Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие нравственных чувств у младших школьников — Нравственные категории и добродетели

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает одним из условий дальнейшего социального прогресса.

В этом контексте перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать события и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых моральных качеств личности.

Поэтому решение должно предусматривать основные задачи образования: формирование личного отношения к другим людям, овладение этическими, эстетическими и моральными нормами.

Фактически, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Эта проблема приобретает особую актуальность в контексте прогрессивных изменений во всех сферах жизни общества.

Задача воспитателей современных школ — воспитывать у детей самостоятельность в принятии решений, целенаправленность в действиях и поступках, развивать в них способность к самообразованию и саморегуляции отношений.

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая общественно-политическая ситуация в стране значительно усложнила образовательный процесс, когда молодое поколение, впитывая в себя все недостатки общества в его переломный момент, становится все более непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается в качестве одного из первоочередных приоритетов, как основу гуманистического воспитания молодежи в рыночной среде, которая требует не только независимости, гибкости, деловой хватки, но и воспитания новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, чтобы рыночная экономика формировалась с человеческим лицом: на благо человека.

И очевидно, что прогресс возможен только при адекватном уровне нравственного развития общества и, прежде всего, нравственного воспитания молодого поколения.

Что касается педагогических проблем, то изученные нами проблемы отражены в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., раскрывающих суть основных понятий теории нравственного воспитания и указывающих путь к дальнейшему развитию принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

Нравственное воспитание школьников — одна из самых сложных задач учителя. Для решения этой проблемы педагогу необходимы не только знания предметов начальной школы и методов их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание при разработке учебной деятельности.

Развитие нравственных чувств у младших школьников - Нравственные категории и добродетели

Нравственные категории и добродетели

Что такое мораль? Из чего оно вырастает? Как это выражается? Насколько это связано? А что происходит, когда люди пренебрегают моралью?

Концепция нравственности настолько далека от нас, что подавляющее большинство людей, обсуждая ее достаточно серьезно, полагают, что нравственность вовсе не нужна, а общество создает свои собственные правила поведения, усредняя идеи всех своих членов.

Мораль является одним из важнейших факторов социального развития. По Канту, мораль — это «некая ощутимая зависимость частной воли от общей воли». Это означает, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором существует индивидуум. Кравченко А.И. Социальные науки (с. 235).

Перечень моральных категорий является обширным и включает в себя термины, описывающие а) моральные нормы, б) моральные ценности, в) моральные качества, г) моральные принципы, д) моральные идеалы.

Моральные категории могут быть положительными и отрицательными. Вот некоторые из них:

Гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, самоотверженность, взаимопомощь, честь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, добросовестность, принципиальность, добросовестность, целеустремленность, целеустремленность, целеустремленность, решительность, точность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, галантность, щедрость равнодушие, безответственность, бессердечность, беспринципность, оппортунизм, злоба, предательство, скупость, эгоизм, уверенность в себе, высокомерие, зависть, трусость, нечистоплотность, бесстыдство, грубость, лень, лицемерие, мелочность, снисходительность, недовольство, верность, робость, гордость, непримиримость, зло, доброта, порядочность, преданность, стыд, нелояльность и т.д.

В этическом смысле идеал предполагает определенный универсальный стандарт, то есть такой, который не меняется в зависимости от обстоятельств, личности и индивидуальных вкусов. Нравственный мир человека — это мир ценностей, которые могут быть выражены в нравственных категориях.

Нравственные чувства и нравственное поведение

Мораль начинается со способности контролировать свои импульсы гнева. Не все импульсы сердца нужно контролировать. Если в приступе эмоций он спасает ребенка от огня, жертвует собой, делится своей последней крошкой с бедными, такие желания, даже если они противоречат его рациональной полезности и самосохранения, всегда приветствовались обществом. Почему в таких ситуациях разум молчит и допускает, чтобы импульсы эмоций угрожали человеческой жизни? Наверное, потому, что эти импульсы были оправданы человеком давно, глубоко укоренившимся в нем, стали частью его мировоззрения. Он делает это с полным осознанием последствий и рисков. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин бессознательного, импульсы, за которые человек может покраснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению. Немногие мужчины желают, чтобы их называли рабами, вопреки их низменным страстям. Но когда к нам обращаются как к человеку слова, хозяину наших страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций, и укрепляемся в правильности наших убеждений.

Нравственность умеренная и аскетичная, духовный столб, на котором находится мудрость, нравственная добродетель, наиболее почитаемая человеком.

Мораль — это чисто человеческое качество. Он не является врожденным у животных, потому что им не хватает разума, хотя им и не хватает эмоций и чувств. Это не характерно для богов, если признать их существование вообще, так как их считают совершенными существами без иррационального начала. Он врождён только в людях. Мораль основана на сохранении в гармонии двух противоположных принципов: темного и светлого, низкого и возвышенного, рационального и чувственного.

Человеческая рациональность, или лучше сказать рациональность, не всегда позитивна. Убийца хладнокровно очерчивает свою жертву и осуществляет коварный план. Человек, который полностью рационален, иногда делает из этого карьеру и не презирает даже сомнительные средства. Таким образом, и разум, и эмоции могут быть одинаково плохими и хорошими, моральными и аморальными.

Разумное поведение является нравственным только тогда, когда руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение становится нравственным только тогда, когда оно руководствуется разумом.

Чувство и разум не могут жить отдельно. Если они будут действовать самостоятельно, велика опасность погрузиться в бездну безнравственности. Между ними должен быть прочный союз.

Секрет нравственности заключается в том, что она формируется только изнутри, самообладанием и только добровольно. Нельзя развивать хорошие чувства или делать правильные вещи путем принуждения.

Мы должны мотивировать людей делать это по собственной воле.

В области нравственности нет или почти нет таких категорий, как «много», «мало», «вполне», «немного». Там, как в черно-белом кино, есть два полюса: либо ты воруешь (сколько бы ты ни украл), либо воздерживаешься от этого, т.е. удовлетворяешь свою жадность. Вот почему они говорят: Как только ты пересекаешь линию морали, ты продолжаешь спускаться вниз. Переступить черту — это сделать моральный срыв в своей личности.

Психологи уже давно отмечают, что человек перед совершением преступления тот же самый, но потом совершенно другой. Способность сохранить свою судьбу врождена во многих людях. Считается, что большинство людей в любой стране по своей природе являются и добрыми, и нравственными. И в самом деле, так и есть. Для истинно нравственного человека нет такой вещи, как строчка. Он даже близко к этому не подходит. Как будто это за горизонтом его образа жизни. Но даже человека, который постоянно или часто балансирует на грани, можно считать нравственным существом. Но в другом смысле.

Нравственное поведение похоже на блуждание по бесконечному лабиринту, компрометирующее и противоречащее самому себе на каждом шагу, и не всегда разрешающее их. Возьмем, к примеру, правило двойных стандартов: мы требуем от других больше, чем от самих себя, и потакаем себе в том, что не прощаем другим. Но если нравственные законы абсолютны, как они могут быть разными для себя и для других?

Нравственный человек делает вещи по-другому: он устанавливает для себя более высокие стандарты, чем для других. Такой человек прощает грехи других, но не прощает себя. Он делает это не только из искреннего убеждения, но и по зову своего сердца. Что такое промежуточный тип, человек, который относится к другим так же строго, как он относился бы к себе? Ему даже нравится быть грубым в принципе. Люди спрашивают его: «Почему ты так строг с людьми? Он отвечает: потому что я жесток к себе. И он добавляет: суровый, но справедливый.

Согласно определению, нравственность предполагает: 1) верховенство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю и бескорыстные мотивы.

Нравственный (добродетельный) человек способен сдерживать себя, контролировать свои страсти. Но зачем он это делает? Чтобы избежать конфликта с другими? Если да, то чем он отличается от хитрого человека, который умело манипулирует межличностными отношениями и всячески избегает осложнений? В его пользу быть дружелюбным. Но в данном случае, это нехорошо. Однако его действия могут быть истолкованы по-другому: По подчиняясь другим, он подавляет свои эгоистичные чувства, желание делать все по-своему, в отличие от других. И это уже моральная позиция.

Моральный человек стремится к высшему благу. Но что такое высшее благо? И как высоко? Тогда перед нами предстают высшие богатства и идеалы в виде расплывчатого количества, контуры которого мы должны определить для себя. И, более того, мы должны делать это, как мы можем, как мы будем делать, так как это выгодно для нас. Другими словами: Мы вводим относительность и субъективизм в абсолютные принципы. Чем более универсальны и абстрактны высшие идеалы, тем больше они подходят. Таким образом, они, безусловно, достигают своей цели: действовать как регулятор поведения для наибольшего количества людей.

Образование

Образование — это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для нового поколения в целях усвоения социального и исторического опыта для его подготовки к общественной жизни и продуктивной работе.

Образование — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

  1. определенное отношение к объектам, явлениям окружающего мира;
  2. мировоззрение;
  3. поведение. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология (с. 349).

Образование, после учебного аспекта, является вторым аспектом социализации ребенка, приобретения им человеческого опыта. Образование направлено на формирование личности как личности, ее отношения к миру, обществу и людям. Образование не является самостоятельным процессом. Основные механизмы приобретения человеком социального опыта являются общими для образования и воспитания, в то время как результаты обучения носят специфический характер. С точки зрения образования — это характеристики и качества личности, форма ее социального поведения, с точки зрения образования — знания, навыки и способности.

Общая цель современного образования — сделать детей высокоморальными, интеллектуально богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

В Европе, Америке и Японии существует широкий спектр теорий и подходов к образованию. Первая группа состоит из понятий, в которых образование рассматривается как более или менее строгое руководство учащимися, формирование заданных качеств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Педагогической концепции второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В целом, теории западных образовательных систем базируются на философиях прагматизма, позитивизма и экзистенциализма.

Сущность нравственного воспитания с психологической точки зрения

Вопрос нравственного воспитания является одним из тех, которые сейчас наиболее решительно и принципиально пересматриваются в психологии. Тысячелетняя связь между моралью и религией разрушается, и под давлением анализа мораль становится все более светской. Можно смело отметить его эмпирическое, земное происхождение, зависимость от исторических и социальных условий, классовый характер.

С точки зрения социальной психологии нравственность должна рассматриваться как особая форма социального поведения, разработанная и установленная в интересах правящего класса, и различная для разных классов.

Теперь мы можем лишь набросать несколько пунктов, с которыми моральная педагогика должна справиться.

Первое из них — отрицание абсолютного, сверхэмпирического корня морали или врожденного нравственного чувства. С психологической точки зрения устное поведение, как и любое другое поведение, возникает в результате врожденных и инстинктивных реакций и развивается под воздействием систематических воздействий окружающей среды. Несомненно, в основе нравственных чувств лежит как инстинктивная симпатия к другому человеку, так и социальный инстинкт, и многое другое. В процессе роста, сталкиваясь с разнообразными фактами, концепциями и явлениями, врожденное трансформируется в условные формы поведения, которые мы называем нравственными.

Следовательно, в нестабильном хаосе, то есть в нынешнем состоянии нравственности, тем не менее, необходимо различать некоторые из таких норм, которые могли бы лечь в основу социального поведения человека.

Главный смысл нравственного воспитания в нашу эпоху заключается в качестве истины, посредством которой нравственность создается на наших глазах. Никогда еще моральное воспитание не достигало такой решительной и беспощадной истины, как сейчас, когда на карту поставлены и раскрыты в своей истинной форме все решительно недооцененные моральные «ценности».

И в этой области, как и во всех других, революционная эпоха вряд ли способна представить целостные системы морали, как это могли представить более ранние эпохи. Напротив, мы можем предъявлять к нашему нравственному воспитанию такие индивидуальные требования, которые выходят далеко за рамки требований предыдущих эпох. Мы можем потребовать, чтобы наше воспитание в области морали, как и во всех других областях, готовило бойцов и революционеров. Она не должна руководствоваться абстрактными идеалами создания совершенного человека, ибо такого человека не существует, а такое образование забывает о современных целях и играет словами. Перед нами стоят конкретные задачи воспитания людей ближайшего времени и поколения в соответствии с той исторической ролью, которую они будут играть. Поэтому крайняя конкретность и правдивость становятся в наше время основой нравственного воспитания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическая практика пробных уроков и внеклассных мероприятий
  2. Ситуационная динамика мотивации
  3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения
  4. Ошибки восприятия в психологии
  5. Великие люди и депрессия
  6. Проблемы инновационной деятельности в системе обучения
  7. Психология образования и социальные практики
  8. Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника
  9. Общая характеристика состояний организма и психики
  10. Майя Ивановна Лисина, советский психолог