Для связи в whatsapp +905441085890

Разумный уровень познания — Природа и значение познания

Познание — это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически изменяющихся, прогрессивных форм нарастания информации (информация — объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к представляемому объекту, порядок и структура которого передается отражающей системе в процессе взаимодействия). Особая форма представления информации, которая позволяет человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, образует такое понятие, как «знание». Знание — это проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой результат познания действительности, который представляет собой, с одной стороны, ее адекватное отражение в сознании человека в виде идей, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой — обладание ею и способность действовать на ее основе. По своему генезису и функционированию знание — это социальный феномен, средствами фиксации которого являются естественные и искусственные языки. Это обобщение служит для уточнения понятия «наука». Наука — это высокоспециализированная человеческая деятельность по разработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука — это знание, достигшее оптимума по критериям обоснованности, надежности, непротиворечивости, точности, эмпирической проверяемости и, в принципе, возможной фальсифицируемости, концептуальной согласованности, предсказательной силы и практической эффективности. Эти критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, для всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания — от философской, логической, математической, кибернетической до естественнонаучной, технической и гуманитарной. Наука — особая отрасль рациональной человеческой деятельности по получению объективно истинных знаний об окружающем нас мире — возникает как естественное продолжение обычного, спонтанно-эмпирического процесса положения. Помимо научного знания, существуют и вненаучные способы постижения реальности. Самым важным из них является искусство, а самым известным — повседневное познание.

Знание — это идеальное воплощение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

Функции знания — обобщение разрозненных идей о естественных законах общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего, что может быть передано как устойчивая основа для практических действий.

Особенность научного знания основана на многочленной структуре, элементами которой являются изучаемые явления, чувственные образы, мысли, имена собственные, общие и понятийные имена, единичные и универсальные высказывания. Если действовать несколько грубо дихотомически (делить целое на две части), то мы приходим к сравнению единичного и всеобщего. Сферу единичного часто называют фактической, сферу общего — теоретической. Как сфера единичного (факт), так и сфера общего (теория) не являются монолитами, они многомерны и содержат различные компоненты. Таким образом, факт содержит событийный, перцептивный (сенсорный) и лингвистический компоненты. Теория содержит бытийный, когнитивный (мыслительный) и лингвистический компоненты. В то же время теория — это высшая, наиболее развитая организация научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях определенной сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель построена таким образом, что одни ее признаки, имеющие наиболее общий характер, составляют ее основу, а другие подчиняются фундаментальным или выводятся из них по правилам логики. Поэтому под теорией в широком смысле слова мы понимаем систему достоверных идей, концепций, принципов, которые объясняют какие-либо явления.

Разумный уровень познания

Природа и значение познания

Эпистемология — это общая теория, разъясняющая суть человеческой познавательной деятельности, независимо от области науки, искусства или повседневной практики, в которой она осуществлялась. Эпистемология развивалась вместе с философией в ходе ее мировой истории.

Теория познания также называется гносеологией или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — распознавание, познание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», как и «познание», имеет два основных значения: во-первых, знание как данный, полученный факт, а во-вторых, процесс обучения, производства знаний в первом смысле. Гносеология может касаться только указанных сторон. Еще в более узком смысле задачей гносеологии является изучение природы «готового» знания, а не методов его получения. Таким образом, гносеология — это знание о знании. На современном уровне теория познания является результатом обобщения всей истории развития познания мира. В ней рассматривается сущность человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к пониманию их сущности (истинное знание), в связи с чем рассматривается вопрос о путях к истине, ее критериях. Но человек не мог бы познать истину как истину, если бы не совершал ошибок, поэтому эпистемология также изучает, как человек впадает в ошибки и как он их преодолевает. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей эпистемологии был и остается вопрос о практической, жизненной важности достоверного знания о мире, о самом человеке и о человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а также вопросы, возникающие в области других наук и социальной практики, способствуют формированию обширных проблем эпистемологии, которые в совокупности могут дать ответ на вопрос, что такое знание. Знание, в самом широком смысле, означает иметь знание и быть в состоянии знать. Знание — это связь между природой, человеческим разумом и практической деятельностью

Если предположить, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле этого слова, то виды человеческого знания различаются, прежде всего, по виду опыта, на котором они основаны.

Полезно отличать «пассивное» знание читателя произведения искусства или студента, делающего записи на лекции, от авторского знания, знания творца — ученого, художника или религиозного верующего. «Авторское» знание наиболее четко различается по типу, особенно по характеру личной предрасположенности.

Светское познание и знание основано в основном на наблюдении и изобретении, носит эмпирический характер и руководствуется общепринятым жизненным опытом, а не абстрактными научными построениями. Нельзя недооценивать важность мирского знания как предшественника других форм знания: Здравый смысл часто бывает более тонким и проницательным, чем ум другого ученого. Основанные на здравом смысле и обыденном сознании, эти знания являются важной направляющей основой для повседневного поведения людей, их взаимоотношений друг с другом и с природой. Вот общий момент с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается с прогрессом научного и художественного знания; она тесно связана с «языком» человеческой культуры в целом, который формируется на основе серьезной теоретической работы в процессе всемирно-исторического развития человечества. Мирское знание, как правило, сводится к констатации фактов и их описанию.

Познание как объект методологического анализа

Познание — это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически изменяющихся прогрессивных форм нарастания информации (информация — объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к представляемому объекту, порядок и структура которого передается отражающей системе в процессе взаимодействия). Особая форма представления информации, которая позволяет человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, образует такое понятие, как «знание». Знание — это проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой результат познания действительности, который представляет собой, с одной стороны, ее адекватное отражение в сознании человека в виде идей, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой — обладание ею и способность действовать на ее основе. По своему генезису и функционированию знание — это социальный феномен, средствами фиксации которого являются естественные и искусственные языки. Это обобщение служит для уточнения понятия «наука». Наука — это высокоспециализированная человеческая деятельность по разработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука — это знание, достигшее оптимума по критериям обоснованности, надежности, последовательности, точности, эмпирической проверяемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной согласованности, предсказательной силы и практической эффективности. Эти критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, для всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания — от философской, логической, математической, кибернетической до естественнонаучной, технической и гуманитарной. Наука — особая отрасль рациональной человеческой деятельности по получению объективно истинных знаний об окружающем нас мире — возникает как естественное продолжение обычного, спонтанно-эмпирического процесса положения. Помимо научного знания, существуют и вненаучные способы постижения реальности. Самым важным из них является искусство, а самым известным — повседневное познание.

Известно, что задолго до возникновения науки люди приобрели необходимые знания о свойствах и характеристиках вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Светское знание, как основа всех других форм знания, ни в коем случае не должно быть недооценено в своей важности. Основанная на здравом смысле и обыденном сознании, она является важным ориентиром для повседневного поведения людей и их взаимоотношений друг с другом и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается с прогрессом научного и художественного знания. В то же время он впитывает богатый опыт мирских знаний. Мы узнаем много нового с помощью повседневных знаний и сейчас. Все это показывает, что научное знание не отделено от повседневного непреодолимой границей. Ибо она является дальнейшим усовершенствованием и развитием последней.

Научное знание отличается от обычного знания систематической последовательностью в процессе поиска новых знаний и упорядочивания найденных имеющихся знаний. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно включается как элемент в определенную систему, чаще всего — теорию как наиболее развитую форму рационального знания. В отличие от этого, обычное знание имеет фрагментарный, случайный и неорганизованный характер, в нем преобладают разрозненные отдельные факты или их простейшие индуктивные обобщения. Собственно научное знание отличается тем, что факты помещаются в систему понятий той или иной науки и включаются в структуру теории, которая является высшей ступенью научного знания.

Чувственное и логическое познание. Их формы

Процесс познания происходит в форме отношений и взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Субъектом познания является человек, человеческая личность, способная отражать в своем сознании явления действительности. Но человек — это не только индивид с определенными биологическими характеристиками, но, прежде всего, социальное существо. Таким образом, он мыслит и познает постольку, поскольку является членом общества, которое оказывает существенное влияние на содержание познания через формы общественного сознания.

Когнитивное мышление — это активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях и научных теориях. Она всегда подразумевает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения и адаптирует эти цели на основе практики.

Объект познания — это предмет, явление, процесс материального или психического мира, или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания не может быть отождествлен со всей материальной или ментальной реальностью. Объектом становятся только те области реальности, которые вовлечены в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной активности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научными исследованиями.

Субъект познания — это более или менее широкий фрагмент реальности, который в процессе познания выделяется из определенного набора объектов. Один и тот же объект познания может быть предметом изучения разных наук. Мысль как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и др. Структурно предмет познания отличается от объекта, так как включает в себя только важные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и логическое отражение действительности. Позже, когда стало ясно, что чувственное в некоторые моменты проникает в логическое, возникла идея, что этапы, или уровни, познания бывают эмпирическими и теоретическими. Некоторые ученые выделяют еще один уровень познания, который рассматривается ими как начальный — живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или процесс познания определенной стороны самих объектов.

Сенсорное восприятие происходит через органы чувств: зрение, слух, осязание и т.д., которые у человека являются «продуктами мировой истории», а не биологической эволюции. Органы чувств являются единственными «воротами», через которые информация об окружающем нас мире может попасть в наше сознание. Живое созерцание как момент сенсорно-объективной деятельности протекает в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и воображение, каждое из которых является субъективным отражением объективного мира.

Существует три формы отражения чувств:

  • Восприятия;
  • Восприятия;
  • Представительства.

Ощущения — это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, которые действуют непосредственно на органы чувств. Чувства делятся на:

  • Визуальный;
  • Слуховой;
  • Тактильно;
  • Гастральный и т.д.

Ощущения обычно выступают как компонент более сложной картины — восприятия.

Восприятие — это целостная картина объекта, данная непосредственно в живом наблюдении в совокупности всех его аспектов, синтез данных отдельных ощущений.

Субъект и объект познания

Познание подразумевает дихотомию мира на объект и субъект. Какие бы вопросы ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он всегда должен считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Однако он может пренебречь ими, но тем самым он рано или поздно гарантирует себе неудачу в жизни и, возможно, целый поток страданий и трудностей. Поэтому сознанию свойственно постоянно выходить за пределы самого себя: Он постоянно ищет объект, а без этого жизнь не имеет смысла. Для нас мир существует только в аспекте его данности познающему субъекту. Термины «субъект» и «объект» соотносимы. Когда мы говорим «субъект», мы спрашиваем: субъект чего — познания? действие? Оценка? Когда мы говорим «объект», мы также спрашиваем: объект чего — познания? оценка ? действие?

Фрагмент бытия, находящийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в некотором смысле «собственностью» субъекта, поскольку вступил с ним в субъектно-объектные отношения. Итак, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, и есть реальность, вступившая в это отношение. Оно стало, так сказать, «вопросительным» и говорит субъекту: «Ответь мне — кто я? Знай меня!» Одним словом, объект в его отношении к субъекту — это уже не просто реальность, а, так сказать, познанная реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания.

В современной эпистемологии принято различать объект и субъект познания. Объект познания относится к реальным фрагментам бытия, которые подвергаются исследованию. Объект познания — это конкретные аспекты, на которые направлена поисковая мысль. Таким образом, человек является объектом изучения многих наук — биологии, медицины, психологии, социологии, философии и т.д.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического знания не только познается, но и создается людьми: Прежде чем стать объектом, он должен быть сначала создан и сформирован ими. Таким образом, в социальном познании человек примиряется с результатами собственной деятельности и тем самым с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он одновременно оказывается его объектом. В этом смысле социальное познание — это социальное самосознание человека, в ходе которого он обнаруживает и исследует для себя свое собственное исторически возникающее социальное бытие.

Почти все люди в своей жизни так или иначе выступают в роли субъектов познания. Для того чтобы в дальнейшем понимать, систематизировать, обобщать и использовать огромное количество информации, человек должен знать хотя бы элементарные принципы гносеологии. Для ученых, занимающихся научными исследованиями, это должно быть обязательным условием, потому что им необходимо знать путь к истинному знанию, отличать его от ложного и так далее. Научное знание очень важно не столько для ученого, который его осуществляет, сколько для общества в целом.

Не менее важен и тот факт, что знания имеют свойство накапливаться и передаваться от одного человека к другому. Это дает человечеству возможность развиваться, осуществлять научный прогресс. Правильными были наши предки, которые считали, что отец должен передать свои способности сыну.

Как уже было сказано, познание — это отражение мира в научных терминах, гипотезах и теориях. Познание как отражение точно также является научным образом изучаемого объекта, представленным в виде научных фактов, гипотез, теорий. Существуют различные уровни познания, которые отличаются по своему предмету, глубине, степени профессионализма и так далее. Познание и знание различают как процесс и как результат.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек как деятельное и творческое существо
  2. Классическая социальная философия
  3. Закономерности саморазвития общества
  4. Взаимоотношения мифологии и предфилософии древней индии
  5. Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
  6. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
  7. Материализм
  8. Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
  9. Культурная модернизация
  10. Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века