Для связи в whatsapp +905441085890

Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта

Одним из ярких представителей субъективного идеализма является Иммануил Кант (1732-1804), который назвал свою философию трансцендентальным идеализмом.

Жизнь Канта была бедна событиями. Он жил тихой и размеренной жизнью, мало путешествовал и заслужил репутацию очень пунктуального человека. Кант как никто другой объединил спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается высшей точкой всей истории философии вплоть до XX века.
В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. Его интересы были сосредоточены на проблемах космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос и мир в целом.

В «критический» период Кант занимался проблемами познания, этики, эстетики, логики и социальной философии. В этот период появились три фундаментальные философские работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Кант начинает с вопроса о том, как возможно априорное, метафизическое знание, и заканчивает выводом: априорное знание возможно в форме математики и теоретического естествознания, потому что здесь априорные формы имеют объект, чувственные образы. Но метафизика невозможна, поскольку Бог, душа и природа — это «вещи в себе», их чувственных образов нет и быть не может. В этом суть кантовского агностицизма.

Прежде всего, Кант приходит к выводу, что раскрытие понятий не приносит истинного знания, поскольку не расширяет знания, не добавляет новую информацию к тому, что известно.

Согласно учению Канта, объект познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала посредством априорных форм мышления.

Критика рационального мышления у Канта носила диалектический характер. Кант различал разум и понимание. Он считал, что рациональное мышление по своей природе является высшим и диалектическим. В этом отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях, антиномиях разума. Согласно Канту, разум впадает в противоречия при решении вопроса о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и так далее. Согласно Канту, диалектика имеет негативный смысл: с одинаковой убедительностью можно доказать, что мир конечен в пространстве и времени (тезис) и что он бесконечен во времени и пространстве (антитезис). Будучи агностиком, Кант ошибочно полагал, что такие антиномии неразрешимы. Тем не менее, его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и, ставя вопрос о противоречиях как таковых, способствовало развитию диалектического мировоззрения.

Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона - Этическая система Канта

Этическая система Канта

Согласно Канту, существует три основных вопроса философии:

  1. Что я могу знать?
  2. Что я должен делать?
  3. На что я смею надеяться?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия. Задача философской этики, таким образом, не ограничивается рекомендациями по ценностным ориентирам, но она имеет функцию ответа на этот второй вопрос.

Христианская мысль исходит из принципа, что мораль проистекает из религии. В этом есть своя логика — нужно делать то, что ведет к хорошему концу, на который можно надеяться. Но Кант считает, что «переход от получения благодати к добродетели — это неверный путь. Стремиться от добродетели к обретению благодати — гораздо более правильный путь».

Кант подчеркивает, что «мораль … опирается на концепцию свободного человека» и «сама по себе… мораль вообще не нуждается в религии». Но отказывая морали в необходимости основываться на религиозных основаниях, Кант придает самому моральному закону абсолютный характер.

Эта вера в абсолютность морали выражена в его знаменитом высказывании: «Две вещи наполняют мою душу все большим изумлением и благоговением, чем чаще и дольше я размышляю о них, — звездное небо надо мной и моральный закон внутри меня». Таким образом, Кант возводит моральный закон на религиозный пьедестал. Он формулирует этот закон как категорический императив, то есть как заповедь, которой нужно подчиняться категорически, без учета особенностей ситуации, в которой человек оказался, и без учета достигнутых преимуществ или удобств. Моральный закон ставится наравне с космическими законами и, по мнению Канта, не требует обоснования не только благ, но даже религиозных принципов. В то же время исполнение нравственного закона становится абсолютным и высшим благом.

Этическая система Канта является высшим примером этического абсолютизма. Категорический императив обращен к каждому человеку, моральный императив, который не зависит от определенных условий места, времени и обстоятельств, как не зависят от таких условий и фундаментальные законы физики, управляющие движением тел.

Более того, Кант всячески подчеркивает, что полезность и удобство доброго поступка выводят соответствующее действие из сферы морального осуждения, поскольку оно совершается не по велению абсолютного долга, выраженного через категорический императив (т.е. не связанного никакими ситуативными обстоятельствами), а по чисто практическим соображениям удобства или целесообразности.

Следует подчеркнуть, что Кант не считает необходимым обосновывать абсолютизм категорического императива религиозными соображениями. Согласно Канту, мораль сама по себе уже является абсолютным моральным законом, выражающим безусловный человеческий долг, который превосходит все другие человеческие обязательства. Этика Канта фактически выражает две этические интуиции: необходимость этического поведения для человека заключается в том, что нарушение категорического императива является нарушением фундаментального закона человеческой природы, влекущего за собой разрушение этой природы, а этическая симметрия гарантируется не только универсальностью императива, но даже одной из трех следующих формулировок. Таким образом, если кто-то лжет, например, чтобы спасти жизнь другого (например, чтобы помочь ему избежать преследования банды воров), он, тем не менее, совершил самое серьезное нарушение морального закона и тем самым разрушил всю сферу морального бытия. Категорический императив в этической системе Канта кажется выше не только пользы и удовольствия, но и милосердия. Кант дает три основные формулировки категорического императива. Первый из них требует: «Поступай только в соответствии с такой максимой, которую ты в то же время можешь пожелать сделать общим законом», что означает, что поступок действительно может быть возведен в ранг общего морального закона. Это, по сути, исключает возможность основывать акт выбора на специфике конкретной ситуации. Поступок должен иметь, по крайней мере в потенциале, универсальное значение.

Противопоставление этического долга склонности

Этический долг противопоставляется склонности. Как безусловная заповедь, категорический императив, по мнению Канта, не зависит ни от каких склонностей. Кант называет долгом объективно практическое действие, которое в силу морального закона исключает все определяющие причины поступков, исходящие из склонностей. Долг включает в свое понятие практическое принуждение, т.е. решимость действовать, какими бы неохотными эти действия ни были. Нравственность поступков, как ее понимает Кант, состоит только в их необходимости из простого чувства долга и простого уважения к закону, но не из любви и склонности к тому, что должно привести к этим поступкам. Моральная необходимость — это обязательно принуждение. Любое действие, основанное на нем, должно рассматриваться как обязанность, а не как вид деятельности, который мы выбрали по собственной воле.

Конечно, он делает добро людям просто из любви к ним, из сострадания и благожелательности, или ради порядка. Но такая диспозиция еще не является надлежащим нравственным правилом нашего поведения, подобающим разумным существам. Те, кто приписывает моральную ценность исключительно нашей субъективной склонности делать добро, по словам Канта, подобны «добровольцу», который с гордым самомнением отбрасывает всякую мысль о долге и, независимо от заповеди, делает только для собственного удовольствия то, к чему его не принуждает никакой закон.

Истинная мораль требует, чтобы мышление людей было основано на моральном принуждении, а не на добровольном желании, другими словами, на уважении, которое требует соблюдения закона, даже если это делается нехотя. Нравственное состояние, в котором всегда должен находиться человек, — это «добродетель, то есть нравственное расположение в борьбе». Это иллюзия, говорит Кант, будто долг, то есть уважение к закону, не служит определяющим основанием нравственных действий человека. Самоотверженные поступки могут быть оценены как благородные только «в той мере, в какой есть следы, указывающие на то, что они были совершены только из уважения к своему долгу, а не из какого-либо духовного побуждения».

Кант склонен считать, что поступок, совершенный по велению нравственного долга, но в то же время в согласии с чувственной склонностью, должен обязательно потерять часть своей нравственной ценности. Он прямо говорит: «Никакой другой (кроме уважения к закону) субъективный принцип не может быть принят в качестве мотива, иначе поступок может быть совершен так, как предписывает закон, но поскольку, хотя он и соответствует долгу, он не совершается из чувства долга, намерение совершить поступок не является моральным».

Кантианское противопоставление долга и склонности вызвало энергичные возражения даже у некоторых мыслителей, которые сами находились под влиянием идей Канта. Известна эпиграмма, в которой немецкий поэт Шиллер высмеивает это противопоставление:

«Я охотно служу своим соседям, но, увы! — у меня есть к ним предпочтение.

И вот меня гложет вопрос: действительно ли я нравственен?

Другого пути нет.

И с отвращением в душе исполнить то, что требует долг.

В этом крайнем абстрактном и формальном ригоризме кантовской морали, однако, была и сторона, родственная Канту и буржуазным революционным идеологам во Франции конца XVIII века. По сути, Кант подменяет реальные, практические задачи реформирования жизни, замены существующего морального и политического порядка другим, лучшим, соответствующим человеческому достоинству и индивидуальным стремлениям, простыми интеллектуальными определениями и постулатами разума. Но при рассмотрении конфликта между долгом и противостоящими ему склонностями он не допускает компромисса. Достоинство нравственного человека должно быть реализовано, долг должен быть выполнен, какие бы препятствия ни ставила эмпирическая реальность.

Когда он говорит о долге, в остальном сухой, сдержанный и осторожный Кант поднимается до истинного пафоса: «Долг! Ты — возвышенное, великое слово; нет в тебе ничего приятного, что льстило бы людям….. Это может быть только то, что поднимает человека над самим собой (как частью чувственно воспринимаемого мира), то, что связывает его с порядком вещей, единственным, который разум может мыслить и которому подчинен весь чувственно воспринимаемый мир, а вместе с ним эмпирически обусловленное существование человека во времени и совокупность всех целей».

Учение Канта о праве

Среди философских доктрин, разработанных Кантом, была доктрина права. Это один из поздних результатов философского развития Канта. В 1797 году Кант опубликовал «Метафизику нравов». Эта работа носит признаки приближающегося возраста Канта, но полна мыслей, характерных для Канта и важных для понимания его философии, а также его общественно-политических взглядов.

В «Метафизике нравов» учение о законе и учение о добродетели подлежат обоснованию. Его первая часть посвящена учению о праве. Такое построение не противоречит этическим трактатам Канта. В «Основах метафизики нравов» и в «Критике практического разума» Кант разработал философское обоснование морального закона. В «Метафизике нравов» он дает систему своих правовых и этических взглядов. В этой системе учение о праве предшествует этике не потому, что оно является ее принципиальной основой, а лишь потому, что, по Канту, в нормах права, в отличие от этических норм, имеются в виду только внешние отношения между людьми.

В его попытках конкретизировать философские основы права заметны колебания и противоречия. Он как подчиняет право этике, так и пытается их разделить.

Основанием для их разделения послужило различие, которое этика Канта утверждала между «нравственностью» и «законностью» человеческого поведения. Кант рассматривал правовые отношения между людьми исключительно в сфере «законности». Вслед за Томазиусом и Кристианом Вольфом он утверждал, что учение о праве касается только внешних условий и норм человеческого действия. Учение о нравственности (или безнравственности) связано с намерениями. Напротив, доктрина права должна заниматься не намерениями, а только делами. Право, в понимании Канта, остается чисто формальным. Она не касается содержания поступков и определяет только внешние действия, независимо от мотивов поведения. Таким образом, право распространяется только на внешние практические отношения между людьми. Таким образом, сами отношения рассматриваются только с их формальной стороны: Задается вопрос, в какой степени свободная воля человека может быть согласована со свободой других людей в обществе. Таким образом, свобода понимается как чисто внешняя, а закон определяется как сумма условий, при которых воля одного может сочетаться с волей другого по общему формальному закону свободы.

В этой доктрине связь между законом и моралью значительно ослаблена. По меткой характеристике историка теории права П. Новгородцева, когда Кант «стремится представить право в связи с моралью, оно теряет свои специфические черты; когда он стремится подчеркнуть специфические черты права, оно теряет свою связь с моралью».

Правда, Кант не допускает, чтобы правовая доктрина имела в своей основе этику. Но только если этика понимается как учение о частных моральных обязанностях отдельных людей или членов общества. Однако понятие этики у Канта шире, чем упомянутое здесь. Согласно Канту, социальная жизнь человека обязательно раскрывает его практическую природу. Поэтому принцип практического разума должен как-то проявляться в нем. Как выражение практического разума, сфера права должна вытекать из фундаментального закона этого разума — закона свободы («автономии»). Понятие свободы является основным понятием всей «практической» философии Канта. Через эту концепцию его учение о праве вступает в связь с учением о морали. Согласно этой доктрине, свобода является одновременно основой личной морали и целью общественной жизни. Вся политическая жизнь и борьба, с этой точки зрения, является борьбой людей за достижение свободы. Сама постановка вопроса о праве обусловлена тем, что стремление человека к свободе противоречит изначальному злу, которое Кант считает неустранимой судьбой эмпирического человека. Поэтому для индивида неизбежен вопрос: существуют ли условия, при которых воля индивида по отношению к другим членам общества может быть ограничена общим законом свободы? Право, по мнению Канта, — это система таких условий.

Актуальность социально-политического наследия Канта

Кант писал: «Две вещи всегда наполняют душу новым и все возрастающим удивлением и благоговением, чем больше и дольше мы их созерцаем — это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня».

Этическое и социально-политическое учение Канта дает обоснование идее правового порядка, отстаиваемой мыслителями эпохи Просвещения. Правовой порядок, по мнению Канта, предполагает уничтожение всех форм личной зависимости, обеспечение личной свободы, равенство всех граждан в правах, т.е. устранение всех привилегий. Человек, утверждал Кант, не должен рассматриваться как средство для другого человека; он всегда должен быть целью. Однако этот принцип — человек есть цель для человека — Кант трактовал лишь как идеал, поскольку понимал, что уничтожение сословий, крепостного права, феодальной тирании не приведет к его реализации. Идеал вечного мира, провозглашенный Кантом, также следует рассматривать с этой точки зрения. Однако следует подчеркнуть, что в милитаристской Пруссии, которая, по мнению современников, была чем-то вроде солдатской казармы, провозглашение идеала вечного мира скромным профессором Королевского университета было, несомненно, интеллектуальным подвигом.

В 1842 году в своей статье «Философский манифест исторической школы права» Маркс охарактеризовал философию Канта как немецкую теорию Французской революции и противопоставил ее взглядам реакционного романтического юриста Гюго, который представлял немецкую теорию французского Анцианского режима. Гюго, как и другие теоретики так называемой исторической школы права, пытался доказать, что общественные институты и порядки не могут быть оценены с точки зрения разума: Они не имеют необходимого отношения к человеческому интеллекту, который является субъективной человеческой способностью и не составляет основных определяющих характеристик человеческого индивида, главной отличительной чертой которого является де-факто животная природа.

Историческая судьба доктрины Канта примечательна. Он не только основал важнейшее интеллектуальное течение своего времени, классическую немецкую философию, но и оказал огромное влияние на все последующее развитие философии. Если Фихте и Гегель приняли прогрессивные идеи доктрины Канта, то другие философы второй половины XIX и первой половины XX века вновь взяли на вооружение реакционные аспекты этой доктрины. Лозунг «назад к Канту», провозглашенный в 1960-х годах неокантианцем О. Либманом, означал не только отказ от диалектики Гегеля, но и от всех прогрессивных философских идей.

Нет необходимости доказывать, почему — та значительная и рациональная постановка вопросов, которая сделала Канта великим философом, стала совершенно неприемлемой для воинствующих идеологов. Ф. Ницше, страстно ненавидевший Канта за его гуманизм, понял это по-своему. Ницше, утверждавший, что человек был и должен оставаться животным, самым хищным из всех, обвинил Канта в подрыве «естественной» основы человеческой жизни. Кантовский категорический императив, утверждал Ницше, проистекает из «противоестественного инстинкта», забвения элементарной истины о том, что сильный обязан угнетать, порабощать и уничтожать слабого. Вот почему Ницше писал, что «категорический императив Канта опасен для жизни…». В кантовском нравственном идеале Ницше увидел болезнь века, проявление психологии «больного животного», симптом декаданса.

Этика Иммануила Канта весьма актуальна для нас. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к той странице его «Критики практического разума», где говорится: «Предположим, человек утверждает свою сладострастную склонность так, как будто, когда он находит любимый предмет и подходящую возможность для этого, она совершенно непреодолима для него; но если перед домом, где ему представляется такая возможность, воздвигнуть виселицу, чтобы повесить его после удовлетворения его похоти, не преодолеет ли он также свою склонность? Нет необходимости долго гадать, какой ответ он бы дал.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сознание и язык. Концепции естественного и сверхъестественного происхождения языка
  2. Бытие как философская категория: ее смысл и специфика
  3. Средневековая философия Китая
  4. Спор об универсалиях: номинализм — концептуализм — реализм — Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
  5. Проблема ценностей в философии
  6. Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности
  7. Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта
  8. Умопостижение: его пределы и методы
  9. Фрэнсис Бэкон
  10. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм — Эмпиризм — опыт как единственный источник знаний