Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие социальной психологии — Преднаучный период становления социальной психологии

Социально-психологические идеи успешно развивались в дореволюционной России представителями социальных наук, особенно социологами. Наиболее развитая социально-психологическая концепция содержится в работах Н.К. Михайловского. По его словам, социально-психологический фактор играет решающую роль в историческом процессе. Ему приписывают заслуги в развитии психологии массовых общественных движений, одной из разновидностей которых является революционное движение. По его словам, эффективные силы социального развития — это герои и толпа. «Мы будем называть героя человеком, который своим примером привлекает толпу к хорошему или плохому, благородному или злобному, разумному или бессмысленному делу». Мы вызовем толпу, увлеченную примером…» (Михайловский, «Герои и толпа»).

Этнопсихологические проблемы изучала А.А.Потебня. По его словам, главным атрибутом любого этноса, определяющим его существование, является язык. В то же время функция языка — это не обозначение уже готовой мысли, а ее создание путем трансформации долингвистических элементов. В то же время различные народы формируют свое мнение по-своему, отличное от мнения других народов, через национальные языки.

После революции 1917 года зарубежная и дореволюционная русская психология масс не соответствовала идеологии и политике советской власти. По этой причине социальная психология в Советском Союзе почти полвека не развивалась. Его заменила часть марксистско-ленинской доктрины, названная «историческим материализмом». Поэтому о существовании конкурирующей «буржуазной» социальной психологии не может быть и речи.

В 1920-е годы состоялась первая дискуссия на тему социальной психологии и ее отличия от других социальных и гуманитарных наук.

Г.И. Челпанов предложил отделить общую экспериментальную психологию от марксистской философии и назвать социальную психологию только наукой, ориентированной на марксистскую философию. Ему противостояли многие выдающиеся русские психологи — Л.С.Выготский, В.А.Артемов, К.Н.Корнилов, П.П.Блонский и другие. Они утверждали, что нет необходимости выделять социальную психологию и развивать ее как отдельную науку, поскольку вся человеческая психика является социальной, то есть любую область психологии можно назвать социальной.

Другие исследователи, такие как В.М. Бехтерев, признавая социальную психологию, предложили вместо этого развивать другую науку — коллективную рефлексию — науку о процессах, происходящих в ассоциациях людей — коллективах.

Первые дебаты об определении и предмете социальной психологии так и не привели к положительному результату, поэтому началось активное развитие социальной психологии в нашей стране.

Идеологическое давление на науку нашло свое отражение в постановлении ЦК ВКП(б) 1936 года «О психологических извращениях в системе Наркомпроса». Это постановление не только закрыло педерастию, но и отскочило от психотехники и социальной психологии. Период паузы, начавшийся во второй половине 1930-х годов, продлился до второй половины 1950-х годов. Но даже в этот период не было полного отсутствия социально-психологических исследований.

Развитие социальной психологии - Преднаучный период становления социальной психологии

Преднаучный период становления социальной психологии

Социальная психология прошла долгий путь развития. История ее развития как науки гораздо моложе истории так называемого «социально-психологического мышления».

В целом процесс создания предпосылок социальной психологии ничем не отличается от процесса развития любой другой научной дисциплины — сначала в лоне философии возникают социально-психологические идеи, а затем они постепенно отделяются от системы философских знаний. Однако не напрямую, а отделившись от двух других дисциплин, которые непосредственно дали жизнь социальной психологии — психологии и социологии.

История первобытного общества свидетельствует о том, что даже на заре человечества люди, столкнувшиеся с социально-психологическими явлениями, как-то пытались их объяснить и использовать. Например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых чувств, как восприимчивость к психологическому заражению, приводившая к воздействию толпы на человека. Обряды и табу передавались из поколения в поколение, выступая своеобразным нравственным регулятором человеческого общения.

С VI века до н.э. до середины XIX века происходило постепенное накопление социально-психологических знаний в рамках философии с попытками определить детерминанты поведения человека и развития личности в обществе. Таким образом, древняя восточная доктрина даосизма утверждала, что поведение человека предопределено законом «дао». Путь человека определяется судьбой, поэтому самое главное для человека — это развитие душевного спокойствия, достойное подчинение судьбе и реализация личностного роста. В работах Конфуция, Сунь-цзы, Мо-цзы рассматривается проблема врожденности или приобретения различных социальных и психологических качеств.

Начало становления социальной психологии можно представить как анализ наблюдений за поведением человека, в трудах философов древности. Уже в работах Платона и Аристотеля много размышляют о связи между индивидуальными качествами определенных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга.

В древней философии можно выделить две линии анализа отношений между индивидуумом и обществом. Линия социоцентризма и линия эгоцентризма. Например, Платон в своих произведениях (в диалогах «Государство» и «Законы») придерживался «коллективистского», социоцентристского мнения о том, что общество — это самостоятельная переменная, в то время как индивид — это переменная, которая от него зависит. Значит, общество выше личности. Взгляд Платона на иррациональное поведение масс как на феномен позднее получил широкое распространение в зарубежной социальной психологии.

Представители линии эгоцентризма считали индивида источником всех форм общества, поскольку в нем заложены все соответствующие тенденции. Аристотель, например, в своем трактате «О политике» говорил о том, что человек по своей природе является политическим животным и что социальный инстинкт является первым основанием для возникновения социальной ассоциации.

Многие из этих идей послужили отправной точкой для развития социально-психологических концепций в последнее время. Философов прошлого уже давно волнует, что такое природа человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». Из этого были выведены источники человеческого социального поведения.

В средние века и эпоху Возрождения индивидуализм развивался в рамках христианства, с изучением вопросов: что движет человеком, что подчинено формированию и формированию внутренней структуры общества.

Продолжение темы отражено во взглядах представителей науки эпохи Возрождения. Хоббс видит эту движущую силу в стремлении к человеческой силе и личной выгоде. Адам Смит называет движущие силы экономической и социальной жизни «симпатией» и стремлением к собственным интересам. В этом он подчеркнул роль социальной среды и задолго до современных исследователей написал, что отношение человека к самому себе, его самооценка зависят от зеркала, функцию которого берет на себя общество.

Социоцентризм находит свое выражение в идеях Н. Макиавелли, Ж. Вико, П.Дж. Праудхона и других авторов. Таким образом, согласно взглядам Макиавелли, общество, подчиняющее индивида, рассматривается как некий социальный механизм («организм»), регулирующий социальную активность индивида. Гельветий поднял ряд вопросов, связанных с определением места и роли психологии личности в жизни общества. В своих работах «О разуме» и «О человеке» он подчеркивал роль социальной среды в воспитании человека и роль сознания и страстей, потребностей, желаний человека в развитии общества.

В работах немецкого философа Гегеля есть интересная попытка социально-психологического подхода к объяснению исторического процесса в целом и его отдельных этапов. Он рассмотрел изменение характера людей в связи с изменением общественно-политической ситуации в стране. В свою очередь, характеристики таких устойчивых образований, как религия и государство, оказываются результатом той или иной смены особой психологической формации — «народного разума».

Так, в этих специальных формах «социально-психологическая мысль» существует уже тысячелетия, в то время как научная дисциплина «история социальной психологии» является относительно молодой отраслью знаний.

В развитии социальной психологии как науки представляется правомерным выделить основные этапы ее развития.

Этап формирования социально-психологических знаний

Во второй половине XIX века в разных странах растет интерес к социальным и психологическим проблемам. В Германии формируется научная школа, которая обращается к изучению психологии народов. В первую очередь следует упомянуть работу философа Латсаруса и лингвиста Штайнталя, который в 1860 году в Берлине начал издавать «Журнал народной психологии и лингвистики». В течение тридцати лет было опубликовано двадцать томов этого издания, которое можно считать первым журналом социальной психологии. Там же. Целью журнала было объявлено «открытие законов, которые проявляются везде, где живут и действуют как единое целое». На его страницах социально-психологические вопросы рассматривались с филологической, антропологической и исторической точек зрения.

Творчество английского натуралиста Дарвина оказало большое влияние на развитие социальной и психологической мысли. Согласно сформулированному им принципу естественного отбора, в «борьбе за существование» выживают «самые сильные» индивиды. Хотя Дарвин приписывал природную агрессию человеку, он, тем не менее, признал роль социальных влияний в формировании человеческой морали. Он подчеркнул свою веру в моральную и социальную эволюцию человека в результате социальных и культурных влияний.

Многие последователи Дарвина обратились к его теории эволюции органического мира как к основе объяснения социально-психологических явлений. Основателем социал-дарвинизма считается английский философ и социолог Спенсер, который разработал свои собственные эволюционные идеи и предвосхитил точку зрения Дарвина. Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими. На этом основании он оправдывал войны, колониальную политику и вообще любые действия, подразумевающие конкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители во второй половине XIX века рассматривали расовые, этнические, национальные и классовые различия человека как функцию биологических факторов, определяемых эволюционными процессами естественного отбора. Идеи социал-дарвинизма были разработаны во Франции Фулле, Эспиной, Вормсом, Лапужем; в Англии — Байо; в Австрии — Гампловичем и Ратценхофером; в США — Фиском, Малой и Самнером. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам отличались, все они исходили из предположения, что биологические изменения являются определяющим фактором социальных изменений.

Фрейд, австрийский психолог, невропатолог и психиатр, внес значительный вклад в формирование социально-психологических знаний. Там же. Будучи основателем психоанализа и связанной с ним научной школы, Фрейд в то же время оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в ХХ веке. В отличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социального поведения, Фрейд считал, что инстинктивные импульсы человека противоречат интересам общества. Он сократил разнообразие инстинктов до двух групп: жизнеподдерживающие (или сексуальные) инстинкты и жизнеуничтожающие (или разрушительные) инстинкты. При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющая его инстинктивные импульсы, приводящая к разочарованию. Фрейд признал необходимость того, чтобы цивилизация защищала людей от природных опасностей и уничтожала друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов человека приводит к появлению в нем нежелательных черт характера. В целом, взгляды Фрейда характеризовались негативной оценкой человеческой природы. Он считал, что некоторые человеческие поступки в первую очередь обусловлены примитивными, бессознательными импульсами. В то же время его концепции характеризуются негативным взглядом на человеческое общество, который по своей природе неизбежно является причиной человеческого дискомфорта. По мнению Фрейда, именно в природе общества желания доминирующего препятствуют свободному развитию движущих сил недоминирующего. В то же время он усматривает необходимость в социальной системе, которая могла бы регулировать выражение человеческой агрессии. Несмотря на атакуючесть многих положений психоаналитической теории Фрейда, она обеспечила новый подход к объяснению целого ряда социально-психологических явлений. На Западе более полувека фрейдизм был одной из главных философских основ социальной психологии. Фрейд был последним из великих мыслителей, кто пытался построить теорию социальной психологии без достаточной эмпирической поддержки.

К этому времени в антропологии, этнографии и археологии были собраны значительные доказательства, которые нуждались в услугах социальной психологии для интерпретации, объяснения и обоснования связи культурных продуктов с образцами мышления людей того времени и их традициями. Успехи и, в то же время, трудности характеризуют состояние криминологии: развитие капиталистических отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение их детерминант пришлось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Эта картина привела американского социального психолога Т. Шибутани к выводу, что социальная психология стала самостоятельной отчасти потому, что специалисты различных отраслей знаний не смогли решить некоторые из своих проблем.

В еще более отчетливой форме потребность в появлении социальной психологии проявилась в развитии двух наук, которые считаются непосредственными родителями социальной психологии — социологии и психологии. Социология появилась как самостоятельная наука в середине XIX века, а ее основателем считается французский философ Огюст Конт. Социология с самого начала пыталась объяснить социальные факты, ссылаясь на законы психологии, видя в специфике социальных явлений психологическую основу. Позже в социологии сформировалось особое психологическое направление (Лестер Уорд, Франклин Гиддингс), которое свело законы социального к законам коллективной психики. Эти общие устремления были реализованы в середине 19 века и породили первые формы актуальных социально-психологических знаний.

Психологическое направление в социологии оказалось очень жизнеспособным, потому что психологизация социальных отношений в принципе легко и органично совместима со всеми попытками более глубокой интерпретации социальной жизни. Таким образом, в развитии двух наук — психологии и социологии — возникло своего рода взаимное движение, которое должно было привести к формулированию проблем, которые станут предметом новой науки. Эти совместные усилия были реализованы в середине XIX века и дали первые формы актуальных социально-психологических знаний. Результаты этого этапа определяются тем, что такие вопросы, как отношения индивидуального и группового сознания, движущие силы социального поведения, были подчеркнуты и четко поставлены. Назначению социальной психологии как особой и самостоятельной области научных знаний и практики способствовало и то, что ни одна из существующих наук (в основном психология и социология) не смогла самостоятельно дать исчерпывающий ответ на эти проблемы. В то же время известная слабость социально-психологической позиции объяснялась тем, что в то время отсутствовал значительный эмпирический материал. Однако была проделана важная работа, и социальная психология была «объявлена» самостоятельной дисциплиной с правом на существование. Поэтому следующий период в его развитии естественным образом стал экспериментальным.

Стадия экспериментально-теоретической разработки

В конце XIX — начале XX веков идет активный поиск движущих сил, определяющих социальное поведение — начинается новый период в развитии социальной психологии — исследователи обращаются к лабораторным экспериментам. Американский психолог Триплетт обратил внимание на то, что велосипедисты часто выступают гораздо лучше в ситуациях прямого соперничества друг с другом, чем когда они ездят по своей трассе в одиночку, руководствуясь только секундомером. Чтобы проверить эти результаты, он провел следующий эксперимент. Задача испытуемых (детей в возрасте от 8 до 17 лет) заключалась в том, чтобы наматывать линию на катушку прядильного стержня. В одной серии предметы были разделены на пары, и каждому предлагалось работать быстрее, чем его оппоненту. В другой серии, субъекты работали в одиночку и были проинструктированы о том, чтобы как можно быстрее наматывать на линию. Триплетт обнаружил, что большинство детей работают в конкуренции друг с другом быстрее, чем в одиночку. Его работа с изложением этих находок была опубликована в Американском журнале психологии в 1897 году, и с тех пор сам автор заслужил репутацию первого экспериментального психолога в области социальной психологии.

Характерной чертой многих работ этого периода был акцент на том или ином доминирующем факторе при анализе социально-психологических явлений. Появились работы, посвященные социально-психологическим проблемам, основанные на современном определении предмета социальной психологии как науки. Эти исследования оказались настолько выдающимися, что даже столетие спустя они не только не потеряли своей социальной и научной актуальности, но, напротив, привлекли еще большее внимание благодаря попытке социально-психологического анализа многих исторических и политических событий XX века. Особого упоминания заслуживают следующие работы: «Метод социологии» Э. Дюркгейма (1899); «Психология народов и масс» Х. Лебона (1895); «Законы подражания» Х. Тарде (1892), «Общественное мнение и толпа» (1892); «О категориях понимания социологии» М. Вебера (1913); «О категориях понимания социологии» (1913); В. Тарде (1892); «О том, что такое социология» (1913). Вундт «Психология народов» (1912). Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы ассоциировались с такими терминами, как «социальная философия» и «историческая социология»; в начале XX века возобладал термин «социальная психология», который послужил для обозначения новой отрасли науки.

Этот этап характеризуется появлением первых социально-психологических теорий, таких как «психология народов» М. Латсара и Г. Штайнталя, «психология масс» Г. Лебона и С. Сигеля, теория «социально-поведенческих инстинктов» В. Макдугалла, которая послужила предпосылкой для того, чтобы социальная психология стала самостоятельной отраслью знания. После этого началось активное развитие методологических и теоретических основ социальной психологии. Представители основных школ психологической науки на Западе, сначала бихевиоризм, гештальт-психология, затем психоанализ, когнитивизм и взаимодействие, прилагали усилия для развития их содержания.

Положительное значение создаваемых концепций заключается в том, что действительно важные вопросы, требующие решения, были выделены и четко поставлены: взаимосвязь между индивидуальным и групповым сознанием, движущие силы социального поведения и т.д.

Важной вехой на пути становления социальной психологии как науки стало издание в 1908 г. двух учебников:

  1. «Введение в социальную психологию» английского психолога Макдугалла, в котором он разработал «hormetic» теорию человеческого поведения в группах (от греческого «horme» — «инстинкт») — человеческое поведение объяснялось на основе инстинктов, побуждающих всех живых существ к определенным, биологически значимым целям.
  2. Социальная психология американского социолога Росса, который находился под сильным влиянием французской социально-психологической мысли и использовал понятие имитации в качестве ключевого принципа при анализе социального поведения. Каждая из этих двух книг вышла более чем в 20 изданиях и внесла важный вклад в развитие социальной психологии как отдельной науки.

Знаменательным событием для социальной психологии стало появление опуса «Магнум» двух социологов — Томаса и Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Их работа состояла из пяти томов, опубликованных в Соединенных Штатах Америки в период с 1918 по 1920 год. Это стало результатом более чем 10-летних исследований по адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку, к новым условиям жизни. Она обнаружила сильное влияние социальной группы на поведение и отношение ее членов. Затем Томас и Знанецкий определили социальную психологию как научное исследование отношений». С тех пор изучение установок прочно укоренилось в русле западной социальной психологии.

Среди различных подходов, появившихся в 1920-х и 1930-х годах, выделяется социометрический метод Морено, который он пропагандировал в 1933 году для измерения динамики межличностных отношений в группе. Согласно концепции Морено, межличностные отношения, особенно симпатии и антипатии, представляют собой основные черты человеческой жизни. Социометрический метод дает картину симпатий и антипатий среди членов группы. Эта картина может быть представлена графически в виде социограммы. Другим способом обработки данных является построение социометрических показателей, которые позволяют количественно оценить социометрический статус каждого члена группы и различные аспекты структуры группы. Социометрия дала много важных данных о структуре и функционировании групп. Постепенно социометрия превратилась в отдельную отрасль западной социальной психологии.

Среди выдающихся исследователей, оказавших большое влияние на возникновение современной социальной психологии, следует отметить Левина, который привнес в социальную психологию понятия, экстраполированные из других наук. Согласно теоретическому подходу Левина, человек и окружающая его среда являются компонентами единого динамического поля со свойствами, такими как дифференциация, изменчивость и атмосфера. Различные части этой области взаимосвязаны. Из этого следует, что смысл одного факта может быть понят только на основании позиции, которую он занимает в данной области. Как отметил Левин, каждый психологический факт зависит от состояния человека и в то же время обусловлен внешней средой, хотя его сравнительная значимость варьируется от случая к случаю. Ярким примером его работы является эксперимент (один из первых в психологии социальных групп), целью которого было исследование некоторых аспектов функционирования группы при различных видах групповой «атмосферы».

К концу 1930-х годов социальная психология достигла своего наибольшего развития в Соединенных Штатах. В эти же годы все более отчетливо прослеживается тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных проблем, особенно в области промышленных организаций. Было отмечено появление новых исследовательских центров и увеличение числа аспирантов-социологов. Социальные психологи составляли четверть всех университетских психологов. Вехой в их развитии считается публикация в 1968 г. пятитомного «Справочника социальной психологии». Эта основополагающая работа продолжает выполнять свою роль и сегодня как наиболее полная энциклопедия социально-психологических знаний.

Впоследствии Вторая мировая война оказала огромное влияние на развитие социально-психологических знаний. По поручению нескольких военных ведомств США было проведено большое количество социально-психологических исследований по широкому кругу проблем. Можно отметить изучение руководства, боевого духа войск, характера паники, первичности военных группировок, отношений между представителями разных рас и культур, влияния слухов на контроль над их распространением и ряда других проблем «психологической войны».

В ряде западноевропейских стран все больше исследователей начинают отходить от научных стандартов американской социальной психологии и демонстрировать свою теоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поиск альтернатив социально-психологического развития на иных основаниях, чем в США. В попытке преодолеть «ползучий эмпиризм», присущий американской социальной психологии, которая делает акцент на лабораторных экспериментах, европейские ученые провозглашают необходимость проведения исследований на основе более широкого «социального контекста», включающего актуальные проблемы современного общества.

Акцент на развитие экспериментальных методик сам по себе представлял собой несомненный прогресс в развитии социально-психологических знаний. Однако в специфических условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, это увлечение привело к однобокому развитию социальной психологии: не только она потеряла всякий интерес к теории, но и в целом идея теоретической социальной психологии была скомпрометирована.

В настоящее время растет интерес к теоретическим и прикладным исследованиям. Они в основном ориентированы на четыре направления: бихевиоризм, психоанализ, так называемые когнитивные теории и взаимодействие. Из вышеперечисленных направлений три представляют социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, в то время как взаимодействие представляет собой социологический источник. Ключевые идеи в области современной социальной психологии были также выражены в работах видных европейских социальных психологов А. Тасфеля (Великобритания) и С. Московичей (Франция) и др. Выход из кризиса социальной психологии А. Тешфель видит в способе введения психологии межгрупповых отношений в ее проблемы. Эта теория основана на теории социальной идентичности Тесфеля, которая касается социальной обусловленности самоощущения и поведения индивида в социальном мире. С. Москвичи является руководителем французской школы социальной психологии и автором теории «социальных репрезентаций». Общество задает вопросы социальной психологии, социальная психология только отвечает на них — таково кредо Москвичей и всей европейской школы социальной психологии. Такая формулировка проблемы представляется особенно близкой позиции этой науки в нашей стране.

Развитие отечественной социальной психологии

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Только социолог Михайловский, которого можно считать основоположником отечественной социально-психологической мысли, был далек от марксистских взглядов. Заслуга Михайловского заключается в том, что он первым обобщил опыт наблюдения и анализа массовой психологии, накопленный в российской социологии, художественной литературе и журналистике. Как один из теоретиков популизма, он пытался понять психологические характеристики масс в контексте революционно-освободительного движения в России. Широко использовалось его понятие «герои и толпы». Рассматривая толпу как «самостоятельный социально-психологический феномен», Михайловский считал, что герой — это продукт толпы, которая «сжимает» (выносит) его в определенные моменты истории. Одним из важнейших психологических механизмов взаимодействия толпы, по мнению Михайловского, является имитация толпой героя и взаимная подражание людям. Таким образом, поведение толпы характеризуется не сознательным, а бессознательным подражанием; это можно объяснить легкой внушаемостью толпы, ее податливостью к личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, они оказали значительное влияние на дальнейшее развитие отечественной социально-психологической мысли.

Большой вклад в развитие некоторых проблем социальной психологии внес революционер и мыслитель Плеханов, основатель социал-демократического движения в России. С позиции исторического материализма он определил понятие «социальная психология» и рассматривал его как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности возникновения социальной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Вскоре после установления советской власти в России в октябре 1917 г. марксизм стал единственной методологической основой психологической науки. В своих исследованиях в области социальной психологии российские исследователи старались в большей или меньшей степени следовать идеолого-методологическим установкам советской системы. В 1920-е годы вышел в свет ряд публикаций по социальной психологии, написанных представителями различных наук — психологами Корниловым, Артемовым, Беляевым, Блонским, психологом и философом Челпановым, зоопсихологом Вагнером, невропатологом и психиатром Бехтеревым, юристом Райзнером, филологом Войтоловским. Этот период характеризуется острыми дискуссиями на тему социальной психологии, ее теоретических и методологических основ. Предпринимаются попытки построить систему социально-психологических взглядов (Бехтерев, Рейснер, Войтоловский). Большое внимание в 1920-е годы уделялось проблемам детских и ученических коллективов, которые рассматривались не только с педагогической, но и с социально-психологической точки зрения (Аркин, Беляев и др.). В ряде публикаций были рассмотрены вопросы социальной психологии труда, управления организациями (Витке, Гастев, Керженцев и др.). Начался поиск методов социальной психологии. Однако период конца 20-х — начала 30-х годов характеризуется ограничением, а затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественные исследователи не смогли обосновать необходимость развития «марксистской социальной психологии». Логика их оппонентов состояла в том, что поскольку, согласно марксизму, человеческое сознание — это социальный продукт, а человеческая психика — это социальная, то психология — это социальная наука. Отсюда следует, что нет необходимости выделять какую-то определенную социальную психологию.

Таким образом, период с начала 1930-х до конца 1950-х годов нельзя без оснований рассматривать как период перерыва в развитии отечественной социальной психологии. Стоит упомянуть только работы учителя и писателя Макаренко, который в течение 15 лет возглавлял организации по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей. Мнение Макаренко о том, что личный интерес человека — это «правильно понятый общественный интерес», соответствовало идеологии марксизма-ленинизма и оказало большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию.

Новый этап в развитии социальной психологии наступил в конце 1950-х годов; по сути, это было время, когда социальная психология возродилась как наука в СССР (Ананьев, Ковалев, Парыгин). Важным событием для этой отрасли знаний стало создание в 1962 году первой в стране лаборатории социальной психологии при Ленинградском государственном университете под руководством Кузьмина. Первые национальные монографии по социальной психологии на данном этапе ее развития вышли и в Ленинграде («Парыгина», «Социальная психология как наука», «Основы социальной психологии»), в которых рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психологии, а в работе Кузьмина приводились данные первых эмпирических исследований групп и коллективов, полученных сотрудниками лаборатории социальной психологии. Серия проблем социальной психологии личности, новая для российской науки, была представлена в монографии Бодалева «Восприятие человека человеком».

Началась подготовка аспирантов по социальной психологии, и в 1968 году в Ленинградском университете под руководством Кузьмина были открыты кафедры социальной психологии, а в 1972 году в Московском университете под руководством Андреевой. Социальная психология набирает популярность и вводится в общеуниверситетские программы, является одним из обязательных предметов для специалистов различных специальностей. В 1980 году был издан первый учебник для студентов — «Социальная психология» Андреевой, который уже вышел в нескольких изданиях.

Таким образом, мы рассмотрели основные этапы развития социальной психологии как науки. Первый этап — появление социальной психологии как науки (с середины 19 века до 1908 года). Определяется объект исследования и основные проблемы. Публикуются первые фундаментальные работы по основным темам социальной психологии. На данном этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекает внимание специалистов различных областей: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и др. Большинство работ по социальной психологии были опубликованы в первый период развития этой науки.

Второй период (до середины 1940-х гг.) характеризовался появлением научных школ социальной психологии, ориентированных на развитие как фундаментальной теории, так и прикладных аспектов исследований. Было проведено большое количество экспериментальных работ и в то же время разработаны базовые теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до настоящего времени) связан с решением практических задач. Экспериментальная психология продолжает развиваться, а фундаментальные теоретические разработки уходят на второй план. Разработаны небольшие теории специфического прикладного значения: социально-психологические особенности лидерства групп детей, психология экономики, психология рекламы, психология общественного мнения и др.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. План психологической коррекции
  2. Виды психических расстройств
  3. Взаимосвязь тревоги и депрессии
  4. Дополнительные методы
  5. Адаптация персонала в организации — Понятие, цели и виды кадровой адаптации
  6. Виды конфликтов
  7. Психологическое исследование удовлетворенности юношей и девушек в неофициальном браке
  8. Взаимосвязь образа жизни, убеждений и типов рецепторных системы мозга у людей пожилого возраста
  9. Мотивация поведения личности в организации
  10. Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста — Психологические особенности младшего школьного возраста