Для связи в whatsapp +905441085890

Различные типы нравственных ориентаций — Понятие «самосознание» и его основные черты

Моральные ориентации представляют собой один из наиболее важных компонентов морального самоощущения индивида. Моральные ориентации подразумевают выбор человека между различными системами моральных ценностей, что предполагает глубокий уровень размышлений и этический опыт, связанный с принятием одних систем ценностей и отвержением других.

Ядром самосознания является способность человека отличать себя от собственной жизнедеятельности, которая возникает в общении при формировании первичных форм жизнедеятельности человека. Отношение к собственному бытию, опосредованное совместной деятельностью (осуществляемой в общении), способствует формированию определенного образа себя как способного на социально значимые действия и поступки. Самовосприятие (субъективный образ себя) формируется под влиянием оценочного отношения других людей, соотнесения мотивов, целей и результатов своих действий с принятыми в обществе канонами и социальными нормами поведения. «Самовосприятие» является необходимым условием для любого акта целеполагания. Образ цели и способов ее достижения — это одновременно представление о своих будущих действиях, о способностях, которые формируются в этих действиях — о себе, уже достигшем своей цели, изменившемся в ту или иную сторону. Человек может как переоценивать, так и недооценивать свои способности; в первом случае он причисляет себя к тем, кто обладает необходимыми и престижными способностями, во втором — к тем, кто этими способностями не обладает.

С.Л. Рубинштейн писал, что проблема психологического изучения личности заканчивается обнаружением ее самосознания. Он считал, что развитие самосознания проходит через ряд стадий: от наивного неведения о себе до все более глубокого самопознания, которое затем связано со все более определенной и иногда сильно колеблющейся самооценкой. С.Л. Рубинштейн предложил трехкомпонентную структуру самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение к другому человеку.

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации собственной деятельности, отношений с другими людьми и общения с ними.
Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, разворачивающийся во времени, связанный с движением отдельных ситуационных образов через интеграцию сходных ситуационных образов в целостное образование — понятие своего «Я».
Формирование отношения формирующегося человека к самому себе является самым молодым по сравнению с другими характеристиками. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, к объекту и средствам деятельности, а также к другим людям. Только пройдя через множество объектов отношения, само сознание становится объектом самосознания. Требуется накопление опыта большого количества таких познаний себя как субъекта поведения, чтобы отношение к себе стало качеством, называемым рефлексивностью. Но именно эти качества завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями и установками и выполняют функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.

Различные типы нравственных ориентаций

Понятие «самосознание» и его основные черты

Проблема самосознания является предметом научных исследований на протяжении многих лет. Интерес к себе, к своему «Я», желание познать себя, понять свою сущность, появился у человека очень давно. Проблема «Я», самосознания, становится предметом психологических концепций только во второй половине XIX века.

Психологический аспект анализа самосознания в науке связан с его назначением как сложного феномена человеческой психики, направленного на саморегуляцию поведения, его действия в структуре деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе.

В отечественной и зарубежной психологии существует множество научных работ, в которых подробно рассматривается самосознание. Так, происхождение, сущность самосознания, его структура и характеристики эмоционального значения рассматриваются в работах В.В.Столина, И.И.Чистяковой, С.Л.Рубинштейна, И.С.Кона, Л.И.Божович, М.И.Лисиной и др.

Первые исследования самосознания были проведены У. Джеймсом, который сделал ряд определений о взаимосвязи сознания и самосознания, которые актуальны и сегодня. Согласно У. Джеймсу, самосознание двойственно — одна часть эпистемическая и одна часть когнитивная, одна часть объектная и одна часть субъектная: необходимо различать две стороны, одну из которых он называл личностью, а другую «Я».

В рамках психоаналитической концепции сознание и самосознание предстают как определенная сфера жизни, отличная от бессознательного. З. Фрейд при выделении «Я» (врожденные инстинкты, бессознательные психические явления и влечения), «самости» (центр, регулирующий процесс сознательной адаптации), «сверх-Я» (своего рода моральная цензура) не провел четкого разграничения между сознанием и самосознанием. Они занимают второстепенное место по сравнению с бессознательной сферой, которая доминирует над ними.

А. Пфендер (представитель интроспекционистов) начинает построение концепции самосознания с различения «самости» и «самосознания». «Я» не имеет ничего общего с реальным субъектом, личностью, действующей в системе различных отношений. «Я» присуще человеку по своей природе; оно развивается в течение жизни, но уже с рождения присутствует в его психической деятельности.

Сторонники бихевиоризма подчеркивали влияние окружающей действительности на психическую деятельность человека. Они исключили из сферы психической жизни такие понятия, как сознание и самосознание, отбросив эти понятия как ненаучные и сведя всю психическую деятельность к механически интерпретируемым реакциям организма на внешние стимулы.

Отечественные психологи рассматривают самосознание как особую, качественно отличную форму психической деятельности, тесно связанную с сознанием, но не отождествляемую с ним. Возникают три основные точки зрения на отношения между сознанием и самосознанием. Первое — это признание того, что простейшее самосознание предшествует сознанию в младенческом развитии и заключается в смутном ощущении собственного существования. Вторая точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием волевых движений и речи, ростом независимости индивида и вытекающими отсюда изменениями в его отношениях с другими людьми. Согласно третьей точке зрения, самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда ощущения, вызванные внешними объектами, всегда «смешиваются» с ощущениями, вызванными собственной деятельностью организма. Первые — объективные, отражающие внешний мир; вторые — субъективные, отражающие состояние организма (самовосприятие). Ребенок, столкнувшись с задачей диссоциации, разделения этих ощущений, тем самым решает задачу их раздельного восприятия. Это осознание становится возможным благодаря накопленному опыту деятельности во внешнем мире.

Самосознание — проявление самосознания

Самосознание является первым звеном и основой для существования и проявления самосознания. Это процесс самонаблюдения, сознательного управления поведением и деятельностью человека, который превращает его из объекта воспитательных воздействий в реального субъекта воспитания. Через самопознание человек приходит к определенному знанию о себе. Это знание входит в содержание самосознания как его ядро. Самопознание человека может быть реализовано только через его отношение к другим, через различные формы связи своего «Я» с «Я» других. Самопознание как процесс проявляется в непрерывном движении от одного знания о себе к другому знанию, его уточнении, углублении, расширении и т.д. Основным условием, определяющим непрерывность изменения знаний о себе, является динамика самой реальности и взаимодействий с другими людьми. В связи с необходимостью адекватной адаптации человека к окружающим его социальным условиям, он должен постоянно обращаться к своему «Я» для совершенствования знаний о себе, прежде всего с целью более изощренной регуляции поведения. Самопознание, как и любая другая форма познания, не приводит к конечному результату, абсолютно полному знанию. Всякое знание о себе представляет собой единство противоположностей — относительного и абсолютного.

Эмоционально-ценностное отношение к себе — это специфический вид эмоционального переживания, отражающий отношение личности к тому, что она переживает, понимает, «открывает» о себе. Переживания являются необходимым условием существования эмоционально-ценностного отношения личности к себе, поскольку через них для личности осознается ценностная значимость различных ее отношений к себе, они выступают своеобразным критерием положительной и отрицательной значимости форм отношения к себе.

Осознание собственных отношений к предметам и явлениям реального мира происходит в процессе восприятия переживаний. Каждое новое познание становится устойчивым содержанием сознания только тогда, когда оно связано с соответствующим отношением и переживается его личностная значимость. В процессе развития личности, сознания и ее познавательных способностей сфера опыта также расширяется и обогащается новым содержанием.

Саморегуляция поведения — это форма регуляции поведения, предполагающая момент включения результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и служащая отправной точкой для развития сознательной, целенаправленной деятельности личности по преобразованию своей психической и физической сферы. При характеристике саморегуляции можно выделить два уровня. Первый имеет четкие временные границы реализации; он характеризуется конкретным поведенческим действием, включающим собственные оценки достигнутого эффекта поведения, заканчивающиеся более или менее четким осознанием этих оценок. Второй уровень растянут во времени и связан с планированием индивидом целенаправленных изменений в себе, которые последовательно реализуют определенную образовательную цель по отношению к себе.

В.С. Мерлин выделяет в структуре самосознания четыре основных компонента, которые он предлагает рассматривать как фазы его развития

  • Сознание идентичности, зачатки которого начинают проявляться уже в возрасте 11 месяцев, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от собственного тела, от ощущений, вызванных внешними объектами;
  • Осознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности, появляется в возрасте 2-3 лет, когда ребенок овладевает личными местоимениями и появляется первая фаза инфантильного негативизма, выраженная формулой «Я сам…».
  • Осознание своих психических качеств, возникающее в результате обобщения данных самонаблюдения, и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление

Структура личности

На основе анализа различных точек зрения на структуру личности и ее самосознания А.А. Налчаджян предлагает следующую структуру личности:

1 — «Я», центр личности;
2 — Я-концепция, или самосознание «Я», которое состоит из устойчивых представлений о себе;
3 — ситуативные или оперативные самовосприятия;
4 — черты личности (черты характера, способности и т.д.).

Все вышеперечисленное является «сферами» личности, вся структура которой сосредоточена вокруг «Я». Мы понимаем «Я» как центр личности и ее самосознания. «Я» — это центральная организующая, интегрирующая и регулирующая инстанция психики, главный результат онтогенетического психического развития индивида. «Я» выполняет свои функции на сознательно-подсознательном уровне, и его структура существенно не поднимается до уровня сознания. Обозначение словом «Я» создает иллюзию полного сознания этой центральной инстанции личности, но на самом деле она живет и выполняет свои функции бессознательно, как в бодрствующем состоянии, так и во сне. Как центральная инстанция личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (идеей, совокупностью знаний о себе). Я-концепция — это общая структура самосознания, принадлежащая «Я». На схеме она окружает сферу «Я» и, в свою очередь, состоит из тесно связанных подструктур или относительно стабильных самообразов. Эти стабильные самообразы (в смысле зрелой личности, чья Я-концепция в значительной степени завершена и подвержена лишь ситуативным и поверхностным изменениям) в психологической литературе называют «актуальным Я», «реальным Я», «идеальным Я» и т.д.

Г.А. Урунтаева включает в структуру самосознания когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты. К.К. Платонов предлагает рассматривать структуру в следующем виде: Самовосприятие (самоощущение), самоотношение и самопознание, которое включает в себя степень привлекательности и самооценку. По мнению И.С. Кона, процесс самопознания человека происходит на разных уровнях развития, и представления о себе складываются у индивида в определенный образ самого себя. Л.Д. Олейник в структуре самосознания упоминает самосознание, самопознание, самооценку, самокритику, самоконтроль и саморегуляцию. Личность Самосознание Саморегуляция

На уровневую структуру самосознания указывали И.С. Кон, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.

Так, для В.В. Столина принцип различения трех уровней человеческой деятельности (органического, индивидуального и личностного), реализованный как приложение к онтогенезу самосознания, остается основополагающим при введении идеи уровневой структуры самосознания: в системе органической деятельности, в коллективной предметной деятельности и в системе личностного развития. На каждом из этих уровней самосознание выступает как механизм обратной связи, интегрирующий активность субъекта и регулирующий его деятельность и поведение.

Для каждого уровня самосознания В.В. Столин выделяет особые ассамблеи. На уровне органического самосознания такая сборка имеет сенсорно-перцептивную природу. Основное внимание В.В. Столина направлено на определение и анализ единиц самосознания на индивидуальном и личностном уровне. Выделенное им понятие «Я-чувство» лежит в основе составляющих единиц самосознания этих уровней. Значение «Я» возникает как отношение к мотиву или цели характеристик субъекта, имеющих отношение к деятельности, и оформляется в самосознании в значения (когнитивный аспект) и эмоциональные переживания (эмоциональный аспект).

Таким образом, большинство авторов рассматривают самосознание как средство саморегуляции субъекта действия на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения.

В отношении факторов, определяющих развитие самосознания, позиции представителей разных подходов различаются в зависимости от того, где идет поиск решающих обстоятельств развития: внутри или вне личности. Суждения по этому вопросу разделены по основным факторам развития: Наследственность и внешняя среда.

Неофрейдисты

Неофрейдисты А. Адлер, К. Хорни и Е. Фромм отвергал представление о том, что развитие личности можно объяснить только инстинктивными импульсами биологической природы, и придавал большое значение влиянию окружающей среды.

Таким образом, A. Адлера, что личность — это нечто большее, чем просто продукт этих двух влияний. Он добавил к ним творческую силу, которая делает каждого человека самоопределяющейся личностью. По мнению К. Хорни, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителем. С точки зрения Э. Фромма, факторы развития личности — это динамический эффект между врожденными потребностями и давлением социальных норм и правил.

Сторонники социологических теорий отрицали роль природных предпосылок в развитии личности и утверждали, что психическое развитие индивида полностью определяется влиянием социальной среды.

В гуманистической психологии концепции А. Маслоу и С. Роджерса, основными факторами развития личности являются потребности, связанные с самоактуализацией. К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода не отвергают важнейшую роль и значение общества, но и не делают его главным фактором формирования личности.

Таким образом, хотя вышеперечисленные подходы внешне различаются в своих взглядах на движущие силы развития личности, по сути они схожи в том, что сама личность рассматривается как пассивный объект биологических или социальных влияний.

Отечественная психологическая наука, признавая важную роль наследственности и среды в развитии личности, в отличие от вышеперечисленных подходов, рассматривает эти факторы не как движущие силы психологического развития, а как необходимые условия этого процесса. Отечественные психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие разработали так называемый деятельностный подход, суть которого заключается в том, что личность — это не только результат биологического созревания или запечатления определенными жизненными условиями, но и объект активного взаимодействия со средой, в ходе которого индивид приобретает (или не приобретает) личностные черты. Среди факторов развития сознания и самосознания они выделили коллективную работу, участие человека в языковой коммуникации, которая, благодаря овладению лингвистической системой языка, позволяет стать соучастником социального опыта.

По мнению многих исследователей, центральным образованием самосознания является «Я-концепция». Научный термин «Я-концепция» вошел в литературу относительно недавно, что, конечно, не означает, что описываемая реальность психической жизни индивида не изучалась ранее. Таким образом, У. Джеймс был первым психологом, который начал разрабатывать проблему «Я-концепции». Он рассматривал глобальное, личное «Я» как двойственную сущность, в которой «Я»-сознание и «Я-как-объект» едины. Они — две стороны одного целого, всегда существующие одновременно. Один из них — чистый опыт (самосознание), а другой — содержание этого опыта (самость как объект). Хорошо зная, что все переживания психической жизни человека связаны с переживаниями определенного содержания, У. Джеймс использовал зафиксированные в языке структуры для различения познаваемого и познающего как различных аспектов единого целостного «Я», т.е. самой личности. Таким образом, то, что было предложено У. Джеймсом, является валидной моделью личностного «Я».

Согласно Э. Эриксону, «Я-концепция» является биологически эмерджентным продуктом конкретной культуры. Подход Э. Эриксона, который по сути является дальнейшим развитием концепции Z. Фрейд занимается социокультурным контекстом формирования сознательного «Я» индивида — эго. Он подчеркивает, что процесс развития эго-идентичности особенно сложен в подростковом возрасте. Поэтому Е. В этот период Эриксон уделяет особое внимание подростковому кризису развития эго-идентичности «размывания».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Готфрид Вильгельм Лейбниц
  2. Философско-религиозная антропология
  3. Русский духовный ренессанс
  4. Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона
  5. Концепция общества и культуры Р. Барта
  6. Философские споры об универсалиях
  7. Догматизация философии
  8. Критерии и содержание общественного прогресса
  9. Связь арабо-исламской философии с практической деятельностью
  10. Проблема смысла жизни