случае, если они получают определенную «физическую оболочку» и становятся материальными проводниками, «носителями смысла».

В то время как вещи служат непосредственным инструментом адаптации, символы обеспечивают целенаправленность человеческих действий.

Механическое собирание людьми вещей и символов не создает целостного системного образования — общества. Для его существования необходим сложный набор внутренних связей между всеми классами социальных объектов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между людьми, действующими совместно, называются социальными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств для их производства. Такие отношения между собственниками земли, машин и т.д. и людьми, лишенными необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно-экономическими отношениями и отводил им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым свойственно активное приспособление к окружающей среде, необходимы соответствующие вещи, производством которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех своих формах и позволяют людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему социальных отношений. (Использование новых технологий производства в современной Европе привело к возникновению и становлению капиталистических отношений, которые были созданы не политиками, а работниками материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип менталитета, способ мышления и чувствования.

Социальная жизнь предполагает очень сложную систему социальных связей, которые соединяют элементы социальной жизни. В некоторых случаях они возникают спонтанно, как «экспериментальный продукт», например, при производстве материалов. Но по большей части они должны быть созданы в ходе целенаправленной, специализированной деятельности, требующей реальных усилий. Это обычный вид деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Политическая сфера общественной деятельности имеет сложную внутреннюю структуру, основным звеном которой является государство. Государство, в свою очередь, является очень сложным инструментом, который имеет множество функций, связанных с законодательной, исполнительной, судебной властью, армией, аппаратом принуждения.

Культурные и функциональные концепции общества

Формирование концепции общества в истории культуры было связано с признанием различий между природной и социальной реальностью. Культура находится в центре этой исследовательской программы. Натуралистическая концепция основывалась на естественных науках, а культуроцентрическая — на истории, антропологии, психологии, этнологии, искусстве и т.д. В культурно-исторической программе общество изучается как реальность, воплощающая моральные, эстетические и духовные ценности, культурные смыслы и закономерности, определяющие ход мировой истории и деятельность отдельных людей (Кант, Гегель, Гердер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.). Символическая природа социальных взаимодействий учитывается при объяснении социальной реальности (П. Сорокин).

Теоретические и методологические основы программы социальной реальности как феномена символического взаимодействия были заложены американцем Гербертом Мидом (1863 — 1931). Действия конкретного человека могут быть восприняты другими, если они соотнесены со значениями, которые являются общими для взаимодействующих индивидов. Общность значений обеспечивается языком, который позволяет находить значения через осознание мира и себя. Значения могут меняться по мере того, как участники интерпретируют социальную ситуацию. Человек как субъект способен стать объектом даже для самого себя. Взаимодействие между Я-субъектом и Я-объектом опосредуется через образ «обобщенных других» к восприятию общества в целом. Мид представила многомерное поведение человека в терминах «ролей», которые он играет в обществе.

Структурно-функциональная теория рассматривает социальное действие как основу социального функционирования. Согласно Максу Веберу (1864 — 1920), она предполагает а) субъективную мотивацию и б) «ориентацию на других», которая придает социальный смысл индивидуальным действиям. Вебер выделил четыре типа социального действия:

1) аффективная, не всегда осмысленная, направленная на удовлетворение страстей;

2) традиционный (определяется привычкой) — подражание образцам поведения, уходящим корнями в традиции;

3) ценностно-рациональный (осмысленное действие организуется системой ценностей, на основе которой вырабатываются программы действий).

4) целерациональный (цели и средства для их достижения выбираются индивидом, а критерием их адекватности является успех). При переходе от одного действия к другому рациональность возрастает. В этом процессе переплетаются всевозможные действия, а рациональное дополняется иррациональным.

Вебер ввел в социологию понятие идеальных типов, т.е. ментальной конструкции, с помощью которой можно классифицировать эмпирический материал в определенную систему. Идеальные типы, по мнению Вебера, являются лишь субъективными моделями. Вебер считал действия индивида социальными, если они субъективно имеют для него смысл с точки зрения разрешения проблем и противоречий жизни и сознательно ориентированы на взаимное действие. В системе взаимодействующих экономических, социальных, политических, идеологических и религиозных факторов Вебер уделял особое внимание роли религиозного сознания. По мнению Вебера, протестантские представления о ценности труда как божественного института, труда как морального долга служения Богу, стимулировали поведение, характерное для экономических и бытовых отношений.

Исторические этапы развития и возникновения информационного общества

C. Ясперс:
«Технология как способность использовать средства труда существует столько, сколько существуют люди…. В великих культурах древности, особенно в западном мире, сложная механика делала возможным транспортировку больших грузов, возведение зданий, строительство дорог и кораблей, строительство… машины.

Однако эта техника оставалась в пределах того, что было сравнительно разумно и доступно человеческому зрению. То, что было сделано, было порождено мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы напряжения, огня, ветра и воды и не выходило за пределы естественной среды обитания человека. Все это изменилось с конца XVIII века….. В это время произошел скачок, который охватил всю техническую сторону человеческой жизни в целом. После многовековых попыток в этом направлении, а в мечтах людей формировалось техническое, технократическое мировоззрение, для которого были созданы научные условия, в XIX веке осуществилась его реализация, оставив далеко позади все самые пылкие мечты.

Были открыты машины — машины, которые автоматически производили потребительские товары. То, что раньше делал ремесленник, теперь делает машина.

Так началось техническое и экономическое наступление предпринимателей XIX века на Западе, в ходе которого старое ремесло исчезло за исключением его вполне необходимых отраслей, а всякий, кто совершал бесполезное в техническом смысле действие, безжалостно уничтожался. Таким образом, в возникновении современного технического мира естественные науки, дух изобретательства и организация труда неразделимы. Эти три фактора вместе обладают рациональностью. Никто из них не смог бы в одиночку создать современные технологии. Каждый из этих факторов имеет свою собственную причину и поэтому связан с рядом проблем, которые не зависят от других факторов».

Комментарий: К.Ясперс, один из основателей так называемого «цивилизационного» подхода к истории, в цитируемом фрагменте анализирует причины, приведшие к возникновению особой «технократической» цивилизации современности, которую он выделяет как особый тип цивилизации. Главную причину столь резкого изменения цивилизаций он видит в появлении машин как логического следствия развития техники, как посреднического звена между человеком и природой, ведь именно они, по его мнению, смогли изменить психологию людей и подготовить их к новому витку истории.

О.Тоффлер:
«Сначала была «первая волна», которую он [Тоффлер] называет «сельскохозяйственной цивилизацией». От Китая и Индии до Бенина и Мексики, от Греции до Рима цивилизации возникали и распадались, сталкиваясь друг с другом и создавая разнообразные красочные узоры. Однако, помимо этих различий, были и фундаментальные сходства. Везде земля была основой экономики, быта, культуры, семейной организации и политики. Везде существовало простое разделение труда и несколько четко определенных каст и классов: Дворяне, духовенство, воины, илоты, рабы или крепостные. Везде власть была строго авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Повсюду экономика была децентрализована, так что каждая община производила большую часть того, что ей было нужно.

Триста лет назад — плюс-минус полвека — произошел взрыв, ударные волны которого прокатились по всей Земле, уничтожив старые общества и породив совершенно новую цивилизацию. Этим взрывом, конечно же, стала промышленная революция. Гигантская сила, которую она высвободила и которая распространилась по всему миру — «вторая волна» — вступила в контакт с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов людей. … К концу девятнадцатого века силы «первой волны» были побеждены, и на земле воцарилась «индустриальная цивилизация». Однако его всемогущество было недолгим, поскольку почти одновременно с его победой по миру прокатилась новая — третья — «волна», принесшая с собой новые институты, установки и ценности.

Конфликтная модель общества. Конфликт, насилие и ненасилие

Структурно-функциональный подход делает акцент на упорядоченности, стабильности и равновесии. Но в реальном развитии общества сложившийся порядок и стабильность на определенном этапе и при определенных условиях могут превратиться в консерватизм и стагнацию. Поэтому в западной социологии появились альтернативы, прежде всего, конфликтная модель общества. И. Кант (вслед за Руссо и Гельвецием) считал, что условием изменения к лучшему человека и общества является разрешение конфликтных ситуаций. Конфликты, по мнению философа, возникают из-за присущих людям эгоистических мотивов, жадности и жажды власти. Без этих негативных, с точки зрения морали, качеств все прекрасные природные качества и таланты людей остались бы неразвитыми, скрытыми в их зародыше. М. Вебер рассматривал социальные конфликты в рамках отношений господства и подчинения в системе власти. П. Сорокин видел причины конфликта в природе неудовлетворенных «базовых» потребностей, которые не поддаются рациональному осмыслению, но связаны с инстинктами самосохранения, самовыражения, потребностью в пище, крове, одежде, сексе и свободе.

Конфликт — это тип социальных отношений, заключающийся в противостоянии отдельных людей или групп людей, отстаивающих свои интересы. Парадигма конфликта предполагает, что определяющими факторами социальной жизни являются не интеграция и согласие, а дезинтеграция и разногласия. Подавление конфликта (по Дарендорфу) ведет к его обострению, а рациональное регулирование — к контролируемой эволюции.

Конфликт приводит к тому, что людей заставляют вести себя определенным образом. Подчинение людей, господство одной воли над другой — это насилие. В традиционном (доиндустриальном) обществе насилие принимало форму враждебной реакции на «чужое» вплоть до его уничтожения. В современную эпоху насильственный подход был распространен как на природу, которая служила мастерской для манипуляций человека, так и на общество (социальная революция рассматривалась как способ его преобразования). В XIX-XX веках были обнаружены границы классовой и политической интерпретации насилия и раскрыты механизмы насилия в таких формах, как защитная инстинктивная реакция организма на окружающую среду (Лоренц), проявления бессознательных стремлений человека (Ницше) и наличие внутренней агрессивности человека (Фромм). В индустриальном обществе латентные формы насилия можно отметить, когда их инструментом становится интеллект, информация, высокоорганизованные технологии.

Насилие частично оправдано, например, в случае сопротивления агрессору, позитивных последствий социальной революции и т.д. Насилие (в умеренных количествах) приемлемо наряду с другими методами воздействия на людей для совершения преступлений. Однако, в конечном счете, насилие разрушительно, что приводит к поиску альтернативных насилию стратегий поведения человека. Противоположностью насилию является ненасилие, которое основано на отношении к человеку как к высшей ценности в мире, а также на таких моральных принципах, как милосердие, терпимость, взаимопонимание и поддержка, сочувствие и так далее. Концепция ненасилия была введена Я.H. Толстым в виде идеи непротивления злу силой, М. Ганди через развитие таких методов воздействия, как убеждение, уступка, честность, сотрудничество, прощение, а не месть, Мартин Лютер Кинг, сформулировавший ряд принципов ненасилия: в бою нельзя унижать противника; духовное насилие так же неприемлемо, как и физическое; утверждая справедливость через любовь и ненасилие, мы вносим вклад в гармонию Вселенной и т. д.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Активность познавательного субъекта
  2. Человек и животное: проблема тождества и различия
  3. Проблема истины в философии
  4. Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
  5. Философия евразийства
  6. Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.
  7. Информационные ресурсы сознания — Происхождение сознания
  8. Фридрих Ницше, немецкий философ, представитель философии жизни
  9. Томас Гоббс, английский философ-материалист
  10. Неоконфуцианство и чжу си