Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Теории мотивации в отечественной психологии
  2. Теории мотивации в зарубежной психологии
  3. Проблема самосознания личности и ее содержание
  4. Философские знания как методологическая основа общей психологии
  5. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов
  6. Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
  7. Особенности проявления сознания в условиях экстремальной ситуации
  8. Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке
  9. Проявление неосознаваемых психических процессов в экстремальных условиях
  10. Виды и свойства ощущений

Введение

С древних времен люди размышляли о том, что такое человек и какова его природа. Во-первых, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-либо животным — тотемом, или с растением, предметом, и наделял этот тотем некоторыми качествами человека, а себя — качествами животного. Затем, после перехода на более высокую ступень развития общества, пришло понимание себя как части окружающей среды, как части мира, созданного богами, а затем появилось понятие души, которое долгое время было преобладающим, но затем, по мере развития естествознания, благодаря работе ученых и философов, появилось понимание так называемой психологической реальности и осознание психических процессов, и уже в конце прошлого века появилось научное описание психики человека и научное понимание процессов, происходящих в теле и психике. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте, продолжался на протяжении веков, и этот процесс не менее важен, чем результат — наука психология.

В данной статье мы постараемся кратко осветить эту проблему и рассмотреть основные этапы развития представлений о психике человека, начиная со времени появления первых гипотез — с античных времен.

Античность и античная культура

Античность знаменует собой новый этап в истории человечества, расцвет культуры, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей (вспомните такие имена, как Платон, Аристотель) и первые попытки обобщить явления окружающего нас мира, философскую, а зачастую и научную основу, которая возникает в нашем воображении при слове — античность. В период расцвета античной культуры были предприняты первые попытки понять и описать человеческую психику.

Одним из первых направлений был — анемизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология была особенно развита в античности), анемизм внимательно присматривался к поведению и мышлению богов, изучал их жизнь.

Знакомясь с отображениями человеческой психологии на древних мифах, невозможно не восхищаться тонкостью понимания людьми богов, наделяемых коварством или мудростью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством — всеми теми качествами, которые создатели мифов усвоили в земной практике общения с ближними. Эта мифологическая картина мира, в котором тела населены душами (их «двойниками» или духами), а жизнь зависит от прихотей богов, преобладала в общественном сознании на протяжении веков, и именно ее рассматривали те, кто основывал свои исследования на анемизме.

Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греческих слов, означающих «материя» и «жизнь»), согласно которому весь мир и космос рассматривались как изначально живые; не проводилось границы между живым, неживым и духовным — все они рассматривались как продукты единой живой материи. Тем не менее, эта философская доктрина стала большим шагом на пути к познанию природы психического. Гилозоизм положил конец анимизму (хотя он продолжал на протяжении веков, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу сущностью, внешней по отношению к телу) и впервые подчинил душу (психическое) общим законам природы, природы, подтвердив неопровержимый для современной науки постулат об изначальной включенности психических явлений в круговорот природы.

Философу Гераклиту (конец VI — начало V века до н.э.) космос представлялся в образе «вечного живого огня», а душа («психика») — в образе его искры. Все вещи подвержены вечным изменениям: «Наше тело и душа текут, как ручьи». Другой афоризм Гераклита гласит: «Познай самого себя». Но это не означает, что познать себя — значит погрузиться глубоко в собственные мысли и переживания и абстрагироваться от всего внешнего. «Какими бы путями вы ни шли, вы не найдете пределов души, так глубок ее логос», — учил Гераклит. Термин «логос», введенный Гераклитом, со временем приобрел различные значения, но для него он означал закон, по которому «все вещи являются учениями», по которому видимости сливаются друг с другом. Малый мир (микрокосм) индивидуальной души тождественен макрокосму всего мироустройства, поэтому понять себя (свою «психику») — значит глубже проникнуть в закон (логос), придающий вечно текущему ходу вещей динамическую гармонию, сотканную из противоречий и катаклизмов. Согласно Гераклиту (его называли «темным» из-за трудности понимания и «плачущим», потому что он считал будущее человечества еще более ужасным, чем настоящее), идея закона, управляющего всем сущим, включая непрерывный поток тел и душ, когда «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», вошла в инвентарь средств, позволяющих читать «книгу природы» со смыслом.

Идея Гераклита о том, что ход вещей зависит от закона (а не от каприза богов — властителей неба и земли), была развита Демокритом. Сами боги, по его мнению, не что иное, как сферические скопления огненных атомов. Человек также состоит из различных сортов атомов; самые подвижные из них — атомы огня, из которых состоит душа.

Один для души, а для космоса Демокрит признавал закон не сам по себе, а закон, согласно которому не существует беспричинных явлений: все они — неизбежный результат столкновения атомов. Случайные люди — это те события, причины которых неизвестны.

Демокрит дружил с Гиппократом, знаменитым врачом, который изучал строение человеческого тела и причины болезней. Гиппократ видел главную причину различий между здоровыми и больными людьми в пропорциях, в которых различные «гуморы» (кровь, желчь, слизь) находятся в организме; он называл эти пропорции темпераментами. С именем Гиппократа связаны традиционные названия четырех темпераментов: сангвиник (преобладает кровь), холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (флегма).

Для более поздней научной психологии этот объяснительный принцип, несмотря на его наивность, был очень важен (не зря терминология Гиппократа сохранилась до наших дней). Во-первых, она выдвинула гипотезу о том, что бесчисленные различия между людьми могут быть сгруппированы по нескольким общим поведенческим признакам; это положило начало научной типологии, которая лежит в основе современной доктрины индивидуальных различий между людьми. Во-вторых, Гиппократ искал источник и причину различий в теле; психические качества ставились в связь с физическими. В то время роль нервной системы еще не была известна, поэтому типология была гуморальной (от латинского «humor» — жидкость), в современном употреблении.

Однако следует отметить, что в XX веке ученые обратились к изучению как нервных процессов, так и жидкой среды организма, его гормонов, и теперь и медики, и психологи говорят о единой нейрогуморальной] регуляции поведения. Если посмотреть на гиппократовские темпераменты распространенных теоретических позиций, то можно увидеть их слабость (которая, впрочем, присуща и современной типологии характеров): тело рассматривалось как смесь — в определенных пропорциях — различных элементов, но как эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.

Философ Анаксагор (до нашей эры) пытался разгадать эту тайну. Он не принял ни представления Гераклита о мире как об огненном потоке, ни картины Демокрита об атомных вихрях. Рассматривая природу как состоящую из множества мельчайших частиц, он искал начало, благодаря которому организованный космос возникает из хаоса, из беспорядочного скопления и движения этих частиц. Это начало Анаксагор признавал «тончайшей вещью», которой дал название «нус» (ум), он считал, что степень представленности ума в различных телах зависит от их совершенства. «Человек, — говорил Анаксагор, — является самым разумным из животных благодаря тому, что у него есть руки. Оказалось, что не разум определяет достоинства человека, а его физическая организация высшее психическое качество — разумность.

Принципы, сформулированные Гераклитом, Демокритом и Анаксагором, создали главный жизненный принцип будущей системы научного постижения мира, включая познание психических явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это знание в последующие века, оно было подчинено идеям закона, причинности и организации. Объяснительные причины, открытые две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции, навсегда стали основой для объяснения психических явлений.

Работы философов-софистов (от греческого слова «софия», означающего «мудрость») открыли совершенно новую сторону познания этих явлений. Их интересовала не природа с ее независимыми от человека законами, а сам человек, который, как гласит афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». Впоследствии эпитет «софист» стал применяться к псевдософистам, которые с помощью различных уловок выдавали мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического знания деятельность софистов открыла новый предмет: отношения между людьми, изучаемые с помощью средств, назначенных для доказательства и внушения любой позиции, независимо от ее достоверности.

В этом контексте широко обсуждались методы логического мышления, структура языка и природа отношений между словами, мыслями и воспринимаемыми объектами.

Поиски естественной «материи» души были прекращены. На первый план вышло изучение речи и мыслительной деятельности с точки зрения их использования для манипулирования людьми. Ее поведение не зависело от материальных причин, поскольку ранние философы представляли душу как часть космического цикла. Теперь он попал в паутину произвольных логических и лингвистических путаниц. Из концепции души исчезли доказательства ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе. Язык и мышление не имели такой неизбежности; они были полны условностей и зависели от человеческих интересов и предпочтений. Таким образом, действия души стали неустойчивыми и неопределенными. Сократ (V век до н.э.) стремился вернуть их к прочности неопределенности, укорененной, однако, не в вечных законах макрокосмоса, а во внутренней структуре самой души.

Выбирая конкретные вопросы, Сократ помогал своему собеседнику «родить» ясное и однозначное знание. Он любил говорить, что в области логики и морали он продолжает дело своей матери — акушерки. Знаменитая формула Гераклита «Познай самого себя» имела совсем иной смысл: Сократ направлял мышление не на универсальный закон (логос) в виде космического огня, а на внутренний мир субъекта, его убеждения и ценности, его способность рационально действовать в соответствии со своим пониманием лучшего.

Говорят, что Сократ был пионером психотерапии, который с помощью Славы пытался раскрыть то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума. В любом случае, его методология была пропитана идеями, которые продолжали играть ключевую роль в психологических исследованиях мышления на протяжении многих веков после этого. Во-первых, работа мысли была поставлена в зависимость от задачи, которая создавала препятствие для ее обычного течения.

Развитие психологических знаний в эпоху теадолизма

Древнегреческая цивилизация постепенно утратила большую часть приобретенных ею знаний в связи с нарастающим социально-экономическим упадком общества. Христианская церковь нанесла серьезный удар по разлагающейся античной культуре и создала атмосферу воинствующей нетерпимости ко всему «языческому». В начале VI века император Юстиниан закрыл афинскую школу, последний очаг античной философии, просуществовавший около тысячи лет. Христианство, ставшее доминирующей идеологией феодального общества, культивировало ненависть ко всем знаниям, основанным на опыте и разуме, и внушало веру в непогрешимость церковных догм и греховность независимого человека, отклонившегося от предписанного в священных книгах понимания устройства и предназначения человеческой души. Научные исследования природы зашли в тупик. На смену им пришли религиозные спекуляции.

Переориентация философской мысли на сближение с позитивным знанием о природе происходила в этот период в недрах другой культуры — арабоязычной, которая в XVIII-XII веках была передовой.

После объединения арабских племен в VII веке возникло государство, идеологической основой которого стала новая религия — ислам. Под эгидой этой религии началось арабское завоевательное движение, завершившееся образованием халифата, территории которого населяли народы с древними культурными традициями.

Официальным языком халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства вобрала в себя достижения многих народов, населявших его, а также эллинов и индийцев. Караваны верблюдов, груженные книгами почти на всех известных в то время языках, достигали культурных центров халифата.

В то время, когда Западная Европа была разделена на замкнутые феодальные миры и не обращала внимания на достижения европейской и александрийской науки, Арабский Восток был полон интеллектуальной жизни. Работы Платона и Аристотеля и других античных мыслителей были переведены на арабский язык, переписаны и распространены по всей огромной Арабской империи.

Это стимулировало развитие науки, особенно физико-математической и медицинской Появились в большом количестве астрономы, математики, химики, Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали основу для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе психологической. Среди них особенно выделяется среднеазиатский ученый Ибн Сина (11 век) (в латинской транскрипции — Авиценна).

С точки зрения развития научных знаний о душе особый интерес представляет его медицинская психология. В ней важное место отводилось учению о роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. «Канон медицинской науки», созданный Ибн-Синой, сделал его «самодержцем во всех медицинских школах Средневековья».

Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области психологии развития Он изучал взаимосвязь между физическим развитием организма и его психологическими характеристиками в разном возрасте, придавая при этом большое значение воспитанию Благодаря воспитанию, по мнению Ибн-Сины, осуществляется воздействие психологического на стабильную структуру организма Чувства, изменяющие ход физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на окружающих его людей, заставляя его испытывать те или иные аффекты, у взрослых формируется

Таким образом, физиологическая психология Ибн-Сины предполагала возможность контролировать процессы в организме и даже придать телу некую стабильную структуру, воздействуя на его чувственную, аффективную жизнь, которая зависит от поведения других людей. Ибн-Сина на основе своего обширного медицинского опыта развил идею о взаимосвязи психологического и физиологического — не только зависимости психики от телесных состояний, но и ее способности (в аффектах, психических травмах, образной деятельности) оказывать на них глубокое влияние.

Есть свидетельства того, что он вышел за рамки наблюдения и попытался исследовать этот вопрос экспериментально

Арабские естествоиспытатели и математики, включая Ибн Сину, особенно интересовались органом зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Ибн-аль-Хайсама (XI век) в латинской транскрипции algazen. В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект отпечатка внешнего воздействия и, с другой стороны, связанную с этим эффектом работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов

Ибн-аль-Хайсам исследовал такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полноценного восприятия объектов необходимо движение глаз — перемещение зрительных осей Ибн-аль-Хайсам анализировал зависимость зрительного восприятия от его длительности, уделяя особое внимание фактору времени. На основании наблюдения, что при кратковременном предъявлении только знакомые объекты могут восприниматься правильно, он сделал вывод, что не только непосредственное воздействие световых стимулов, но и следы предыдущих впечатлений, сохранившиеся в нервной системе, служат предпосылками для формирования зрительного образа.

Параллельно процесс изучения человеческой психики продолжался, хотя и более медленно, и в Европе, хотя она испытывала сильнейшее давление со стороны средневековой католической церкви и, как следствие, рассматривала все с точки зрения религии (достаточно обратиться к схоластике средневековья и ее взглядам на систему человеческой психики).

Концепция интроспекции, восходящая к Плотину, стала с Августином важнейшим источником религиозной интроспекции, и, в свою очередь, с Фомой Аквинским выступила в качестве опорного столпа модернизированной и теологической психологии. Последний представлял работу души по следующей схеме: сначала она совершает акт познания — рождает образ объекта (восприятие или понятие); затем осознает, что совершила этот акт; и, совершив обе операции, душа «возвращается» к себе, осознавая не образ и не акт, а себя как уникальную сущность.

В Англии, где социальные основы феодализма были наиболее сильно подорваны, номинализм (от лат. «nomen» — имя) возник в связи со спором о природе общих понятий или универсалий, суть которого заключалась в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, независимо и независимо от нашего мышления, или же являются лишь именами, которые в действительности знают только определенные явления.

Самым энергичным проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам (ок. 1285-1349). Он защищал доктрину «двойной истины» (из которой следовало, что религиозные доктрины не могут основываться на разуме) и призывал полагаться на чувственный опыт; необходимо использовать термины, обозначающие либо классы объектов, либо классы имен, знаков.

Психологическое мышление в семнадцатом веке

Семнадцатый век стал эпохой радикальных изменений в общественной жизни Западной Европы, веком научной революции и триумфа нового мировоззрения. Его предшественником был итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642), который учил, что природа — это система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме геометрических и механических. Все, что происходит в мире, должно объясняться только этими материальными свойствами, только законами механики. Господствовавшее веками убеждение, что движение природных тел управляется нематериальными душами, целями и формами, было преодолено. Этот новый взгляд на Вселенную произвел полный переворот в объяснении причин поведения живых существ.

Первый проект психологической теории, в которой использовались достижения геометрии и новой механики, был создан французским математиком, естествоиспытателем и философом Рене Декартом (1596 — 1650). Он сосредоточился на модели тела как механически работающей системы. Таким образом, живое тело, которое на протяжении всей истории познания до этого времени считалось одушевленным, т.е. одаренным и управляемым душой, было освобождено от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось критерием приписывания последних объектам, функционирующим как простые технические устройства В эпоху, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в общественном производстве, научная мысль, удаленная от производства, объясняла функции тела по их образу и подобию. Первым большим достижением в этом отношении стало открытие Уильямом Гарвеем (1578-1657) системы кровообращения: сердце оказалось своего рода насосом, перекачивающим жидкость. Участие души не требовалось.

Второе достижение принадлежит Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), которое стало основополагающим для физиологии и психологии.

Если Гарвей исключил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт осмелился упразднить ее на уровне внешней, экологической работы всего организма. Три века спустя И. П. Павлов, который следовал этой стратегии, установил бюст Декарта у дверей своей лаборатории.

Здесь мы снова сталкиваемся с вопросом о соотношении теории и опыта (эмпиризма), который является фундаментальным для понимания прогресса научного знания. Надежные знания о строении нервной системы и ее функциях в то время были скудны. Декарт рассматривал эту систему в терминах «трубок», по которым перемещаются легкие воздухоподобные частицы (он называл их «животными духами»). Согласно картезианской схеме, внешний импульс приводит в движение этих «духов» и переносит их в мозг, откуда они автоматически отражаются на мышцы. Когда горячий предмет обжигает руку, это заставляет человека отдернуть ее: Аналогичная реакция происходит и при отражении луча света от поверхности. Термин «рефлекс» означает отражение.

Мышечная реакция является неотъемлемой частью поведения. Поэтому картезианская схема, несмотря на ее спекулятивный характер, стала великим открытием в психологии. Она объясняла рефлекторную природу поведения без ссылки на душу как движущую силу тела.

Декарт надеялся, что со временем не только простые движения (такие как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные движения будут объяснены с помощью открытой им физиологической механики. «Когда собака видит куропатку, она, естественно, набрасывается на нее, а когда слышит выстрел из ружья, звук, естественно, заставляет ее убегать. Тем не менее, собак обычно учат тому, что при виде куропатки они останавливаются, а звук выстрела заставляет их бежать к ней». Декарт предусмотрел такое преобразование поведения в своей схеме телесного механизма, который, в отличие от обычных автоматов, функционировал как обучающаяся система.

Она функционирует по своим собственным законам и «механическим» причинам; ее знание позволяет человеку управлять собой.

Этот вывод противостоял картезианской идее разделения чувств на те, которые коренятся в жизни организма, и те, которые являются чисто интеллектуальными. Так, в своем последнем сочинении — письме шведской королеве Кристине — Декарт объяснил природу любви как чувства, которое имеет две формы: физическая страсть без любви и интеллектуальная любовь без страсти. Только первое можно объяснить причинно-следственно, поскольку оно зависит от организма и биологической механики. Второе можно только понять и описать.

Однако Декарта и его взгляды начинают критиковать, и одним из тех, кто не согласен с Декартом, является Томас Гоббс (1588 — 1679). Он отверг душу как единичную сущность. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, движущихся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно, все психические явления подчиняются этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействующие на тело, вызывают ощущения. Согласно закону инерции, ощущения порождают идеи (в виде их ослабленного следа), которые образуют цепочки мыслей, следующих друг за другом в том же порядке, в котором были замещены ощущения.

Эта связь позже была названа ассоциацией. Ассоциация как фактор, объясняющий, почему тот или иной психический образ оставляет такой, а не иной след у человека, известен со времен Платона и Аристотеля.

Психологическая мысль и развитие взглядов на психическую систему человека в восемнадцатом веке

В этом веке, как и в предыдущем, произошло дальнейшее укрепление капиталистических условий в Западной Европе. Промышленная революция превратила Англию в мощную державу. Глубокие политические и экономические изменения привели к революции во Франции. Феодальные устои в Германии были поколеблены. Движение под названием Просвещение распространилось и окрепло.

Мыслители, представлявшие это течение, считали невежество и религиозный фанатизм главной причиной всех человеческих проблем и призывали вернуться к естественной, не испорченной природе человека, покончить с суевериями, отменить слепую религиозную веру и утвердить в сознании людей науку, опыт и разум вместо ложного знания. Предполагалось, что следуя по этому пути, можно искоренить социальное зло и пороки, чтобы справедливость и доброта воцарились повсюду. В разных странах эти идеи приобретали разные оттенки в соответствии с особенностями их социально-исторического развития.

Идеи Просвещения были наиболее ярко провозглашены на французской земле накануне революции, которая положила конец феодально-абсолютистской системе. В Англии, где «буржуазные условия укоренились раньше, чем во Франции, главным идеологом Просвещения был Джон Локк. Его соотечественник, физик и математик Дж. Ньютон (1643-1727), создал новую механику, которая в целом воспринималась как образец и идеал точного знания, как великий триумф разума. В новом свете идеи о человеческой психике были освещены в работах Юма.

Мнение Юма о том, что понятие субъекта может быть сведено к пучку ассоциаций, направило его критический выпад против представления о душе как особой сущности, дарованной Всевышним, которая порождает и связывает воедино отдельные психические явления. В частности, Беркли, отвергавший материальную субстанцию, отстаивал предположение о существовании такой ментальной субстанции. Согласно Юму, душа — это своего рода театральная сцена, на которой происходят последовательные взаимосвязанные махинации.

Доктрины ассоциации английских мыслителей XVIII века, как в их материалистическом, так и в идеалистическом вариантах, направляли научный поиск многих западных психологов в течение двух последующих столетий.

Самыми радикальными критиками любой доктрины, допускающей влияние на природу и человека сил, находящихся за пределами опыта и разума, были французские мыслители. Они объединились вокруг 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780), которая охватывала последние достижения человеческого знания (поэтому их обычно называют энциклопедистами). В энциклопедии с материалистических позиций изложены вопросы психологии.

Философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) оказался крайним сенсуалистом. Для иллюстрации этого он предложил образ «статуи», которая изначально не обладает ничем, кроме способности чувствовать. Однако как только он получает первое ощущение извне, даже самое примитивное (например, обоняние), весь психический механизм начинает работать. Как только один запах сменяется другим, разум готов принять все то, что Декарт относил к врожденным идеям, а Локк — к рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание; сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, определяющим дальнейшую умственную работу, и т.д.

В противоположность «статуе» Кондильяка, Жюльен-Ламетри (1709 — 1751) предложил образ «человек — машина». Так назывался его трактат, опубликованный под другим названием. Из него стало ясно, что наделять человеческое тело душой так же бесполезно, как и искать ее в деятельности машины. Ламберт считал, что акцент Декарта на двух субстанциях был не более чем «стилистическим приемом», придуманным для того, чтобы обмануть теологов. Декарт исключил душу из животного организма Ламетриц утверждал, что она не нужна и человеческому организму, с которым связаны умственные способности; они являются продуктом его машинообразных действий.

Другими лидерами движения за новое мировоззрение были К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) и Дидро (1713-1784). Они отстаивали принцип происхождения духовного мира из физического и рассматривали наделенного разумом «человека как машину» как продукт внешних воздействий и естественной истории.

Последний период в развитии французского материализма представлен философом и врачом Пьером Кабанисом (1757-1808). Его формула заключалась в том, что мысль — это функция мозга. Кабанис подкрепил свой вывод наблюдениями, вызванными кровавым опытом революции. Ему было поручено выяснить, осознает ли человек, казненный на гильотине, свои страдания (которые могут проявляться, например, в конвульсиях). Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно; по его мнению, движения обезглавленного тела были рефлекторными по своей природе, а не сознательными, поскольку сознание — это функция мозга. Концепция функции, разработанная физиологией и применяемая к различным органам, была таким образом распространена на работу мозга

Формула Кабаниса, однако, была использована для вульгаризации противниками философии материализма. Кабанису приписывают идею о том, что мозг выделяет мысли, как печень выделяет желчь, а почки — мочу. На самом деле, когда Кабанис говорил о сознании как функции мозга, он имел в виду совсем другие вещи. К внешним продуктам деятельности мозга он относил выражение мысли словами и жестами; за самой мыслью, настаивал он, стоит неизвестный нервный процесс.

Французские материалисты эпохи Просвещения сыграли положительную роль в интеллектуальной жизни Европы. Они отстаивали идею целостности человека, неразрывной связи его телесного и психического бытия с природной и социальной средой, культивировали веру и способность чувственного опыта служить единственным гарантом рационального познания неисчерпаемого внешнего мира, в неразрывность психических явлений и порождающего их нервного субстрата. Доказывая необходимость перехода от умозрительного изучения этой неразрывности к ее эмпирическому исследованию, призывая искать корни явлений, считающихся порождением телесной души, объединяющей человека с Богом, в нервной ткани, доступной скальпелю и микроскопу, энциклопедисты подготовили почву для движения научной мысли следующего века в новом направлении.

Заключительный этап в развитии идей природы психики в девятнадцатом и двадцатом веках.

В начале девятнадцатого века начали развиваться новые подходы к психике. Не механика, а физиология отныне стимулировала рост психологических знаний. Начав с особого природного тела, физиология сделала его объектом экспериментального исследования. Руководящим принципом физиологии вначале было «анатомическое начало». Функции (в том числе психологические) изучались с точки зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Спекулятивные, порой фантастические взгляды предыдущей эпохи были переведены физиологией на язык опыта.

Таким образом, рефлекторная схема Декарта, фантастическая в своем эмпирическом факте, оказалась правдоподобной благодаря открытию различий между сенсорными (чувствующими) и моторными (двигательными) нервными путями, ведущими к спинному мозгу. Открытие принадлежит врачам и естествоиспытателям И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину К. Беллу, ]оно позволило объяснить механизм соединения нервов по так называемой рефлекторной дуге, возбуждение одного плеча которой неизбежно и закономерно вызывает другое плечо и производит мышечную реакцию. Помимо научного (для физиологии) и практического (для медицины) значения, открытие имело большое методологическое значение. Он экспериментально доказал зависимость функций организма в отношении его поведения во внешней среде от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бесплотной сущности.

Второе открытие, которое подорвало версию о существовании этой сущности, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что независимо от раздражения этих нервов, результатом будет один и тот же специфический эффект для каждого из них, например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у испытуемого ощущение вспышек света. На этом основании немецкий физиолог Иоганн Мюллер (1801-1858) сформулировал «Закон удельной энергии органов чувств»: никакой другой энергией, кроме той, что известна физике, не обладает нервная ткань.

Выводы Мюллера укрепили научный взгляд на психику, показав причинную зависимость ее сенсорных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

Заключение

В дальнейшем исследования в области психики и психологии проводились многочисленными учеными: было открыто понятие рефлекторной дуги и анализатора (Сеченов), позже были изучены практически все основные психические процессы, память и т.д., заложены научные основы концепции гипноза и подсознания, изучены сновидения. В нашем веке психология стала одной из самых «влиятельных» наук, а знание психики человека, его характера, темперамента и т.д. стало неотъемлемой частью производственного, научного и многих других процессов, однако еще многое не познано в человеке, в его психике, поэтому исследования в этой области необходимо постоянно продолжать.

Список литературы

  1. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998
  2. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996
  3. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии.
  4. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-2 1996