Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики. — Диалектика как система. Принципы диалектики

Философия проектирует чрезвычайно общий взгляд на мир, который включает в себя идеи об определенном мировом порядке, то есть о системе общественных и естественных отношений, в центре которых находится человек и его социальная деятельность. Формируя картину мира, она разрабатывает общую методологию познания реальности, которая представляет собой набор требований, предъявляемых к субъекту мышления. Существует два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления и процессы в картине мира описаны как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно сказать, что в их основе лежит диалектический подход.

Этимологически, диалектика (греческая диалектика: Разговор, беседа, обмен мнениями, дискуссия) умение и искусство защищать или опровергать предложение. Диалектика, однако, это больше, чем техника искусной игры с терминами. От древности до наших дней диалектика демонстрирует устойчивую тенденцию к построению научно-теоретического образа мышления, методологии философского познания.

Развитие древней философии и науки расширило сферу диалектики. Как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов он стал методом поиска истины (Сократ) и методом анализа и синтеза понятий (Платон). Еще более радикальное понимание диалектики было характерно для Гераклита. Согласно основным понятиям его природной философии, диалектика характеризует не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Для него космос — не тайна, а само собой разумеющееся дело, органически целостное, динамически живое и обязательно рациональный миропорядок.

Диалектика никогда не была чем-то данным раз и навсегда, она изменилась и появилась в различных исторических формах. Философия никогда не была полностью отделена от диалектики, но древняя диалектика, диалектика немецкого классического идеализма и материалистическая диалектика обычно считаются привилегированными. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли они оказались наиболее плодотворными.

Чередование исторических форм диалектики происходило таким образом, что каждая последующая форма поглощала все то ценное, что содержалось в предыдущей. Немецкая классическая философия, перенявшая все положительные достижения древней диалектики, пошла дальше по пути ее превращения в научный и рациональный философский метод. Г. Гегель впервые систематически исследовал его и сформулировал его корневое и неизменное свойство, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики заключается в постижении противоположностей, в их единстве. Для Г. Гегеля диалектическое мышление — единственное средство познания истины, а противоречие (единство противоположных высказываний) — единственное условие, при котором открывается диалектика. Диалектика Гегеля, однако, была построена на идеалистических предпосылках, которые исключали саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, который существует и развивается на своей основе и лишь косвенно утверждает себя в природе и в человеческом сознании.

В отличие от концепции Х. Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, считавших развитие атрибутом материи, развилась материалистическая диалектика, в рамках которой возник вопрос о взаимосвязи объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика исследует особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, то есть в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и социальных процессов. Субъективная диалектика имеет в качестве своего объекта особенности реализации законов развития в сознании человека. Идентичность и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в этом:

  • субъективная диалектика определяется объективной диалектикой;
  • первая отражает вторую;
  • Субъективная диалектика относительно независима по отношению к объективной;
  • Ее единство — это процесс развития отношения: мысль — история — природа.
Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.

Диалектика как система. Принципы диалектики

Диалектика — это открытая, целостная, органическая система, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, формирующими структуру диалектики. Она внутренне подчинена, имеет собственную иерархию и разделена на структурные составляющие, которые являются принципами, законами и категориями, в зависимости от их эпистемологической и перспективной функции.

Принципы являются универсальными и общепризнанными, фундаментальными и семантическими идеями и установками, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех других форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, то есть устанавливают начальные условия познания и определяют его природу, пределы и теоретический потенциал.

Современная диалектика основывается на следующих принципах: существенное единство мира, развитие, детерминизм и систематика. Согласно первому принципу, все мировые процессы определяются материальной субстанцией.

Принцип развития требует учета всех процессов в результате определенных направленных изменений. В материалистической диалектике развитие — это философская категория, выражающая процессы, связанные с трансформацией качества объектов, с появлением новых качественных состояний, которые, кажется, раскрывают потенциальные возможности, скрытые и неосвоенные в предыдущих качественных состояниях. Процесс развития — это всегда переход от одного качества к другому, целенаправленное формирование новых систем, новых типов организаций, рожденных из прежних систем. Существует два варианта процессов развития:

1) процессы качественных преобразований, не выходящие за рамки соответствующего типа материи, определенного уровня ее организации. Например: эволюция звезд.

2) Процессы перехода от одного вида материи к другому.

Развитие — это необратимое, направленное на равномерное изменение материальных и идеальных объектов, что обусловлено противоречиями системы.

Развитие происходит при наличии универсальной связи и взаимозависимости объектов и явлений, их составных элементов. Отношение — это отношение, при котором изменение с одной из его сторон (атрибута, элемента и т.д.) является необходимым и достаточным условием для изменения с другой стороны. Взаимоотношения обычно возникают в форме взаимоотношений. Происходят определенные изменения во взаимоотношениях элементов объекта друг с другом. Момент такого изменения — это взаимодействие. Взаимоотношения в природе и обществе носят универсальный, объективный характер. В мире существует бесконечное количество связей между вещами и явлениями.

Универсальная взаимосвязь всех явлений является исходной посылкой для принципа детерминизма.

Детерминизм предполагает множественность объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражены в терминах отношений, не имеющих прямого причинно-следственного характера, то есть не содержащих непосредственно моментов генерации, производства одного за другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействие частей в системе, связь состояний в движении и развитии.

Классическая наука опиралась на механический детерминизм, согласно которому величина координат и импульса всех частиц Вселенной в данный момент времени абсолютно однозначно определяет их состояние в любое прошлое или будущее время. Такой подход означал, что признаются только динамические закономерности. Последние являются формой причинности, при которой данное состояние системы однозначно определяет все последующие состояния, а степень вероятности возникновения нового состояния определяется не динамическими, а статистическими законами. Статистическая закономерность — это форма причинности, при которой заданное состояние системы не однозначно определяет ее последующее состояние, а только с определенной вероятностью, что является мерой возможности реализации тенденций изменения в прошлом.

Законы диалектики

Принципы диалектики конкретизированы в ее законах. Традиционно закон определяется как «необходимая, существенная, стабильная, повторяющаяся связь между явлениями».

Все многообразие действующих в мире законов можно классифицировать в соответствии с различными точками зрения. В зависимости от степени обобщения различают следующие законы:

  • специфические или частные, действующие в ограниченных сферах, таких как закон естественного отбора;
  • общий, присущий целому ряду сфер жизни, например, закону о сохранении энергии
  • общий, универсальный, действующий во всех сферах бытия. Это законы диалектики, которые марксизм называет «фундаментальными», «главными».

Универсальность законов диалектики заключается не в их применимости ко всему и каждому, а в том, что они определяют тенденции саморепродукции мира. Их универсальность выражается не в их повсеместности, а в объективной неизбежности естественного взаимодействия мировых явлений.

Еще одной характеристикой законов диалектики является их вероятностный, статистический характер. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат количественных констант.

В любом процессе развития законы диалектики проявляются в органическом единстве, но в то же время каждый из них проявляет определенную сторону в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник развития, занимает центральное место в диалектике. Согласно этому закону, все явления реальности являются присущими диалектическим противоположностям, между которыми в результате взаимодействия возникает противоречие. Противоречие — это система отношений, в которой противоположности взаимно производят, взаимопроникают и сливаются друг с другом, растворяясь в чем-то новом. Вся окружающая действительность подтверждает это заявление. Химический процесс, например, заключается в единстве объединения (союза) и диссоциации (отщепления) атомов. Изменчивость и наследственность, как факторы эволюции, взаимопроникают и сливаются друг с другом, растворяясь каждый раз при формировании нового вида живой материи.

Механизм формирования, развития и разрешения диалектических противоречий можно понять, соотнесением понятий «идентичность», «отличие» и «противоречие». Категория «идентичность» означает равенство, симметричность, единство взаимоисключающих сторон существования объекта. Каждое животное, каждое растение в каждый момент своей жизни не только идентично самому себе, но и отличается от самого себя ассимиляцией, выделением веществ, гибелью клеток. Данные науки говорят о различиях внутри личности. Различия, которые сначала незаметны, позже перерастают в противоположности, прямо несовместимые друг с другом. Отношения этих противоположностей перерастают в явные противоречия между ними. Разрешение противоречия приводит к формированию нового субъекта.

Следует знать, что противоречие может быть разрешено или нет, и в зависимости от этого роль противоречия в развитии будет существенно различаться. Противоречие часто является тормозом при движении и приводит к движению назад и вперед. Например, аэродинамическое замедление низкоорбитального искусственного спутника Земли за счет силы сопротивления верхних слоев атмосферы замедляет скорость и постепенно гасит кинетическую энергию летающего спутника. В результате рано или поздно под воздействием земной гравитации он обрушится на свою поверхность и перестанет существовать. Движение останавливается возникновением и разрешением противоречия между инерционными силами летающего спутника и силами сопротивления окружающей среды.

Таким образом, противоречие может действовать как двигатель, так и тормоз на движении (часто одновременно). Эта роль зависит от конкретного содержания, масштабов и характера ее решения.

Категории диалектики

Процесс развития объектов и явлений многомерен. Фундаментальные законы диалектики в ней реализованы необходимым образом, но они не исчерпывают всех существенных особенностей развития. Поэтому, помимо трех фундаментальных законов, диалектика содержит и нефундаментальные законы, содержание которых выражается в соотношении так называемых парных категорий.

Категории — это основные понятия, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, отношения реальности. Они формируются в процессе длительного исторического развития познания, являются его этапами. Они выражают природу и уровень научно-теоретического мышления того времени. Они объективны по содержанию, но субъективны по форме выражения.

Поскольку в объективной реальности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие его категории также взаимосвязаны таким образом, что каждая из них может быть понята только как элемент определенной системы категорий.

Чтобы понять категории диалектики, удобнее рассматривать их в том порядке, в котором они функционируют как этапы познания: Категории детерминированности (единичные, специфические и общие, сущность и явление, содержание и форма), категории условности (причина и следствие, необходимость и непредвиденные обстоятельства, возможность и реальность) и категории выбора (целое и часть, система, элемент и структура).

Общая структура детерминации любого отдельного объекта описывается категориями общего и частного.

Существование отдельных объектов и явлений, разделенных во времени и пространстве, которые имеют индивидуальную качественную и количественную детерминированность, характеризуется категорией сингулярности. Известная планета, определенный город или конкретный человек, Питер, может быть единственной. Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общих. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами. Например, общность пространства и времени. Общее не существует ни до единичного, ни вне его, точно так же, как единичное не существует вне общего. Каждый объект — это единство общего и единственного. Как упоминалось ранее, общее и его отношение к сингулярному толковалось по-разному в различных философских системах Средневековья. Номиналисты и реалисты спорили о природе вселенных, то есть об общих понятиях.

Связь между единичным и общим всеохватывающая: она включает в себя все явления, объекты и процессы. Общее и сингулярное синтезируются в категорию сингулярного, что отражает степень и природу их «слияния». В диалектике, конкретная выступает в качестве середины, посредничающей связи между сингулярным и общим. Таким образом, дерево является особым понятием, поскольку оно является частью более общего понятия о лесе, но в то же время деревья содержат единственное понятие: березу, дуб, осину и т.д.

Сингулярные, как его стороны, свойства, сингулярные и общие не просто сосуществуют, но органически взаимосвязаны и взаимозависимы. У них противоположные тенденции: единичные имеют тенденцию не повторяться, общие имеют тенденцию повторяться в других вещах. Как противоположные стороны вещи, они сливаются в процессе ее изменения и развития: единичное становится общим, общее — единичным. Например, организм приобретает новую полезную черту через индивидуальную вариативность. Этот единственный признак может быть унаследован и в конечном итоге стать признаком не одной особи, а нескольких особей, т.е. признаком разнообразия внутри вида. В будущем этот сорт может стать новым видом. Таким образом, характеристика из сингулярного становится общим видом.

«Неклассическая диалектика»

В ХХ веке проблема развития мира, с одной стороны, вышла за рамки философии, а с другой — некоторых научных областей знаний. В настоящее время эта проблема приобрела статус фундаментальной идеологической и методологической константы. Стремительное развитие физики элементарных частиц и астрофизики выдвинуло на первый план вопрос о применимости диалектической концепции развития в глобальном масштабе. Элементарные частицы, атомные ядра, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д. рассматриваются в неклассической науке как звенья «глобальной эволюции». Время больше не рассматривается как простой «геометрический параметр». Корни такого понимания тесно связаны с новыми методами изучения физико-химических структур, разработанными в рамках теории самоорганизации.

Самоорганизация — это наблюдаемая способность материи усложнять себя и создавать все более упорядоченные структуры в процессе эволюции. Она является источником и основой эволюции систем, так как служит началом процесса появления качественно новых и более сложных структур в эволюции системы.

Первым условием самоорганизации является открытость системы, ее способность обмениваться веществами, энергией и информацией с окружающей средой. Второе условие — неравновесие системы. Эволюция такой системы нелинейна. Это означает, что существует несколько возможных путей эволюции. Эволюция реализуется случайным выбором одной из нескольких возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации. Примером раздвоения является состояние двух фронтов, сражающихся в атмосфере, с возможными вариантами изменения погоды.

Определенный набор траекторий, по которым возможно развитие системы после точки бифуркации и которые отличаются от других относительной стабильностью, т.е. являются наиболее реалистичными, называются аттракторами. Примером аттракторов является популяция морозоустойчивых особей в начале глобального похолодания; погода в зависимости от сезона.

В связи с тем, что процессы самоорганизации разворачиваются во времени и пространстве, богатство их форм и проявлений чрезвычайно велико. Поэтому идея самоорганизации принимает все более разнообразные формы и реализуется в различных контекстах исследовательских задач. Например, в школе И.Р. Пригожина (Бельгия) изучали, в частности, возникновение структур от беспорядка в химических растворах и других средах (диссипативные структуры). Х. Хакен (H. Haken, Германия), основываясь на теории лазерного излучения, установил принцип «cooperativity» и указал, что присущей особенностью самоорганизации в физических системах является самосогласованное поведение их элементов. Б.П. Белоусов и А.М. Жаботинский изучали автоволновые процессы в активных средах, связанные с трансформацией беспорядка в порядок. Эти исследования показывают, что процессы самоорганизации не привязаны к определенной форме движения материи, а относятся ко всем из них. В результате экстраполяции принципов самоорганизации на все формы движения материи появился методологический подход, названный Г. Хейкеном синергетическим. В него вошли представления Платона об эйдосе (формах) и Аристотеля о внутренней цели развития (энтелехии); Р. Декарта о космических вихрях, Г. Лейбница о монадах, Ф. Шеллинга о самоорганизации в природе по аналогии с творчеством человеческого разума, А. Бергсона о необратимости эволюции, о прорыве жизни. И. Пригожин назвал эти идеи «философским ответом на ключевые проблемы времени и сложности».

Широкое распространение синергетического подхода и тенденция к его универсализации не означает сведение социокультурных и биологических процессов к химическим и физическим. Ее применимость в разных сферах реальности вытекает из существования фундаментальной связи между всеми существующими типами самоорганизации, из процесса глобальной эволюции, из разных уровней структурной организации материи.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Структурализм в лингвистике
  2. Что важнее: чувства или разум?
  3. Коэволюционная теория развития общества и природы
  4. Нумений из апамеи
  5. Законы диалектики
  6. Культурологический подход Шпенглера
  7. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  8. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  9. Право как элемент духовной структуры общества
  10. Причинность и целесообразность