Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Исследование уровня работоспособности персонала организации
  2. Низкая работоспособность персонала: причины , пути решения проблемы
  3. Исследование уровня ответственности персонала в компании
  4. Методы научных исследований в общей психологии
  5. Философские знания как методологическая основа общей психологии
  6. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов
  7. Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
  8. Критерии сознания как высшей формы психического отражения в общей психологии
  9. Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке
  10. Физиологический механизм ощущения и его современные исследования психологической наукой

Введение

В настоящее время постоянно возрастает роль психологии в решении практических задач в мире труда, здравоохранения и народного образования, все более актуальными становятся исторические аспекты развития психологической науки. Возникает необходимость обратиться к прошлому психологии, чтобы правильно оценить возможности этой науки на современном этапе и в будущем в реализации различных задач.

Особое положение истории психологии состоит в том, что она представляет собой такую систему знаний, которая включает вопросы философии и методологии, вопросы научного обоснования психологических явлений и структуры самого психологического знания. История психологии выполняет функцию междисциплинарных связей, показывая процесс взаимовлияния психологии и других наук в ходе их развития.

История возникновения представлений о сверхчувственном имеет большое значение для развития самой психологической науки, поскольку является, так сказать, ее самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучение истории можно считать лучшей школой теоретической мысли. Без истории происхождения идей о психике невозможно построить ни одну строгую психологическую теорию.

История возникновения психологии как науки является основой для формирования системы ценностных суждений психолога, основой для создания шкалы отсчета, которая служит мерилом и ориентиром в оценке различных тенденций, направлений и взглядов в психологии.

Педагогическое и воспитательное значение изучения развития взглядов на душу вполне очевидно. Она способствует формированию общего взгляда на мир и отношения человека к нему, расширяет его общий и профессиональный кругозор.

Завершая краткую характеристику смысла истории формирования представлений о психике, необходимо подчеркнуть, что направление и степень полноты, с которой могут быть реализованы указанные функции историко-психологического смысла, определяются, прежде всего, научными методами описания, интерпретации и оценки развития науки.

Возникновение представлений о психике в античную эпоху.

Древнегреческая философия в досократовский период

Возникновение древних представлений об окружающем мире связано с анимой (от лат. «anima» — душа, дух) — верой в дремлющих духов, скрытых за видимыми вещами, как в особых «агентов», которые покидают тело человека с последним вздохом и, согласно некоторым учениям (например, знаменитого философа и математика Пифагора), будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «psyche». Она дала название психологии.

Обычно начало научных воззрений связывают с милетской школой, существовавшей в VII-VI веках до нашей эры. Фалес, Ананас и другие были его представителями. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен были его представителями. Их заслуга в том, что они первыми начали отличать психику или «душу» от материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что все вещи и явления характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, физическое и ментальное едины в своем происхождении; разница между ними — это состояние, проявление и выражение оригинала. Но разница между взглядами ученых этой школы заключалась в том, какую конкретную материю каждый из этих философов считал первоосновой мироздания (Фалес — воду; Анаксимандр — «апейрон»; Анаксимен — воздух).

Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого слова «hyle» — вещество, материя и «zoe» — жизнь). Космос отныне считался изначально живым. Не было проведено границы между живым, неживым и сверхъестественным. Гилозоизм первым поставил душу в зависимость от общих законов природы. Для философа Гераклита космос представал в образе «вечно живого огня», а душа была образом его искры. Гераклит дал не только общее представление о «психике» и ее сущности; он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и движущие силы, влечения, потребности и чувства).

Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности поднимались в античности и представителями медицины. Величайший врач и философ античности Алкмена (VI — V век до н.э.) первым связал психику с работой мозга и первой системы в целом (принцип первичности). Алкмеон предполагал наличие психики у людей и животных. Человек отличается от животного интеллектом и анотомически — объемом и строением мозга и органов чувств.

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), знаменитый философ и врач древности, считал кровь проводником души, психических функций, а сердце рассматривал как орган души, а не мозга.

Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) считал основой мира не элементы, а дроби. Уже это является предпосылкой для возникновения анатомического течения в философии и психологии. Анаксагор продолжает исследование восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, но устанавливает не закон сходства, а принцип противоположности.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 — 377 гг. до н.э.) вошел в историю как основатель дифференциально-психологического подхода к изучению человека, выделив четыре типа темперамента и характера. Причиной этого различия Гиппократ считал соотношение, в котором различные «гуморы» (кровь, желчь, флегма) смешиваются в организме.

Демокрит (460 — 370 гг. до н.э.) считается настоящим основателем атомистического течения. Он первым выдвинул идею о том, что все, включая самого человека, происходит из комбинации атомов. Душа животного или человека телесна по своей природе и состоит из атомов определенного вида, которые отличаются своей формой и чрезвычайной подвижностью. Когда атомов души становится слишком мало в теле, наступает смерть. Описав отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу, условия и механизмы ощущений, восприятия и мыслительных эмоций и тем самым начать причинное объяснение психических процессов.

Новые подходы к объяснению природы психического

В шестом веке до нашей эры идеалистической тенденции в древнегреческой философии противостояли Сократ (469-399 гг. до н.э.) и Платон (427-347 гг. до н.э.). Сократ считал, что природа, человек и его душа даны Богом. По сравнению с животными, Бог дал человеку более совершенное строение и умственные способности. Не ощущения и восприятия, навязанные человеку извне, а понимание, выражающееся в пробуждении, оживлении и воспоминании знаний, изначально заложенных в душе, являются основой деятельности души. Для успешного приобретения знаний необходимо обладать определенными способностями (быстрое восприятие, внимательность и интерес). Сократ первым подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими идеями и принципами.

Его ближайший ученик и преемник Платон представил идеи Сократа в более полной форме. Основное положение Платона — признание мира идей, а не материального мира, в качестве истинного бытия. По его мнению, душа человека не зависит от тела. Он бессмертен и может переходить из одного тела в другое. Покидая бренное тело, не все души людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому существует целая иерархия различных душ.

Платон различал два уровня души — высший и низший. Высший уровень представлен рациональной частью души, временной обителью которой является мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями — низшей благородной частью и низшей предметной душой. Первая находится в области сердца; с ней связаны воля, мужество, стойкость и т.д. Вторая расположена в печени; она включает область потребностей, влечений и страстей.

Платон различал людей в зависимости от преобладания той или иной части души.

Трудности и противоречия в понимании природы психического, вытекающие из взглядов Демокрита на душу, с одной стороны, и из учения Платона о душе — с другой, были преодолены Аристотелем (384-324 гг. до н.э.), ближайшим учеником Платона. Не физические тела и нематериальные идеи стали для него источником знаний, а организм, в котором физическое и духовное составляют неразрывное единство. «Правильно думают те, — говорил Аристотель своим ученикам, — кому кажется, что душа не может существовать без тела и не существует без тела и не является телом.» «Душа не может быть отделена от тела».

Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Он различал ощущения и восприятия как начальные формы познавательной деятельности, из которых вырастают более сложные формы психического. Аристотель выделил пять основных типов ощущений: Зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.

Взгляды стоиков (III век до н. э. — IV век н. э.) близки к взглядам Аристотеля. Они считали, что все явления космоса имеют свое происхождение. Согласно стоикам, человеческая душа материальна и едина по своей сути, хотя и может проявляться в разных качествах. Стоикам приписывается установление единства и неделимости мысли и языка.

Известный римский мыслитель и выдающийся представитель античной медицины Гален (130 — 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная с ощущений и заканчивая индивидуальным интеллектом, темпераментом и характером, основаны на процессах гуморального мозга. Его психофизиология оставалась последним словом в науке вплоть до наших дней.

Завершая раздел о развитии представлений о психике в античную эпоху, отметим, что древним мыслителям удалось сделать множество предположений, сформулировать большое количество принципиальных идей, оказавших большое влияние на последующие открытия в психологии.

Репрезентация психики в эпоху Возрождения

В Средние века философия и психология полностью находились под влиянием церкви и идеи божественного происхождения. В эпоху Возрождения, с приходом капиталистических условий, психологическая мысль развивалась в направлении религиозной эмансипации, разработки и формулирования новых принципов и подходов к объяснению человеческой психики и поведения.

Среди великих мыслителей эпохи Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 — 1457), П. Помпонацци (1462 — 1524), Л. Вивеса (1452 — 1540), Б. Телезио (1508 — 1588). Все они утверждали, что природа — основа всего, а человек — ее часть. Таким образом, душа — это лишь проявление природы, а не нечто запредельное. Желание и похоть — это требования природы, и поэтому человек не должен нарушать их, как учила Церковь, но должен удовлетворять их. Все психические явления являются продуктами первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают все способности души. Первичными формами психических явлений являются ощущения и чувства (эмоции), которые трансформируются в более сложные психические структуры посредством ассоциаций через сходство и контраст. Основной способ, которым индивидуальные проявления души открываются человеку, — это внутренний опыт или интроспекция.

Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и теологии. В целом, однако, их взгляды подготовили почву для возникновения эмпирической, интроспективной, ассоциативной психологии в Европе.

Концепция психики в новую эпоху.

Решающий прорыв в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план необходимость разобраться с основными психическими способностями и функциями человека. В выборе методологии и методов познания ученые разделились на два течения — эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирической школы Ф. Бэкон (1561 — 1626), Т. Гоббс (1588 — 1679), Д. Локк (1632 — 1704) и их последователи считали, что источником всех знаний является чувственный опыт, а общие понятия имеют эмпирическое происхождение. Представители рационалистического течения, родоначальниками которого были Р. Декарт (1596 — 1650) и Г. Лейбниц (1646 — 1716), считали, что источник знаний находится в самом разуме, а общие понятия являются априорными, т.е. вытекающими из самого разума и врожденных интеллектуальных способностей. Существовало еще два непримиримых лагеря — материализм и идеализм.

Согласно Р. Декарту, только то, что проникнуто разумом или осознано мыслящей субстанцией, является собственно психическим. Воображение, восприятие, память, чувства и аффекты — не более чем простые телесные движения, «непросветленные» мыслью, единственной составляющей психической субстанции. Поскольку мысль — единственный атрибут души, она всегда мыслит, всегда осознает свои психические содержания, видимые изнутри (бессознательной психики не существует). Позже это «внутреннее видение» было названо интроспекцией, а картезианская концепция сознания стала интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, поскольку они не мыслят. Декарт отделил тело от души. Принцип работы тела — рефлекс, души — рефлексия (от латинского «инверсия»). Начиная с Р. Декарта, психология рассматривалась не как наука о душе, а как наука о сознании.

Все последующие концепции были поглощены пересмотром картезианской теории. Б. Спиноза утверждал, что человек является целостным телесно-духовным существом и что основными стимулами человеческого поведения являются влечение, удовольствие и страдание.

H. Лейбниц считал духовность основой единства физического и психологического. Согласно Лейбницу, мир состоит из бесконечного множества монад (от греческого «моноэ» — один). Каждый из них является «сверхчувственным» и наделен способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Картезианское равенство психики и сознания было перечеркнуто. В душе происходит непрерывная, незаметная деятельность «малых восприятий» — бессознательных восприятий. Зависимость психики от телесных воздействий — это иллюзия; психика бессознательна.

Т. Гоббс полностью отвергал разум как особую сущность. Материальные вещи способны порождать ощущения, из которых возникают восприятия, влекущие за собой цепочки мыслей. Впоследствии эта связь получила название ассоциации. Гоббс был первым, кто придал ассоциации силу универсального закона психологии; он объявил разум продуктом ассоциации.

Опыт был принят за основу познания. Джон Локк разработал два источника самого опыта: Восприятие и отражение. Соответственно, явления сознания порождают два опыта — внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, который накапливается умом.

XVIII век радикально изменил объяснительные принципы предыдущих столетий. Понятия рефлекса, ощущения, представления, ассоциации вошли в основной фонд научного знания.

Развитие психологических установок в XVIII-XX веках

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII веке заменил представление о ней как о совокупности психологических явлений. Для этого и более поздних периодов было характерно отделение или отрыв психологического от физического, сведение мира психологических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.

В начале 19 века начали развиваться новые подходы к психике. Открытия в области физиологии стимулировали рост психологических знаний. Были открыты рефлекторная дуга, «специфическая энергия нервов», отделы мозга, скорость прохождения импульса по нерву. Экспериментальными и количественными методами было установлено, что в этом духовном мире существуют свои законы и причины. Таким образом, был заложен фундамент для отделения психологии от физиологии, а также от философии. В отсутствие знаний о телесном субстрате законы, которым подчиняются явления психики, могут быть открыты строго эмпирически. Среди физиологов, открывших психическую причинность, можно назвать Э. Вебера (1795 — 1878), Г. Фехнера (1801 — 1887), Ф. Дондерса (1818 — 1889), Г. Гельмульца (1821 — 1894), Э. Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809 — 1882) и других. Эксперименты этих ученых подорвали принятое в то время мнение о тождестве сознания и психики. Они обнаружили психику у лягушки (при отсутствии сознания), связь между инстинктами и эмоциями. Врачи-гипнотизеры еще раз доказали существование бессознательной психики.

Концепция психологического параллелизма, согласно которой психическое и психическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой экспериментальной психологии на Западе, среди основателей которой был В. Вунд (1832 — 1920). Вунд стал представителем философии волюнтаризма (от латинского «voluntas» — воля) — философии, рассматривающей волю как внешний принцип бытия. Он считал волевые акты конечной причиной процессов сознания и первичной психической силой.

И.М. Сеченов (1829-1905), великий русский физиолог, обнаружил сходство в структуре умственных и рефлекторных действий и открыл центральное торможение, показав тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.

С зарождением экспериментальной психологии ассоциации стали популярным объектом ее изучения. Если раньше особенностью интеллектуальных процессов была последовательность идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания), то психолог Э. Торндайк (1874 — 1949) на основе экспериментов выделил их в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. В своих экспериментах с кошками он использовал «проблемные коробки», чтобы продемонстрировать, что семантические процессы присущи телесному поведению. Действия, которые становятся автоматическими благодаря повторению, называются навыками.

Двоюродный брат Дарвина Ф. Гальтон (1822-1911) использовал множество факторов, чтобы доказать, что выдающиеся способности передаются по наследству; он первым ввел термин «тест». Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми в приобретении знаний и выполнении сложной деятельности занялся А. Бине (1857-1911). Его «коэффициент интеллекта» соотносил «умственный» возраст с хронологическим. Таким образом, объектом анализа стали уже не элементы и акты сознания, не известные никому, кроме субъекта, утончившего свое внутреннее зрение, а телесные реакции, изучаемые объективным методом.

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и течений.

В начале двадцатого века в психологии существовало множество конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой объект, создавали новые теоретические конструкции и вызывали революционные сдвиги во всем факте психологического исследования.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 — 1910), который указал на внеслужебную роль сознания в отношении организма к окружающей среде. Согласно его концепции, изменения в мышечной и сосудистой системах являются первичными, а вызванные ими эмоциональные состояния — вторичными.

И.П. Павлов (1859-1963) и В.М. Бехтерев (1857-1927) ввели в рефлексологию понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет свою программу действий в зависимости от условий — как внешних, так и внутренних. На основе своих экспериментов Павлов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие сигнала, временной связи, подкрепления, торможения, дифференцировки, контроля и т.д.

В качестве «отца» направления бихевиоризма (от английского «behaviorist» — поведение) рассматривается Д. Уотсон, который предложил объяснить, исключая сознание, с помощью экспериментальных данных все естественные формы человеческого поведения. Бихевиористы считали законы обучения основой всего.

Психоанализ, под руководством З. Фрейд (1856 — 1939) открыл за оболочкой сознания мощные пласты бессознательных психических сил, процессов и механизмов. Самым важным среди этих процессов считалась энергия влечения сексуального характера. С детства она определяет мотивационный ресурс личности.

Инновация Z. Учеником Фрейда К. Юнгом (1875-1961) была концепция «коллективного бессознательного» — психических явлений, переданных предками. Юнг различал два типа людей — экстравертированных (ориентированных на внешний мир) и интравертированных (ориентированных на внутренний мир).

A. Адлер (1870-1937), еще один последователь Фрейда, выделил в качестве фактора развития личности чувство неполноценности, которое лежит в основе неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Эго (самость) и Суперэго (уровень моральных норм и запретов).

Французская школа утверждала конструктивный характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859-1947) считал, что ключевым принципом человеческого поведения является общение, в недрах которого зарождаются воля, память, мышление и другие функции. Эта концепция определяет изначальную социальность человека.

Гештальтизм (от «гештальт» — форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, возникающей из динамики когнитивных структур. Группа молодых ученых: М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941) открыли инсайт и «Ага-переживание» и доказали, что операции при решении творческих задач подчинены не логике, а особым принципам гештальт-организации.

К. Льюин (1890-1947) разработал «теорию поля», которая представляет личность как «систему напряжений». Личность действует в среде, одни области которой притягивают ее, а другие отталкивают.

В то время как радикальный бихевиоризм утверждает формулу «стимул-реакция», формула нео-бихевиористов выглядит следующим образом: Стимул (независимая переменная) — вмешивающаяся переменная — зависимая переменная (ответ). Э. Толмер (1886-1959) разработал психические моменты (ожидания, установки, знания), которые не поддаются непосредственному наблюдению, как промежуточные переменные, а К. Халл (1884-1952) физические потребности (питание, сексуальность и т.д.).

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории психического развития был швейцарец Ж. Пиаже (1896 — 1980). Он открыл принцип эгоцентризма, который доминирует в мышлении ребенка дошкольного возраста; выделил 4 стадии в развитии мышления ребенка. Пиаже признал реальные внешние действия ребенка отправной точкой для развития его ума.

K. Хорки (1885-1953) считается ведущим представителем неофрейдизма, который доказал, что все конфликты, возникающие в детстве, вызваны отношениями ребенка с родителями. Невроз — это не что иное, как реакция на тревогу; извращения и агрессия являются следствием невроза, а не его причиной (согласно Фрейду). Неофрейдизм был ориентирован на социокультурные, а не биологические факторы.

К.Н. Карнилов (1879-1957) в рамках теории реакций предложил рассматривать реакцию, в которой объективное и субъективное неразделимы, как основной элемент психологии.

Л.С. Высоцкий (1896-1934) ввел в структуру высших психических функций (внимание, память, мышление и т.д.) особые регуляторы, а именно знаки, созданные культурой. Знак (слово) — это «психологический инструмент», с помощью которого строится сознание. По Высоцкому, развивается не одна функция, а целая система функций. Он называл опыт самой важной «единицей» развития личности.

М.Й. Босов (1892 — 1931) предложил рассматривать деятельность как особую структуру, состоящую из отдельных актов и механизмов. Ментальный образ, к которому стремятся люди, подчинен индивидуальным действиям и опыту людей. Рубинштейн пытался связать сознание с процессом деятельности и объяснить, как оно формируется в этом процессе.

Сосредоточившись на одном из блоков психологии, различные школы и направления создали огромное поле научных знаний о психике.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что движение и развитие психологической мысли определялось, прежде всего, социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на каждом историческом этапе и придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения основных вопросов психологии. Часто влияние социально-экономических изменений было не прямым, а через призму идеологии, политики, права, морали и религии.

Многие теоретические и методологические вопросы истории формирования представлений о психике в настоящее время не могут быть решены, поскольку сведения о состоянии психологического знания в некоторые конкретные периоды его развития (доантичная и средневековая психология, психология Возрождения) неполны.

Полное формирование психологии как науки еще не завершено. Многие его разделы все еще находятся на стадии понимания и описания. Поэтому эволюция ментальных идей продолжается — возникают новые направления и теории, меняются старые.

Список литературы

  1. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. В 2 кн. — М.: Просвещение : Владое, 1994 — 576 с.
  2. Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Издательский центр «Академия», 1995 — 496 с.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учебник для высшей школы — М.: Российский гуманистический университет, 1994 — 447 с.
  4. Якунин В.А. история психологии: учебное пособие. — Санкт-Петербург: Издательство В.А. Михайлова, 1998 — 376 с.
  5. Цитируется по: Петровский А.В. Введение в психологию. — М.: Издательский центр «Академия», 1995 — 13 с.
  6. Якунин В.А. История психологии: учебник — СПб: Издательство Михайлова В.А., 1998. 153.
  7. Петровский А.В. Введение в психологию — М.: Издательский центр «Академия», 1995. стр. 65.