Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие психики в онтогенезе — Психологическое развитие с точки зрения психоаналитической теории Фрейда

Наука о психическом развитии возникла как отрасль сравнительной психологии в конце XIX в. Практически нет выдающегося психолога, занимающегося проблемами общей психологии, который бы так или иначе не занимался проблемами психического развития. Такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, 3-й Фрейд, Я. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Ю. Халперин, Д.Б. Эльконин и др.

Развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями, появлением новых образований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Самые важные из них: Дифференциация, диссоциация ранее объединенного элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Психея — это внутренний, субъективный мир человека, который формируется в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе его активного отражения.

Психическое развитие — это, прежде всего, естественное изменение ментальных процессов во времени, выражающееся в его количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Как и у любого явления в природе, у психики есть своя история развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло долгий путь от самых низких и, следовательно, примитивных форм до самых высоких совершенных форм. Существует два типа истории развития психики: филогения — историческое развитие (включает в себя весь процесс эволюции вида, глобальное); филогения определяет онтогенез путем создания необходимых для него природных условий и социальных условий; онтогенез — развитие от рождения до смерти вида, более специфическое и краткое для конкретного индивидуума. Онтогенез человеческой психики имеет инсценированный характер. Последовательность его этапов необратима и предсказуема.

Человеческое развитие представляет собой непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого и старика. Развитие человека с момента прорастания будущей жизни до его смерти называется онтогенезом (от греческого «на» — бытие + «генезис» — появление). На протяжении многих веков существовала тайна возникновения сознания, эмоциональных переживаний, творческих восхождений, сложного внутреннего мира человека, который при рождении такой хрупкий и беспомощный, неспособный говорить о своих переживаниях и потребностях.

Развитие психики в онтогенезе - Психологическое развитие с точки зрения психоаналитической теории Фрейда

Психологическое развитие с точки зрения психоаналитической теории Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе были заложены З. Фрейд (1856-1939) был заложен. Психологическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы движений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного («суперэго»), бессознательного («эго») и бессознательного («ид»), в котором находятся основные структуры личности. В то же время, по мнению Фрейда, содержание бессознательного практически невозможно понять ни при каких обстоятельствах. Центром его научных интересов был бессознательный слой психики — сосуд инстинктивных потребностей организма, драйвов, особенно сексуальных и агрессивных. Содержание подсознательного слоя может быть реализовано человеком, хотя это требует от него значительных усилий.

По мнению Фрейда, человеческая личность включает в себя три структурных компонента — я, эго и суперэго, — которые возникают не одновременно.

Эго (id) является примитивным ядром личности; оно врожденное. Это, по сути, энергетическая основа личности. «Это» — бессознательное (глубокие инстинктивные, особенно сексуальные и агрессивные влечения), которое играет главную роль в определении поведения и состояния человека. Оно» содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к своей выписке и, таким образом, определяют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существуют два основных врожденных инстинкта бессознательного — инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые стоят в антагонистических отношениях друг с другом и образуют основу фундаментального, биологического внутреннего конфликта.

Я (эго) является рациональной и главным образом сознательной частью личности. Согласно Фрейду, он также врождён и находится как в сознательном, так и в предсознательном слое. Он возникает в период биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача эго — объяснить, что происходит, и построить человеческое поведение таким образом, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были нарушены.

Суперэго (суперэго), как структурный компонент личности, формируется последним, в возрасте от 3 до 6 лет. Супер-эго представляет совесть, идеал эго и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Механизм его формирования — отождествление с близким взрослым человеком собственного пола, черты и характеристики которого становятся содержанием суперэго.

Как правило, тенденции эго и суперэго имеют противоречивый характер, что вызывает у индивида беспокойство, нервозность и напряжение. В ответ эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких как подавление, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и т.д.

Подходы к пониманию детской сексуальности Фрейд изложил еще в начале XX в. в «Трех очерках теории сексуальности» (1905 г.). Он исходил из того, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая движется через различные участки тела (рот, анус, гениталии) в строго определенном порядке. Энергия либидо, связанная с жизненным инстинктом, является также основой развития человеческой личности и характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, которые отличаются друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения жизненного инстинкта. Фрейд обратил пристальное внимание на то, как эта фиксация происходит и требует ли эта фиксация посторонних предметов.

Фрейд очертил порядок, в котором психосексуальные стадии разворачиваются по мере созревания организма (биологический фактор развития), и считал, что эти стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Известная фрейдистская периодизация развития личности делала акцент на развитии либидо, считала его важнейшей движущей силой развития и, таким образом, описывала в первую очередь психосексуальное развитие. В разные эпохи человеческого развития она реализуется через возрастные эрогенные зоны. Если либидо не удовлетворено или недостаточно удовлетворено на определенном этапе развития, то на этом этапе развитие человека останавливается, и определенные черты личности фиксируются. Фрейд выделил пять этапов развития личности.

Оральная стадия (от 0 до 1 года.) Удовлетворение либидо достигается посредством орального контакта при сосании, обгладывании или жевании. Ведущей эрогенной зоной на этом этапе является рот, инструмент для приема пищи, сосания и первичного осмотра предметов. Личность человека характеризуется такими особенностями, как зависимость от окружающей среды и пассивность. Неспособность реализовать либидо на этом этапе в дальнейшем приводит к появлению таких «пороков», как курение, обжорство и словесная агрессия. Ротовая стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а значит и потенциального разочарования, сосредоточен в области кормовой деятельности. В устной фазе фиксации либидо в человеке, согласно 3-ему Фрейду, формируются определенные черты личности: Беспокойство, жадность, чувство права, неудовлетворенность всем, что предлагается. Даже на устной сцене люди, по его представлениям, делятся на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия (от 1 до 2 лет) развития личности, связанная с появлением эго. Привыкание ребенка к чистоте приводит к смещению удовлетворения либидо в анальную область организма. Детская сексуальность теперь находит свое удовлетворение в овладении функциями дефекации, выделения. Нарушения развития на этой стадии могут быть вызваны неправильным поведением родителей. Родители могут придавать этому процессу слишком большое значение, постоянно заострять внимание ребенка на необходимости поддержания чистоты организма, выражать либо бурную радость от успешных действий ребенка, либо отвращение к его выделениям. Они хаотично приучают ребенка к туалету, потом ругают его, потом хвалят. Такое нарушение требований и действий создает трудности в регулировании поведения ребенка, что также нарушает его развитие. Фиксация ребенка (навязчивая, останавливающая, вытекающая из неудовлетворенности реализацией либидо соответствующими эрогенными зонами) на данном этапе приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистота или упрямство. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе и усваивать некоторые запреты. Таким образом, «супер-я» ребенка начинает формироваться как часть его «я», в которое обычно встраиваются авторитет, влияние родителей и взрослых, играющих очень важную роль в жизни ребенка как воспитателей.

Фаллическая стадия (от 2 до 5 лет). Генитальные органы становятся ведущей эрогенной зоной. Ребенок начинает интересоваться своими гениталиями и гениталиями других детей. Он начинает изучать сексуальные различия между мальчиками и девочками. Раньше детская сексуальность была аутоэротической, но теперь она становится существенной, то есть дети начинают испытывать сексуальное влечение к взрослым. Первыми лицами, привлекающими внимание ребенка, являются родители. Либбидиновая привязанность к родителям противоположного пола была названа Эдиповым комплексом для мальчиков и Электрическим комплексом для девочек к 3. Фрейд определил его как мотивирующее и аффективное отношение ребенка к родителю противоположного пола. Суть комплекса заключается в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и бессознательно хочет «устранить». Формирование полового сознания предполагает зачатие не только собственного пола, но и другого, то есть должно быть зачатие не только мужского, но и женского. Согласно 3. Фрейду, фаллическая стадия соответствует появлению таких личностных черт, как самоанализ, благоразумие, рациональное мышление и последующее преувеличение мужского поведения с повышенной агрессивностью.

Скрытый период (от 6 до 11 лет). Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Характерно, что наблюдается заметное снижение уровня сексуальной активности и интереса к сексуальным вопросам. Обучение и социализация становятся центральными на этом этапе. Ребенок учится сексуальному поведению. Фрейд не указывает на возможность фиксации на данном этапе развития. Однако можно предположить, что неадекватное освоение форм, установок сексуального поведения может привести к фиксации в виде психологического инфантилизма, неадекватному пониманию собственной половой роли и половой роли противоположного пола.

Генитальная стадия (начинается с полового созревания, возраст 12-18 лет). Она характеризуется возвращением сексуальных желаний детства, теперь все бывшие эрогенные зоны объединены, и подросток, по мнению Фрейда, стремится к одной цели — нормальному половому контакту.

Периодическая периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Эриксона

Ограничения концепции развития личности С. Фрейда были компенсированы теорией развития эгоидентичности Э. Эриксона. Эриксон был преемником Фрейда и продолжал развивать психоанализ, но он внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности.

Одной из ведущих современных психодинамических концепций периодизации личного и социального развития является схема Э. Эриксона, с точки зрения психического развития личности, формирование «идентичности» протекает через серию психосоциальных кризисов. Американский психолог Э. Эриксон (1902-19994) известен, прежде всего, как представитель школы эго-психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические позиции, сделав акцент на развитии личности.

Эриксон придерживался психоаналитических представлений о важности адаптации индивида к своему социальному окружению, признал биологические и половые основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. «Это психология, согласно которой основной частью структуры личности является не бессознательная, а сознательная часть, которая пытается сохранить свою целостность и индивидуальность. Душевная жизнь людей почти отражает исторические события, а их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются структурой» 4; 25. На каждом из этапов нормативных кризисов происходит выбор положительного или отрицательного варианта развития тех или иных личностных качеств, которые в дальнейшем будут определять жизненное положение человека, его отношения в обществе. Если внутренние конфликты, присущие определенной стадии развития, остаются нерешенными (негативный вариант развития), то они могут возникнуть во взрослой жизни в виде инфантилизма. В этом случае новые решения накладываются на уже принятые и закрепленные в структуре личности (эпигенезе).

Этапы развития личности, открытые Фрейдом, не отбрасываются Эриксоном, а усложняются и, как бы, переосмысляются с позиции нового исторического времени. Психосоциальная концепция развития личности Эриксона показывает тесную связь между психикой индивида и характером общества, в котором он живет. Эриксон подчеркивает важность исторического и культурного контекста развития личности, его невосприимчивость к индивидуальным взаимодействиям с родителями в раннем возрасте. Эриксон придает большое значение периоду детства, подчеркивая, что он является отличительной чертой длительного детства: «Длительное детство делает человека виртуозом в техническом и интеллектуальном смысле, но при этом оставляет на всю жизнь след эмоциональной зрелости… иррациональных тревог, которые проистекают из самого состояния детства».

Центральное место в теории развития личности Эриксона занимает представление о том, что человек проходит через несколько этапов на протяжении всей жизни, которые универсальны для всех людей. Процесс разворачивания этих этапов руководствуется эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон подразумевает следующее: личность развивается поэтапно; переход от одной стадии к другой предопределен готовностью личности к дальнейшему росту, расширению воспринимаемого социального мировоззрения и радиуса социального взаимодействия; общество устроено таким образом, чтобы попустительствовать развитию социальных навыков личности; общество стремится помочь сохранить эту тенденцию и сохранить как правильный темп, так и последовательность развития.

В книге «Детство и общество» (1963) Эриксон разделил человеческую жизнь на восемь различных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом разворачивающегося генетического «чертежа личности».

  1. в младенчестве (орально-сенсорный): базальное доверие/безосновательное недоверие. Человеческое развитие соответствует классической психоаналитической устной стадии и включает в себя первый год жизни. Кризис первого года связан с тем, удовлетворены ли основные физиологические потребности ребенка. Мать играет главную роль в жизни ребенка, она кормит, воспитывает, дарит ласку, заботу, благодаря которой у ребенка развивается элементарное доверие к миру. Если мать тревожна, невротична, семейное окружение напряжено, ребенку уделяется мало внимания, формируется элементарное недоверие к миру.
  2. раннее детство (мышечно-аналоговое): автономия/ стыд и сомнения. Охватывает второй и третий годы жизни и совпадает с анальной фазой Фрейда. В этот период, по словам Эриксона, у ребенка развивается чувство самостоятельности, основанное на овладении моторикой, умственными навыками и навыками чистоты. Если родители поддерживают ребенка, не торопят его, не ругают за просчеты, кризис берет свой ход с положительным результатом самостоятельности. Но если родители ругают ребенка, считают его неуклюжим или не дают возможности достичь желаемого результата самим, то другой полюс, отрицательный будет реализован. Ребенок будет испытывать чувство стыда и неуверенности.
  3. возраст игры (опорно-двигательный генитальный): инициатива / вина. В дошкольный период, который Эриксон назвал «возрастом игры», с 3 до 6 лет разворачивается конфликт между инициативой и чувством вины. Ребенок на этом этапе овладевает многими сложными психомоторными навыками (езда на велосипеде, катание на лыжах, коньках), придумывает игры, умеет держать себя в руках и даже быть помощником. Социальное измерение этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом. Взрослые, которые способствуют инициативе ребенка и реализации его планов, помогают ему выйти из кризиса с положительным результатом. В то время как сомнения взрослых в способностях ребенка, нежелание и боязнь инициативы ребенка приводят к тому, что ребенок переносит чувство вины на следующую ступень развития.
  4. школьный возраст (латентный): усердие/ неполноценность. Это период школьных лет, когда познавательные способности ребенка особенно актуализируются и он приобретает знания и навыки этого общества. Взрослые поощряют склонность ребенка учиться новому, добиваться результатов, тем самым поддерживая трудолюбие ребенка. Издевательства дома и в школе, неудачи в учебе и дружба со сверстниками способствуют развитию у ребенка чувства неполноценности, которое будет трудно преодолеть на следующих этапах развития.
  5. подростковый возраст (пубертатный кризис): смесь эго/ролей. Подростковый возраст считается самым важным периодом психосоциального развития человека: «Подростковый возраст — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной эгоидентичности. Только тогда будущее, в предсказуемых пределах, становится частью сознательного жизненного плана». Идентификация личности означает приобретение индивидуальности подростка. Подросток обретает представления о себе по отношению к своему прошлому, настоящему и будущему. Я как личность. На данном этапе родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста — результат всех предыдущих. Когда у ребенка появляется доверие к миру, значительно возрастает чувство инициативы, компетентности, его шансы на идентификацию. Для подростка с чувством недоверия, застенчивого, неуверенного в себе, осознающего свою неполноценность, решить проблему идентификации будет очень сложно. Подросток не в состоянии определить себя. У него развиваются симптомы ролевого замешательства, неуверенности в том, кто он и куда идет. Эриксон подчеркнул, что жизнь — это непрерывное чередование аспектов развития и что успешное решение проблемы на одном этапе не гарантирует отсутствие проблем на последующих этапах.
  6. подростковый возраст: достижение интимности/изоляции. Молодые люди в свои 20 и 25 лет проходят через это. Под интимностью Эриксон подразумевает не только физическую близость, но и способность к близости с самим собой. Это самопознание в другом человеке может быть в построении семьи или в дружбе. Но если человек не достигает близости ни в браке, ни в дружбе, то его судьбой становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не с кем о нем позаботиться.
  7. 7-й уровень зрелости: производительность / инерция. Относится к возрасту 26-64 лет. Основная проблема на данном этапе — это выбор между производительностью и бездействием. Производительность связана с заботой о будущем поколении, пониманием универсальной связи не только собственной жизни, но и жизни детей. Таким образом, на этом этапе возникает новый параметр личности, с общностью на одном конце шкалы и самосознанием на другом. Эриксон называл общность способностью человека интересоваться судьбами людей вне семейного круга, думать о жизни будущих поколений, о формах будущих структур. Такое ощущение не обязательно возникает в присутствии собственных детей. Те, кто не развил этого чувства принадлежности к человечеству, сосредоточились исключительно на себе, и их главной заботой становится удовлетворение собственных потребностей и комфорт.
  8. в старости: целостность эго / отчаяние. Относится к возрасту между 65 годами и смертью человека. Эриксон считал, что этот этап характеризуется не столько новым психосоциальным кризисом, сколько суммированием, интеграцией и оценкой всех прошлых стадий развития эго: «Только тот, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто пережил победы и поражения только в жизни, может постепенно созревать плоды семи предшествующих стадий. Я не знаю лучшего определения этого, чем интеграция эго». Эриксон говорил о том, что только тот, кто каким-то образом заботился о вещах и людях, кто пережил победы и поражения в жизни, кто вдохновлял других и выдвигал идеи, может постепенно созревать плоды семи предыдущих этапов. Чувство интеграции себя происходит от способности получать удовлетворение от пережитого опыта, принимать себя со всеми успехами и неудачами прошлого как единое проявление своей личности. Такая интеграция порождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или в творчестве и не боится смерти. На противоположном полюсе находится человек, который относится к своей жизни как к серии нереализованных возможностей и неудач. Он или она понимает, что невозможно начать все сначала и что нет пути назад к тому, что было потеряно. Такого человека переполняют отчаяние, горечь, неудовлетворенность своим положением и страх смерти.

В основе эпигенетической концепции Эриксона лежит представление о том, что полное развитие личности возможно только при последовательном прохождении всех этапов. По словам Эриксона, каждый этап жизненного цикла наступает в определенное время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис возникает тогда, когда человек достиг определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для рассматриваемой стадии. Кризис является поворотным моментом в развитии, из которого человек может выйти либо скорректированным и укрепленным, либо ослабленным и с неурегулированным конфликтом.

Конфликт играет важную роль в теории Эриксона, поскольку как рост, так и расширение межличностных отношений связано с возрастающей уязвимостью функций эго на каждом этапе. В то же время он утверждает, что кризис «означает не надвигающуюся катастрофу, а переломный момент и, следовательно, онтогенетический источник как силы, так и отсутствия адаптации». Таким образом, задача индивида — адекватно справляться с каждым кризисом, чтобы подойти к следующему этапу развития как более адаптируемой и зрелой личности.

Психическое развитие как развитие интеллекта

Жан Пьяже (1896-1980 гг.) — швейцарский и французский психолог, наиболее известный представитель женевской школы генетической психологии. Пиаже изучал механизмы познавательной активности ребенка. Формирование интеллекта рассматривается Piaget как основное направление психического развития, от которого зависят все остальные умственные процессы. Основными вопросами, поднимаемыми Пьяже в своих работах, являются: особенности детской логики, происхождение и развитие интеллекта у ребенка, развитие восприятия, памяти, воображения, игры, подражания, языка и их функции в процессе познания.

«Исследования Ж. Пьяже сформировали целую эпоху в развитии учения о речи и мысли ребенка, его логике и мировоззрении. Они имеют историческое значение», — писал Л.С. Выготский уже о первых произведениях Пиаже.

Пиаже основывал свою теорию детского мышления на логике и биологии. Он начал с идеи, что интеллектуальное развитие является основой психического развития. В серии экспериментов он доказал свою точку зрения, показав, как уровень понимания, интеллекта влияет на язык, восприятие и память детей. Он также развил идею о том, что мышление ребенка не может быть основано только на врожденных психобиологических факторах и влиянии физического окружения, а должно пониматься, прежде всего, на отношениях, установленных между ребенком и его социальным окружением.

Пьяже отметил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде, что этапы психического развития — это этапы интеллектуального развития, которые ребенок постепенно проходит, формируя все более адекватную схему ситуации. В основе этой схемы лежит именно логическое мышление.

В 1920-е годы, изучая развитие детского языка, Piaget также разработал собственные исследования по развитию мысли и пришел к выводу, что процесс развития мысли — это процесс экстериоризации, то есть мысль сначала проявляется как аутичная, внутренняя, а затем, пройдя через эгоцентрическую фазу, становится внешней, реалистичной. Ж. Пьяже открыл для себя ряд особенностей детских представлений о мире: Индивидуация к определенному возрасту мира и самого себя (их действия, мысли), анимизм (оживление мира), искусственность (понимание мира как созданного человеком) и другие, основанные на определенном ментальном положении ребенка, называемом эгоцентризмом Piaget. Эгоцентризм как основная черта мышления ребенка состоит в том, что он судит о мире только с собственной непосредственной точки зрения и неспособен рассматривать его с точки зрения другого. Эгоцентризм воспринимается Piaget как своего рода бессознательная систематическая иллюзия познания, скрытая ментальная позиция ребенка. Пиаже видит в эгоцентризме корень, основу всех других особенностей мышления ребенка. Она не является непосредственно наблюдаемой и выражается в других явлениях. К ним относятся доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, искусственность.

По мнению Пиаже, эгоцентризм определяет особенности детской логики, для которой характерен синкретизм — особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста. Это проявляется в тенденции связывать разнородные явления без достаточной внутренней основы. Пьяже рассматривал синкретизм как основную характеристику детского мышления и объяснял неспособность ребенка логически мыслить тенденцией к замене синтеза на сопоставление, нечувствительностью к противоречиям, движением от конкретного к конкретному безотносительно к общему, а также неспособностью понять относительность некоторых понятий.

Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Дом Пиаже считает, что детская речь является эгоцентричной, поскольку ребенок говорит только «с собственной точки зрения» и не пытается взаимодействовать с собеседником. Эгоцентричная речь, по словам Дж. Пиаже. Для Пиаже характерно то, что субъект недостаточно осознает важность своего положения и личных способностей в образе внешнего мира и проецирует в него свои субъективные идеи. Впоследствии эгоцентризм преодолевается через процесс социализации.

Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 1930-е годы, был связан с изучением операционной стороны мышления. Он пришел к выводу, что умственное развитие связано с интернационализацией, так как первые мыслительные операции, внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний мир и становятся логическими и правильными мыслительными операциями. Пиаже также открыл для себя самое важное свойство этих операций — их обратимость.

Культурно-историческая концепция развития человеческого разума Л.С. Выготского

Основами психологии современной отечественной эпохи являются основные идеи и система основных понятий Л.С. Выготского (1896-1936). В 1920-е и 1930-е годы он разработал основы культурно-исторической теории психического развития.

Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия 20 века, Л.С. Выготский отмечал, что все современные представления о психическом развитии имеют подход, который он назвал «биологизующим» или «натуралистическим»[7; 6-41]. Биологизующая интерпретация уравнивает или ранжирует психическое развитие животного и развитие ребенка. Характеризуя традиционный взгляд на психическое развитие, Выготский выделяет три основных момента:

— Изучение высших психических функций со стороны компонентов природных процессов;

-Восстановление более высоких и сложных процессов до элементарных процессов;

-Познание особенностей и закономерностей культурного развития поведения.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, небиологическое понимание развития ВПФ человека. Он не только указал на важность социальной среды для развития ребенка, но и попытался определить конкретный механизм этого влияния.

Л.С. Выготский разработал психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и имеют некоторые особенности. Он определил эти функции как высшие (стадия «культурного» развития) и рассмотрел их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом, он определил два уровня психических процессов: естественный и более высокий. Если естественные функции (стадия естественного развития) даются индивидууму как естественному существу и реализуются в спонтанной реакции, то высшие психические функции (ВПЧ) могут развиваться только в процессе онтогенеза с социальным взаимодействием. Предложенная Выготским гипотеза предложила новое решение проблемы соотношения психических функций. Главное различие между ними заключается в степени добровольности, т.е. естественные ментальные процессы не поддаются регулированию со стороны человека, в то время как ERP-системы могут сознательно контролироваться человеком. В то же время под VPF мы подразумеваем: добровольную память, внимание, рассуждения и другие.

Концепция Л.С. Выготского состоит из трех частей. Первую часть можно назвать «человек и природа». Его основное содержание можно сформулировать как два тезиса: 1) при переходе от животного к человеку произошло резкое изменение отношений субъекта к окружающей среде; 2) объяснение существования механизмов изменения природы со стороны человека.

Вторую часть концепции Выготского можно назвать «Человек и его собственная психика». Он также содержит два определения. Первая позиция заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека. Он научился осваивать собственную психику и развил более высокие психические функции, выраженные в формах добровольной деятельности. Под VPF Выготский понимал способность человека вспоминать определенный материал, обращать внимание на предмет, организовывать свою умственную деятельность. Вторая позиция заключается в том, что человек контролирует свое поведение, а также природу с помощью специальных — психологических инструментов. Он назвал эти знаки психологических инструментов.

Выготский называл знаки искусственными средствами, с помощью которых первобытный человек мог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметными — узел в памяти или надсечка на дереве также функционировали как знак, средство, с помощью которого один владеет памятью. Например, человек увидел выемку и вспомнил, что делать. Столкнувшись с таким знаком-символом, человек связывает его с необходимостью выполнения конкретной операции. Следовательно, такие знаки выступали в качестве дополнительных символов, значимо связанных с работой.

Для того чтобы выполнить эту операцию, человек должен был помнить, что именно он должен был сделать. Поэтому знаки-символы являлись спусковым механизмом VPF, т.е. функционировали как психологические инструменты.

Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средние знаки?». Выготский исходил из того, что работа создала человека. В процессе совместной работы между участниками осуществлялось общение с помощью специальных знаков, которые определяли, что должен делать каждый участник рабочего процесса. Вероятно, первые слова, произнесенные человеком, были словосочетаниями, адресованными участникам рабочего процесса (например, «возьми это» и «возьми туда»). Это были словесные знаки. Позже, в процессе деятельности, человек стал направлять команды не кому-то, а самому себе. Таким образом, из внешней командной функции слова возникла функция организации. Таким образом, человек научился контролировать собственное поведение. Таким образом, способность к порядку родилась в процессе культурного развития человека.

Можно предположить, что поначалу функции дарителя и исполнителя команд были разделены, а весь процесс, в формулировке Л.С. Выготского, был межпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения переросли в отношения с самим собой, т.е. в итрапсихологические отношения. Выготский назвал процесс трансформации межпсихологических отношений внутрипсихологическими. В этом процессе внешние средства-знаки трансформируются во внутренние.

Интернализация является фундаментальным законом развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. Это гипотеза Выготского о происхождении и природе VPF. Высшие психические функции ребенка сначала возникают как форма взаимодействия с другими людьми и только потом, через интернализацию, становятся актуальными индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Каждая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, на двух уровнях, сначала социальном, а затем психологическом, сначала между людьми как межпсихическая категория, затем внутри ребенка как внутрипсихическая категория».

Таким образом, в концепции Выготского можно выделить две основные позиции. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, процесс интеллектуального развития человека характеризуется интернационализацией отношений «правило-знак». Основной вывод этой концепции заключается в том, что человек принципиально отличается от животного тем, что с помощью орудий труда он осваивает природу. Это оставило свой след на его психике: Он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует инструменты, но и психологические. Такие инструменты являются знаками или средствами обозначения. Они имеют культурное происхождение, язык является универсальной и наиболее типичной системой знаков.

Выготский включает в общую концепцию развития высших психических функций две группы явлений, которые вместе образуют процесс «развития высших форм детского поведения»:

  • Процессы овладения языком, письма, счета, рисования как внешние средства культурного развития и мышления,
  • процессы развития специальных высших психических функций (добровольное внимание, логическая память и т.д.).

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных своими свойствами, структурой и происхождением: они произвольны, опосредованны и социальны.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности развития памяти с применением мнемотехники — Память: понятие образа, ассоциации, виды памяти
  2. Психология обучения
  3. Специфика двигательной терапии
  4. Разноплановость мышления
  5. Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников
  6. Зоопсихология
  7. Адаптация личности — Понятие «адаптация» в психолого-педагогических исследованиях
  8. Семейная психотерапия
  9. Эмоционально-волевая сфера личности пожилого человека
  10. Психология отклоняющегося поведения